Напоминание

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»


Автор: Жидок Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 35
Населённый пункт: ст.Рязанская
Наименование материала: план самообразования воспитателя второй младшей группы
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Раздел: дошкольное образование





Назад




План самообразования воспитателя второй младшей группы

Жидок И.Н.

На 2023-2024 учебный год

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

3-4 лет»

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью

произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,

коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1.

Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.

Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного

возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются

произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные

формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки,

пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно,

так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает

умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком,

но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа,

получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа

представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения

действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего

мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном

учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена

спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского

народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их

мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается

к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с

родителями

сентябрь

-Изучение темы: «Роль потешек

в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек

для работы с детьми.

- Показ

кукольного театра

по сказке

«Колобок».

-Разучивание и

проговаривание

потешек.

-Применение

потешек в

режимных

моментах.

Родительское

собрание на тему

«Роль устного

народного

творчества в

развитии речи

детей».

Беседа

«Справиться с

детским

непослушанием

помогут потешки»

-

октябрь

-Создание картотеки загадок.

-Консультация для

воспитателей

«Использование элементов

устного народного творчества

как средство развития речи

детей дошкольного возраста».

Игры-имитации

отдельных

действий

человека,

животных, птиц.

-Досуг «Вечер

загадок».

-Семейный

конкурс

«Отгадай загадку -

нарисуй отгадку» -

Анкетирование

«Приобщение

детей к истокам

русской культуры»

ноябрь

-Изучение темы: «Настольно -

печатные игры по русским

народным сказкам» -

Обустройство уголка ряженья с

русскими национальными

костюмами. -Создание

библиотеки красочных книг с

русскими народными сказками.

Театрализованная

постановка русских

народных сказок

«Теремок», «Репка»,

«Курочка Ряба» -

Дидактические

игры «Узнай

сказку», «Угадай, из

какой сказки

герой?», -

Настольно-

печатные игры по

мотивам русских

народных сказок

(разрезные

картинки, лото,

- «Роль

родителей в

возрождении

русских

традиций»-

консультация

пазлы)

декабрь

Изучение темы:

«Использование фольклора в

работе с детьми».

-Хороводы,

народные

подвижные игры. -

Просмотр

кукольного театра

по русской

народной сказке

«Заюшкина

избушка».

Конкурс на

лучшую книжку-

малышку

«Потешки,

песенки».

январь

Консультация для педагогов

«Не забывайте народные игры».

-Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

(Пальчиковые игры

на основе русских

народных потешек)

«Пришла Коляда» -

разучивание

колядок.

Колядование.

«Рождественские

посиделки» -

(творческий вечер

с участием

родителей)

февраль

-Изучение темы:

« Устное народное творчество

как средство духовно-

нравственного развития

личности ребенка».

- Разучивание песен

и стихов про

Масленицу. -

Знакомство с

пословицами и

поговорками.

Мастер - класс

«Роль

пальчиковых игр в

развитии речи

детей младшего

возраста»

март

-Изучение темы:

«Театрализованные игры как

средство развития речи детей»

-Создание театрального уголка

в группе (настольный

(конусный, пальчиковый

театры)

-Знакомство с

заклинками,

потешками о

солнце.

-Досуг

«Солнышко,

нарядись,

красное,

покажись!»

Т еатрал изованные

игры по мотивам

русских народных

сказок.

- Конкурс

совместных

творческих

работ родителей

и детей на тему

«Моя любимая

сказка»

Развлечение

«Широкая

Масленица»

апрель

-Приобретение в группу

раскрасок по русским

-Разучивание

потешек, песенок,

-Консультация:

«Почитай мне

народным сказкам и потешкам.

скороговорок,

выступление для

родителей. -

Дидактические

игры «Угадай

сказку», «Из какой

сказки герой»

сказку, мама»

-Консультация

«Воспитание

трудолюбия,

послушания и

ответственности

через сказки»

май

-Выступление на педсовете:

«Отчёт о проделанной работе

по теме

самообразования. Самоанализ

плана самообразования» -

Открытый показ НОД во второй

младшей группе .

-Игры-

драматизации по

знакомым

сказкам.

-Открытое занятие

по развитию речи

«Устное народное

творчество» . -

Презентация

«Устное народное

творчество в

воспитании детей

дошкольного

возраста»

Список литературы

1.

Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника.

М., 1995.

2.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3.

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.

Г.Науменко. М., 1998.

4.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:

Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5.

Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от

рождения до 5 лет. М., 2005.

6.

Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.



В раздел образования