Автор: Макарова Светлана Валериевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 (дошкольное отделение "Светлячок")
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обучающее и развивающее панно «Ожившие стихи»
Раздел: дошкольное образование
Обучающее и развивающее панно «Ожившие стихи»
Обучающее и развивающее панно «Ожившие стихи» основано на
стихах из цикла «Игрушки» детской поэтессы А. Барто.
Данное панно может быть использовано, как для ознакомления детей
с творчеством детской поэтессы А. Барто, а так же для знакомства и
закрепления уже знакомых детям стихов.
Панно помогает ребенку в игровой форме легко и быстро запомнить
главного героя и сюжет стихотворения.
Благодаря панно ребенок не заметно для себя развивается и обучается.
Данное панно рассчитано на совместную деятельность детей и
взрослого.
Панно может использоваться, как в индивидуальной работе с детьми,
так и при работе с целой группой.
Обучающее и развивающее панно «Ожившие стихи» знакомит детей с
творчеством детской поэтессы А. Барто и с такими стихами как:
«Бычок»
«Мишка»
«Лошадка»
«Зайка»
«Грузовик»
«Кораблик»
«Мячик»
«Козленок»
Это одни из самых первые и запоминающихся стихов, с которыми
знакомится ребенок.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить героев стихотворения,
его действия, сам сюжет, в своей работе я активно использую данное панно.
Сначала, для ознакомления детей со стихотворением, а потом для его
закрепления.
Во время игры с панно ребенок знакомиться с главным героем, а затем
проговаривает
и
проигрывает
действия,
описанные в стихотворении.
Благодаря таким манипуляциям с панно у ребенка строится логическая
цепочка действий, развивается мышление, память, мелкая моторика рук.
Проговаривание и обыгрывание действий способствует формированию у
ребенка речи, пополняется его словарный запас.
Панно можно использовать и при работе с детьми, у которых речь еще
не сформирована, они могут выполнять действия, по словам взрослого.
Ребенок, во время игры с данным панно на время попадает в
«сказочный мир» и становиться его непосредственным участником и вместе
с главным героем проживает задуманный автором сюжет.
В данном панно используются разнообразные объемные фигурки
главных
героев,
которые
дополнены
подвижными
или
съемными
элементами. Эти элементы играют важную роль при заучивании и
закреплении стихов.
Так же в панно используются разнообразные материалы: кожа, ткань
разной фактуры (ребристая, плюш, фетр и т.д.), клеенчатые изображения
животных (кот, лягушки, козленок), целлофан (шелестящий элемент - тучка),
бахрома (грива у лошадки), резинки, пуговицы, бусины разного размера,
пластмассовый заборчика из конструктора. С помощью такого необычного
материала и манипуляций с предметами на первый взгляд очень простых
взрослому, ребенок не заметно для себя развивается, обучается и тем самым
познает окружающий мир. У ребенка развивается мелкая моторика рук,
тактильное восприятие, воображение, а самое главное ребенок получает
массу положительных эмоций.
Описание и варианты игры к стихам:
«Бычок»
На основе из ткани изображена наклонная доска, на которой сверху
стоит бычок. Бычок закреплен на резинке, благодаря, которой он движется
вверх - вниз. Фигурка бычка подвижна и при желании ее можно слегка
наклонить влево - вправо, создавая эффект покачивания. При чтении
стихотворения взрослый плавно спускает фигурку бычка, слегка покачивая
ее из стороны в сторону, как бы имитируя то, что бычок вот-вот сейчас
упадет.
Затем взрослый предлагает ребенку самому провести бычка по дощечке.
«Мишка»
На основе из ткани изображен пол, на котором сидит мишка. Лапка у
мишки съемная и крепиться к нему с помощью липучки. При чтении
стихотворения взрослый сначала снимает лапку, а потом предлагает ребенку
починить игрушку - прикрепить лапку обратно.
«Лошадка»
На основе из ткани изображена лошадка, грива которой выполнена из
бахромы. При чтении стихотворения взрослый берет гребешок и имитирует
движения, как бы причесывания гриву и хвостик лошадки. Потом предлагает
повторить действие ребенку.
«Зайка»
На основе из ткани изображена лавочка, на которой сидит зайчик. Под
лавочкой изображена лужа, а над лавочкой изображена тучка с «водяными
каплями»; «капли» - бусинки двигаются вверх и вниз по резинке. Тучка
наполнена целлофаном, что при нажатии имитирует шум дождя, тем самым
создавая атмосферу дождливого дня. При чтении стихотворения взрослый
передвигает бусинки по резинке, имитируя, что идет дождь, а затем
предлагает ребенку пофантазировать, на темы: «Как можно помочь зайке?»
или «Что нужно сделать, чтобы зайка не промок?» (например, можно укрыть
его зонтом, забрать домой, посадить под лавочку и т.д.).
«Грузовик»
На основе имеется подвижная фигурка грузовика. В кузове, которого
вставлена фигурка кота, при желании фигурку можно вытащить. При чтении
стихотворения взрослый вставляет фигурку кота в кузов грузовика, а затем в
соответствии с текстом наклоняет фигурку грузовика, тем самым имитирую
опрокидывание
грузовика.
Затем
взрослый
предлагает
ребенку
поразмышлять, на тему: «Почему грузовик перевернулся?»
«Кораблик»
На основе из ткани изображена речка, рядом с которой с левой
стороны расположен мальчик, в матросской шапке, в руках у него веревочка,
потянув за которую к нему «подплывает кораблик». Кораблик закреплен на
резинке, благодаря, которой он движется влево - вправо. Рядом с мальчиком
расположены съемные лягушата, которых можно посадить на кораблик.
Взрослый предлагает ребенку взять лягушонка, посадить его на кораблик и
покатать по речке.
«Мячик»
На основе из ткани изображена речка, рядом с которой с правой
стороны расположена девочка по имени Таня, в руках которой съемный
мячик. При чтении стихотворения взрослый сначала снимает и размешает
мячик в речке, а потом просит ребенка достать его из речки и отдать девочке
Тане.
«Козленок»
На основе из ткани изображено дерево и трава. Трава с заборчиком на
переднем плане открывается. При чтении стихотворения взрослый просит
ребенка «открыть» - заглянуть в травку и найти там пропавшего козленка.
Благодаря данному панно и стихам А. Барто у ребенка уже с раннего
детства формируются такие важные для человека качества, как: сочувствие,
сопереживание;
возникает
желание
помочь
ближнему;
у
ребенка
закладываются предпосылки к бережному отношению к игрушкам и вещам.
.