Авторы: Пастухова Елена Александровна, Руленко Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад 190 " Степашка"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Проект группы.
Тема: " Лето, ах, лето".Вторая младшая группа.
Раздел: дошкольное образование
«Проект «Лето , лето» в вторая младшая группа
« Белоснежки»
Воспитатели: Пастухова Е. А. Руленко Г. И.
Актуальность.
Лето – замечательная пора! Именно в этот период дети много времени
проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников,
чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным
содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках,
праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго
радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на
укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание
положительных эмоций.
Цели для педагога:
1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей с учетом
их индивидуальных особенностей; полностью удовлетворить потребности
растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Задачи для педагога:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья
детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать мероприятия, направленные на оздоровление и физическое
развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и
познавательной активизации, формирование культурно-гигиенических и
трудовых навыков.
3. Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по
вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
4. Повышать активность родителей в организации летней оздоровительной
работы в детском саду.
5. Полноценное физическое развитие детей, повышение эмоционально-
положительного настроя с помощью организации тематических праздников и
развлечений.
6.Формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью.
7. Способствовать развитию двигательной самостоятельности, двигательного
творчества, инициативы и сообразительности.
8. Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире
( о предметном, социальном мире, мире природы).
9. Воспитывать у детей позицию созидателей и помощников природы.
10. Развивать способности детей в различных видах художественно -
эстетической деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости среди детей;
- Развитие социально-нравственных, коммуникативных качеств ребенка;
- Повышение интереса к прекрасному миру природы, к ее познанию;
- Проявление таких качеств, как доброта, милосердие, забота.
Оздоровление и физическое развитие. Утренняя гимнастика. Гимнастика
после сна. Народные и подвижные игры. Спортивные игры с элементами
футбола, пионербола, баскетбола.
Закаливающие процедуры. Хождение босиком. Солнечные ванны.
Обливание и мытье ног. Походы на близкие расстояния.
Развитие любознательности. Наблюдения. Экскурсии. Экспериментальная
деятельность.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Аппликация. Театр.
Трудовые навыки. Цветник. Уборка территории. Поделки.
Работа с родителями. Рубрика «Вам интересно, детям полезно»,
Консультации:
"Игры на природе", "Солнечный удар", "Будьте осторожны".
Срок реализации: 3 месяца.
Вид проекта: информационно-практический с элементами творчества.
План реализации.
Этапы.
Подготовительный этап включает в себя:
1. Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
Основной этап реализует недельные темы:
Июнь «Лето в яркие цвета одето», темы недель:
«Лето», «Красивые цветы», «Деревья, кустарники, травы»,
«Насекомые».
Июль «Безопасное лето», темы недель:
«Моя семья», «Животные, птицы летом» , «Опасности вокруг нас»,
« Дорога и дети».
Август «Прощание с летом», темы недель:
«Хлеб – всему голова», «Витаминки», « Всё о нашем здоровье» (2
недели), «Как я провел лето» .
Июнь:
Тематическая беседа «Лето и мы»
Цель: познакомить детей с характерными признаками лета, побеседовать о
них.
Беседа «Ох, лето красное, любил бы я тебя..»
Цель: расширять представления детей о пользе и вреде солнца (тепловой и
солнечный удары, распространение инфекций).
Беседа «Труд людей летом»
Цель: формировать элементарные представления о садовых и огородных
растениях, летних хлопотах человека.
Беседа «Летние забавы»
Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение детей к
красоте летней природы и отдыха на лоне природы.
Беседа «Как мы летом одеваемся»
Цель: расширять представления детей о летней одежде, материалах,
необходимых для её пошива.
Беседа «Цветы»
Цель: Расширение представлений детей о цветах луговых .
Задачи: уточнить знания детей о том, что растения вырастают из семян.
развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память,
внимание, мышление, воспитывать бережное отношение к окружающей
природе.
Беседа «Садовые цветы»
Цель: Расширение представлений детей о цветах садовых, воспитывать
бережное отношение к окружающей природе.
Беседа «Цветы в стихах и загадках»
Цель: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память,
внимание, мышление, воспитывать бережное отношение к окружающей
природе.
Беседа "Цветок"
Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших
взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.
Тема беседы: Уход за комнатными растениями.
Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях.
Беседа на тему: «Насекомые» (средняя группа)
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми,
формировать представления о разнообразных насекомых.
Беседа в средней группе тема «Бабочки»
Цели: Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми
бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого. Словарь:
голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал. Воспитывать интерес к
жизни бабочек.
Беседа «Божья коровка»
Цели: Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке.
Закрепить знания о насекомых и их развитии.
Развивать интерес к жизни насекомых.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи
всего живого на земле.
Беседа «Муравей».
Цели: Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством
муравейника.
Развивать мышление.
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о
жизни насекомых.
Беседа «Стрекоза»
Цели: Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни
стрекозы. Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек,
пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко. Учить
детей понимать образные выражения.
Показ презентаций «Насекомые», «Муравейник».
Беседа «Деревья и кустарники»
Цель: учить различать деревья и кустарники
.
Обобщающая беседа о деревьях и кустах.
Цель: закреплять знания детей по теме недели; развивать речь, учить
рассказывать по картинкам, отличать дерево от куста.
Беседа «Для чего нужны деревья, польза от деревьев»
Цель: обогащать знания детей о пользе растений.
Беседа «Деревья, кустарники, травы».
Цель: закреплять представления о том, что растения – живые модели.
Беседа «культурные и дикие растения»
Цель: способствовать обобщению представлений о растениях.
Показ презентации «Деревья, кустарники, травы».
Июль:
Беседа «Что такое семья»
Цель: Объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое
любимое и надёжное место на земле. Воспитывать любовь и уважение к
старшим: бабушке, дедушке, маме, папе.
Беседа на тему: «Моя семья».
Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.
Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья». Развивать
представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга,
заботятся друг о друге .
Беседа «Моя семья в пословицах и поговорках»
Задачи:
Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят
друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов
своей семьи).
Воспитывать желание заботиться о близких.
Беседа «Люблю я мамочку мою»
Задачи: 1.Систематизировать представления детей о семье: закрепить умение
называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. 2.
Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое
отношение к членам своей семьи. 3. Развивать умение выражать свои чувства
по отношению к близким людям; развивать диалогическую форму речи.
Беседа « Семья в загадках»
Цель. Формировать представление детей о семье, о доброжелательных
отношениях родных людей.
Беседа « Опасные ситуации на улице и во дворе» 2.
Задачи:
Учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых
предметов и при встрече с незнакомыми людьми.
Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей.
Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
Беседа «Опасности на улице и во дворе».
Задачи:
Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.
Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на
дороге, в детском парке и около дома.
Беседа «Один дома»
Задачи: формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности;
учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребёнка,
если он находится один в доме.
Беседа «Опасные предметы в быту»
Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и
здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их
необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Беседа «Опасные предметы»
Цель: Закрепить знание детей правил пожарной безопасности. Закрепить
знание детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем
пространстве.
Беседа на тему: « Безопасная дорога»
Цели:
- Воспитывать уважение к профессиям. Закреплять с детьми правила
дорожного движения. Знать цвета светофора.
- Развивать внимание, ориентировку на местности. Знать, что играть на
проезжей части дороги нельзя.
- Учить детей соблюдать правила дорожного движения.
Беседа на тему «Регулировщик»
Цель: познакомить детей с профессией милиционера – регул ировщика и
работой ГАИ.
Беседа на тему «Правила поведения в транспорте»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Беседа на тему «Безопасность на дорогах»
Цель: напомнить детям о правилах поведения на дорогах.
Беседа на тему «Посмотри налево, посмотри направо».
Цель: Закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу
Беседа на тему «Пора не пора – не ходи со двора».
Цель: Разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.
Беседа "Мы знакомимся с улицей"
Цель. Познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила
поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по
правой его стороне, переходить улицу только по специально выделенному
переходу - «зебре», если нарушишь эти правила, можно попасть под машину.
Беседа "Знай и выполняй правила дорожного движения "
Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения (знать, что люди
ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем
сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт
ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора;
уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено
движение транспорта и людей).
«Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром»
Цели: закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать
внимание и навыки ориентировки в пространстве.
«Наблюдение за проезжей частью дороги»
Цели: познакомить с проезжей частью дороги — шоссе; дать представление
о правилах дорожного движения.
