Напоминание

Организация проектной деятельности в рамках ФГОС


Автор: Иванова Джульетта Вениаминовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ Кугесьский д/с 'Колосок"
Населённый пункт: Чувашская Республика п Кугеси
Наименование материала: Проект
Тема: Организация проектной деятельности в рамках ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для 2группы раннего возраста

по теме: «Домашние животные».

Тип проекта – среднесрочный (2 недели).

Вид проекта – информационно-практический, игровой.

Уровень: подражательно-исполнительский.

По количеству участников – подгрупповой.

Возраст детей – 2-3 года.

Участники – педагоги, дети, родители.

Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти

чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня

экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное

внимание.

Актуальность проекта:

Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу,

но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его

целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде

всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.

Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою

любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение

может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор.

Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и

трудовые качества.

С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за

домашними животными вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители

должны научиться:

формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;

положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.

Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание

правил этого общения.

Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни

мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного

отношения к домашним животным.

Цель проекта:

формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста;

обогащать знания детей о домашних животных;

прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них.

Задачи:

расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных, их

характерных особенностях;

развивать у детей правильное звукопроизношение;

побуждать детей выполнять имитационные движения;

формировать положительный эмоциональный опыт.

Этапы проекта:

1 этап – проблематизации и выбора темы: создание у детей мотивации к проектной

деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.

В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня

развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере

проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит

взрослому.

Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).

2 этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и

родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной

литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление

центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов

для бесед. Конспекты занятий.

Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне.

Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в

реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание

результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты

быстро придумал!», «Молодец! Правильно ответил».

3 этап – этап осуществления проектной деятельности.

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок

- Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.

- Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными.

- Конструирование домика для животных.

- Экскурсия в мини-музей под открытым небом.

- Проведение подвижных игр.

- Изготовление и проведение дидактических игр.

- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.

Формы организации совместной

Дидактическое обеспечение

деятельности по теме

- Проведение с детьми бесед о домашних и

диких животных;

- Рассматривание иллюстраций, наборов

открыток к темам: «Домашние животные»

«Чей домик» - автор-художник И.Першина;

«Лесные друзья» - художники Н. и А.Снегирёвы;

«Что любят животные» - художник М.Бондаренко.

«Кошкин дом» - художник С.Михайлов;

«Запомни картинки» - художник И.Дорошенко.

- Проведение пальчиковых, подвижных,

дидактических, сюжетно-ролевых игр:

Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка»,

«Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка».

Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка»,

«Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Теремок»,

«Кошечка»,

Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто, как

кричит?», «На скотном дворе», «Помоги

животным найти свой завтрак», лото «Домашние

животные», «Зоологическое лото», «Кто что ест?»,

разрезное лото «Животные».

Игровые упражнения: «Дорисуй животное»,

«Выбери животное», «Обведи животное по

точкам», «Магазин игрушек».

- Чтение художественной литературы:

«Узнай меня» - С.Подгорная;

«Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок»,

«Лошадка», «Козлёнок» - А.Барто;

«Милые сони» - О.Александрова;

«Забавы зверят» - В.Лясковский;

«Разные собачки» - Б.Заходер;

«Телефон», «Котауси и Мауси» - К.Чуковский;

«Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей

в зоопарке» - С.Маршак;

«Как Хома зарядкой занимался» - А.Иванов;

«Катя и бычок» - Л.Воронкова;

«Про Томку» - Е.Чарушин;

«Это кто?» - Т.Лопухина;

«Слонёнок в зоопарке» - А.Парчинская;

«Щенок» - Ю.Разумовский;

«Кто это?», «Находчивый бобр» - В.Степанов;

«Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» -

С.Михалков;

«Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н.Носов;

« Приключение котика и пёсика» - И.Чанек.

- Чтение русских народных сказок:

«Колобок, «Репка», «Козлятушки», «Теремок».

- Чтение авторских сказок:

«Котенок, который забыл, как надо просить есть»,

«Козленок, который умел считать до десяти» -

А.Прейсен, «Курочка» - Е.Чарушин , «Кто самый

красивый» - Е.Карганова, «Котик и козлик» -

В.Жуковский; «Котята» - И.Токмакова.

- Слушание и пение русских народных и

колыбельных песен:

«Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».

- Слушание и заучивание потешек и

считалок:

«Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок –

поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Коза»,

«Упрямые козлы», «Пошёл котик на терлок»,

«Ходит кот по лавочке», Котенька – коток», «Кот

на печку пошёл».

