Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Центр развития детский сад №121 " Умничка"
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование палочек "Кюизинера" для развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование палочек «Кюизинера» для развития речи дошкольников.
По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. В связи с современными условиями особое значение приобретают
развивающие технологии. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти,
мышления, пространственного воображения, речи, математических, конструкторских
способностей и в целом направлены на развитие познавательной активности ребенка.
Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в
педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с
детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.
Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно
применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и
в других направлениях деятельности
В ознакомлении с окружающим миром можно использовать палочки «Кюизенера» как
мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также
предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых
представлений.
Внедряя палочки Кюизенера в работу с детьми имеющих речевые
нарушения, основной целью можно определить формирование всех компонентов речевой
системы у детей дошкольного возраста, создание предпосылок для их успешной
социальной адаптации.
В соответствии с поставленной целью существуют следующие задачи:
1. Развитие познавательной активности детей с нарушениями речи, их интеллектуальных
умений;
2. Активизация и обогащение словаря;
3. Формирование правильного звукопроизношения;
4. Формирование фонематического восприятия и слуха;
5. Развитие мелкой моторики;
6. Развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
В развитии речи можно использовать при сравнении прилагательных: длинный,
длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников
расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их
соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов.
Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и
активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка»,
«Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы,
употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй
речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен
существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит
обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем
числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать
значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные
наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед,
пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги)
и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними
диалоги, развивать доказательную речь. В процессе развития речи детей использую
палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове
и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы
помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению
грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении
ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые
помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все
речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически
правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.
С помощью палочек Кюизенера, можно решить множество задач:
— коррекция звукопроизношения;
— обогащение словарного запаса;
— развитие грамматики и словоизменения;
— умение у детей использовать в речи разнообразные конструкции предложений;
— формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
— развитие слухового восприятия и внимания;
— развитие зрительного восприятия и памяти;
— развитие чувства ритма;
— развитие мыслительных операций.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей
дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого
способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Инновационные технологии в деятельности логопеда выступают одним из перспективных
средств коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые
нарушения. Эти методы эффективные средства коррекции, которые помогают
максимально достичь высоких результатов в преодолении речевых трудностей у детей
дошкольного возраста.