Напоминание

Нетрадиционная техника лепки для развития детского творчества


Автор: Вырдылина Мира Назаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Майинский ЦРР-детский сад «Кэнчээри»
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Мегино-Кангаласский район, село Майя
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Нетрадиционная техника лепки для развития детского творчества
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Майинский ЦРР – детский сад «Кэнчээри»

Нетрадиционная техника лепки для развития детского

творчества

Вырдылина Мира Назаровна,

воспитатель

с. Майя

Содержание:

I.

Введение.

II.

Лепка из массы папье-маше.

III.

Совместная продуктивная деятельность в студии «Кустукчаан»

IV.

Заключение.

V.

Приложение

Введение.

2

Детское творчество и его влияние на развитие личности ребенка.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают

источник

творческой

мысли.

Чем

больше

уверенности

и

изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с

орудием

труда,

чем

сложнее

движения,

необходимые

для

этого

взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с

общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский.

В истории педагогики проблема творчества всегда была и остается

одной из самых актуальных. Во все времена обществу нужны были

творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Под творчеством понимается способность, отражающая глубинное свойство

индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные

решения. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей

дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинзбург говорил о значении лепки

следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль,

как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о

предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет

изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и

совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл...

Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного —

тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении

предмета посредством лепки».

Ребенок в дошкольном возрасте открыт всему новому и

оригинальному, ему доступно понимание красоты в мире природы, вещей и

мире отношений. Именно поэтому очень актуальной является проблема

3

развития

творческих

способностей

у

детей

дошкольного

возраста

в

изобразительной деятельности.

Для гармоничного развития личности

ребенка очень важно приобщить его к миру красоты через изобразительную

деятельность. Рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику,

помогают формировать мышление и развивают у детей художественное

восприятие и творческие способности. Эти занятия занимают также одно из

самых важных мест при подготовке ребенка к школе.

Выдающиеся психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов

большое внимание уделяли продуктивной деятельности, выделяя в ней

компоненты, тесно взаимосвязанные между собой: мотивационный, целевой,

операционный.

Исследователи

детского

изобразительного

творчества

В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина экспериментально

доказали, что создание изображения требует, чтобы дети отчетливо

представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все

эти представления формируются на основе воспитания, но обязательно

эмоционально

-

эстетически

окрашенного.

Исследования

и

практика

свидетельствуют о том, что с раннего детства надо развивать у ребенка

восприятие. Без правильного руководства взрослого малыш, как правило, не

воспринимает красоту окружающего мира. Это одно из условий образного

отражения

предметов

и

явлений,

выражения

своего

отношения

к

изображаемому.

В данном выступлении я уделила внимание нетрадиционной

технологии лепки из массы папье-маше. Изготавливая своими руками

объемные поделки, дети учатся передавать формы, пропорции, позы,

характерные особенности и движения изображаемых объектов. Шестилетние

дети способны лепить соотнесенные по величине скульптурные композиции

из 2-3 фигур, объединенных общим сюжетом, и изготавливать разные

сувениры. Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут

рисовать на эту тему.

4

I.

Лепка из массы папье-маше.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную

деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей

их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной

или пластилином.

В наше время для занятий в среднестатистическом детском саду кроме

пластилина трудно найти другой материал для лепки, например, глину.

Пластилин же может быстро надоесть детям. Раньше на занятиях в изостудии

альтернативой пластилину служило соленое тесто. Но со временем в этом

материале для лепки я заметила некоторые недостатки: соленое тесто

тяжеловато по весу, что имеет значение при изготовлении барельефных

панно. Также при жарком микроклимате нашей изостудии изделия из

соленого теста трескаются, легко крошатся.