- Загадывание и отгадывание загадок

«Лесные загадки» - П.Синявский.

- Проведение физкульт-минуток:

«Зайка», «Кот», «Конь», «Игра с зайкой».

- Изобразительная деятельность:

Лепка – «Покормим кошечку», «Звериные

тропинки».

Рисование – «Щеночек», «Спрячем мышку»

(рисование карандашом), «Следы» (рисование

пальчиком), «Шубки для зверей» (рисование

клеевой кистью).

- Художественно-продуктивная

деятельность:

Выставка поделок: «Детишки – малышки»;

Фотовыставки: «Ребята и зверята», «Домашний

любимец».

- Совместная деятельность детей и

родителей:

Кукольный спектакль - «Репка», «Теремок»,

Настольный театр - «Кто сказал мяу»;

- Деятельность родителей.

1.

Создание макетов:

2.

Создание стенгазеты:

«На деревенском дворике»

«Наши меньшие друзья»

План работы с семьей в рамках темы: «Домашние животные». Данная тема запланирована на

две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее

эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно:

1.

Анкетирование родителей.

2.

Информационный стенд.

3.

Консультация для родителей.

4.

Памятка для родителей.

5.

Фото-вернисаж.

6.

Развлечение.

У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации.

Было проведено анкетирование родителей.

Родителям были предложены анкеты по теме: «Домашние животные в Вашей семье». Цель этой

анкеты: определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного

и заботливого отношения к животным.

В анкете представлены следующие вопросы:

1.

Если ли у Вас в семье домашнее животное?

2.

Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?

3.

С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с

домашним питомцем?

4.

Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас есть дети раннего

возраста?

5.

Общение с домашними животными, влияет на нравственное воспитание ребенка?

6.

С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с

домашним питомцем?

В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.

Для примера я составила диаграмму анализа по следующим вопросам:

С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним

питомцем?

- 58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку общаться с домашним питомцем

с 1 года;

- 42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (играть) с рождения.

Ещё вопрос: Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас дети

раннего возраста?

- 100% родителей (12 человек), считают, что можно держать дома, если есть маленькие дети

кота (кошку);

- 33% родителей (4 человека) – рыбок;

- 17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;

- 17% родителей (2 человека) – попугая;

- 8% родителей (1 человек), считают, что можно держать хомяка;

Домашние животные в Вашей семье

1. Если ли у Вас в семье домашнее животное?

2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?

3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить

ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?

4. Каких животных, по Вашему мнению, можно держать

дома, если у Вас есть дети раннего возраста?

5. Общение с домашними животными, влияет на

нравственное воспитание ребенка?

С какого возраста Вы считаете возможным разрешить

ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?

58%

42%

с 1года

с ро-

ждения

Каких животных, по Вашему мнению, можно держать

дома, если у Вас есть дети раннего возраста?

44%

23%

23%

11%

рыбки

собака

попугай

хомяк

Также я подготовила консультацию для родителей по теме: «Дети и домашние животные».

Цель: формировать представления родителей о влиянии домашних животных на развитие ребенка.

«Дети и домашние животные»

Интеллектуальное развитие

* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит

животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его

поведение.

* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая

игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы

чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное

расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.

* Животные являются источником развития логического мышления. На основе

представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у

миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился -

охотится.

* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра,

труд,

творчество

и

т.д.

В

результате

формируется

любознательность,

наблюдательность, развивается фантазия.

Животные - источник нравственного воспитания

* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные

эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше

всего и не хватает - положительных переживаний.

* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся

видеть естественную красоту.

* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и

заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм. Таким образом у

ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной

частью духовной культуры.

Животные - источник эстетического воспитания и развития

* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят

стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах

собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.

Источник трудового воспитания

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми

операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные

навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об

условиях жизни в природе и в домашних условиях.

Источник физического развития

Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе

прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также

совершенствуются физически.

Выпустила памятку для родителей: «Чем опасны домашние животные для детей».

Цель: способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными.

Памятка для родителей

Чем опасны домашние животные для детей

Даже взрослые люди умиляются, глядя на котенка

или щеночка. Его хочется взять на руки, погладить, чмокнуть в розовый

носик. Что же ждать от детей? Для ребенка домашнее животное является не

просто предметом обожания и партнером по игре. Котенок, щенок или

морская свинка становится для ребенка другом. Он находится с ним в

тесном постоянном контакте, берет его с собой в кровать, кормит из своей

ложки (пока родители не видят). Не заостряя внимание на возможной

аллергии или укуса животным, поговорим о невидимой опасности.

