Напоминание

"Учимся экспериментировать"


Автор: Латина Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Александровский детский сад"
Населённый пункт: Ухоловский район
Наименование материала: Семинар-практикум для родителей
Тема: "Учимся экспериментировать"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Александровский детский сад»

Семинар-практикум для родителей

(законных представителей)

«Учимся экспериментировать!»

Автор: Латина Елена Алексеевна

2023г.

В сценарии семинара-практикума по теме «Учимся экспериментировать!»

представлен

материал

по

организации

опытно-экспериментальной

деятельности с дошкольниками в домашних условиях.

Цель: повышение

педагогического

мастерства

родителей

(законных

представителей) по проблеме детского экспериментирования.

Задачи:

1.Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии

детей дошкольного возраста;

2.Познакомить родителей с некоторыми экспериментами, которые можно

проводить с детьми в домашних условиях;

3,Побудить родителей к применению полученных знаний и практических

навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях;

Планируемый результат: знание и применение на практике организации

экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях.

Оборудование

и

материалы:

стол

для

демонстрации

опытов

и

экспериментов, столы и стулья для участников мероприятия; оборудование и

материалы для

опытов

,памятки

с

рекомендациями

по

проведению

экспериментов в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Ход мероприятия

В начале мероприятия звучит детская песня «Почемучки – любознательный

народ», автор: слова и музыка Л. Туркиной.

Игра «Давайте поздороваемся».

Родители по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по группе и

здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо

определенным образом:

Воспитатель: Когда я хлопну в ладоши, это будет означать следующее:

1 хлопок – здороваемся за руку.

2 хлопка – здороваемся плечиком.

3 хлопка – спинками.

Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли:

Если у вас хорошее настроение, поднимите зеленый кружок. Если у вас

отличное настроение, поднимите желтый кружок. Если плохое - красный.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на

семинаре – практикуме. Спасибо за то, что Вы пришли на нашу встречу. Это

значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания. И сегодня нам

бы хотелось поговорить о детском экспериментировании.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность,

стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы.

Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что ребенок – природный

исследователь окружающего мира: ему хочется все трогать, пробовать,

экспериментировать, таким образом познавать мир, в который он пришел.

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица. Она говорит о том, что все усваивается прочно и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Даже самое маленькое открытие для ребенка является радостью. Почему же у

большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может

быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка

познакомиться с окружающим миром мы реагируем негативно: «Отойди

немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он

грязный! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Не смотри по

сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы –

папы и мамы, бабушки и дедушки, педагоги, сами того не желая, отбиваем у

ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и

выросший ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок

руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему снег

хрустит под ногами, с деревьев опадают листья,

где прячется радуга, откуда

берётся дождь и почему не падают звёзды.

Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать?

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно

вовремя поддержать их стремление к его исследованию. Пусть даже при этом

пострадает красивая

одежда

или испачкаются

руки. Одежду можно

постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с

годами восстановить достаточно сложно.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности,

поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не

задает. На все вопросы детей надо терпеливо отвечать, по-научному точно, и

доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за

хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с

пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно

находить ответы на вопросы в энциклопедиях, книгах. Отвечая на детские

вопросы, не стоит стремиться к исчерпывающим и полным ответам.

Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос:

«А ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное

предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно,

благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях

ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему

найти правильный ответ.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому

находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить

сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких

исследовательских работ. Дети легко находят объекты для исследований.

Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория.

Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в образовательных учреждениях все больше

внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Если ребенок-

исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет

исследователь-взрослый

умный,

наблюдательный,

умеющий

самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю

жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и

необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит

вокруг. Исследовательская деятельность развивает мышление ребёнка, его

память и наблюдательность, даёт первые представления о физических и

химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы

природы. Особенно, если взрослые не спешат делать за малыша выводы, а

дают ему возможность попытаться найти ответ самому. Самые простые и

доступные опыты можно проделать с обычной водой, воздухом, бумагой,

солью, яйцом, лимоном, магнитом и т.п.

При проведении опытов очень важно соблюдать правила безопасности,

которые помогут избежать возможных травм и детям, и родителям.

Особенно это актуально, если планируется проведение более сложных

опытов, например, с использованием спичек, газовой горелки, химических

реактивов.

Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах,

объясните последствия невыполнения правил.

Основные правила техники безопасности:

1.Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;

2.Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;

3.Не разрешайте малышу трогать руками, пробовать на вкус вещества,

которые могут представлять опасность;

4.Расскажите ребёнку, что никогда нельзя наклоняться к потенциально

опасным реактивам или к огню слишком близко, и сами всегда следуйте

этому правилу — такая предусмотрительность поможет избежать ожогов и

других травм;

5.При необходимости надевайте и на себя, и на ребёнка необходимые

средства защиты: перчатки, маску, халат, очки;

6.Накройте стол или другую рабочую поверхность материалом, который

защитит мебель от повреждений.

Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок

принимал в нем активное участие.

Любое место в доме может стать местом для эксперимента. Например,

ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного

о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее

раствориться в воде: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт,

кусочки мыла и т. п.

Кухня – это то место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда

она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить

соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько

одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного

размера и цвета. В миску налейте воды, примерно на 1, 5 см. Пусть дети

положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды.

Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно

ли набрать в губку воды столько, сколько хочешь? А если предоставить губке

полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только,

чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного

(научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе

Воспитатель: Но как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто

раз услышать». Поэтому предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую

лабораторию, где вы самостоятельно сможете провести некоторые

несложные эксперименты, а затем дома повторить их вместе со своими

детьми

.

Опыт № 1 «Радуга»

Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового

синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных).

Мы приготовили семь стаканов. Но налили воды не в каждый стаканчик, а

через один.

Добавляем в стаканы с водой красители – в нашем случае разноцветная

гуашь: красный, желтый, синий, и снова красный.

А так как в радуге семь цветов, как же получить эти цвета? Для этого нам

понадобятся салфетки, бумажные полотенца, сложенные вдоль вчетверо,

радуга у нас получится путем смешивания двух цветов. Один конец салфетки

опускаем в стакан с цветной водой, другой – в стакан пустой. И так

проделываем с остальными стаканами. Наблюдаем. Для проведения этого

эксперимента понадобится некоторое время. Вода будет впитываться в

салфетку, и «перебегать» из одного стаканчика в другой. Заодно посмотрим,

как будут смешиваться цвета в стаканчиках. В конце нашей встречи сделаем

выводы.

Опыт № 2 «Апельсины-водолазы»

Учащийся 1: Цель следующего опыта доказать, что в кожуре апельсина есть

воздух.

Понадобятся:

3 апельсина;

вода;

прозрачная широкая емкость высотой около 50 см.

Меры предосторожности: в целом опыт абсолютно безопасен для детей, но

так как во время эксперимента им придётся иметь дело с водой, то лучше

надеть на них клеёнчатые фартучки.

Ход эксперимента.

- Давайте поэкспериментируем с апельсином. Как вы думаете, умеют ли

апельсины плавать? (Предположения родителей).

- Сейчас проверим. Перед нами три апельсина. Один из них положим в

емкость с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить

его не удастся.

- Второй апельсин я уже очистила, и положу его в воду. Апельсин утонул!

- Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Что мы можем предположить? (Ответы родителей).

Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину утонуть?

- Давайте бросим в воду кожуру.

-

В

апельсиновой

кожуре

есть

много

пузырьков

воздуха,

которые

выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет,

потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он

удерживает его на поверхности воды. Значит можно утверждать, что воздух

легче воды.

Как вы думаете, что будет, если опустить в воду апельсин, очищенный

наполовину? Пробуем!

Дома, можно проверить какие еще фрукты не утонут.

Где

человек

применяет

такую

особенность,

что

воздух

легче

воды? (Надувные круги, лодки).

Опыт № 3 «Бумажный мост»

Может ли бумага быть прочной, как мост? (Ответы) Возьмите обычный

листок бумаги и положите его сверху на два стакана . Положите какой-

нибудь предмет сверху. Бумага прогнется под тяжестью, и мостик сломается.

Скажите, как сделать, чтобы мост из бумаги стал таким прочным, что по

нему сможет проехать даже игрушечный автомобиль?

А мы должны сложить бумагу несколько раз, чтобы она стала гармошкой.

Теперь мост укреплен, и готов выдержать самые сложные испытания!

Объяснение: Мы провели настоящую инженерную работу. Согнув листок

бумаги гармошкой, мы создали так называемые ребра жесткости, которые и

придали прочность всей конструкции, что позволило мосту выдержать вес

даже стакана с водой! Здорово!

Опыт № 4 «Кислота надувает шарик»

В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой

и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле

все довольно просто.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая

реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что

происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

Реквизит: уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный

шарик.

Подготовка:

- разложите нужные предметы на столе;

- в шарик насыпьте соды (1-2 чайных ложки), для удобства используйте

воронку;

- в бутылку наливаем немного уксуса;

- далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте

шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

Начнем волшебство:

- резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как

только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Вы видите, как уксус начинает булькать и пениться, при этом шарик

начинает надуваться.

Совет: хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один

раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть

материал.

Объясните детям, что уксусная кислота вступает в реакцию с пищевой содой,

уксус и сода взаимодействуют (они, словно подружились друг с другом),

выделяются углекислый газ, который надувает шарик.

