Напоминание

"Использование приемомв мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Игнатьева Раиса Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/с №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование приемомв мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад №86 «Колокольчик»

городского округа «город Якутск»

Рабочая программа

кружка «Использование приемов мнемотехники

в работе с детьми

Руководитель:

Игнатьева Раиса Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад №86 «Колокольчик»

городского округа «город Якутск»

Введение..................................................................................................................1

1.

Содержание и использование метода

мнемотехники с детьми.............2

2.

Опытно - экспериментальная работа по использованию метода

мнемотехники.............................................................................................5

2.1 Диагностика уровня навыков рассказывания по серии сюжетных

картин

у

детей

старшей

группы……………………………………………………………….5

2.2 Использование метода мнемотехники при обучении детей

рассказыванию по серии картин. Планирование..............................8

2.2.1 Средняя группа............................................................................8

2.2.2 Старшая группа..........................................................................14

2.2.3 Подготовительная группа.........................................................18

3.

Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по

Не секрет,

что из года в

год растёт число

детей с различными речевыми проблемами. Каждой

чете,

чтоб его ребёнок пошёл

в первый класс подготовленным

не

только умел читать, считать, но

умел связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на

определённую тему.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь

у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество

проблем. У детей скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении,

большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического

мышления.

Дошкольный возраст - самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной,

чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка,

залогом его успешного обучения в школе.

Поэтому эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако

не превышает его возможностей. Существуют факторы, облегчающие процесс становления

связной речи.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В.

Эльконина и др.

-наглядность.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть

предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим

создание плана высказывания,

на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он

отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных

элементов высказывания.

К. Д. Ушинский писал

'.«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на

лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала,

пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, решили

использовать в работе по обучению связной речи с помощью мнемотехники.

Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование

оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых

очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, эффективное коррекционное

средство при обучении связной речи дошкольников. Это связано с тем, что у дошкольников

память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления,

события близкие их жизненному опыту. Мнемотехника — облегчает запоминание и

увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно

важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с проиС-ладающей ролью

внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное

запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование

мнемотехники

для

дошкольников

сегодня

становится

всё

более

актуальным, т.к. в современном мире много закодированной информации в виде символов,

схем и важно ребёнка научить перекодировать информацию из символов в образы.

Цель: Повышение эффективности обучения дошкольников связной речи средствами

мнемотехники.

Задачи

Совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния.

Формирование у детей навыков запоминания (научить детей управлять своим

вниманием, сделать его послушным);

Стимулирование интеллектуального развития ребёнка;

Условия необходимые для успешного решения поставленных задач:

1.

Анализ литературы по проблеме.

2.

Проведение мониторинга сформированости связной речи.

3.

Разработка поэтапно-перспективного плана по обучению дошкольников связной речи

средствами мнемотехники.

4.

Разработка и проведение информационных консультация по данной теме для родителей.

5.

Обогащение предметно - развивающей среды в группе.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1.

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является

развитие ребенка;

2.

Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы

соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет

возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Мнемотехника - до система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение

детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и кончно,

развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному, необходимо начинать

работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже -

к мнемотаблицам.

Структура мнемотехники

Мнемодорожки - полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветной форме,

изображения сказок, особенностей времён года. Мнемодорожка несёт обучающую информацию,

но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения в младшем возрасте.

Мнемотаблица-схема,

в

которую,

заложена

определённая

информация.

Овладение

приёмами работы с мнемотаблицей значительно сокращает время обучения и одновременно

решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов (память, образное мышление, внимание);

-перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Использование мнемотаблиц в непосредственной образовательной деятельности позволяет

детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать,

сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

Особенность

методики - применение не изображения предметов, а символов для

опосредованного запоминания.

Это значительно

облегчает

детям поиск и запоминание слов.

Символы

максимально приближены

к

речевому материалу,

например, для обозначения диких

животных используется ёлка, а для домашних - дом. Содержание мнемотаблиц - это

графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,

некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было

понятно детям.

Особое место в работе с детьми занимает подбор дидактического материала в форме

минитаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речи; кроме того,

наличие зрительного плана - схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными.

На начальной стадии работы необходимо знакомить детей с цветными мнемотаблицами:

елочка- зелёная,, ягодка - красная, позже - усложнять или заменять другой заставкой -

изображать персонажи в графическом виде. Н/р: лиса - состоит из оранжевых геометрических

фигур ( треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и т.д. далее схемы рисуются

в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Виды мнемотаблиц:

1.

Развивающие

2.

Обучающие

С помощью мнемотехники решали следующие задачи:

> сформировать интерес к художественной литературе;

> обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;

> знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;

> создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;

> развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;

> формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать

выученное, рассказывать выразительно стихи наизусть и понимать рассказанное.

Этапы работы над мнемотаблицей:

1 этап - рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено;

2 этап - осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование символов в

образы;

3 этап - осуществляется пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка

метода запоминания.

Перед использованием мнемотаблицы проводиться предварительная работа (совместная

педагога и детей):

^ Подготовка

дополнительного познавательного, иллюстрационного материала,

расширяющего кругозор

детей;

наблюдение, оеседы;

> Чтение художественных произведений.

2.

Опытно - экспериментальная работа по использованию метода мнемотехники

2.1. Диагностика уровня навыков рассказывания по серии сюжетных картин у детей

старшей группы

Проанализировав

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

обучения

детей

дошкольного возраста рассказыванию по серии сюжетных картин мы решили изучить уровень

развития умения составлять рассказы по серии сюжетных картин.