Поэтому передо мной, как воспитателем, стояла задача найти такой

материал, который можно было бы достать без проблем, а не так, как глину,

в то же время он будет легким, в отличие от соленого теста. Таким

материалом я для себя открыла сначала бумажно-гипсовую массу: обычную

туалетную бумагу размачиваю в водном растворе гипса или строительной

шпатлевки. Но я не была уверена в безопасности данного материала. Затем

стала

использовать

для

лепки

размоченную

туалетную

бумагу,

где

связующим звеном стал клей ПВА, что было также не очень рационально.

Наконец, остановилась на массе папье-маше, где ключевое слово – масса для

лепки, такая же, как и пластилин, соленое тесто и глина.

Масса папье-маше хорошо подходит для черновой работы, когда нужно

сделать основу для будущих поделок. Данная масса дешевая и простая по

составу, грубовата по фактуре и

прочная

после высыхания, а также

относительно легкая по весу, чем соленое тесто. Массу папье-маше в наше

время удобно делать из туалетной бумаги, но можно использовать и ячейку

5

из-под яиц, предварительно размочив ее. Лучшим связующим звеном будет

служить обычный клейстер (мучной или с добавлением крахмала). Если

готовить массу на клейстере (а не на клее), она будет легче высыхать и лучше

пропитывать целлюлозу, тогда масса получится боле однородной и быстрее

высохнет. А если учитывать толщину просушиваемого слоя - этот фактор

является немаловажным. Вторым компонентом массы папье-маше будет

целлюлоза, которую мы возьмем из обычной туалетной бумаги. Можно

просто макать ее в клейстере и потом из нее лепить, но это будет очень

неудобно, т.к. в этом случае бумага не так быстро будет размокать, как в

воде. В отдельных случаях вместо клейстера я использую гипсовый или

шпаклевочный раствор, но в случае работы с детьми наиболее подходящий

вариант- это клейстер.

Если заглянуть в историю, то в советское время, заполнителем в

растворе служила обычная древесная опилка. Этот метод был поставлен на

промышленную основу. Такими игрушками забавлялись, будучи маленькими

детьми, наши бабушки и дедушки.

В настоящее время из массы папье-маше мной изготовлено учебно-

наглядное пособие «Времена года», которое выполняет сразу несколько

функций:

- служит детям опорно-визуальным материалом для непосредственной

продуктивной деятельности;

- выполняет информационно-познавательную функцию по холодным и

теплым тонам, по отличиям времен года, по последовательности цветов

радуги, растительному миру Якутии (породы деревьев), по сезонным

изменениям родной природы;

- служит опорой для непосредственной образовательной и совместной

продуктивной деятельности педагога с детьми;

- используется для ряда дидактических игр по изобразительной

6

деятельности;

- является предметом интерьера детского сада, а также выполняет

роль развивающей среды в кабинете изостудии.

Этапы работы с массой папье – маше.

заранее приготовить негустой клейстер;

подготовить миску с водой для смачивания рук и влажную салфетку;

в миску с клейстером поместить обрывки обычной туалетной бумаги;

тщательно перемешать массу до однородной консистенции и нужной

густоты;

взять бросовый материал (пластиковую бутылку, упаковку, коробку,

пластмассовый мяч и т.д.), который будет служить основой для

корпуса будущей поделки;

предварительно смачивая руки, из массы начинаем делать налепы на

основу для корпуса (бутылку, флакон);

придав нужную форму будущей поделке, заглаживаем неровности

мокрыми руками;

вылепленную фигуру сушим естественным образом в течение 1-2 дней;

высушенную поделку покрасить темперой или гуашью, затем покрыть

лаком или же сразу смешать краску в клее или лаке, затем ею покрыть

поделку;

Для украшения или дополнения поделок из массы папье-маше в процессе

работы могут понадобиться следующие природные и бросовые материалы:

- семена тыквы и подсолнуха, ветки деревьев, шишки, скорлупа орехов,

ракушки, фасоль, горох;

-

пуговицы,

бусинки,

спички,

крышки

от

пластиковых

бутылок,

пенопластовые шарики, капсулы от киндер-сюрпризов и т.д.

7

II.

