Автор: Алмакаева Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Филиал "Колобок" МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие познавательного интереса у дошкольников к музыке"
Раздел: дошкольное образование
Мой подход к работе с детьми
Так как на протяжении своей профессиональной карьеры я работаю над проблемой развития
познавательного интереса детей к музыке, я непрестанно ищу все новые и новые пути, формы и
методы решения данной проблемы.
В условиях реализации ФГОС ДО, необходимость решения задач познавательного развития
детей в контексте детской игровой деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам
воздействия, является новой. Соответственно, область музыкального развития дошкольников тоже
требует применения новых технологий для развития познавательного интереса детей к музыке,
которые позволят создать условия для выявления и развития музыкальных способностей каждого
ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности, помогут решить проблему
мотивации, повысят качество и эффективность деятельности.
С целью реализации задачи развития познавательного интереса к музыке у старших
дошкольников, я разработала тематические циклы непосредственно образовательной деятельности
интегрированного характера, в подготовке и организации которых используются следующие
электронные образовательные ресурсы: фото; видео-презентации; мнемотаблицы; музыкальные
клипы к песенному репертуару, разучиваемому с детьми;
интерактивные музыкально -
дидактические игры, которые привлекательны своей красочностью, динамичностью, включающие в
себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Тематические
циклы построены на основе принципа постоянной связи с жизнью и интересами каждого ребенка.
Для каждой темы подобран музыкальный ряд, зрительный ряд, литературный ряд и интерактивные
музыкально-дидактические игры в соответствии с критериями познавательного интереса: это
развитие эмоциональных, интеллектуальных проявлений и волевых качеств.
Так, на разных этапах процесса развития познавательного интереса к музыке у детей старшего
дошкольного возраста используются разные интерактивные музыкально-дидактические игры.
Так как I этап развивающего обучения направлен на развитие эмоциональных проявлений, в
непосредственно образовательной деятельности циклов «Море-море» и «Чудеса в решете»
включены интерактивные игры-импровизации, проблемно-моделирующие игры и игры-загадки на
основе музыкального и художественного репертуара, подобранного к данным темам.
картин И. Айвазовского «Среди волн», репродукций К. Моне, А. Ван-Гога и др. с изображением
моря
в
различных
состояниях.
Использование
различных
триггеров
создает
форму
интерактивности, сюрпризности и необычности. Анимации, картинки, тексты, отдельные слова
появляются в произвольном порядке, по замыслу игрового действия и по мере выполнения заданий
игры.
II этап направлен на развитие интеллектуальной сферы в процессе тематических циклов
«Цирк», «Зимняя сказка» и «Мой мир» в НОД. На данном этапе большое внимание уделяется
развитию логического мышления детей, которое не может состояться при отсутствии знаний.
Поэтому используются игровые ситуации, направленные на формирование представлений у детей о
музыкальном искусстве, и, в первую очередь, о средствах музыкальной выразительности.
Например, в процессе занятий цикла «Цирк» мы предлагаем детям поиграть в интерактивную
музыкально-дидактическую игру «Шутка в музыке». На основе музыкальной пьесы «Клоуны» Д.Б.
Кабалевского дети узнают веселого и грустного клоуна, различают смену частей в музыке,
подбирают соответствующие музыкальные инструменты, подбирают соответствующие данным
музыкальным образам движения и т.д. правильность выполнения заданий так же подтверждается
определенными наглядными материалами, представленными на слайдах. Тем самым решаются
музыкальные задачи: развитие ладового, тембрового, ритмического слуха и чувства формы
музыкального произведения, а так же стимуляция активности ребенка эмоционально и вербально.
Например,
цикл
«Море-море»
состоит
из
следующих тем: «Шум прибоя», «Волшебные
паруса»,
«Морские
обитатели»,
«А
если
посмотреть
поближе?»,
«Шторм»,
«Морские
пираты».
Для
каждой
темы
разработаны
мультимедийные презентации с использованием
иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Цель третьего этапа - развитие волевых качеств дошкольников. Поэтому на данном этапе дети
учатся применять теоретические знания в практической деятельности.
Так, в процессе тематических занятий циклов «Весна стучится в окна» и «Лето, ах, лето!»
детям
предлагаются
творческие,
проблемно-моделирующие,
игры
–
драматизации,
сопровождающиеся видео- и фото-презентациями.
Например, с помощью интерактивной
дидактической игры «Музыкальная поляна» закрепляются знания о длительности звуков, ритме,
дети исполняют знакомые попевки, подбирают их мелодию на детских музыкальных инструментах
и выкладывают их ритмический рисунок на фланелеграфе или магнитной доске.
С помощью музыкально-дидактической игры «Музыкальная поляна» дети определяют
средства музыкальной выразительности прослушанных музыкальных фрагментов и выбирают
предложенные им символы, которые в процессе игры появляются в кармашках лепестков цветка.
На данном этапе развития познавательного интереса детей к музыке используются
интерактивные музыкально-дидактические игры, стимулирующие проявление волевых качеств
дошкольников: самостоятельность в выполнении задания, стремление к завершенности действий,
музыкальное творчество и т.д., например: «Чьи дирижеры лучше?», «Музыкальный телефон» и т.д.
В
процессе
игровых
интегрированных
занятий,
сопровождающихся
интерактивной
наглядностью, у детей формируется эмоциональная отзывчивость к музыке, быстро и легко
усваиваются
музыкальные
знания,
умения
и
навыки,
что
способствует
развитию
интеллектуальных проявлений, развиваются творческие способности, стремление к лучшему
результату в выполнении игровых заданий, требующие проявления определенных волевых
усилий.
В результате поэтапного развития этих трех составляющих развивается познавательный
интерес дошкольников к музыкальному искусству.
Используя
мультимедийное
оборудование,
музыкально-образовательная
деятельность
сопровождается зрительной наглядностью; игровая ситуация преподносится детям так, что они
чувствуют себя естественно и сами являются инициаторами последующих действий.
Работа над проблемой развития познавательного интереса у дошкольников к музыке
продолжается с поиском новых эффективных форм и методов решения музыкально-педагогических
задач.