Для того чтобы проанализировать умение детей составлять рассказы по серии сюжетных картин

нами была использована диагностическая методика Т.В. Кабановой и О.В. Домниной.(13, 25)

Диагностика на этапе констатирующего эксперимента предусматривала решение следующих

задач:

1. выявление уровня умений детей составлять рассказы по серии сюжетных картин;

2. оценка смысловой целостности и лексико-грамматического оформления рассказов по

серии сюжетных картин.

Для проведения диагностики детям была предложена серия сюжетных картинок «Дети идут

в детский сад» с помощью, которой, в процессе эксперимента, выявлялись уровни развития

умений рассказывания у детей экспериментальной группы. Диагностические критерии состоят

из

трех

компонентов:

оценка

смысловой

ценности,

оценка

лексико-грамматического

оформления,

оценка

самостоятельности

выполнения

задания.

За

каждый

компонент

выставляется от 0 до 5 баллов по пятибалльной системе. Для удобства обработки данных мы

выделили следующие уровни: высокий (от 12 до 15 баллов); средний (от 9 до 12 баллов); низкий

(от 0 до 9 баллов).

Расшифровка каждого критерия:

Высокий уровень. Рассказ диагностируемого соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья,

располагается в правильной последовательности. Рассказ оформлен грамматически правильно. Ребенок

самость д ельно подбирает и располагает картинки. (13,26)

Средний уровень.

Ребенок допускает незначительное искажение ситуации, неправильное

воспроизведение причинно-следственных связей. Рассказ составлен без ошибок, но наблюдается

стереотипность оформления, неточное употребление слов. Картинки располагаются со

стимулирующей помощью.

Низкий.

В ответах ребенка наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенные

искажения в описании. В ответе наблюдается стереотипность оформления, неадекватное

использование слов. Раскладывание картинок и составление рассказа происходит по наводящим

вопросам.

Данное диагностическое обследование помогает увидеть, на сколько развито умение детей

составлять рассказы по серии сюжетных картин, и какие затруднения у них вызывают те или

иные задания связанные составлением рассказа. Диагностическое обследование проводилось

посредством индивидуальной беседы, с использованием серии сюжетных картинок на тему

«Зимние забавы». Данные, полученные в ходе диагностики, были обработаны и внесены в

таблицу.

Из данной таблицы видно, что у детей экспериментальной группы навыки рассказывания по

серии сюжетных картин развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднились в

лексикограмматическом оформлении рассказов, не все из детей смогли самостоятельно

справиться за заданием.

Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне

сформированности умений составлять рассказ по серии сюжетных картин у детей, лишь 7% т.е.

2 ребёнка справил с диагностическим заданием показав высокий уровень умений и навыков,

39% - 11 чел, показали средние результаты, 54 % - 15 человек из экспериментальной группы

показали низкие результаты.

По результатам констатирующего эксперимента нами был построен график.

б

Результаты уровня сформированности навыков рассказывания по серии сюжетных

картин до использования метода мнемотехника.

Анализ

результатов

констатирующего

эксперимента

говорит

о

необходимости

целенаправленной работы по развитию умений составления рассказа по серии сюжетных

картин с детьми старшей группы

Анализ литературы убеждает, что данные умения и навыки целесообразно формировать в

процессе целенаправленной деятельности, используя различные методы и приемы, в нашем

случае

мнемотехнику.

Поэтому

следующим

этапом

работы

является

формирующий

эксперимент.

2.2 Использование метода мнемотехники при обучении детей рассказыванию по серии

сюжетных картин

Изучив теоретические аспекты использование техники мнемотехники и обучения детей

рассказыванию по серии сюжетных картин и, проведя констатирующий эксперимент, мы

решили разработать поэтапно - перспективный план по использованию мнемомодорожек и

мнемотаблиц способствующих развитию умения детей рассказыванию по серии сюжетных

картин.

тема

цель

Словарная работа

Чтение стихотворения

Пробудить в детях интерес к

заучиванию стихов по

мнемотаблице. Учить детей

интонационно выразительно

рассказывать наизусть

стихотворение по

логической

последовательности

символов (образов), которое

помогает освоить элементы

Вспомнить, какими игрушками

любим играть.

Объяснить значение слов:

Громко - оглушительно кричать,

орать, плакать;

Речка - узкая река; небольшая река;

Не утонет - лежит на поверхность

воды;

Подобрать слова, похожие по

смыслу:

поверхность - находится,

располагается;

речка - речушка, реченька,

речонка, речной.

Пересказ сказки

Учить пересказу знакомых

Конкретизировать представления

«Курочка Ряба»

им литературных

детей о домашних животных и

произведений, составлению

птицах;

коротких рассказов с

Объяснить смысл слов:

помощью взрослого;

Кудахчет - курица подает куриный

Развивать умение

голос;

ориентироваться на

Подобрать слова, похожие по

признаки объекта, уточнить

смыслу:

и закрепить правильное

снесла - снесла, перенесла,

произношение звука.

вынесла, выбросило; разбилось -

разделилось, раскололось,

расшиблось, разлетелось

Пересказ рассказа

«Бежал Ёжик по

Научить пересказывать

сказку, активизировать

употребление в речи

сложных предложений,

антонимов; развивать

речевые умения в

образовании однокоренных

Вспомнить, как называются

детеныши волка, медведя, кабана.

Объяснить смысл слов: клубок -

шар;

подоспела - пришла вовремя.

Подобрать слова, похожие по

смыслу:

нацепил-надел, насадил, нанизал,

Планирование и содержание работы по

использованию метода

мнемотехники

2.2.1 средняя группа

Сентя

брь

месяц

наколол.

Рассказывание сказки Упражнять детей в умении

«Рукавичка»

рассказывать содержание

сказки с использованием

наглядных пособий;

закреплять умение

составлять сказку связно, в

логической

последовательности;

называть отличительные

признаки животных (волк,

заяц), используя

мнемотехническую таблицу;

активизировать в речи слова

и выражения, позволяющие

Вспомнить какие звери живут в

лесу.

