Автор: Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110 "Ласточка"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.»
Раздел: дошкольное образование
«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.»
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни
дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В
отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая
очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются
действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные
навыки кооперации. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей
дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре
ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему
вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной
деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней
свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной
ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё
условно, всё «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры
расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний
эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт
интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с
игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и
воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Игра имеет
значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности:
принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок
проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между
людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности
взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие
взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре
со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и
намерения, согласовывать их с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра
выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по
своему тематическому содержанию. Не забывайте, что игра – это мир фантазий,
воображаемый сказочный мир. Итак, приглашаем вас вспомнить свое детство
и ,отправиться вместе с вашим ребенком в волшебный мир сказочных приключений!
Удачи вам!
Предлагаем вам несколько игр на тему "Мир путешествий" –
"Мы-моряки" Цель:развивать связную речь ребенка, посредством составления рассказа по
картинке с опорой на игровой опыт. –
"Право руля! " Цель:побуждать ребенка составлять продолжение рассказа, придумывать
интересные события. –
"SOS! " Цель:развивать у ребенка сюжетно-игровые замыслы и передавать их в связной
речи. Закреплению знаний о структуре рассказа (зачин, развитие сюжета, концовка)
способствуют схематические изображения содержания повествования. –
"Нептун" Цель: вызвать интерес ребенка к игрефантазированию (предложите ребенку
придумать и рассказать, что увидели юные пленники в подводном царстве) -
"Путешествия" Цель: вызвать желание играть в сюжетные игры-фантазирования,
придумывать истории о путешествиях. По подобию игры "Путешествие в морское
царство" можно путешествовать на другие планеты, в подземное царство, в придуманные
параллельные миры. Да мало ли куда вас приведет ваша фантазия!