Автор: Иванова Джульетта Вениаминовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ Кугесьский д/с 'Колосок"
Населённый пункт: Чувашская Республика п Кугеси
Наименование материала: Проект
Тема: Организация проектной деятельности в рамках ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Проект для 2группы раннего возраста
по теме: «Домашние животные».
Тип проекта – среднесрочный (2 недели).
Вид проекта – информационно-практический, игровой.
Уровень: подражательно-исполнительский.
По количеству участников – подгрупповой.
Возраст детей – 2-3 года.
Участники – педагоги, дети, родители.
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти
чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня
экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное
внимание.
Актуальность проекта:
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу,
но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его
целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде
всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.
Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою
любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение
может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор.
Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и
трудовые качества.
С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за
домашними животными вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители
должны научиться:
формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;
положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.
Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание
правил этого общения.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни
мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного
отношения к домашним животным.
Цель проекта:
формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста;
обогащать знания детей о домашних животных;
прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них.
Задачи:
расширить и углубить представления детей раннего возраста о домашних животных, их
характерных особенностях;
развивать у детей правильное звукопроизношение;
побуждать детей выполнять имитационные движения;
формировать положительный эмоциональный опыт.
Этапы проекта:
1 этап – проблематизации и выбора темы: создание у детей мотивации к проектной
деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня
развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере
проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит
взрослому.
Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
2 этап – подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и
родителями. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и художественной
литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление
центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов
для бесед. Конспекты занятий.
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне.
Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в
реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание
результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты
быстро придумал!», «Молодец! Правильно ответил».
3 этап – этап осуществления проектной деятельности.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Чтение и заучивание стихов, потешек, рассказов, сказок
- Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными.
- Наблюдения на прогулках, дома за домашними животными.
- Конструирование домика для животных.
- Экскурсия в мини-музей под открытым небом.
- Проведение подвижных игр.
- Изготовление и проведение дидактических игр.
- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
Формы организации совместной
Дидактическое обеспечение
деятельности по теме
- Проведение с детьми бесед о домашних и
диких животных;
- Рассматривание иллюстраций, наборов
открыток к темам: «Домашние животные»
«Чей домик» - автор-художник И.Першина;
«Лесные друзья» - художники Н. и А.Снегирёвы;
«Что любят животные» - художник М.Бондаренко.
«Кошкин дом» - художник С.Михайлов;
«Запомни картинки» - художник И.Дорошенко.
- Проведение пальчиковых, подвижных,
дидактических, сюжетно-ролевых игр:
Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка»,
«Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка».
Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка»,
«Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Теремок»,
«Кошечка»,
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто, как
кричит?», «На скотном дворе», «Помоги
животным найти свой завтрак», лото «Домашние
животные», «Зоологическое лото», «Кто что ест?»,
разрезное лото «Животные».
Игровые упражнения: «Дорисуй животное»,
«Выбери животное», «Обведи животное по
точкам», «Магазин игрушек».
- Чтение художественной литературы:
«Узнай меня» - С.Подгорная;
«Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок»,
«Лошадка», «Козлёнок» - А.Барто;
«Милые сони» - О.Александрова;
«Забавы зверят» - В.Лясковский;
«Разные собачки» - Б.Заходер;
«Телефон», «Котауси и Мауси» - К.Чуковский;
«Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей
в зоопарке» - С.Маршак;
«Как Хома зарядкой занимался» - А.Иванов;
«Катя и бычок» - Л.Воронкова;
«Про Томку» - Е.Чарушин;
«Это кто?» - Т.Лопухина;
«Слонёнок в зоопарке» - А.Парчинская;
«Щенок» - Ю.Разумовский;
«Кто это?», «Находчивый бобр» - В.Степанов;
«Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» -
С.Михалков;
«Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н.Носов;
« Приключение котика и пёсика» - И.Чанек.
- Чтение русских народных сказок:
«Колобок, «Репка», «Козлятушки», «Теремок».
- Чтение авторских сказок:
«Котенок, который забыл, как надо просить есть»,
«Козленок, который умел считать до десяти» -
А.Прейсен, «Курочка» - Е.Чарушин , «Кто самый
красивый» - Е.Карганова, «Котик и козлик» -
В.Жуковский; «Котята» - И.Токмакова.
- Слушание и пение русских народных и
колыбельных песен:
«Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».