Объяснить значение слов:

Рукавичка - варежка, теплая вещь

из одежды;

Упрятаться - от холода, мороза,

стужи, ветра;

Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Нашел - отыскал, обнаружил.

г

начать и закончить сказку.

Умение соотносить знаковые

символы с образами.

октябрь

Составление рассказа

«Осень»

Упражнять детей в умении

рассказывать о времени года

об осени и ее приметах, с

использованием наглядных

пособий,связно, в логической

последовательности;

развивать словарный запас -

называть отличительные

признаки осени и диких

животных (заяц, волк),

используя

мнемотехническую таблицу;

активизировать в речи слова

Объяснить значение слов:

Осень - холодно, дождь, слякоть,

ветер, туча, пасмурно,

Подобрать слова, похожие по смыслу:

лист - листья, листопад;

Пересказ сказки «Три

желудя».

Упражнять детей в умении

рассказывать содержание

сказки с использованием

наглядных пособий;

закреплять умение составлять

сказку связно, в логической

последовательности; называть

отличительные признаки

животных (кабан, белка), и

птицы (сойка), используя

мнемотехническую таблицу;

активизировать в речи слова и

выражения, позволяющие

начать и закончить сказку.

Умение соотносить знаковые

символы с образами.

Вспомнить, какие плоды растут на

дубе, рябине, ёлке, яблоне. Объяснить

значение слов: дупло- отверстие,

дыра в стволе дерева;

дубок- маленький дуб.

Подобрать слова, похожие по смыслу:

Нашел - отыскал, обнаружил.

Составление рассказа

«Кошка с котятами»

Упражнять детей в умении

составлять короткий рассказ

связно с использованием

наглядных пособий; в

логической

последовательности; учить

соотносить слова,

обозначающие называния

животных ,с названиями их

детенышей, используя

мнемотехническую таблицу;

активизировать в речи слова,

обозначающие действия

(глаголы). Умение соотносить

знаковые символы с образами.

1 .Вспомнить какие звери живут

рядом с людьми, как их называем. 2.

Объяснить значение слов: клубок -

шар;

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Чтение стихотворения

А.Барто «Зайка».

Пробудить в детях интерес к

заучиванию стихов по

1. Работа над четкостью дикции

2. Объяснить значение слов: хозяйка -

владелица.

мнемотаблице. Учить детей

интонационно выразительно

рассказывать наизус i ь

стихотворение по логической

последовательности символов

(образов), которое помогает

освоить элементы

рассказывания.

обладательница, собственница;

остался - оставался;

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу: бросила - кинула, оборонила,

швырнула, шваркнула, отбросила;

до ниточки промок - вымок;

ноябрь

Составление рассказа по

картине «Лиса с

лисятами»

Упражнять детей в умении

составлять небольшой

связный рассказ по сюжетной

картинке; активизировать в

речи слова и выражения,

позволяющие начать и

закончить рассказ по

сюжетной картинке.

Хитрая, шустрые, находчивая,

пушистая, макая, хищная, юркие,

охотница.

Сказка «Бычок - черный

бочок, белое копытце»

Учить детей слушать сказку,

участвовать воспитывать

интонационную

выразительность речи. (Б-

стр.56) моделировать

используя картинки

Солома, мостки, смола,

Составление рассказа о

любимой игрушке

Учить описывать и сравнивать

кукол: правильно называть

наиболее характерные

признаки, строить

законченные предложения;

Активизировать в речи

прилагательные, учить

пользоваться словами с проти

воположны м значением,

развивать выразительную

речь.

Стихотворение

И.Сурикова «Зима»

Учить читать наизусть

небольшие стихотворения,

четко артикулируя. Пробудить

в детях интерес к заучиванию

стихов по мнемотаблице.

Воспитывать любовь к поэзии.

1. Работа над четкостью дикции.

2.

Объяснить значение слов:

пушистый - пушистость, легкость ;

забелело - земля стало белой; одело -

покрыло, накрыло, окутало,

обрядило.

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

снег - снежок, снеговой, снежинка;

пушистый - пушистость, легкость.

декабрь

Пересказ - сказки

«Колобок»

Учить детей эмоционально и

активно воспринимать сказку,

участвовать в рассказывании,

подвести к моделированию,

учить точно отвечать на

вопросы, помочь детям

усвоить последовательность

действий и персонажей,

развивать творческую

инициативу, (стр.123-

Бондаренко 2 мл.гр)

2. Объяснить значение слов:

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Составление рассказа

Учить составлять короткие

развивать словарный запас -

«О зиме»

описательные рассказы о

времени года (зима) с и с п ол

ьзова н ие м нагл я д ны х

пособий; Закреплять умение

соотносить слово с действием,

которое оно обозначает.

подбирать слова, обозначающие

действие (глаголы);

2. Объяснить значение слов:

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Стихотворение

И.Токмаковой

«Медведь» (стр. 149-

Бондаренко 2 мл.гр)

Учить детей интонационно

выразительно рассказывать

наизусть стихотворение.

Пробудить в детях интерес к

заучиванию стихов по

мнемотаблице, которое

помогает освоить элементы

рассказывания

1. Ра бота над четкостью дикции.

2. Объяснить значение слов: под

снегом - в берлоге;

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

снег - снежок, снеговой, снежинка;

медведь - медвежонок, мишка,

топтыгин, косолапый;

Стихотворение

К.Чуковского

«Айболит» (стр. 154-

Бондаренко 2 мл.гр)

Слушать внимательно рассказ

воспитателя, следить за

раскрытием событий.

Отвечать на вопросы полным

ответом

2. Объяснить значение слов:

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Рассказ Л.Толстого

«Птица свила гнездо»

(стр. 182- Бондаренко 2

мл. гр)

Прививать любовь к

художественной литературе,

учить грамотно, отвечать на

вопросы, закреплять умение

рисовать пальчиками.