Даже если питомец живет в доме и никуда не выходит, это не гарантирует,

что он является разносчиком паразитарных заболеваний. Приходя с улицы,

вы можетепринести на подошве обуви кусочки земли, по которой ходили

зараженные животные.

Токсокароз – заболевание, которым малыш может

заразиться от собаки. Паразиты могут попасть в организм ребенка, если

после игры с щенком, он не помыл руки и сел за стол. Личинки проникают

через стенки кишечника, распространяются по кровеносной системе, а уже

оттуда переносятся в легкие, печень и даже в глаза. Заболевание может

протекать бессимптомно, давая лишь легкое недомогание. Токсокароз

требует консультации врача паразитолога и назначения анти

паразитарных аппаратов.

Токсоплазмоз – заболевание, которым ребенок

может заразиться от кошки. Яйца паразитов попадают в кишечник, там

вырастают, превращаясь в личинки. Проникают в лимфатическую систему и

распространяются по всему организму. Разрушают внутренние органы и

системы. В 80-90% случаев, токсоплазмоз не дает явных симптомов. Но,

самую большую опасность это заболевание несет беременным женщинам.

Орнитоз – заболевание, которым ребенок может

заразиться от птиц (попугаев, канареек, голубей). Более 140 видов птиц

являются переносчиками возбудителя этой болезни – хламидии пситачи.

Причем, сами птицы орнитозом не болеют. Птички выделяют хламидии с

носовым секретом и фекалиями. Заражение происходит, когда ребенок

кормит попугая изо рта в рот. Если клетка долго не убиралась, птичка,

помахав крыльями, разносит пыль с частицами зараженных фекалий по

комнате. Ребенок может вдохнуть эту пыль, возбудитель попадет в

дыхательные пути и вызовет особый вид пневмонии.

Как защитить ребенка от паразитов,

передаваемых домашними животными?

- Никогда не кормите животных сырым мясом.

- Постарайтесь всю обувь, по приходу домой, убирать в обувной шкаф.

- Раз в год обследуйте животное в ветеринарной клинике.

- Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой. А еще лучше,

приучить малыша мыть руки с мылом после каждого контакта с животным.

- Следите за чистотой птичьей клетки.

- Убирая клетку или кошачий лоток, надевайте медицинскую маску на лицо.

Ещё оформила информационный стенд. Тема: «Игровое пространство». Цель: рекомендовать

родителям литературный материал, игры по данной теме. На стенде размещены стихи,

пальчиковые игры для детей по теме.

В конце второй недели я попросила родителей принести фотографии своих домашних

животных (с детьми или без), и устроила фото-вернисаж в группе по теме: «Домашний любимец».

Цель: воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик.

Итоговым мероприятием по данной теме стало развлечение «В гости к бабушке Арине».

Цель: воспитывать гуманное отношение к животным.

4 этап – заключительный:

обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций.

Оформление фотовыставки «Домашний любимец».

Развлечение для детей и родителей: «В гости к бабушке Арине».

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

имитация звуков, издаваемых животными; разучивание потешек; пение песен о домашних

животных.

Продукт деятельности:

наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макетов, стенгазета, презентация, картотеки

стихов, загадок. Развлечение для детей и родителей: «В гости к бабушке Арине».

Предполагаемый результат:

Дети должны знать названия домашних животных, что за домашними животными

ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет), чем питаются домашние

животные, какую пользу приносят людям;

дети научатся ухаживать за домашними животными;

дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных, частей их тела,

действий, отгадывать загадки, сравнивать;

дети должны знать, как говорят домашние животные, и уметь различать их по голосу;

привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Развлечение: «В гости к бабушке Арине»

Цель: - закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных.

Задачи:

- уточнить представления о домашних животных (живут дома, за ними ухаживают, они приносят

пользу людям;

- закрепить названия домашних животных: кошка, собака, корова, щенята;

- продолжать развивать умение отвечать на вопросы: «кто? », «что делает? » фразами из 2-3 слов;

- создать радостное настроение, умение выполнять движения под текст;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Словарная работа: кошка, собака, корова, лает, дает молоко, ловит мышей

Материал: игрушки: кошка, собака, корова, щенята.

настольная игра: платок, фартук для бабушки, подарки для детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о домашних животных, дидактическая

игры: «Чей малыш? », «Найди детеныша», «Найди маму», пение песенок, подвижные игры.

