Напоминание

"Сказки Ямала"


Автор: Карякина Ирина Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Сказки Ямала"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Сказки Ямала»

Р

ук

о

во

д

ит

е

ль проекта

педагог-психолог

Карякина И.С.

г. Новый Уренгой

2023г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта : 01.10.-30.11.20. (октябрь-ноябрь 2023)

Тип проекта: познавательно – воспитательный.

Руководитель проекта : Карякина И.С.

Участники проекта: дети подготовительных групп № 2, № 4 № 8;

родители воспитанников, воспитатели групп, узкие специалисты.

Возраст детей: 6-7 (8) лет.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно –

эстетическое развитие, развития воображения и фантазии, развитие

навыков нетрадиционного рисования.

Реализация проекта

Это правда!

Ну что же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Э. Успенский.

Актуальность проекта

Нетрадиционные техники – толчок к развитию воображения.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во

всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие

психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную

деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые

придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество

совершенно.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует

положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает

страх перед процессом рисования. Развивает детскую фантазию и

раскрепощает ребенка в работе, как и эмоционально, так и физически.

Духовной аспект ребенка немаловажная часть в его развитии, как и в

рисовании, так и в музыке, в спорте.

Поэтому, необходимо формировать у подрастающего поколения

духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие

нравственные принципы. Художественная литература служит могучим

действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.

Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре

подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают

читаемые им сказки, стихи, рассказы. Сказки народов севера несут в себе

мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу,

нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми,

отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с

удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью

инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие

зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется

словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы

дети знакомятся с природой края, где они живут, обычаями, укладом

жизни, учатся преодолевать трудности. Сказка становится поучительнее и

хорошо воздействует на психологическое развитие ребенка, если ее

прорисовать. Тесть, выступить своего рода иллюстратором сказки. Кто

сказал, что есть вещи, которые нельзя совмещать при творчестве? Все

возможно, если есть желание и полет фантазий.

Поэтому, для реализации проекта, мы выбрали сказками коренных

народов Севера, и «оживили» их с помощью нетрадиционной техники

рисования.

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о

родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов,

проживающих на Ямале. Закрепить навыки рисования в простых и

нетрадиционных техниках рисования. Воспитать любовь к книге,

воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого

поведения.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной

техники рисования;

Развитие навыков создания иллюстрации по сказкам народов

севера,

Формирование у детей подготовительного дошкольного возраста

представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и

обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок

северного народа.

Задачи:

Способствовать овладению дошкольниками простейшими

техническими приемами работы с различными изобразительными

материалами:

Побуждать воспитанников самостоятельно применять

нетрадиционные техники рисования (метод «тычка», рисование

«по-мокрому», пастельные мелки+ свечка и т.д.)

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными

техниками рисования и сказками народов севера, стимулировать их

совместное творчество с детьми, для создания иллюстрации к

сказкам;

Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии

природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;

Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,

послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень,

бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством

воспроизведения произведений сказочного жанра.

Воспитывать любовь к Северному краю.

Приобщить родителей (законных представителей) к активному

участию в реализации проекта.

Этапы проекта

I.

Подготовительный

Разработка плана по реализации проекта;

Подбор и изучение литературы северных народов,

иллюстраций, техники нетрадиционного рисования;

Изготовление и подбор нетрадиционного материала к

изобразительной деятельности;

Познакомить родителей и педагогов с проектом; обогащение

развивающей среды в пространстве групп ДОУ.

II.

Основной

Чтение сказок и беседы о коренных народов севера;

Занятие «Сказки народов Севера»

Беседа «Нетрадиционные техники рисования и их роль в

развитии детей дошкольного возраста»;

Оформление консультации в родительском уголке по теме:

«Значение сказки в развитии дошкольника»;

Прорисовка сказок по проекту;

Создание лэпбука «Сказки Ямала»;

Игровая программа с детьми « В гости к Ялонейки»;

Выставка рисунков «Сказки Ямала».

III.

Заключительный

Создание художественного альбома из детских рисунков

«Сказки Ямала»;

Итоговый показ презентации проекта «Сказки Ямала» .

Формы реализации проекта:

совместная деятельность в режимных моментах;

творческая деятельность детей;

совместная деятельность родителей и детей.