2. Объяснить значение слов:

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

январь

Стихотворение

Г.Ладонщикова

«Наши

друзья» (Аджи стр. 103)

Продолжать знакомить с

зимующими птицами, с их

трудностями зимой.

Расспросить детей: каких

зимующих птиц они знают, и

что надо сделать, чтобы им

легко было пережить зиму.

Уметь описывать их внешний

вид: какая у них грудка, какой

хвост, какие крылышки и т.д.

1 .Ввести в речь существительные —

названия зимующих птиц - сорока,

воробей, снегирь, синица, ворона;

2. Объяснить значение слов:

Кормушка - приспособление, ящик,

виселица в котором дается корм

птицам.

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Сказка «Лиса-

лапотница» (стр. 184-

Бондаренко 2 мл. гр)

Воспитывать любовь к

художественной литературе,

учить внимательно, слушать и

отвечать на вопросы,

используя

мнемотехническую таблицу.

2. Объяснить значение слов:

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Февраль

Сказка «Гуси - лебеди»

(стр.222- Бондаренко 2

мл. гр)

Учить детей эмоционально

воспринимать сказку,

участвовать в рассказывании,

учить моделировать, точно

отвечать на вопросы;

развивать творческую

инициативу.

Вспомнить, какими игрушками

любим играть.

Объяснить значение слов:

Речка - узкая река; небольшая река;

Потешка «Идет лисичка

по мосту» (стр.224-

Бондаренко 2 мл. гр)

Воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешку,

осмысливать услышанное, отвечать на вопросы.

Пальчиковая игра

«Белка орешки продает»

(стр.234-

Развивать мелкую моторику рук и формировать правильную речь

Бондаренко 2 мл. гр)

Стихотворение

К.Бальмонта

«Росинка» (стр.234-

235 Бондаренко 2 мл.

гр)

Познакомить с поэзией, о природном явлении - роса. Пробудить в

детях интерес к заучиванию стихов по мнемотаблице. Учить детей

интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение

по логической последовательности символов (образов), которое

помогает освоить элементы рассказывания, дать представление с

помощью иллюстраций

Пересказ рассказа

«Бежал Ёжик по

дорожке»

(Сказки-пересказки

Упражнять детей в умении

рассказывать содержание

сказки с использованием

наглядных пособий;

закреплять умение

составлять сказку связно, в

логической

последовательности; называть

отличительные признаки

животных используя

1 .Вспомнить, как называются

детеныши волка, медведя, кабана.

2. Объяснить значение слов: клубок -

шар;

подоспела - пришла вовремя.

3. Подобрать слова, похожие по

смыслу:

Заучивание

стихотворения

Учить читать наизусть

небольшие стихотворения,

четко артикулируя. Пробудить

в детях интерес к заучиванию

стихов по мнемотаблице.

2. Объяснить значение слов:

зеленеет - природа оживает;

В сени

Март

Сказка «Как Лиса

Упражнять детей в умении

рассказывать содержание

сказки с использованием

наглядных пособий;

закреплять умение составлять

сказку связно, в логической

последовательности; называть

отличительные признаки

животных (кабан, белка), и

птицы (сойка), используя

Уточнить, как зайцы готовятся к

Пересказ рассказа

«Почему у Зайца

Упражнять детей в умении

рассказывать содержание

рассказа с использованием

наглядных пособий;

закреплять умение составлять

сказку связно, в логической

последовательности; называть

отличительные признаки

животных используя

Обсудить, чем опасно болото и

почему в нем можно увязнуть.

Объяснить значение слов: еле-еле - с

трудом, не сразу.

активизировать в речи слова и

выражения, позволяющие

начать и закончить сказку.

Умение соотносить знаковые

символы с образами.

Составление рассказа

Закрепить и расширить

Активизация словаря: весна.

Стихотворение П.Н.

Тобуроков «Герой не

Пробудить в детях интерес к

заучиванию стихов по

Море, моряк, морячок, моряцкий,

мореплаватель.

апрель

«Про Червяка»

Выяснить, почему червяка

называют «дождевым».

Совершенствовать навыки

полного описательного

рассказа. Развивать

индивидуальные способности

детей в творческой речевой

деятельности.

Объяснить значение слов: дождевой -

связанный с дождем, имеющий

отношение к дождю; дождливый -

отличающийся сильными дождями.

Подобрать слова, похожие по смыслу:

пригласил - позвал, предложил пойти;

испортить - привести в негодность,

сделать неисправным, повредить,

сделать плохим.

Сказка «Как медведь

Формировать умение

Вспомнить какие звери живут в

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя

напугал»(по

Формирование навыков

связного последовательного

пересказа текста с опорой на

Уточнение и активизация

предменого словаря и слов -

признаков по теме: «Дикие

Май

1

Сказка «Бежал Ежик

по дорожке»

Формирование навыков

связного п ос л ед о вател ь н о

го

пересказа текста с опорой на

графические схемы.

Закрепление навыков

грамматически правильного

оформления высказывания.

Вспомнить, как называются

детеныши волка, медведя, кабана.

Объяснить значение слов: клубок -

шар; подоспела - пришла вовремя.

Подобрать слова, похожие по

смыслу: нацепил -надел, насадил,

нанизал, наколол.

месяц

тема

цель

Словарная работа

Сказка «Как Лиса терем

Совершенствовать навык

Вспомнить, как называются жилища

строила»

пересказа. Развивать

коммуникативную функцию

речи.

лисы, медведя, пчелы, волка.

Объяснить значение слов:терем -

высокий дом, дом в виде башни;

Лисий дом - дом Лисы. Подобрать

слова, похожие по смыслу; снова -

опять, сызнова, заново.

Рассказ «Дубовые

Продолжать работу по

Вспомнить, на каком дереве растут

листья»

составлению предложений их 4-

5 слов. Совершенствовать

монологическую речь.