Целевая прогулка "Наблюдение за светофором"
Цель: Закрепить знания детей о том, что светофор управляет сложным
движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, взять с собой
свою любимую игрушку. Воспитывать умение правильно реагировать на
сигналы светофора.
«Наблюдение за автобусом »
Цель: знакомить с названиями частей машины.
Беседа: «Путешествие в лес».
Цель: Обобщить и систематизировать представление об экосистеме – лес.
Беседа: «Здравствуй, лето красное. Растения и животные летом».
Цели: закреплять названия летних месяцев, называть их в правильной
последовательности; продолжать
знакомить с народными приметами;
подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно
купаться, ходить босиком, греться на солнышке.
Беседа «Почва - живая земля.» Беседа « Кто создаёт почву?»
ЦЕЛЬ
:
ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её
составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира
Земли.
Беседа «Кто живет в пресной воде?».
Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов (рек,
озер), их образе жизни и значении.
Показ презентации «Кто живет в земле?»
Цель: обобщить знания детей об обитателях земли.
Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»
Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать
изображение равномерно по всей поверхности.
Август :
Беседа о витаминах
Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Беседа «Витамины и здоровье»
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Беседа «Что мы узнали о витаминах»
Цель: закрепить знания детей по теме «Где живут витамины?»
В стране Болючке.
Очень серьёзная сказка-беседа для дошкольников.
ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Беседа: «Хлеб — всему голова»
Программное содержание: датъ детям понятие того, что хлеб является
ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием
хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до
стола, воспитывать уважение к труду взрослых
Беседа «Как выращивают хлеб»
Цели: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить
внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в
работе, на механизацию труда.
Беседа: «Каша - здоровье наше»
Цели: Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского
питания;
Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.
Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными.
Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.
« Хлеб - всему голова» - Итоговая беседа.
Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом
питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
закрепить знание о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать
уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Беседа «Интересное о хлебе».
Цель: Развивать интерес к окружающему миру
.
Беседа1: «Кто я?»
Цели:
• дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как
живого организма;
• учить замечать индивидуальные черты у себя и у других людей (я – такой, а
он – другой);
• знать полезные и вредные привычки.
Беседа 2 : «Человек и его здоровье»
Цели:
• рассказать дошкольникам о детском организме;
• сформировать стремление к здоровому образу жизни и осознанное
отношение к собственному здоровью.
Беседа 3: «Витамины укрепляют организм»
Цели:
• познакомить детей с понятием «витамины»;
• закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме
человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;
• воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.
Беседа 4: «Здоровая пища»
Цели:
• рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна
быть не только вкусной, но и полезной;
• дать информацию о пользе витаминов.
Беседа 5: «Микробы»
Цель:
• дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.
Беседа 6: «Личная гигиена»
Цель:
• развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических
процедур.
Беседа 7: «Режим дня»
Цель:
• сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении
для организма.
Беседа 8: «Мой замечательный нос»
Цели:
• рассказать детям о том, зачем человеку нос, каково его назначение.
• Объяснить, почему нужно заботиться о чистоте воздуха в помещении.
• Создать у детей представления о здоровом образе жизни.
Беседа 9: «Осанка – красивая спина»
Цель:
• учить следить за своим здоровьем;
• побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться
достигнутому результату.
Беседа10: «Спорт – это здоровье»
Цель:
• способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности
заниматься физической культурой и спортом.
• Закрепить знания о различных видах спорта.
Беседа «Как я провел лето»
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1. Уточнить представления детей о двух временах года – о лете и осени;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать;
делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Итоговая беседа на тему «Лето»
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето».
Беседа «Спортландия»
Цели: Познакомить детей с различными видами спорта (футбол, волейбол,
баскетбол, теннис, бокс, гимнастика, легкая атлетика). Воспитывать у детей
увлечение спортивными играми, занятиями спортом.
Беседа « До свидания, лето красное!»
Цель: закрепить знания детей о времени года – лете, сезонных изменениях в
природе, природных явлениях с использованием поговорок, народных
примет, литературы.
Беседа «Летние забавы»
Цель: формировать положительно – эмоциональное отношение детей к
красоте летней природы и отдыха на лоне природы.
