Автор: Оленева Елена Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Буратино"
Населённый пункт: п. Пруды Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО- ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ДЕТИ-МУЗЫКА-ТЕАТР"
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО- ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
"ДЕТИ-МУЗЫКА-ТЕАТР"
Проектная деятельность – это создание условий, позволяющих детям
самостоятельно
или
совместно
со
взрослым
открывать
новый
практический опыт, добывать его экспериментальным путём. В проектной
деятельности ребёнок получает возможность быть самостоятельным,
инициативным, активным деятелем, что соответствует федеральному
образовательному стандарту дошкольного образования. Поэтому нами в
нашем
детском
саду
был
разработан
и
реализован
творческий
проект
«Дети-музыка-театр». В проекте участвовали дети старшей группы,
музыкальный руководитель Вызулина Е.В., воспитатели старшей группы
Мамонтьева Т.А., Шишина Е.Ф. и родители воспитанников. Наш проект
возник не случайно. Недостаточное внимание родителей и детей к театру,
поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду,
несформированые умения детей в «актёрском мастерстве» - все это
обусловило
необходимость
проведения
более
глубокой
и
целенаправленной работы по развитию музыкально-театрализованной
деятельности воспитанников. Формой такой работы нами был избран
проект. Цель проекта: развитие творческой активности детей через
музыкально-театрализованную деятельность. Задачи проекта:
–
приобщить детей к театральной культуре;
–
способствовать формированию у воспитанников навыков и умений в
области актерского мастерства (использование выразительной речи,
мимики, жестов, пластики и т. д.);
–
развить музыкальные способности детей: вокальные способности,
навыки музыкально-ритмических движений;
–
выявить и развить индивидуальные способности детей, способствовать
раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка.
–
развить у детей способность эмоционально откликаться, сопереживать,
управлять своими эмоциями;
–
развить внимание, память, мышление, интеллект, речевую культуру
детей.
–
расширять представления у детей о понятиях в различных видах
искусства;
–
развить нравственно-коммуникативные качества личности:
сформировать навыки общения с ровесниками и взрослыми, выявить
лидерские качества, воспитывать ответственность;
–
провести профилактику и укрепление физического и психического
здоровья: формировать двигательные качества (осанку, координацию,
выразительную пластику), умение ориентироваться в пространстве,
способствовать снятию психологических зажимов и напряжения у детей.
–
пополнить костюмерную театральными костюмами, изготовленными
декорациями и реквизитом, пополнить уголки музыкально-
театрализованной деятельности в группах;
–
привлечь внимание родителей к деятельности детей, педагогов ДОУ к
участию в постановке кукольных спектаклей, в работе по изготовлению
декораций и пошиву костюмов;
–
обогатить опыт взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
В процессе реализации проекта нами были использованы следующие
методы и приемы: творческая деятельность (игровое творчество, песенное,
танцевальное); драматизация литературных произведений; беседы после
просмотра спектаклей; упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
театрализованные игры-превращения; упражнения на развитие мимики,
детской пластики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды;
репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок, а также спектакли –
сказка, мюзикл, балет.
Реализация проекта осуществляется с использованием следующих средств:
театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы,
декорации,
компьютер,
проектор,
музыкальный
центр,
наглядные
иллюстрации сказок.
В процессе реализации проекта нами были применены следующие формы
взаимодействия с воспитанниками: посещение театров, показ спектаклей,
драматизация сказок, образовательная деятельность в режимных моментах,
презентации разных видов театра, участие в Театральном фестивале.
В результате реализации данного проекта предполагается создание модели
организации
музыкально-театрализованной
деятельности
в
условиях
дошкольного учреждения, при этом дети получают опыт участия в
театральной постановке, у них расширяется представление о театральной
культуре, они реализуют свой творческий потенциал. Реализация проекта
позволит сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной,
наполненной
яркими
впечатлениями,
интересными
делами.
Будут
выявлены индивидуальные особенности музыкального и артистического
развития детей, разработаны индивидуальные маршруты образовательной
работы для максимального раскрытия потенциала детской личности, будут
даны рекомендации родителям для дальнейшего обучения детей в
театральных студиях, музыкальных школах и школах искусств. Повысится
интерес родителей к деятельности педагогов и детей в ДОУ. Также будет
пополнена предметно-развивающая среда: театральные костюмы, куклы
(ростовые, би-ба-бо), декорации и реквизиты, видеотека театральных
постановок детского сада, театральные уголки в группах. К тому же будет
повышена профессиональная компетентность воспитателей в вопросах
организации театрализованной деятельности детей в детском саду. Таким
образом,
обогатится
опыт
взаимодействия
всех
участников
образовательных отношений (педагогов, родителей, детей).
План реализации проекта
Дата
Мероприят
ия
Работа с детьми
Работа с
родителя
ми
Работа с
воспитателя
ми
1. Подготовительный этап проекта
сентябрь
2020 г.
Организация работы
по музыкально-
театрализованной
деятельности.
Музыкальное занятие
«Знакомство с театром».
Презентации
«Удивительный мир
театра», «Как музыка
рисует сказку?»
Анкетирование
родителей
Познакомить
воспитателей с
перспективным
планом
реализации
проекта.
октябрь
Проведение
начальной
Родительское
Создание
фонотеки
диагностики
собрание
по
теме
музыкальных
индивидуальных
Презентация
сказок в группе
особенностей
и
проекта
«Дет
и-
артистических
музыка-театр»
способностей
детей
для
отслеживания
уровней
эмоционально-ценностного
отношения
к
музыке
и
творческого развития
детей.