дубовые листья. Назвать другие

деревья. Какие листья растут на них?

Объяснить значение слова:

разноцветный - раскрашенный

разными цветами. Подобрать слова,

похожие по смыслу: опустились -

легли, спустились, упали,

рпиземлились.

Пересказ рассказа

Обучение связному

Активизация предметного словаря,

«Лесной голосок» (по

последовательному пересказу

развитие долговременной слуховой

Г.Скребицкому)

с наглядной опорой в виде

памяти.

графических схем,

Развитие навыков словообразования:

отображающих

у утки-утенок, а у кукушки-

последовательность событий.

...(кукушонок), и т.д.

Стихотворение

Учить читать наизусть

Сущ: птенец, яйцо,, насекомое.

П.Н.Тобурокова

небольшие стихотворения,

Прилаг: звонкий, весёлый,

«Чыычаах», («Птичка»)

четко артикулируя. Пробудить в

детях интерес к заучиванию

стихов по мнемотаблице.

Воспитывать любовь к поэзии.

маленький, беспомощный.

Глагол: прилетать, строить,

откладывать, высиживать, выводить,

выкармливать, воспитывать, летать,

петь.

«Про Червяка»

Обучение связному

последовательному пересказу с

наглядной опорой в виде

графических схем,

отображающих

последовательность событий.

Выяснить, почему червяка называют

«дождевым». Объяснить значение

слов: дождевой - связанный с дождем,

имеющий отношение к дождю;

дождливый - отличающийся

сильными дождями. Подобрать слов;

похожие по смыслу: пригласил -

позвал, предложил пойти; испортить -

привести в негодность, сделать

неисправным, повредить, сделать

плохим.

-Q

Пересказ рассказа «Как

Обучение связному

Назвать различных насекомых.

GL

Ю

Муравей увидел

последовательному пересказу

Объяснить значение слов: крохотньп

н

*

звездное небо»

с наглядной опорой в виде

— очень маленький; не огорчился — н

о

графических схем,

расстроился. Подобрать слова,

2.2.2 Старшая группа

(второй год работы)

отображающих

последовательность событий.

похожие по смыслу: забирался -

влезал, проникал, пробирался;

огромное - очень большое,

нескончаемое, безмерное,

бескрайнее, беспредельное,

необозримое, неоглядное.

Пересказ рассказа «Как

Медведь варенье варил»

Обучение связному

последовательному пересказу с

наглядной опорой в виде

графических схем,

отображающих

последовательность событий.

Уточнить, из каких ягод варят

малиновое варенье. Из каких ягод

варят клубничное, смородиновое,

черничное, ежевичное варенье?

Объяснить значение слов: пасека-

место, где расставлены ульи с

пчелами; частый гость - гость,

который приходит много раз.

Подобрать слова, похожие по

смыслу дивный - чудный,

чудесный, приятный,

удивительный, замечательный;

мешать - перемешивать.

«Что случилось с Мухой в

зимнем лесу»

Углубить представления детей о

зиме, о состоянии погоды

зимой, о явлениях зимней

природы. Расширить

Уточнить, как зимуют насекомые.

Объяснить значение слов: сковал -

лишил возможности двигаться,

заморозил; скрылась - спряталась,

укрылась от всех. Подобрать слова,

похожие по смыслу: сильный -

мощный, крепкий, могучий,

интенсивный, небывалый, жуткий,

неистовый, невыносимый,

невиданный, невероятный,

потрясающий, свирепый,

чудовищный, яростный, ужасный;

убежище -укрытие, приют,

прибежище.

«Как Муравей в гости

ходил»

Уточнить, какие насекомые строят свой домик сообща. Объяснить

значение слов: хвоинка - листочек хвойного растения, похожий на

иголочку; соседний - находящийся рядом, поблизости, по соседству.

Подобрать слова, похожие по смыслу: усердно - прилежно,

старательно, исправно, с усердием, со старанием; подходящая -

нужная, пригодная, годная, достойная, подобающая, надлежащая.

ноябрь

Рассказ «Почему Маша

перестала ловить

бабочку»

Вспомнить, какого цвета крылья, у бабочек. Объяснить значение

слов сачок - сетка, надетая на кольцо с ручкой; норка - маленькая

нора. Подобрать слова, похожие по смыслу: перестала - прекратила,

не стала, бросила; приподняла - подняла немного, подняла

невысоко.

«Пропажа»

Вспомнить названия разных грибов. Объяснить значение слов:

оттопырился - выдвинулся вперед, выпятился; горсть - количество

чего-либо, умещающееся в согнутую ладошку. Подобрать слова,

похожие по смыслу: пропажа - исчезновение, потеря, лишение,

убыток, утрата.

«Как Медведь с Мужиком

силами мерились»

Уточнить, для чего медведь к зиме накапливает жир. Объяснить

значение слов: делянка - участок земли; нагулять силушки -

накопит! набраться силы.

Подобрать слова, похожие по смыслу: тягаться - состязаться,

соперничать, соревноваться.

«Почему у Зайца длинные

уши»

Обсудить, чем опасно болото и почему в нем можно увязнуть.

Объяснить значение слов: еле-еле -с трудом, не сразу.

Подобрать слова, похожие по смыслу: застрял - попал, увяз,

оказался ухватиться - схватиться, взяться, вцепиться.

к ^ гаю с| «у рудное яблоко»

Вспомнить названия разных фруктов. Объяснить значение слов:

гостинец-подарок. Подобрать слова, похожие по смыслу: огорчилась

- опечалилась, загрустила, загоревала, расстроилась; толкнула -

пнула, двинула, пихнула.

«11ро Комара»

Вспомнить стороны света. Объяснить значение слов: кочка - бугорок

земли на низменном или болотистом месте, поросший мхом или

травой.