- Слушание и заучивание потешек и
считалок:
«Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок –
поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Коза»,
«Упрямые козлы», «Пошёл котик на терлок»,
«Ходит кот по лавочке», Котенька – коток», «Кот
на печку пошёл».
- Загадывание и отгадывание загадок
«Лесные загадки» - П.Синявский.
- Проведение физкульт-минуток:
«Зайка», «Кот», «Конь», «Игра с зайкой».
- Изобразительная деятельность:
Лепка – «Покормим кошечку», «Звериные
тропинки».
Рисование – «Щеночек», «Спрячем мышку»
(рисование карандашом), «Следы» (рисование
пальчиком), «Шубки для зверей» (рисование
клеевой кистью).
- Художественно-продуктивная
деятельность:
Выставка поделок: «Детишки – малышки»;
Фотовыставки: «Ребята и зверята», «Домашний
любимец».
- Совместная деятельность детей и
родителей:
Кукольный спектакль - «Репка», «Теремок»,
Настольный театр - «Кто сказал мяу»;
- Деятельность родителей.
1.
Создание макетов:
2.
Создание стенгазеты:
«На деревенском дворике»
«Наши меньшие друзья»
План работы с семьей в рамках темы: «Домашние животные». Данная тема запланирована на
две недели. Разработку плана работы с семьей я начала с того, что определила наиболее
эффективные формы работы с семьей в рамках темы, а именно:
1.
Анкетирование родителей.
2.
Информационный стенд.
3.
Консультация для родителей.
4.
Памятка для родителей.
5.
Фото-вернисаж.
6.
Развлечение.
У всех форм работы есть темы, свои цели, периоды реализации.
Было проведено анкетирование родителей.
Родителям были предложены анкеты по теме: «Домашние животные в Вашей семье». Цель этой
анкеты: определение отношения родителей к формированию у детей раннего возраста бережного
и заботливого отношения к животным.
В анкете представлены следующие вопросы:
1.
Если ли у Вас в семье домашнее животное?
2.
Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?
3.
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с
домашним питомцем?
4.
Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас есть дети раннего
возраста?
5.
Общение с домашними животными, влияет на нравственное воспитание ребенка?
6.
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с
домашним питомцем?
В анкетировании участвовало 12 человек. Все ответы родителей были проанализированы.
Для примера я составила диаграмму анализа по следующим вопросам:
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить ребенку играть (общаться) с домашним
питомцем?
- 58% родителей (7 человек) – за то, чтобы разрешить ребенку общаться с домашним питомцем
с 1 года;
- 42% родителей (5 человек) – за то, чтобы разрешить общаться (играть) с рождения.
Ещё вопрос: Каких животных, по Вашему мнению, можно держать дома, если у Вас дети
раннего возраста?
- 100% родителей (12 человек), считают, что можно держать дома, если есть маленькие дети
кота (кошку);
- 33% родителей (4 человека) – рыбок;
- 17% родителей (2 человека) – отдали своё предпочтение собаке;
- 17% родителей (2 человека) – попугая;
- 8% родителей (1 человек), считают, что можно держать хомяка;
Домашние животные в Вашей семье
1. Если ли у Вас в семье домашнее животное?
2. Позволяете ли Вы своему ребенку общаться с ним?
3. С какого возраста Вы считаете возможным разрешить
ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
4. Каких животных, по Вашему мнению, можно держать
дома, если у Вас есть дети раннего возраста?
5. Общение с домашними животными, влияет на
нравственное воспитание ребенка?
С какого возраста Вы считаете возможным разрешить
ребенку играть (общаться) с домашним питомцем?
58%
42%
с 1года
с ро-
ждения
Каких животных, по Вашему мнению, можно держать
дома, если у Вас есть дети раннего возраста?
44%
23%
23%
11%
рыбки
собака
попугай
хомяк
Также я подготовила консультацию для родителей по теме: «Дети и домашние животные».
Цель: формировать представления родителей о влиянии домашних животных на развитие ребенка.
«Дети и домашние животные»
Интеллектуальное развитие
* Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит
животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его
поведение.
* Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая
игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы
чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное
расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.
* Животные являются источником развития логического мышления. На основе
представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у
миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился -
охотится.
* Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра,
труд,
творчество
и
т.д.
В
результате
формируется
любознательность,
наблюдательность, развивается фантазия.
Животные - источник нравственного воспитания
* Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные
эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше
всего и не хватает - положительных переживаний.
* В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся
видеть естественную красоту.
