Напоминание

"Якутские народные подвижные игры"


Автор: Данилова Лилияна Иннокентьевна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №61 "Тропинка
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Наименование материала: Сценарий физкультурного досуга
Тема: "Якутские народные подвижные игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей и

подготовительной группы

«Якутские народные подвижные игры»

Цель: создание условий для формирования знаний у детей старшей и

подготовительной группы традиций и игр национальной культуры Якутии.

Задачи:

Сохранять и укреплять физическое и нравственное здоровье детей;

совершенствовать

двигательные

умения

и

навыки,

обучить народным подвижным играм с правилами;

развивать физические качества: ловкость, быстроту, способствовать

выразительному

и

ритмичному

выполнению

движений

под

якутские

народные мелодии;

воспитывать в играх морально-волевые качества: дружелюбие,

честность, справедливость;

формировать ответственность и дисциплинированность,

Материалы

и

оборудование: диск

-

мишень

с якутским

орнаментом;

фонограммы

якутских народных

песен,

нарты,

цветные

маленькие лоскутки - по количеству игроков.

Предварительная работа: беседы с детьми о якутских народных играх,

заучивание считалок.

Ход развлечения:

Дети под музыку входят в зал, встают в круг.

Инструктор:

Собрались здесь все мы в круг,

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (руки в стороны).

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Дорогие дети! Сегодня мы собрались с вами изучить якутскую

национальную культуру. И как мы знаем - народные игры и игрушки – это

неотъемлемая часть традиционной культуры народов Саха. Происхождение

игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного

хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого

скота,

а

также

охотой,

рыболовством.

Следует

отметить

огромное

воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье,

развивали

физическую

силу

и

мышление,

приобщали

подрастающее

поколение к духовным и культурным ценностям народа.

Давным-давно, наши бабушки и дедушки, собирались все вместе

веселились, пели песни и играли в якутские народные игры. А вы хотели бы

попасть в то время, и тоже научиться играть в подвижные якутские народные

игры?

Дети: Да!

Инструктор: Но, для начала, нам нужно немного размяться. Становитесь

на кружочки на полу.

Разминка «Охотники».

Упражнение в беге. Бег «оленя» - имитируя рога на голове. Бег

«волка» - размеренный бег. Бег «зайца» - бег с прыжком. Переход на шаг,

марш.

Упражнения на восстановление дыхания.

Итак, ребята, теперь мы поиграем с вами некоторые национальные игры

народов Якутии:

1. Прыжки через нарты

Эта игра тренирует ловкость, решительность и выдержку, где

стойки(модули) становятся нартами. В ряд ставится 5 стоек параллельно друг

друга на расстоянии 70 см. Играющие в порядке очередности прыгают через

них. В игре предусмотрено прыгать только по сигналу; прыгать на двух

ногах, мягко приземляясь на носочках; во время прыжка нельзя задевать

стойки.

2. «Салгыдый» (стрельба в цель с кружением). Этой игре отводилось

особое место в повседневной жизни древних якутов, потому что самые

ловкие игроки в последствии становились удачливыми охотниками.

Картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским

орнаментом

старину

диск

делали

из

бересты,

прошитой

вдвое)

вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится

шест (или конус, вокруг которого играющий должен несколько раз (2-3 раза)

обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто

попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста (или конуса) большее

число раз.

3.

Кочкарник.

Чтобы заготовить достаточно корма для скота на

долгую зимовку, нашим предкам нередко приходилось косить траву и на

болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подробная косьба была

нелегким занятием, требовавшим особой сноровки.

Для игры берут поленья 20 см длиной 7 см толщиной и кладем их

посреди зала (10-12 поленьев).

Ведущий отводит игрока в угол, завязывает ему глаза. Затем 1 раз

поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается

тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не

задев. Если же участники уронят поленья (кочки), то учитывается, кто

сколько уронил.

4.

«БаайБайанай» (дух покровитель охоты и промыслов).

Дети делятся на охотников и зверей. У зверей за пояс воткнуты

разноцветные лоскуты-хвостики. В середине зала чертится несколько

кружков - это убежище «зверей».

Игру начинает охотники (2-3 детей, они проговаривают стихотворение-

заклинание (просят уБайаная хорошей охоты):

«Прославленный БаайБайанай,

Веселый хозяин лесной!

Гони ко мне, гони ко мне,

Охотничью мне

Удачу пошли!»

Остальные дети становятся «зверями» и отвечают:

«Иди добычу бери.

Столько дам тебе.

сколько ты в силах поднять,

Сколько до дому донесешь».

Дети разбегаются. Убегая звери спасаются в кружках-убежищах.

Охотники ловят хвостики детей, эти звери считаются пойманными.

Пойманные дети выбывают из игры. В конце игры охотники считают свои

добычи и благодарят Байанайя.

5. «Путы»

Играющие разбиваются на две команды. Ведущий завязывает игрокам

сначала левую лодыжку, а потом привязывает к нему правую таким же

образом, что между ногами остается немного места.

Ведущий делает отметку на расстоянии 15-20 метров, ставит людей в 2

колонны и дает старт. Игроки должны в таком виде обойти отметку,

вернуться назад и передать эстафету другому. Они могут прыгать или идти

пешком, но так, чтобы путы не развязались. Та команда, которая раньше

закончила, считается победителем. Если же у кого-нибудь по дороге путы

развяжутся, он должен их завязать и двигаться дальше.

Заключительная часть.

Молодцы ребята! Вы все проявили свою силу, быстроту и ловкость и

мы поздравляем победителей. А теперь ребята, мы проверим насколько вы

сообразительны! Вот вам загадки якутские не простые, угадывайте:

Из воды родился, а воды боится. (Лед.)

По всей тундре со мною похаживают. (Унты).

Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей (Солнце, луна,

звезды).

Что в мире дороже богатства, ценнее золота? (Свобода).

Инструктор: На этом мы закончим наше развлечение, сегодня вы

потрудились на славу!



В раздел образования