Совместная

продуктивная

деятельность

по

лепке

в

студии

«Кустукчаан»

Кружковая

деятельность

необходимое

звено

в

воспитании

многогранной личности, в ее образовании, самоутверждении, ранней

профессиональной ориентации. Специфика детской кружковой деятельности

такова, что ей чужды шаблонность и трафаретность. Поэтому она легко

откликается на образы окружающей действительности. Работа в кружке

способствует снятию у детей чувства страха, неуверенности, застенчивости

посредством погружения ребенка в процесс создания творческого продукта.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время

«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, сравнивать, запоминать. Рука

познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со

зрительными, слуховыми, и обонятельными анализаторами в сложные

интегративные образы и представления. Старший дошкольный возраст

характеризуется

периодом

наиболее

активного

изображения.

Причем

изображения как в плоскостном ее решении (рисунок, аппликация), так и в

объемном (скульптура, барельеф). Изображения могут быть не только

предметными,

но

и

сюжетными,

наиболее

детализированными

и

пропорциональными. Поэтому одно из главных направлений в обучении

творческим техникам изображения принадлежит кружковым, студийным

занятиям в ДОУ именно детей старшего дошкольного возраста. Занятия

можно поводить 2-3 раза в месяц, длительностью 30-35 минут. Развивая

интерес

к

лепке,

следует

предоставить

детям

как

можно

больше

самостоятельности, помогая в выполнении поставленных задач. Педагогу

нежелательно ставить перед ребенком задачу точно повторить образец, а с

его помощью стремиться вызвать у детей желание творить самому, изменять,

совершенствовать.

В студии «Кустукчаан» лепкой занимаются все дети, среди которых

немало детей с речевыми, зрительными нарушениями, а также дети с ЗПР.

8

Работу по обучению приемам лепки из массы папье-маше необходимо

строить на следующих принципах:

1.

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к

сложным.

2.

Принцип наглядности, который выражается в том, что у детей более развита

наглядно – образная память, чем словесно –логическая, поэтому мышление

опирается на восприятие или представление.

3.

Принцип

индивидуализации,

который

обеспечивает

развитие

каждого

ребенка.

4.

Связь обучения с жизнью, который непосредственно оживляет процесс

лепки.

Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком

от окружающей его действительности. Дети создают то, что им хорошо

знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их

внимание. Поэтому чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию

жизнь детей, тем больший отклик она привносит в их творчество. Приемы

обучения детей направлены на освоение формы предметов путем сенсорного

обследования, на создание эмоционального настроя во время занятий, что в

свою очередь связано с зарождением у детей образного начала в детском

творчестве. Это требует от ребенка ловких действий, постепенно рука

приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень

важно

в

данном

виде

изобразительной

деятельности:

ручной

труд

способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и

рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении

действий. Труд ребенка с данным материалом оказывает большое влияние не

только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на

умственное развитие детей в целом, способствует развитию личности

ребенка, воспитанию его характера. Изготовление изделий из массы папъе –

9

маше

требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей

формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость,

упорство, умение доводить начатое дело до конца.

На занятиях по лепке в изостудии «Кустукчаан» дети обогащают свой

сенсорный опыт, познавая свойства и качества разнообразных материалов.

Используется все виды лепки: предметная, сюжетная и декоративная. При

этом

в

обязательном

порядке

учитывается

40%

национально

регионального компонента по ФГОС. Дети с большим удовольствием лепят

уже знакомых персонажей олонхо, а затем играют ими в разные сюжетные

игры.