Предполагаемые результаты методической разработки

Воспитанник,

имеющий

представление

о

родном

крае,

о

своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих

на Ямале;

Воспитанник, имеющий представление о сказках народов севера, о

творчестве Северных писателей;

Дети

самостоятельно

используют

нетрадиционный

изобразительный материал и экспериментируют с ним;

Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью

нетрадиционных средств выразительности;

Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству

природы;

Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога,

ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное

и большое участие в работе группы.

Перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами

на октябрь-ноябрь 2020г

Название

мероприятия

Форма

проведения

Сроки

проведения

Участники

мероприятия

Ответствен

ные

Оформление

консультаци

и по теме: «

Значение

сказки в

развитии

дошкольник

а»

В совместной

деятельности

В течение 1

недели

Воспитатели,

родители

Карякина

И.С.

Чтение

сказок

коренных

народов

Севера

В

совместной

деятельности

В течении 1

недели

Дети,

воспитатели

Карякина

И.С.

Воспитател

и группы.

Занятие на

тему

«Сказки

народов

Севера»

В совместной

деятельности

В течении 2-

ой недели

Воспитанники

гр.№ 2

Карякина

И.С.

Воспитател

и группы.

Создание

лэпбука

В совместной

деятельности

В течение 3

недели

Воспитанники

гр. № 6

Карякина

И.С.

«Сказки

Ямала»

Беседа «

Нетрадицион

ные техники

рисования и

их роль в

развитии

детей

дошкольного

возраста»

В совместной

деятельности

4 неделя

Дети,

родители,

воспитатели

Карякина

И.С.

Прорисовка

1 сказки

«Сказка о

северном

сиянии»

(ненецкая)

В совместной

деятельности

4 неделя

Дети,

родители,

воспитатель

ИЗО

Карякина

И.С.

Прорисовка

2-ой сказки

«Почему у

зайца

длинные

уши?»

(мансийская)

В совместной

деятельности

5 неделя

Дети,

родители,

воспитатель

ИЗО

Карякина

И.С.

Прорисовка

3 сказки

«Кот»

В совместной

деятельности

6 неделя

Дети,

воспитатель

ИЗО

Карякина

И.С.

Прорисовка

4 сказки

«Про

северный

ветер»

В совместной

деятельности

7 неделя

Дети,

воспитатель

ИЗО

Карякина

И.С.

Игровая

программа

« В гости к

Ялонейки»

В совместной

деятельности

8 неделя

Воспитанники

гр.№ 9

Карякина

И.С.

Дугужева

С.М.

Выставка

рисунков

«Сказки

Ямала»

В совместной

деятельности

8 неделя

Воспитанники

гр.№ 2,№ 9, №

6.

Карякина

И.С.

воспитатели

Создание

художествен

ного альбома

из детских

рисунков

«Сказки

Ямала» и

презентации

проекта

«Сказки

Ямала» .

В совместной

деятельности

По окончанию

проекта

Дети,

воспитатель

ИЗО

Карякина

И.С.

Основной этап проекта

Чтение сказок и беседы о коренных народов севера

Занятие «Сказки народов Севера»

с подготовительной группой № 2 « Рябинка»

Беседа «Нетрадиционные техники рисования и их

роль в развитии детей дошкольного возраста»;

Оформление консультации в родительском уголке

по теме: «Значение сказки в развитии

дошкольника».

Прорисовка сказок по проекту

Создание лэпбука «Сказки Ямала»

с подготовительной группой № 6 «Семицветик»

Игровая программа с детьми

« В гости к Ялонейки»

в подготовительной группе № 9

«Колокольчик»

Выставка рисунков «Сказки Ямала»

Список литературы

1.

Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»/

Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.

Е.Н. Самойлова «Сказки народов севера» ТОО «Алфавит».1995

3.

Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных

малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

4.

Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для

школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.

5.

М. Булатов «Сказки народов севера» . Москва-Издательство

«Paulsen» 2020г.

6.

Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио,

АСТ ,2000

.

7.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском

саду» – М. : «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.

8.

Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная

деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей.» – 5-е

изд. – М. : Просвещение, 2004.

9.

Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» М.,

Педагогическое общество России, 2007.

10. Компанцева Л. В. «Освоение личностно-ориентированных

технологий художественного образования детей дошкольного

возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные

технологии приобщения детей к искусству» Ростов н /Д., 2003.



В раздел образования