Автор: Карякина Ирина Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Сказки Ямала"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Сказки Ямала»
Р
ук
о
во
д
ит
е
ль проекта
педагог-психолог
Карякина И.С.
г. Новый Уренгой
2023г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта : 01.10.-30.11.20. (октябрь-ноябрь 2023)
Тип проекта: познавательно – воспитательный.
Руководитель проекта : Карякина И.С.
Участники проекта: дети подготовительных групп № 2, № 4 № 8;
родители воспитанников, воспитатели групп, узкие специалисты.
Возраст детей: 6-7 (8) лет.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно –
эстетическое развитие, развития воображения и фантазии, развитие
навыков нетрадиционного рисования.
Реализация проекта
Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
Актуальность проекта
Нетрадиционные техники – толчок к развитию воображения.
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во
всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие
психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную
деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые
придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество
совершенно.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует
положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает
страх перед процессом рисования. Развивает детскую фантазию и
раскрепощает ребенка в работе, как и эмоционально, так и физически.
Духовной аспект ребенка немаловажная часть в его развитии, как и в
рисовании, так и в музыке, в спорте.
Поэтому, необходимо формировать у подрастающего поколения
духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие
нравственные принципы. Художественная литература служит могучим
действенным средством нравственного и духовного воспитания детей.
Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре
подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают
читаемые им сказки, стихи, рассказы. Сказки народов севера несут в себе
мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу,
нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми,
отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с
удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью
инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие
зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется
словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы
дети знакомятся с природой края, где они живут, обычаями, укладом
жизни, учатся преодолевать трудности. Сказка становится поучительнее и
хорошо воздействует на психологическое развитие ребенка, если ее
прорисовать. Тесть, выступить своего рода иллюстратором сказки. Кто
сказал, что есть вещи, которые нельзя совмещать при творчестве? Все
возможно, если есть желание и полет фантазий.
Поэтому, для реализации проекта, мы выбрали сказками коренных
народов Севера, и «оживили» их с помощью нетрадиционной техники
рисования.
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о
родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов,
проживающих на Ямале. Закрепить навыки рисования в простых и
нетрадиционных техниках рисования. Воспитать любовь к книге,
воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого
поведения.
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной
техники рисования;
Развитие навыков создания иллюстрации по сказкам народов
севера,
Формирование у детей подготовительного дошкольного возраста
представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и
обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок
северного народа.
Задачи:
Способствовать овладению дошкольниками простейшими
техническими приемами работы с различными изобразительными
материалами:
Побуждать воспитанников самостоятельно применять
нетрадиционные техники рисования (метод «тычка», рисование
«по-мокрому», пастельные мелки+ свечка и т.д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными
техниками рисования и сказками народов севера, стимулировать их
совместное творчество с детьми, для создания иллюстрации к
сказкам;
Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии
природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;
Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло,
послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень,
бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством
воспроизведения произведений сказочного жанра.
Воспитывать любовь к Северному краю.
Приобщить родителей (законных представителей) к активному
участию в реализации проекта.
Этапы проекта
I.
Подготовительный
•
Разработка плана по реализации проекта;
•
Подбор и изучение литературы северных народов,
иллюстраций, техники нетрадиционного рисования;
•
Изготовление и подбор нетрадиционного материала к
изобразительной деятельности;
•
Познакомить родителей и педагогов с проектом; обогащение
развивающей среды в пространстве групп ДОУ.
II.
Основной
•
Чтение сказок и беседы о коренных народов севера;
•
Занятие «Сказки народов Севера»
•
Беседа «Нетрадиционные техники рисования и их роль в
развитии детей дошкольного возраста»;
•
Оформление консультации в родительском уголке по теме:
«Значение сказки в развитии дошкольника»;
•
Прорисовка сказок по проекту;
•
Создание лэпбука «Сказки Ямала»;
•
Игровая программа с детьми « В гости к Ялонейки»;
•
Выставка рисунков «Сказки Ямала».
III.
Заключительный
•
Создание художественного альбома из детских рисунков
«Сказки Ямала»;
•
Итоговый показ презентации проекта «Сказки Ямала» .
Формы реализации проекта:
совместная деятельность в режимных моментах;
творческая деятельность детей;
совместная деятельность родителей и детей.