(выполнение
различных
творческих
заданий
на
развитие детской
пластики,
речевой
интонационной
выразительности,
упражнения
на
развитие
дикции,
выразительной
мимики, игры с
элементами
театрализации; игры-
этюды;
обыгрывание
стихотворений
с
помощью
шумовых инструментов.
ноябрь
Просмотр
экологического
Разучивание
ролей
Участие
в
праздника,
с
участием
к
спектаклю,
подготовке
родителей.
репетиции.
декораций,
Беседы с детьми по
итогам
Участие
в
костюмов.
просмотренного спектакля.
экологическом
Посещение
кукольного
празднике.
театра.
2. Основной этап проекта (творческий)
декабрь
Выступление
детей
на
новогоднем
празднике
«Карнавал сказок».
Рекомендации
родителям
по созданию
карнавального
костюма.
Знакомство
со сценарием
новогоднего
праздника.
Подготовка детей
к
празднику.
январь 2016.
Знакомство с ростовыми
куклами.
Формирование
навыков
кукловождения.
Игровые
упражнения
«Шагающие игрушки»
Папка-
передвижка
«Играем
в
кукольный
театр»
Создание
фонотеки
«Музыкальные
сказки»
февраль
Исполнение
театральной
сценки с использованием
ростовых
кукол
на
празднике
«Рождественские
встречи» в детском саду.
Консультация
«Ребенок
в
мире сказок».
Консультация «
март
Проведение
работы
по
Анкетирование
Пополнение
постановке
спектакля
«Насколько
театрального
«Пых»
театрален
ваш
уголка костюмами.
-
чтение сценария
сказки;
ребенок»
беседа по содержанию;
-
обсуждение
кандидатур
на главные роли; чтение
по
ролям;
-
индивидуальная
работа
(над
сценической
речью,
мимикой, жестами);
-
работа
с
фонограммой;
поиски
музыкально-
пластических
решений,
разучивание
сольных,
ансамблевых
и
хоровых
номеров; упражнения на
развитие
музыкально- ритмических
движений;
-
работа над эпизодами;
закрепление мизансцен;
-
репетиции в разных
составах
с
деталями
декораций и реквизита;
- объединенные репетиции;
-
генеральная репетиция
в
костюмах
и
с
декорациями.
апрель
Организация
показа
спектакля
родителям,
воспитанникам
детского
сада.
Организация
фото
и
видеосъёмки спектакля.
Просмотр
спектакля «Пых»
Поручения
по изготовлению
декораций.
май
Организация
показа
спектакля
на
городском
фестивале
«Театральные таланты».
Поощрение
детей
–
участников
проекта.
Награждение
памятными подарками.
Помощь
в
подготовке
детей к
фестивалю.
(разучивание
ролей,
изготовление
атрибутов).
Фотоотчет
для
родителей
«Юные актеры»
на сайте
детского сада.
Активное участие
в
подготовке
детей
к
фестивалю.
Ию
нь-
авгу
ст
Музыкальные,
народные
и хороводные игры на
прогулке.
Консультация
«Изготовление
пальчикового
театра»
Картотека
русских
народных игр в
детском саду.
сентябрь
Музыкально-
театрализованная
постановка сказки «Волк
и семеро козлят» по
мотивам
рус. нар. сказки.
Помощь
в
изготовлении
костюмов.
Разучивание
ролей
к сказке «Волк
и
семеро
козлят»
с
детьми.
октябрь
Показ
сценки
«Гриб-
боровик»
на
осеннем
празднике.
Помощь
в
изготовлении
костюмов.
Разучивание
ролей
к
сценке
«Гриб-
боровик» с
детьми.
ноябрь
Знакомство
с
Консультация
Просмотр
видео
балетом
«Спящая
красавица»
и
творчеством
П.И.
Чайковского.Проведение
доминантного
занятия
«Сказка
в музыке».
Показ видео –
презентации балета
«Спящая красавица».
«Классическая
музыка в семье».
– презентации
балета
«Спящая
красавица»,
беседа о балете.
декабрь
Разучивание
индивидуальных
номеров,
ролей к сказке.
Постановка новогодней
сказки «Спящая
красавица» по балету П.
И. Чайковского в
детском
саду.
Пошив
костюмов
и
изготовление
атрибутов.
Прослушивание
с
детьми
аудио записи
муз.произведений
к
балету
«Спящая
красавица»
Январь
Показ
мини-
спектаклей
«би-ба-бо»
по
русской
народнойсказке
«Колобок»
для
младших
дошкольников.
Консультация
«Играете ли вы
в
кукольный
театр с детьми?»
«Создание среды
для
проведения
театрально-
игровой
деятельности».
февраль
Постановка
сценки
«Каша из
топора»
на
празднике
«День
защитника отечества».
Папка-
передвижка для
родителей
«Играем
в
кукольный
театр»
Пополнение
театрального
уголка
костюмами и
куклами.
3. Заключительный этап проекта
март
–
май
Проведение
итоговой
Рекомендации
для
Выставка
рисунков
2022г.
диагностики
для
поступления
на тему «Я
люблю
отслеживания
уровней
наиболее
театр».
эмоционально-ценностного
одарённых детей
в
отношения
к
музыке
и
театральные
творческого развития
студии,
детей.
музыкальные
школы
и
школы
искусств
Библиографический список:
1.
Жилин В.А. Речевые упражнения. – Челябинск, 1996.
2.
Канкевич
С.В.
Музыкальные
праздники
в
детском
саду.
–
СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2005.
3.
Крупенчук
О.И.
Пальчиковые
игры.
–
СПб.:
Издательский
Дом
«Литера», 2006.
4.
Музыкальная и театральная деятельность в ДОУ / Под ред. Белой
К.Ю. - М: ТЦ «Сфера», 2005.
5.
Театральная
деятельность
в
детском
саду.
-
М.:
Мозаика-синтез,
2007.