Подобрать слова, похожие по смыслу: подхватил -поднял, захватил,

взял с собой, поймал, увлек за собой; любовался -рассматривал,

смотрел с восхищением.

«Почему Кузнечик все

время прыгает»

Вспомнить разных насекомых. Уточнить, какие стадии развития

проходит бабочка. Объяснить значение слова: куколка-личинка

бабочки, в твердую оболочку.

Подобрать слова, похожие по смыслу: прекрасная - великолепная,

дивная, красивая, нарядная, обаятельная, обворожительная,

очаровательная, прелестная, чудная, замечательная, роскошная,

удивительная, чудесная; растолстеешь - поправишься, потолстеешь,

пополнеешь; прыгал - скакал, сигал, подпрыгивал, делал прыжки.

«Как Волк дом сторожил»

Вспомнить, какие звери не впадают зимой в спячку. Объяснить

значение слов: потчевать - угощать, предлагать еду; взаперти - за

закрытыми дверями.

Подобрать слова, похожие по смыслу: податься - отправиться,

пойти; охранять - сторожить, оберегать.

«Как Паук в гости ходил»

Подумать, какие препятствия могли встретиться Паучку в пути.

Объяснить значение слов: паучья нить - нить паука; жучий дом - дом

жука.

Подобрать слова, похожие по смыслу: озябли — замерзли, застыли,

закоченели.

январь

«Шапка - невидимка»

Вспомнить волшебные предметы из разных сказок. Объяснить

значение слов: шапка - невидимка - сказочный предмет, тот, кто ее

надевает, становится невидимым.

Подобрать слова, похожие по смыслу: яркая(красота) - бесподобная,

блистательная, великолепная, выдающаяся, завидная, изумительная,

безупречная, недюжинная, непревзойденная, несравненная,

ошемломляющая, превосходная, роскошная, райская, прелестная,

удивительная, чудесная, чудная.

«Кому Ручеек пел свою

песенку»

Вспомнить названия весенних месяцев. Объяснить значение слов:

пригорок - небольшая горка.

Подобрать слова, похожие по смыслу: веселая - радостная, задорная,

весенняя; пробурчал - пробормотал, невнятно приговорил.

«Как Полкан Лису

проучил»

Вспомни сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает.

Объяснить значение слов: курятник - помещение для кур.

Подобрать слова, похожие по смыслу: плутовка - обманщица,

мошенница, лгунья, шельма, проказница, ловкачка; трепать - драть,

таскать, молотить, тузить, теребить, бить, мутузить, колотить, лупит!

JQ

о

са

<D

«Зайцы и Медведь»

Назвать животных, которые спят зимой. Объяснить значение слов:

вдвоем, втроем, вчетвером, впятером, вшестером, всемером,

ввосьмером, вдевятером, вдесятером - по два, по три ...; весельчак -

любитель повеселиться.

Подобрать слова, похожие по смыслу: потопал — тяжело пошел,

зашагал; подивился - удивился, поразился; расхохотались -

рассмеялись, покатились со смеху, надорвались от смеха.

-9"

«Как Лиса птицам

помогала»

Назвать зимующих птиц. Объяснить значение слов: притащила -

принесла.

Подобрать слова, похожие по смыслу: суровая - холодная,

невыносимая, трудная, тяжелая; скучно - тоскливо, горестно,

невесело, неинтересно, безрадостно.

Почему Волк не катается

на лыжах

Уточнить, чем занимаются парикмахер, пильщик, дровосек. Назвать

другие профессии.

Подобрать слова, похожие по смыслу: испугался -струсил, оробел,

опешил, обомлел, устрашился, ужаснулся и др.; убежал - дал деру,

драпанул, сбежал, умчался, дал драпака, дал стрекача, удрал и др.

«Почему Петушок не

верит Лисе»

Вспомнить названия домашних птиц. Объяснить значение слов:

видимо - невидимо - очень много. Подобрать слова, похожие по

смыслу: накинула - набросила, надела; горюет - печалится, страдает,

переживает, грустит.

март

«Как Ежик от холода

спасался»

Назвать осенние месяцы. Объяснить значение слов: одежка - одежда.

Подобрать слова, похожие по смыслу: неприлично - непристойно,

неблаговоспитанно.

Как зайчата Зайца спасли Ответить, как называют детенышей зайца, барсука, ежа. Объяснить

значение слов: силок - петля для ловли птиц и зверей. Подобрать

слова, похожие по смыслу: шустрый - быстрый, проворный, бойкий,

подвижный, ловкий, прыткий, расторопный; храбрый - смелый,

отважный, мужественный, молодецкий, отчаянный, неустрашимый,

удалой, ухарский, бравый, безбоязненный, бесстрашный;

смекалистый - умный, догадливый, здравомыслящий,

изобретательный, мудрый, находчивый, понятливый,

рассудительый, сметливый, смышленый, толковый; сообща - вместе,

скопом, дружно, общими силами, вкупе; выручили - спасли,

освободили, вызволили.

Полезный зонтик

Уточнить, для чего нужен зонтик. Объяснить значение слов: спицы -

металлические стержни, удерживающие ткань зонтика;

разноцветный - окрашенный в разные цвета. Подобрать слова,

похожие по смыслу: крепкий -прочный, надежный, неломающийся;

полезный - нужный, необходимый, крепкий -прочный, надежный,

неломающийся; полезный - нужный, необходимый.

«Как звери искали

Крольчонка»

Уточнить названия самца, самки и детенышей у кроликов, лис,

собак, кошек. Объяснить значение слов: белоснежный - белый как

снег; горько - печально. Подобрать слова, похожие по смыслу:

шустрый - проворный, прыткий, расторопный, быстрый, бойкий,

подвижный; отыскать - найти, поймать, обнаружить, разыскать.