В ходе проекта использовались следующие подвижные игры:
«Мяч через сетку» (бросание и ловля мяча)
Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку
двумя руками снизу и из-за головы.
«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве)
Задачи: Учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять
действия по сигналу.
«У медведя во бору» (бег)
Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и
ловить).
« Найди и промолчи» (на ориентировку в пространстве)
Задачи: Учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
«Самолеты» (бег)
Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык
построения в колонну. Упражнять в беге.
«Цветные автомобили» (бег)
Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать
по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
«Лиса в курятнике» (прыжки)
Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по
сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в
глубину.
«Птички и кошка» (бег)
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
« Зайцы и волк» (прыжки)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,
упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
«Лошадки» (бег)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать
движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
«Найди себе пару» (бег)
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову,
быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать
инициативу, сообразительность.
«Кегли» ( катание шара)
Задачи: Учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и
резком катание шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.
«Подбрось-поймай» (игра с бросанием и ловлей мяча)
Задачи: Учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя
руками снизу вверх и ловить его.
«Ловишки» (бег)
Задачи: Учить бегу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу.
Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели»
дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На cлова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать
бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За
один раз можно поймать только одну бабочку.
Закрепление произношения звука «Ж»
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
Звук, который мы слышим во время полета пчелы, она издает крыльями.
Дыхательное упражнение «Отправь пчелу в полет»
Теперь закройте коробок-«улей», посадите пчелу на него. Пора пчеле лететь
за нектаром. Подуйте на пчелу, чтобы отправить ее в полет. Дуйте так, чтобы
щеки не раздувались.
Опытно – экспериментальная деятельность проекта:
Опытно - экспериментальная деятельность «Строение растения».
Цель:
Расширить
и
уточнить знания о
функциях
некоторых частей
растения (корень, стебель).
Опыт №1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Опыт 2
Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на
тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных
обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно
прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Опыт 3
Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит"
воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Опыт 4
Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные
последствия этого.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах,
ягодах.
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
Опыт «Где прячутся детки?»
Цель: выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые
растения.
Опыт «У кого какие детки?»
Цель: выделить общее строение семян (наличие ядрышка). Побудить к
называнию частей семян.
Опыт «Как развивается растение?»
Цель: выделить циклы развития растения: семя – росток – растение- -цветок
– плод – семя.
Опыт «Что любят растения?»
Цель: установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Опытно- исследовательская деятельность «Почему птицы могут
летать?»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие
приспособиться к жизни в окружающей среде.
Опытно – исследовательская деятельность «Кто живет в воде?»
Цель: найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться
к жизни в окружающей среде.
Опыт «Как спрятаться бабочкам?»
Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых,
позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Опыт «Откуда берется голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать
понятие об охране органов речи.
Опыт «Носарий»
Цель: познакомить с функцией носа, его строением.
Опыт «Умный нос»
Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями
работы носа.
Опыт «Язычок – помощник»
Цель: познакомить со строением и значением языка, поупражняться в
определении вкуса продуктов.
Опыты:
- Вода не имеет формы, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса (понюхать,
попробовать на вкус; вода принимает форму того сосуда, в который её
наливают, поэтому и говорят, что вода не имеет формы) Сравнить объём
воды налитый в узкий и широкий сосуды;
- посев пшеницы в землю. Обратить внимание детей на то, сколько времени
понадобится до появления первых всходов. Какие условия нужны для более
быстрого прорастания семян. Внести в дневник наблюдений;
- способы получения муки из зёрен. Представьте себе, что мы оказались на
необитаемом острове. Мы захотели есть, но у нас ничего нет, кроме зёрен
пшеницы. Что делать? (Дети предлагают свои способы получения муки –
потереть, размять, постукать, раскатать, растереть);
- волшебные превращения муки в тесто. Показать детям разные способы
получения теста. Обратить внимание на то, как микроскопические организмы
дрожжи помогают приготовить тесто;
- наблюдение за приготовлением вкусного хлеба. Правила вкусного хлеба:
готовить его нужно с любовью и душою, тогда и выпечка получается
пышная, вкусная, нежная;
- почему хлеб плесневеет (см. приложение);
- голодные грибки (см. приложение).
Дидактические игры:
Игра "Кто где живет?"