Опыт № 5 «Горящая свеча»

Сейчас мы проведем интересный опыт со свечой и водой.

Нам понадобится:

-блюдце;

-стеклянная емкость (стакан, баночка, бокал);

-свеча (плоская);

- спички (зажигалка);

- вода (подкрасить красками или марганцовкой).

Алгоритм проведения опыта:

- наливаем воду в блюдце и в центр ставим свечку;

- поджигаем фитилек (можно сразу поджечь и потом поставить);

- накрываем сверху стаканом и наблюдаем, как свеча гаснет, а вода

всасывается в стакан.

Можно объяснить ребенку, что для горения свечи нужен кислород. Когда мы

накрываем емкостью – свеча сжигает его и гаснет. Воздух внутри

охлаждается и начинает всасывать воду из блюдца внутрь.

Опыт № 6 «Цветные растения»

Опыт «Цветные растения» призван продемонстрировать естественный

процесс питания растений.

Для проведения опыта возьмите 4 стакана с водой, наполните их водой.

Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя –

вода станет яркой и насыщенной. В каждый стакан аккуратно поместите

белые листья свежей пекинской капусты, сельдерея или белые цветы.

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они

находились.

Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей,

а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваше растение

получится еще эффектнее! Мы разрезали лист пекинской капусты на две

части, и вот что у нас получилось (одна часть листа окрасилась в синий цвет,

другая – красный).

Объясните ребенку, что таким образом растения поглощают воду с

растворенными в ней питательными веществами. Вода поднимается вверх по

проводящим волокнам, находящимся внутри стебля и доставляется к другим

частям растения. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в

природе – давать жизнь всем живым организмам.

Далее вновь обратиться к опыту «Радуга».

Обратить внимание родителей, как цветная вода по салфетке стекает в

другой стакан (бумага отлично впитывает воду). В результате смешивания, в

стакане

образовался

новый

цвет.

Этот опыт иллюстрирует

закон

сообщающихся сосудов и показывает, как смешиваются разные цвета. Из

жёлтого и красного цветов получился оранжевый цвет, из жёлтого и синего -

зелёный, из синего и красного - фиолетовый.

Воспитатель: В завершение встречи мы предлагаем вам поделиться своими

впечатлениями от проведенного семинара-практикума.

Вам понравилось быть в качестве экспериментаторов? Что для вас было

интересно? Что было трудно? Что удивило? Какие из опытов вам знакомы с

детства?

Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что экспериментировать

несложно, все эти опыты вы можете повторить дома вместе с детьми, для

этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и

конечно, определенные научные знания. При этом Вы будете равноправным

партнером, соучастником деятельности,

а это в свою очередь даст

возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Всем удачи, необычных открытий и чудесных превращений!

Далее проводится посвящение родителей в Главных помощников юных

исследователей (вручение шуточных удостоверений ,памяток).

Памятка для родителей по развитию любознательности.

1.

Внимательно относитесь к детским вопросам.

2.

Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.

3.

Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.

4.

Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

5.

Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.

6.

Поощряйте экспериментирование детей.

7.

Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги,

картона и т. д.

8.

Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

Памятка:«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и

родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми

баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда

вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее

набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку

исследовать и определять характеристику предметов, развивать

наблюдательность.

2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь,

с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе

понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли

растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все

растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать

бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях,

способах ухода за ними.

4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА:

«Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе

приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои

рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,

фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку, налейте воды до половины,

растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите

его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит

потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо.

А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в

банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться,

пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы

уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя

ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете

равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь

даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую

активность. Желаем Вам успехов!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к

поисково-исследовательской активности детей.

1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская

активность? Если да, то в чём именно?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш

ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным материалом. и

т.п. )

3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего

ребёнка?

4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?

5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него

занятию, связанному с экспериментированием, наблюдением? (очень

эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.

6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?

7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует

другой, возможно третий, относящийся к одной теме)

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Памятка для родителей по развитию любознательности.

9.

Внимательно относитесь к детским вопросам.

10.Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать.

11.Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.

12.Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

13.Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.

14.Поощряйте экспериментирование детей.

15.Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги,

картона и т. д.

16.Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

Приложение 3.

ПАМЯТКА

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в

ходе использования естественных ситуаций дома»

1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми

баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда

вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее

набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку

исследовать и определять характеристику предметов, развивать

наблюдательность.

2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь,

с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе

понадобится помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли

растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все

растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать

бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях,

способах ухода за ними.

4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА:

«Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе

приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои

рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,

фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку, налейте воды до половины,

растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите

его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит

потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо.

А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в

банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться,

пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы

уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя

ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете

равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь

даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую

активность. Желаем Вам успехов!

Список литературы:



В раздел образования