Автор: Жидок Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 35
Населённый пункт: ст.Рязанская
Наименование материала: план самообразования воспитателя второй младшей группы
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Раздел: дошкольное образование
План самообразования воспитателя второй младшей группы
Жидок И.Н.
На 2023-2024 учебный год
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
3-4 лет»
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью
произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,
коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1.
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
2.
Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.
4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного
возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные
формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки,
пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно,
так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает
умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком,
но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа,
получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа
представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения
действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего
мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном
учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена
спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского
народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их
мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается
к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Месяц
Самореализация
Работа с детьми
Работа с
родителями
сентябрь
-Изучение темы: «Роль потешек
в развитии речи ребенка»
-Создание картотеки потешек
для работы с детьми.
- Показ
кукольного театра
по сказке
«Колобок».
-Разучивание и
проговаривание
потешек.
-Применение
потешек в
режимных
моментах.
Родительское
собрание на тему
«Роль устного
народного
творчества в
развитии речи
детей».
Беседа
«Справиться с
детским
непослушанием
помогут потешки»
-
октябрь
-Создание картотеки загадок.
-Консультация для
воспитателей
«Использование элементов
устного народного творчества
как средство развития речи
детей дошкольного возраста».
Игры-имитации
отдельных
действий
человека,
животных, птиц.
-Досуг «Вечер
загадок».
-Семейный
конкурс
«Отгадай загадку -
нарисуй отгадку» -
Анкетирование
«Приобщение
детей к истокам
русской культуры»
ноябрь
-Изучение темы: «Настольно -
печатные игры по русским
народным сказкам» -
Обустройство уголка ряженья с
русскими национальными
костюмами. -Создание
библиотеки красочных книг с
русскими народными сказками.
Театрализованная
постановка русских
народных сказок
«Теремок», «Репка»,
«Курочка Ряба» -
Дидактические
игры «Узнай
сказку», «Угадай, из
какой сказки
герой?», -
Настольно-
печатные игры по
мотивам русских
народных сказок
(разрезные
картинки, лото,
- «Роль
родителей в
возрождении
русских
традиций»-
консультация
пазлы)
декабрь
Изучение темы:
«Использование фольклора в
работе с детьми».
-Хороводы,
народные
подвижные игры. -
Просмотр
кукольного театра
по русской
народной сказке
«Заюшкина
избушка».
Конкурс на
лучшую книжку-
малышку
«Потешки,
песенки».
январь
Консультация для педагогов
«Не забывайте народные игры».
-Игровая
деятельность
«Поиграем с
пальчиками».
(Пальчиковые игры
на основе русских
народных потешек)
«Пришла Коляда» -
разучивание
колядок.
Колядование.
«Рождественские
посиделки» -
(творческий вечер
с участием
родителей)
февраль
-Изучение темы:
« Устное народное творчество
как средство духовно-
нравственного развития
личности ребенка».
- Разучивание песен
и стихов про
Масленицу. -
Знакомство с
пословицами и
поговорками.
Мастер - класс
«Роль
пальчиковых игр в
развитии речи
детей младшего
возраста»
март
-Изучение темы:
«Театрализованные игры как
средство развития речи детей»
-Создание театрального уголка
в группе (настольный
(конусный, пальчиковый
театры)
-Знакомство с
заклинками,
потешками о
солнце.
-Досуг
«Солнышко,
нарядись,
красное,
покажись!»
Т еатрал изованные
игры по мотивам
русских народных
сказок.
- Конкурс
совместных
творческих
работ родителей
и детей на тему
«Моя любимая
сказка»
Развлечение
«Широкая
Масленица»
апрель
-Приобретение в группу
раскрасок по русским
-Разучивание
потешек, песенок,
-Консультация:
«Почитай мне
народным сказкам и потешкам.
скороговорок,
выступление для
родителей. -
Дидактические
игры «Угадай
сказку», «Из какой
сказки герой»
сказку, мама»
-Консультация
«Воспитание
трудолюбия,
послушания и
ответственности
через сказки»
май
-Выступление на педсовете:
«Отчёт о проделанной работе
по теме
самообразования. Самоанализ
плана самообразования» -
Открытый показ НОД во второй
младшей группе .
-Игры-
драматизации по
знакомым
сказкам.
-Открытое занятие
по развитию речи
«Устное народное
творчество» . -
Презентация
«Устное народное
творчество в
воспитании детей
дошкольного
возраста»
Список литературы
1.
Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника.
М., 1995.
2.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3.
Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.
Г.Науменко. М., 1998.
4.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:
Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5.
Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от
рождения до 5 лет. М., 2005.
6.
Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.