Цель: Закрепление знаний о местах проживания насекомых.
Игра «Отгадай, какое это насекомые» Цель: описать характерные
особенности задуманного насекомого.
Игра «Кто здесь лишний?»
Цель: Закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.
Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»
Часть детей изображают цветы (им на головы надеваются веночки) и
располагаются сидя на корточках по всей игровой площади. Остальные дети
изображают пчел, которые летают от цветка к цветку, собирая нектар и
пыльцу. Выполняя эти движения, дети-пчелы жужжат: «жжжж…». По
сигналу: «Темнеет», «Дождик собирается» или «Ветер усиливается» они
летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
Дидактические игры на развитие речи и памяти:
Дидактическая игра « С какого дерева листик, веточка?»
Дидактическая игра «Угадай, о каком дереве я говорю?"
Дидактическая игра «Назови ласково».
Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева)
Цели игр: закрепить знания детей по теме «Деревья, кустарники, травы»,
развивать память, речь, пополнять словарный запас детей.
Дидактическая игра «Сварите вкусный борщ».
Цель: учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка,
кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое
мышление, внимательность.
Дидактическая игра «Что где растет».
Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах,
развивать память, речь, внимательность.
Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на
ветке»
Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах,
фруктах и ягодах.
Д/игра «Летняя одежда».
Цель: Показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
Словесные игры
« Назови профессию»
Цель: Словообразование существительных, обозначающих лиц мужского и
женского рода по их профессиям.
трактор – тракторист – трактористка
скот – скотник – скотница
работает на тракторе – тракторист.
Игры «Назови по действию», «Назови действия крестьян –
земледельцев», «Назови профессии крестьян, работающих на земле»
Цель: Упражнять в словообразовании отглагольных существительных (не
называя термина)
пашут – вспашка – пахота;
боронят – боронование;
сеют – сев;
подкармливают – подкормка;
убирают (урожай) – уборка (урожая);
хранят (зерно) – хранение (зерна);
Выпекают (хлеб) – выпечка (хлеба).
Игра «Назови признак»
Цель: учить детей словообразованию, подбирать прилагательные к данному
существительному.
Давайте подберём самые красивые, самые нежные, самые тёплые признаки к
нашей земле – кормилице, земле – матушке. Какая она?
(русская, родная, любимая, богатая, щедрая и плодородная, добрая, святая,
но может быть и строгой, суровой, грозной).
Игра «Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов
(не называя термина)
(земля - земелька, росток – росточек, зерно, колос, хлеб, буханка, батон,
булка, поле, кусок, горбушка, крошка)
Игра «Добрый – предобрый»
Цель: Упражнять детей в образовании преувеличительного значения
прилагательных (не называя термина
Педагог объясняет детям значение приставки - пре как - очень. Для
создания игрового контекста можно использовать следующий отрывок:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре – мы приставим при этом.
Детям предлагается преобразовать прилагательные при помощи пре –
Вкусный – превкусный
Сдобный - пресдобный и.т.д
Игра «Кто какой», игра «Образуй родственные слова», игра «Скажи
наоборот»
Цель: Учить детей подбирать признак к заданному компоненту.
Слова для игры: солнце (какое?), поле, мука, хлеб, колос, зерно, сноп,
комбайн, дождь, всходы, ростки.
Хлеб-хлебушек, хлебный, хлебница, хлеборезка, хлебороб, хлебопекарня.
Большой – маленький
Широкий – узкий
Свежий – чёрствый (хлеб)
Белый – чёрный
Горячий – холодный
Быстрый – медленный
Высокий – низкий
Игра «Узнай по описанию».
Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при
согласовании прилагательного и существительного в роде.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование «Наполни соты медом»
Вот и мы сейчас как рабочие пчелки попробуем заполнить соты медом. У
каждого из вас есть улей с пчелкой, сделанный из спичечного коробка.
Откройте его. Внутри соты, они пустые. Ваша задача в каждую из них
принести мед – оставить отпечаток ватной палочкой с желтой краской.
«Разноцветные сказки».
Цель: развитие
творческого
воображения;
совершенствование
коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.
Детям предлагается нарисовать летний пейзаж в одном цвете (зеленом,
желтом или красном).
