Напоминание

"Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"


Автор: Демидова Елена Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад №100"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Автоматизировать звук – значит довести приобретенный ребенком навык до

автоматизма. Целью автоматизации является формирование условно-

рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ,

введение звука в самостоятельную речь. Автоматизация поставленного звука

у детей с речевым недоразвитием проводится поэтапно: - автоматизация

звука в отраженной речи (воспроизведение за педагогом слогов, слогов,

словосочетаний, предложений); - самостоятельное называние речевого

материала с автоматизируемым звуком (слов, словосочетаний, простых

предложений) с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы

воспитателя, опорные слова, схемы предложений; - автоматизация в

различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки, стихи,

небольшие рассказы); - автоматизация звуков в самостоятельной речи

(составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин,

пересказов текстов и т.п.) Процесс автоматизации поставленных звуков у

детей с системным недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает

довольно длительно, что обусловлено органическим поражением

центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога

творческого подхода к организации коррекционного процесса,

использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания

и поддержания интереса детей. С этой целью используются как

традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные

самостоятельно, так и некоторые авторские материалы с использованием

мнемотехники. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в

различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации

(с-с-с – насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой

целью используются символы звуков, звуковые дорожки. Для автоматизации

звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет

специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на

картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т.д. С этой целью

используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото». Для

автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные

картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова

назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко»

(рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки. Параллельно

решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку

предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно

произнести слова, содержащие заданный звук. («Найди и зачеркни»;

дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести

товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).

На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки

словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные

упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа

имен существительных в именительном и родительном падежах. (Оса – осы,

коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т.д.). Образование

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик,

сом – сомик, стол – столик и т.д.). Образование относительных

прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов –

абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный

сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с

числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.). Работа по

автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже

отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем

повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством

упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и

сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой

целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с

инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь

предложение». Работу по автоматизации звука в различных формах

заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок,

небольших рифмовок, потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный

текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к

заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок.

Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на

данном этапе давно зарекомендовало себя в логопедической практике.

Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного

составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин,

пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель

логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком

способностью к правильному его произношению в спонтанной речи.

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение

ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной

речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и требовать

правильного произношения звуков во всех видах детской деятельности, во

время режимных моментов, что позволит существенно повысить

эффективность коррекционно-логопедического воздействия.



В раздел образования