Предполагаемые результаты методической разработки
Воспитанник,
имеющий
представление
о
родном
крае,
о
своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих
на Ямале;
Воспитанник, имеющий представление о сказках народов севера, о
творчестве Северных писателей;
Дети
самостоятельно
используют
нетрадиционный
изобразительный материал и экспериментируют с ним;
Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью
нетрадиционных средств выразительности;
Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству
природы;
Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога,
ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное
и большое участие в работе группы.
Перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами
на октябрь-ноябрь 2020г
Название
мероприятия
Форма
проведения
Сроки
проведения
Участники
мероприятия
Ответствен
ные
Оформление
консультаци
и по теме: «
Значение
сказки в
развитии
дошкольник
а»
В совместной
деятельности
В течение 1
недели
Воспитатели,
родители
Карякина
И.С.
Чтение
сказок
коренных
народов
Севера
В
совместной
деятельности
В течении 1
недели
Дети,
воспитатели
Карякина
И.С.
Воспитател
и группы.
Занятие на
тему
«Сказки
народов
Севера»
В совместной
деятельности
В течении 2-
ой недели
Воспитанники
гр.№ 2
Карякина
И.С.
Воспитател
и группы.
Создание
лэпбука
В совместной
деятельности
В течение 3
недели
Воспитанники
гр. № 6
Карякина
И.С.
«Сказки
Ямала»
Беседа «
Нетрадицион
ные техники
рисования и
их роль в
развитии
детей
дошкольного
возраста»
В совместной
деятельности
4 неделя
Дети,
родители,
воспитатели
Карякина
И.С.
Прорисовка
1 сказки
«Сказка о
северном
сиянии»
(ненецкая)
В совместной
деятельности
4 неделя
Дети,
родители,
воспитатель
ИЗО
Карякина
И.С.
Прорисовка
2-ой сказки
«Почему у
зайца
длинные
уши?»
(мансийская)
В совместной
деятельности
5 неделя
Дети,
родители,
воспитатель
ИЗО
Карякина
И.С.
Прорисовка
3 сказки
«Кот»
В совместной
деятельности
6 неделя
Дети,
воспитатель
ИЗО
Карякина
И.С.
Прорисовка
4 сказки
«Про
северный
ветер»
В совместной
деятельности
7 неделя
Дети,
воспитатель
ИЗО
Карякина
И.С.
Игровая
программа
« В гости к
Ялонейки»
В совместной
деятельности
8 неделя
Воспитанники
гр.№ 9
Карякина
И.С.
Дугужева
С.М.
Выставка
рисунков
«Сказки
Ямала»
В совместной
деятельности
8 неделя
Воспитанники
гр.№ 2,№ 9, №
6.
Карякина
И.С.
воспитатели
Создание
художествен
ного альбома
из детских
рисунков
«Сказки
Ямала» и
презентации
проекта
«Сказки
Ямала» .
В совместной
деятельности
По окончанию
проекта
Дети,
воспитатель
ИЗО
Карякина
И.С.
Основной этап проекта
Чтение сказок и беседы о коренных народов севера
Занятие «Сказки народов Севера»
с подготовительной группой № 2 « Рябинка»
Беседа «Нетрадиционные техники рисования и их
роль в развитии детей дошкольного возраста»;
Оформление консультации в родительском уголке
по теме: «Значение сказки в развитии
дошкольника».
Прорисовка сказок по проекту
Создание лэпбука «Сказки Ямала»
с подготовительной группой № 6 «Семицветик»
Игровая программа с детьми
« В гости к Ялонейки»
в подготовительной группе № 9
«Колокольчик»
Выставка рисунков «Сказки Ямала»
Список литературы
1.
Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»/
Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.
Е.Н. Самойлова «Сказки народов севера» ТОО «Алфавит».1995
3.
Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных
малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
4.
Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для
школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
5.
М. Булатов «Сказки народов севера» . Москва-Издательство
«Paulsen» 2020г.
6.
Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио,
АСТ ,2000
.
7.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду» – М. : «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
8.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная
деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей.» – 5-е
изд. – М. : Просвещение, 2004.
9.
Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» М.,
Педагогическое общество России, 2007.
10. Компанцева Л. В. «Освоение личностно-ориентированных
технологий художественного образования детей дошкольного
возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные
технологии приобщения детей к искусству» Ростов н /Д., 2003.