Автор: Демидова Елена Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад №100"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Автоматизировать звук – значит довести приобретенный ребенком навык до
автоматизма. Целью автоматизации является формирование условно-
рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ,
введение звука в самостоятельную речь. Автоматизация поставленного звука
у детей с речевым недоразвитием проводится поэтапно: - автоматизация
звука в отраженной речи (воспроизведение за педагогом слогов, слогов,
словосочетаний, предложений); - самостоятельное называние речевого
материала с автоматизируемым звуком (слов, словосочетаний, простых
предложений) с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы
воспитателя, опорные слова, схемы предложений; - автоматизация в
различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки, стихи,
небольшие рассказы); - автоматизация звуков в самостоятельной речи
(составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин,
пересказов текстов и т.п.) Процесс автоматизации поставленных звуков у
детей с системным недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает
довольно длительно, что обусловлено органическим поражением
центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога
творческого подхода к организации коррекционного процесса,
использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания
и поддержания интереса детей. С этой целью используются как
традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные
самостоятельно, так и некоторые авторские материалы с использованием
мнемотехники. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в
различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации
(с-с-с – насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой
целью используются символы звуков, звуковые дорожки. Для автоматизации
звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет
специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на
картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т.д. С этой целью
используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото». Для
автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные
картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова
назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко»
(рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки. Параллельно
решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку
предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно
произнести слова, содержащие заданный звук. («Найди и зачеркни»;
дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести
товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки
словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные
упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа
имен существительных в именительном и родительном падежах. (Оса – осы,
коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т.д.). Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик,
сом – сомик, стол – столик и т.д.). Образование относительных
прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов –
абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный
сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с
числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.). Работа по
автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже
отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем
повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством
упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и
сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой
целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с
инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь
предложение». Работу по автоматизации звука в различных формах
заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок,
небольших рифмовок, потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный
текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к
заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок.
Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на
данном этапе давно зарекомендовало себя в логопедической практике.
Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного
составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин,
пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель
логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком
способностью к правильному его произношению в спонтанной речи.
Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение
ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной
речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и требовать
правильного произношения звуков во всех видах детской деятельности, во
время режимных моментов, что позволит существенно повысить
эффективность коррекционно-логопедического воздействия.