Ход развлечения:

Воспитатель: (показывает красочное письмо) Ребята, по дороге в детский сад я встретила

почтальона. К нам пришло письмо, из деревни, от бабушки! Давайте, прочитаем его!

«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. У меня дома живет много

домашних животных. Приезжайте ко мне, я вас жду! »

– Ну, что? Поедем к бабушке в деревню? (Ответы детей).

- На чем же можно поехать к бабушке? (Ответы детей).

- Правильно, можно поехать и на машине и на автобусе! А мы с вами поедем на поезде! Наш

поезд поведет (имя ребенка).

(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время

перевоплощается в бабушку, надев фартук, накинув на плечи платок.)

Бабушка: Здравствуйте, ребятки! (Дети здороваются с бабушкой).

Я так рада, что Вы получили моё письмо и приехали ко мне в гости (звучит запись голосов

домашних животных). У меня живёт много разных животных. Я хочу вас с ними познакомить.

– Подойдите, ребятки, ко мне. Посмотрите, кто это? (Ответы детей). Это моя кошка Мурка. Как

зовут кошку? Она живет дома, спит на диванчике, очень любит мышей ловить.

- Кошка Мурка хочет поиграть с вами.

Игра «Серые мышки».

Она очень любит догонять мышек. Сейчас мы с вами поиграем с кошкой. Вы ребята, будете

мышками. (Кошка спит, а мышки идут на носочках) .

-Мышки шли, шли, шли. В гости к кошечке пришли.

Кошка, кошка, хватит спать. Мы пришли к тебе играть.

Кошка, кошечка, вставай! Серых мышек догоняй! (повторить 2-3 раза).

- Молодцы, ребята! Как вы быстро бегаете, кошка моя вас не поймала, она очень устала и хочет

отдохнуть. Скажем кошке «до свидания! » (дети прощаются с кошкой).

Ребята, посмотрите, кто это лает? (Ответы детей). Это моя собачка Жучка. Как зовут собачку?

Она живет во дворе, охраняет дом. Где живет собачка? Что делает она во дворе? Как лает собака?

(индивидуальные и хоровые повторения). Моя собачка очень любит слушать песенки. Ребята, а

про собачку вы песню знаете? (Дети исполняют песню «Собачка»). «К нам пришла собачка.

Умная собачка. С детками играет, очень громко лает: «Гав! Гав! Гав! ». У моей собачки

потерялись детки. Как зовут деток у собачки? (Ответы детей). Давайте мы поможем собачке найти

щенят. (Дети находят щенят и приносят к собачке). Как собачка Жучка обрадовалась своим

щенятам. Большое вам спасибо, ребята! Пусть они пойдут погуляют. Скажем собачке «до

свидания! » (дети прощаются с собакой).

- Посмотрите, кто это? (Воспитатель показывает игрушку-корову, дети называют,

звукоподражают).

- Вот она моя корова. Она дает вкусное молоко. Что дает корова? А вы ребятки песню про корову

знаете? (Дети исполняют песню «Корова»).

- Подошла корова к дому своему. Замычала громко «Му-у», «Му-у»

Я свою Белянку, встречу, обниму, а она мне весело: «Му-у», «Му-у»

- Молодцы, ребята! Корове моей очень ваша песня понравилась. Она проголодалась и тоже хочет

есть. Как вы думаете, что корова любит поесть? (Ответы детей).

Скажем корове «до свидания! » (дети прощаются с коровой).

-Ребята, сегодня я вас познакомила с моими друзьями: кошкой, собакой и коровой. Давайте

вспомним, как они умеют кричать? Как кричит кошка? (собачка, корова).

- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами поиграли, повеселились, познакомились с моими

друзьями: кошечкой, собачкой, коровой. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге.

Кошечка ловит мышей, собачка дом охраняет, а корова дает молоко. Животные, которые живут у

меня, называют домашними, потому что я кормлю их, очень люблю и ухаживаю за ними. Вы

знаете всех моих домашних животных. Ребята, спасибо, что приехали ко мне, вы еще приезжайте,

я вас всегда буду ждать! (Бабушка угощает детей конфетами и провожает до поезда).

(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время

перевоплощается в воспитательницу).

Воспитатель: Ребята, где вы побывали? На чем вы приехали? Вам понравилось в деревне? Какие

животные живут у бабушки? Что делает кошка? (Мяукает, ловит мышей). Что делает собака?

(Лает, охраняет дом). Что делает корова? (Мычит, дает молоко). Какую пользу они приносят

бабушке? Вам понравилось в деревне? (Ответы детей).



В раздел образования