Автор: Спиридонова Лариса Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ центр развития ребенка-детский сад №100
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Проблемы личностного развития
Раздел: дошкольное образование
Проблемы личностного развития
Беззащитность перед агрессией
Среди детей есть и агрессоры и тихони. Тихони чаще-девочки, но нередко и мальчики. Незлобливые, кроткие,
они уступают свои вещи другим, никогда не дадут сдачи обидчику. Не стараются привлечь к себе внимание,
не пытаются требовать даже законно своего, легко смиряются с потерями, несправедливыми решениями, не
пытаются себя отстоять. Активным контактам они предпочитают позицию наблюдателя, коллективным играм-
индивидуальное общение. Родители и окружающие считают таких детей неприспособленными к жизни, Их
возможности часто недооценивают, занижают. Многие родители считают, что главное продемонстрировать
свои возможности перед другими, отстоять и защитить себя. А именно этого тихие дети и не умеют. Не все
тихони такие от природы. «Тихие» качества сформировали в них родители чрезмерными требованиями
соблюдать нормы поведения, постоянными напоминаниями о том, как должна себя вести приличная девочка
или воспитанный мальчик. Поведением этих детей управляют слова «прилично» или «неприлично».
Неприлично выходить из себя, говорить грубые слова, драться. Опускаться до уровня обидчика, повышать
голос на родителей. Прилично быть скромным, стеснительным. Почтительным к старшим, держать свое
мнение при себе. Нередко добытая таким образом «приличность» оборачивается серьезными проблемами и
для родителей. Но, главным образом, для самого ребенка – от непредсказуемых вспышек агрессии до
тяжелых эмоциональных расстройств. Неагрессивный ребенок : как ему помочь? Ирония и юмор – защита
неагрессивных детей. Но есть и другие тихони: они чувствуют себя в этой роли комфортно, поскольку он
соответствует их психологической природе. Их кротость и уступчивость поначалу устраивает родителей,
поскольку избавляет от многих хлопот. Но по мере того, как ребенок вырастает, у родителей появляется
беспокойство. Родителям кажется , что они помогут ребенку. Если научат его злиться, толкаться, выкрикивать
обидные слова, драться. Но тихие дети, как правило, слабее других энергетически. И, отказываясь от
протестов, отпоров и т.д. они, прежде всего, берегут свою энергию. И все же не стоит родителям вовсе
отказываться научить тихого ребенка защищать себя. Можно предложить ему разнообразные решения
возможных конфликтных ситуаций, продемонстрировать их и разыграть вместе с ним. Ребенок сам выберет
подходящие ему способы защиты.
Если ребенок обманывает…
Что делать, если ребенок все время обманывает? Что сказать ему, когда выясняется, что он в очередной раз
все выдумал? И как понять различает ли он правду и ложь, с какого возраста он способен сознательно
обманывать? Причины, по которым малыш говорит неправду, могут быть самыми разными. Классический
случай – мифомания или патологическое вранье. В этом случае идет речь о чистом вымысле. И, если есть
потребность в такой воображаемой жизни, не надо это у него отнимать, а надо, наоборот, оберегать этот
выдуманный мир. Но ведь бывает ложь сознательная, когда ребенок пытается спасти себя от неприятностей.
В любой ситуации прежде всего постарайтесь понять ребенка и ни в коем случае не спешите его наказывать!
Окончательно и бесповоротно победить ложь еще не удавалось никому, но снизить ее количество вполне
реально. Самый бесполезный способ пресечь ложь – это запугать детей. Бурная реакция лишь усилит его
потребность лгать. Никогда не называйте ребенка лгуном, вруном и т.д. Не давите на него, примите таким,
каким он есть. Чем лучше себя будет чувствовать ребенок в обществе родителей, воспитателей, чем чаща его
будут поощрять за хорошие поступки, тем более хорошее представление у него сложится о самом себе и тем
реже будет возникать потребность говорить неправду.
Демонстративный ребенок
Демонстративность- это очень часто встречающаяся личная особенность. В ее основе лежит повешенная
потребность во внимании к себе. Обычно таким детям свойственна любовь к украшениям. Для привлечения
внимания они могут использовать самые разные способы: кривляние, сознательное нарушение правил
поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость. Демонстративность сама
по себе не является отрицательной чертой, но подчас может приводить к трудностям в воспитании ребенка.
Зато она сможет стать источником очень действенной мотивации. Кроме того демонстративность необходима
для занятий любым видом искусства. Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания
демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания. Часто ребенок может использовать
негативное самопредъявление, нарушая все правила поведения, для привлечения внимания.
Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются
для ребенка поощрением. Истинным наказанием для него является только лишение внимания. Здесь главное-
замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе
внимание хулиганскими выходками. В остальных случаях любые замечания надо свести к нулю. Если
проступок настолько серьезен, что его невозможно оставить без внимания, то наказание должно быть
предельно безэмоционально. Для удовлетворения ненасытной потребности ребенка во внимании подойдут,
например, театральные занятия- надо дать ему возможность играть роль, но не в жизни, а на сцене.
О нытье и хныканье
Главная цель хныканья-добиться нашего внимания. Тон хныканья изводит, как бормашина. Более того оно
может быстро превратиться в полноценную истерику. Начинается оно достаточно рано, пик приходится
примерно на 4 года, но может продолжаться и в школьном возрасте. Но есть хорошая новость: хныканью
учатся, значит, от такого поведения можно отучить. И чем скорее вы этим займетесь, тем меньше вероятность,
что это станет назойливой привычкой. Воспользуйтесь четырьмя шагами в борьбе с хныканьем:
Шаг 1 – Установите абсолютную нетерпимость к хныканью! Не позволяйте малышу победить! Не уступайте!
Хныканье, если его не остановить вовремя, часто перерастает в дерзость, привычку перечить и истерики.
Лучший способ остановить подобное поведение-совершенно отказаться выслушивать просьбы, которые
произносятся поющим тоном и воспринимать только нормальные интонации.
Шаг 2 – Продемонстрируйте нормальные интонации, Выберите свободную минутку и поговорите с ребенком,
почему хныканье неприемлемо. Важно. чтобы ребенок понял разницу между хныканьем и нормальным
тоном.
Шаг 3 – Установите правила поведения. Объявите ребенку, что отныне каждый раз на хныканье он будет
получать отказ. Затем откажитесь слушать даже первые звуки хныканья. Ребенок должен усвоить, что
введенные вами правила не обсуждаются.
Шаг 4 – Введите штрафные санкции, если хныканье продолжается. Штрафные санкции эффективны только
тогда, когда применяются каждый раз при плохом поведении. Учтите, если вы не будете следовать этому
правилу, хныканье усугубится! И это произойдет потому, что ребенок поймет: вы можете уступить. Не
проявляйте эмоций, используя штрафные санкции, не отчитывайте ребенка, не высказывайте злости или
раздражения. Не забывайте так же хвалить ребенка, поощряйте его – для того, чтобы поломать привычку,
требуется время!
И самое главное – не сдавайтесь!