Напоминание

Использование палочек "Кюизинера" для развития речи дошкольников


Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Центр развития детский сад №121 " Умничка"
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование палочек "Кюизинера" для развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование палочек «Кюизинера» для развития речи дошкольников.

По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. В связи с современными условиями особое значение приобретают

развивающие технологии. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти,

мышления, пространственного воображения, речи, математических, конструкторских

способностей и в целом направлены на развитие познавательной активности ребенка.

Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в

педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с

детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.

Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно

применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и

в других направлениях деятельности

В ознакомлении с окружающим миром можно использовать палочки «Кюизенера» как

мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также

предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых

представлений.

Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые

нарушения, основной целью можно определить формирование всех компонентов речевой

системы у детей дошкольного возраста, создание предпосылок для их успешной

социальной адаптации.

В соответствии с поставленной целью существуют следующие задачи:

1. Развитие познавательной активности детей с нарушениями речи, их интеллектуальных

умений;

2. Активизация и обогащение словаря;

3. Формирование правильного звукопроизношения;

4. Формирование фонематического восприятия и слуха;

5. Развитие мелкой моторики;

6. Развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

В развитии речи можно использовать при сравнении прилагательных: длинный,

длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников

расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их

соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов.

Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и

активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка»,

«Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы,

употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй

речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен

существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит

обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем

числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать

значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные

наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед,

пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги)

и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые,

сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними

диалоги, развивать доказательную речь. В процессе развития речи детей использую

палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове

и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы

помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению

грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении

ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые

помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все

речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически

правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.

С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:

— коррекция звукопроизношения;

— обогащение словарного запаса;

— развитие грамматики и словоизменения;

— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;

— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

— развитие слухового восприятия и внимания;

— развитие зрительного восприятия и памяти;

— развитие чувства ритма;

— развитие мыслительных операций.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей

дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого

способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Инновационные технологии в деятельности логопеда выступают одним из перспективных

средств коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые

нарушения. Эти методы эффективные средства коррекции, которые помогают

максимально достичь высоких результатов в преодолении речевых трудностей у детей

дошкольного возраста.



В раздел образования