Каждый ребенок составляет рассказ о своем рисунке, придумывает сказку
своего цвета.
«Радужные сказки».
Цель: развитие
творческого
воображения;
совершенствование
коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.
Все дети делятся на группы и сочиняют сказку о цветах радуги. Каждое
предложение сказки начинается с нового цвета, по порядку цветов радуги.
Таким образом, получается «радужная сказка».
Каждый сочиняет и рисует сказку о своем любимом цвете.
Воспитатель предлагает использовать в своих рисунках как можно
больше оттенков выбранного цвета.
«Размытый рисунок».
Цель: развитие воображения и фантазии, умений самостоятельно и творчески
подбирать
теплые
цвета,
отражать
в
рисунках
свои
впечатления
о
наблюдениях за летней природой, рисуя на листе мокрой бумаги.
Лист бумаги дети смачивают водой и по мокрому листу рисуют.
Подсохнет - снова смачивают. Особенно хорошо получается изобразить
море, дождь.
Пословицы и поговорки:
• Одна пчела много меду не наносит.
• Клади по ягодке - наберешь кузовок.
• Июльское приволье — для пчел раздолье.
• В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
• В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится,
а стрекоза красуется.
• Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает,
две недели наливает, две недели подсыхает.
• У коровы молоко на языке.
Летние приметы?
• Лето дождливое - зима будет снежная, морозная.
• Месяц в тусклой дымке - к затяжному ненастью.
• Красноватая луна - на большой ветер.
• Соловей всю ночь поет - перед солнечным днем.
• Воробьи среди дня нахохлились - быть дождю; вороны под тучами
летали, галки разыгрались в воздухе - к ненастью.
• С вечера туман опускается, ложится на землю - на следующий день
можно не ждать дождя.
• Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана - к ненастью.
• Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
• Если летом часто были туманы - грибов было много.
• Больше гроз - больше грибов.
Загадки:
• Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
• Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все ... (солнце).
• Неизвестно, где живет, налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
• Меня ждут не дождутся, а как завидят - разбегутся. (Дождь.)
• Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча и дождь.)
• Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)
• На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град.)
• Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга.)
Сюжетно – ролевые игры
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам,
воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей:
ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Аптека
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает
лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает
нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить
словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ»,
«лекарственные растения».
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить
внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей
сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские
взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях
труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия
«постройка», «каменщик»,
«подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик»,
«строительный материал».
Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни,
питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным,
расширить словарный запас детей.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех
людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального
работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых,
заботливо относиться к своим воспитанникам.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру
общения, расширить словарный запас детей.
Семья
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства,
семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах,
воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам
семьи, интерес к их деятельности.
В кафе
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять
обязанности повара, официанта.
На дорогах города
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить
с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание
на дороге.
Правила дорожного движения
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам,
соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть
вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в
дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД»,
«светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
На станции технического обслуживания автомобилей
Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные
умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры,
познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Консультации для родителей:
Практические советы для родителей дошкольников на летнюю тематику
• Закаливание детей
• Летние занятия
• Лесная прогулка
• Найдите время, чтобы быть вместе…
Лето — пора отпусков и каникул. Для родителей каждое лето встает
вопрос, чем занять ребенка, как провести время с максимальной пользой для
него.
Цели консультаций: дать родителям несколько практических советов, чем
занять ребёнка в летний период с пользой для здоровья, для установления
доверительных отношений детей с родителями.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией
М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез,
2009.
2. А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1991.
3. М.М Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7
лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
4. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду – М.: Мозаика-
Синтез, 2009.
5. Л.Д.Глазырина. Физическая культура – дошкольника – М.: Просвещение,
1990.
6. Е.А.Тимофеева Подвижные игры для детей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи – М.:
Просвещение, 1988.
8.С.Н. Николаева. «Юный эколог» – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
9. «Мы» программа экологического образования детей.
10. Ю.Г. Илларионова «Учим, детей отгадывать загадки»
11. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. «Чего на свете не бывает» –
М.: Просвещение, 1990.
12. Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. – М.: Просвещение, 1989.
13.
Л.В.Артемова. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников –
М.: Мозаика-Синтез, 2009.
14. О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников. –ТЦ Сфера,2010.