Напоминание

"Развитие познавательного интереса у дошкольников к музыке"


Автор: Алмакаева Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Филиал "Колобок" МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие познавательного интереса у дошкольников к музыке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мой подход к работе с детьми

Так как на протяжении своей профессиональной карьеры я работаю над проблемой развития

познавательного интереса детей к музыке, я непрестанно ищу все новые и новые пути, формы и

методы решения данной проблемы.

В условиях реализации ФГОС ДО, необходимость решения задач познавательного развития

детей в контексте детской игровой деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам

воздействия, является новой. Соответственно, область музыкального развития дошкольников тоже

требует применения новых технологий для развития познавательного интереса детей к музыке,

которые позволят создать условия для выявления и развития музыкальных способностей каждого

ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности, помогут решить проблему

мотивации, повысят качество и эффективность деятельности.

С целью реализации задачи развития познавательного интереса к музыке у старших

дошкольников, я разработала тематические циклы непосредственно образовательной деятельности

интегрированного характера, в подготовке и организации которых используются следующие

электронные образовательные ресурсы: фото; видео-презентации; мнемотаблицы; музыкальные

клипы к песенному репертуару, разучиваемому с детьми;

интерактивные музыкально -

дидактические игры, которые привлекательны своей красочностью, динамичностью, включающие в

себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Тематические

циклы построены на основе принципа постоянной связи с жизнью и интересами каждого ребенка.

Для каждой темы подобран музыкальный ряд, зрительный ряд, литературный ряд и интерактивные

музыкально-дидактические игры в соответствии с критериями познавательного интереса: это

развитие эмоциональных, интеллектуальных проявлений и волевых качеств.

Так, на разных этапах процесса развития познавательного интереса к музыке у детей старшего

дошкольного возраста используются разные интерактивные музыкально-дидактические игры.

Так как I этап развивающего обучения направлен на развитие эмоциональных проявлений, в

непосредственно образовательной деятельности циклов «Море-море» и «Чудеса в решете»

включены интерактивные игры-импровизации, проблемно-моделирующие игры и игры-загадки на

основе музыкального и художественного репертуара, подобранного к данным темам.

картин И. Айвазовского «Среди волн», репродукций К. Моне, А. Ван-Гога и др. с изображением

моря

в

различных

состояниях.

Использование

различных

триггеров

создает

форму

интерактивности, сюрпризности и необычности. Анимации, картинки, тексты, отдельные слова

появляются в произвольном порядке, по замыслу игрового действия и по мере выполнения заданий

игры.

II этап направлен на развитие интеллектуальной сферы в процессе тематических циклов

«Цирк», «Зимняя сказка» и «Мой мир» в НОД. На данном этапе большое внимание уделяется

развитию логического мышления детей, которое не может состояться при отсутствии знаний.

Поэтому используются игровые ситуации, направленные на формирование представлений у детей о

музыкальном искусстве, и, в первую очередь, о средствах музыкальной выразительности.

Например, в процессе занятий цикла «Цирк» мы предлагаем детям поиграть в интерактивную

музыкально-дидактическую игру «Шутка в музыке». На основе музыкальной пьесы «Клоуны» Д.Б.

Кабалевского дети узнают веселого и грустного клоуна, различают смену частей в музыке,

подбирают соответствующие музыкальные инструменты, подбирают соответствующие данным

музыкальным образам движения и т.д. правильность выполнения заданий так же подтверждается

определенными наглядными материалами, представленными на слайдах. Тем самым решаются

музыкальные задачи: развитие ладового, тембрового, ритмического слуха и чувства формы

музыкального произведения, а так же стимуляция активности ребенка эмоционально и вербально.

Например,

цикл

«Море-море»

состоит

из

следующих тем: «Шум прибоя», «Волшебные

паруса»,

«Морские

обитатели»,

«А

если

посмотреть

поближе?»,

«Шторм»,

«Морские

пираты».

Для

каждой

темы

разработаны

мультимедийные презентации с использованием

иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина «Сказка о

царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Цель третьего этапа - развитие волевых качеств дошкольников. Поэтому на данном этапе дети

учатся применять теоретические знания в практической деятельности.

Так, в процессе тематических занятий циклов «Весна стучится в окна» и «Лето, ах, лето!»

детям

предлагаются

творческие,

проблемно-моделирующие,

игры

драматизации,

сопровождающиеся видео- и фото-презентациями.

Например, с помощью интерактивной

дидактической игры «Музыкальная поляна» закрепляются знания о длительности звуков, ритме,

дети исполняют знакомые попевки, подбирают их мелодию на детских музыкальных инструментах

и выкладывают их ритмический рисунок на фланелеграфе или магнитной доске.

С помощью музыкально-дидактической игры «Музыкальная поляна» дети определяют

средства музыкальной выразительности прослушанных музыкальных фрагментов и выбирают

предложенные им символы, которые в процессе игры появляются в кармашках лепестков цветка.

На данном этапе развития познавательного интереса детей к музыке используются

интерактивные музыкально-дидактические игры, стимулирующие проявление волевых качеств

дошкольников: самостоятельность в выполнении задания, стремление к завершенности действий,

музыкальное творчество и т.д., например: «Чьи дирижеры лучше?», «Музыкальный телефон» и т.д.

В

процессе

игровых

интегрированных

занятий,

сопровождающихся

интерактивной

наглядностью, у детей формируется эмоциональная отзывчивость к музыке, быстро и легко

усваиваются

музыкальные

знания,

умения

и

навыки,

что

способствует

развитию

интеллектуальных проявлений, развиваются творческие способности, стремление к лучшему

результату в выполнении игровых заданий, требующие проявления определенных волевых

усилий.

В результате поэтапного развития этих трех составляющих развивается познавательный

интерес дошкольников к музыкальному искусству.

Используя

мультимедийное

оборудование,

музыкально-образовательная

деятельность

сопровождается зрительной наглядностью; игровая ситуация преподносится детям так, что они

чувствуют себя естественно и сами являются инициаторами последующих действий.

Работа над проблемой развития познавательного интереса у дошкольников к музыке

продолжается с поиском новых эффективных форм и методов решения музыкально-педагогических

задач.



В раздел образования