В таблице приведен примерный перспективный план по лепке из массы

папъе-маше студии «Кустукчаан»

Дата

Тема занятия

Программное содержание

сентябрь

Беседа о поделках из

массы папье-маше и

мастер-класс

приготовлению

данного материала

Развитие интереса к данному

материалу и лепке предметов

из нее

«якутская лепешка»

развитие начальных навыков

и умений в работе с данным

материалом – приемам

скатывания круглой формы и

ее расплющивания

октябрь

«рыба – карась»

обучение приемам лепки

овальной, продолговатой,

расплющенной и заостренной

на концах форм

декоративная плитка с

якутским узором

обучение приемам

раскатывания и способам

печати

ноябрь

«Байанай»

обучение барельефной лепке

10

«зайчик оделся в белую

шубку»

закрепление основных

формообразующих приемов

лепки

декабрь

«елочная гирлянда»

коллективная работа

«рукавица Деда

Мороза»

закрепление приемов

декоративной лепки

январь

«балаган - зимнее

жилище народа саха»

обучение приемам работы

стекой при создании

барельефа

«полярная сова»

использование под основу

поделки бросовый материал,

обучение приемам налепа

февраль

боевая техника «танк»

использование под основу

бросовый материал-коробку

Портрет защитника

Родины

закрепление барельефной

лепки, под основу портрета

используется крышка

пластиковой коробки

март

«красавица Туйарыма

Куо» и «богатырь

Нюргун Боотур»

лепка персонажей Олонхо,

использование под основу

корпуса бросовый материал

«богатырский конь»

закрепление

формообразующих приемов

налепа

апрель

«веселая рожица»

барельеф к 1 апреля – дню

смеха и юмора

коллективное панно

«Космос»

обучение коллективным

навыкам работы

май

«Вечный огонь памяти»

изготовление сувенира

« Ураса - летнее

жилище народа саха»

барельеф

обучение способам

барельефной лепки

Заключение.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского

творчества. Она дает возможность даже самому маленькому ребенку

ощутить себя мастером и творцом. Родители даже не подозревают, к какой

11

удивительно развивающей и полезной деятельности приобщается их ребенок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не

только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере

необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука,

следовательно, уровень умения ребенка зависит от владения собственными

руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее

доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше дают ребенку

возможность

лепить,

тем

лучше

развиваются

его

навыки

владения

собственными руками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного

комка он может сделать бесчисленное количество образов – лепка становится

самым любимым занятием на долгие годы.

Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со

снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных

фигур, сказочных героев. Летом же дети с удовольствием лепят из песка

замки, дома, фигуры зверей.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый,

выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его

участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить

непонятное. Не надо при этом забывать, что ведущей формой деятельности

является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется

на первый взгляд простым и обычным.

Использованная литература:

1.От рождения до школы. Под ред. Н.Е.Вераксы- М.,2014

12

2. Комарова Т.С. Дети в мире творчества- М.,1995

3. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет- М.,2011

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной

деятельности- М.,2000

5.Комарова Т.С.Развитие художественных способностей

дошкольников-М.,2014

6. «Тосхол» программа дошкольного образования - Якутск,

Этапы работы с массой папье – маше.

заранее приготовить негустой клейстер;

подготовить миску с водой для смачивания рук и влажную салфетку;

в миску с клейстером поместить обрывки обычной туалетной бумаги;

13

тщательно перемешивать массу до однородной консистенции и нужной

густоты;

берем бросовый материал (пластиковую бутылку, упаковку, коробку,

пластмассовый мяч и т.д.), который будет служить основой для

корпуса будущей поделки;

предварительно смачивая руки, из массы начинаем делать налепы на

основу для корпуса (бутылку, флакон);

придав нужную форму будущей поделке, заглаживаем неровности

мокрыми руками;

вылепленную фигуру сушим естественным образом в течение 1-2 дней;

высушенную поделку покрасить темперой или гуашью, затем покрыть

лаком или же смешать краску с клеем или лаком, затем покрасить

поделку;

Для украшения или дополнения поделок из массы папье-маше в процессе

работы могут понадобиться следующие природные и бросовые материалы:

- семена тыквы и подсолнуха, ветки деревьев, шишки, скорлупа орехов,

ракушки, фасоль, горох;

-

пуговицы,

бусинки,

спички,

крышки

от

пластиковых

бутылок,

пенопластовые шарики, капсулы от киндер-сюрпризов и т.д.

14

15



В раздел образования