апрель

«Какая птица пела в

парке»

Уточнить, какая птица кукует, чирикает, ухает, кукарекает, крякает,

каркает, воркует, гогочет. Объяснить значение слов: подражать -

поворять за кем - то; нрав - характер; Подобрать слова, похожие по

смыслу: странная - диковинная, чудная, необычная; ручной -

прирученный, небоязливый, привыкший к человеку.

«Как Миша узнал про

школу»

Уточнить, как называют школьников, которые учатся в первом,

втором, третьем, четвертом классах. Объяснить значение слов: урок-

учебное занятие, на котором школьники чему - нибудь учатся;

перемена -перерыв между уроками в школе. Подобрать слова,

похожие по смыслу: просторная - большая, вместительная, емкая,

свободная; учитель - педагог, преподователь.

Составление рассказа

«Весна идет». Полянская

(стр. 26-31)

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; упражнять

детей в умении рассказывать о временах года (весна) с

использованием наглядных пособий, связно, в логической

последовательности; формировать понятия причинно - следственных

связей и закономерностей в явлениях природы. Развивать умение

детей соотносить знаковые символы с образами. Воспитывать

внимательное, бережное отношение к природе.

«Кому Ручеек пел свою

песенку»

Вспомнить названия весенних месяцев. Объяснить значение слов:

пригорок - небольшая горка.

Подобрать слова, похожие по смыслу: веселая - радостная, задорная,

весенняя; пробурчал - пробормотал, невнятно приговорил.

месяц

тема

цель

Словарная работа

Сентябрь

«Пропажа»

Вспомнить названия разных грибов. Объяснить значение слов:

оттопырился - выдвинулся вперед, выпятился; горсть - количество

чего-либо, умещающееся в согнутую ладошку. Подобрать слова,

похожие по смыслу: пропажа - исчезновение, потеря, лишение,

убыток, утрата.

Составление рассказа по

картине «Белочка»

Закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;

формировать понятия причинно - следственных связей и

закономерностей в явлениях природы; упражнять детей в умении

составлять связный рассказ по схеме - модели. Развивать умение

детей соотносить знаковые символы с образами; воспитывать

интерес к природе, к животным.

Пересказ рассказа «Осень

под водой» (по

Н.Сладкову)

Формирование навыков

последовательного пересказа

текста с опорой на графические

схемы.

Уточнение и активизация словаря.

Объяснить значение слов:

пустынно- пусто, безлюдно, нет

ничего, одинако. Глухо - глухота,

тихо, тишина, не слышно шума.

октябр

Составление рассказа

«Осень».

Полянская ()

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Осень»; упражнять

детей в умении рассказывать о временах года (осень) с

использованием наглядных пособий, связно, в логической

последовательности; формировать понятия причинно - следственных

связей и закономерностей в явлениях природы. Развивать умение

детей соотносить знаковые символы с образами. Воспитывать

внимательное, бережное отношение к природе.

Пересказ рассказа

«Белки»(по И.Соколову-

Микитову)

Обучение связному

последовательному пересказу с

наглядной основой в виде

графических схем,

отображающих

последовательность событий.

Употребление в речи предлогов

НА, С, В, К. расширение и

активизация глагольного словаря.

Развитие связной речи, памяти.

Пересказ рассказа

«Пушок» (по

Г.Скребицкому)

Формирование навыков

пересказа достаточно большого

по объему текста с наглядной

опорой в виде графических

схем.

Существительные : сарай;

прилагательные: ручной; глаголы:

требовал, показалось

Пересказ рассказа

«Пингвинный пляж» (по

Г.Снегиреву)

Обучение навыкам связного

последовательного пересказа

текста с наглядной опорой в

виде графических схем,

отражающих

последовательность событий.

Активизация и обогащение словаря

по теме «Животные Севера».

Существительные: фанера.

Глаголы: устроили, выстроилась,

посмотреть.

Пересказ рассказа «Что

случилось с Мухой в

зимнем лесу»

Уточнить, как зимуют насекомые. Объяснить значение слов: сковал -

лишил возможности двигаться, заморозил; скрылась - спряталась,

укрылась от всех. Подобрать слова, похожие по смыслу: сильный -

мощный, крепкий, могучий, интенсивный, небывалый, жуткий,

неистовый, невыносимый, невиданный, невероятный, потрясающий,

свирепый, чудовищный, яростный, ужасный; убежище -укрытие,

приют, прибежище.

«Как Медведь с Мужиком

силами мерились»

Уточнить, для чего медведь к зиме накапливает жир. Объяснить

значение слов: делянка - участок земли; нагулять силушки -

накопить, набраться силы.

Подобрать слова, похожие по смыслу; тягаться - состязаться.

Стихотворение

j Г. Ладонщиков «Весна»

Полянская (стр.55)

Составление

описательного рассказа

«Увидел скворца - знай:

весна у крыльца»

Полянская (стр.36-41)

2.

Объяснить значение слов:

3.

11одобрать

слова,

похожие

по

Пересказ рассказа

«Барашек» (по

С.Воронину)

Пересказ рассказа

«Пчелки на разведках»

(поК.Д.Ушинскому)

Пересказ рассказа

«Поющий букет» (по

В.Бирюкову)

Закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;

формировать понятия причинно — следственных связей и

закономерностей в явлениях природы; упражнять детей в умении

составлять связный рассказ по схеме - модели. Развивать умение

детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать

развивать психические процессы: память, внимание, наглядно -

действенное мышление.

Формирование навыков

пересказа с наглядной опорой

в виде графических схем.

Формирование у детей

активного зрительного и

слухового контроля

правильности составления

пересказа. Развитие

диалогической речи -

самостоятельные ответы на

вопросы. Закрепление

использования разнообразных

грамматических конструкций в

формировании речевых

высказываний. Активизация

памяти, внимания, мышления.

Обучение связному

последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде

графических схем,

отражающих

последовательность событий.

Закрепление разнообразных

грамматических конструкций

в формировании речевых

высказываний.

Обучение связному

последовательному пересказу

с наглядной опорой в виде

графических схем,

отображающих

последовательность событий.

Формирование

грамматических

представлений и обобщений на

основе работы с языковым

материалом пересказываемого

произведения._______________

Образование существительных с

уменьшительно -ласкательным

значением. Слова, сложные по

слоговой структуре: блеяние,

злость, птичка. Глаголы:

донеслось, шагнул,

насторожился, провалилась,

щелкнул, выбраться,

пробираться, всматриваться,

слабое. Прилагательные:

жалобный, слабое.

Активизация и обогащение

словаря по теме «Насекомые»,

«Цветы». Прилагательные:

печальные. Глаголы: выбрались,

заглянули.

Активизация и обогащение

словаря по теме «Насекомые»,

«Цветы». Существительные:

колокольчик, девочка, букет,

жужжание. Глаголы: осмотрел,

выпустила, заглянуть, раздалось,

выпустить, поставить.

Прилагательные: разный.

Наречия: чудно.

Умения

и

навыки

по

использовании

метода

мемотехники,

полученные

в

процессе

специальноорганизованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с

детьми, в индивидуальной работе.

После применения метода мнемотехники нами было проведено контрольное исследование:

Цель: определения эффективности проделанной работы.

Контрольное исследование уровня умения рассказывания по серии сюжетных картин было

проведено по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты уровня сформированности навыков рассказывания по серии сюжетных

картин после использования метода мнемотехника.

Таким образом, мы видим, что в результате проделанной работы на контрольном этапе

эксперимента не выявлены дети с низким уровнем развития словаря.

Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы

показал значительное улучшение показателей уровня навыков рассказывания по серии

сюжетных картин у детей средней (экспериментальной) группы. Уровень сформированности

навыков составления рассказов по серии сюжетных картин поделился на средний и высокий (по

44 % и 56 % соответственно). Низкий уровень не обнаружен ни у кого. Это говорит об

эффективности проделанной нами работы по навыков рассказывания по серии сюжетных

картин.

Анализ результатов показал, использование метода мнемотехники, повышает уровень

умений и навыков рассказывания у детей экспериментальной группы.

Благодаря целенаправленной работе в использовании метода мнемотехники, дети стали намного

наблюдательнее и внимательнее, улучшились показатели связанности, последовательности,

возросли возможности детей в плане самоконтроля, построением рассказа. У детей практически

отсутствуют

логические

ошибки

при

самостоятельном

повествовании.

Дети

стали

чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или

словосочетания

для

выражения

своих

мыслей.

В

процессе

работы

удалось

решить

воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать

им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять

их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в

повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных

видах детской деятельности.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в

следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого

ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение

целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок

также активно включается в процесс создания своей схемы.

При сравнительном анализе результатов диагностики развития произвольной памяти и

речи детей видно, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 58%, а с низким

уровнем уменьшилось на 33%.

Сравнительные результаты диагностик изучения произвольного запоминания.

И? сравнительного анализа видна положительная динамика, поэтому мы будем продолжать

работу по развитию произвольной памяти через заучивание стихотворений с использованием

мнемотехники, привлекая к этой проблеме родителей наших воспитанников. Попытаемся

сделать так. чтобы они стали для нас первыми союзниками и помощниками.

Разрабатывая диагностическую методику, нами была еще раз подтверждена необходимость

целенаправленной методической работы включающий в себя разнообразные формы и методы

для успешного достижения результатов в ходе работы с детьми данного возраста.

Применять модельные схемы можно и в других видах образовательной деятельности:

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все

психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми

знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а

осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаем, что здесь важно научить ребенка

сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы

рассказы детей были не однообразные, существенную помощь окажут логично построенные,

мнемотаблицы.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется

структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с

помощью мнемотаблиц (когда дети видят всех действующих лиц), то свое внимание ребенок

уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи

необходимых выражений.

Таким образом, с помощью метода мнемотехника, нам удалось достичь следующих результатов:

у детей увеличился круг знаний

появилось желание рассказывать тексты

появился интерес к заучиванию стихов

словарный запас выходит на более высокий уровень

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед

аудиторией.

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей

дошкольного возраста. Каждому родителю хочется, чтобы её ребёнок пошёл в первый класс

подготовленным не только умел читать, считать, но и умел связно высказывать свои мысли,

строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему.

Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка

содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь

дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются

имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются

небольшим активным словарем. Использование данной техники облегчает процесс овладения

детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связанность.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование

настоль-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы,

развивать речь, зрительное восприятие,

образное и логическое мышление, внимание,

наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Выбранный метод мнемотехника оказался интересным не только педагогам, а так же и

родителям воспитанников. Родители стали активными пользователями данной технологии.

На основе нашего материала мы рекомендуем:

1.

Использовать в работе разработанный нами поэтапно перспективный план.

2.

модель (мнемодорожка, мнемотаблиц) должна отображать обобщённый образ предмета,

раскрывать существенное в объекте;

3.

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

4.

Параллельно с этой работой необходимо использовать речевые игры, обязательно

использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться

классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и

логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру,

навыки самопроверки;

5.

Разработка и проведение информационных консультация по данной теме для родителей.

]. Большова. Г.В. Учимся по скачке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

СПб..2005.

2.

Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”,

2000

.

3.

Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим

недоразвитием речи. М., 2004.

4.

Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры.

Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005.

5.

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по

мнемотехнике. СПб., 2000.

6.

Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.

7.

Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР /

Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

8.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи /

Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

9.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное

воспитание. 1990. №10. С.16-21.

10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению

письма. Москва “ВАКО”, 2005.

11. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-

62.

12. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.



В раздел образования