* В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и
заботливое (активное) отношение к животному миру в цельм. Таким образом у
ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной
частью духовной культуры.
Животные - источник эстетического воспитания и развития
* Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят
стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах
собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
Источник трудового воспитания
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми
операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные
навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об
условиях жизни в природе и в домашних условиях.
Источник физического развития
Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе
прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также
совершенствуются физически.
Выпустила памятку для родителей: «Чем опасны домашние животные для детей».
Цель: способствовать формированию безопасного поведения ребенка с домашними животными.
Памятка для родителей
Чем опасны домашние животные для детей
Даже взрослые люди умиляются, глядя на котенка
или щеночка. Его хочется взять на руки, погладить, чмокнуть в розовый
носик. Что же ждать от детей? Для ребенка домашнее животное является не
просто предметом обожания и партнером по игре. Котенок, щенок или
морская свинка становится для ребенка другом. Он находится с ним в
тесном постоянном контакте, берет его с собой в кровать, кормит из своей
ложки (пока родители не видят). Не заостряя внимание на возможной
аллергии или укуса животным, поговорим о невидимой опасности.
Даже если питомец живет в доме и никуда не выходит, это не гарантирует,
что он является разносчиком паразитарных заболеваний. Приходя с улицы,
вы можетепринести на подошве обуви кусочки земли, по которой ходили
зараженные животные.
Токсокароз – заболевание, которым малыш может
заразиться от собаки. Паразиты могут попасть в организм ребенка, если
после игры с щенком, он не помыл руки и сел за стол. Личинки проникают
через стенки кишечника, распространяются по кровеносной системе, а уже
оттуда переносятся в легкие, печень и даже в глаза. Заболевание может
протекать бессимптомно, давая лишь легкое недомогание. Токсокароз
требует консультации врача паразитолога и назначения анти
паразитарных аппаратов.
Токсоплазмоз – заболевание, которым ребенок
может заразиться от кошки. Яйца паразитов попадают в кишечник, там
вырастают, превращаясь в личинки. Проникают в лимфатическую систему и
распространяются по всему организму. Разрушают внутренние органы и
системы. В 80-90% случаев, токсоплазмоз не дает явных симптомов. Но,
самую большую опасность это заболевание несет беременным женщинам.
Орнитоз – заболевание, которым ребенок может
заразиться от птиц (попугаев, канареек, голубей). Более 140 видов птиц
являются переносчиками возбудителя этой болезни – хламидии пситачи.
Причем, сами птицы орнитозом не болеют. Птички выделяют хламидии с
носовым секретом и фекалиями. Заражение происходит, когда ребенок
кормит попугая изо рта в рот. Если клетка долго не убиралась, птичка,
помахав крыльями, разносит пыль с частицами зараженных фекалий по
комнате. Ребенок может вдохнуть эту пыль, возбудитель попадет в
дыхательные пути и вызовет особый вид пневмонии.
Как защитить ребенка от паразитов,
передаваемых домашними животными?
- Никогда не кормите животных сырым мясом.
- Постарайтесь всю обувь, по приходу домой, убирать в обувной шкаф.
- Раз в год обследуйте животное в ветеринарной клинике.
- Следите за тем, чтобы ребенок мыл руки перед едой. А еще лучше,
приучить малыша мыть руки с мылом после каждого контакта с животным.
- Следите за чистотой птичьей клетки.
- Убирая клетку или кошачий лоток, надевайте медицинскую маску на лицо.
Ещё оформила информационный стенд. Тема: «Игровое пространство». Цель: рекомендовать
родителям литературный материал, игры по данной теме. На стенде размещены стихи,
пальчиковые игры для детей по теме.
В конце второй недели я попросила родителей принести фотографии своих домашних
животных (с детьми или без), и устроила фото-вернисаж в группе по теме: «Домашний любимец».
Цель: воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик.
Итоговым мероприятием по данной теме стало развлечение «В гости к бабушке Арине».
Цель: воспитывать гуманное отношение к животным.
4 этап – заключительный:
обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций.
Оформление фотовыставки «Домашний любимец».
Развлечение для детей и родителей: «В гости к бабушке Арине».
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
имитация звуков, издаваемых животными; разучивание потешек; пение песен о домашних
животных.
Продукт деятельности:
наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макетов, стенгазета, презентация, картотеки
стихов, загадок. Развлечение для детей и родителей: «В гости к бабушке Арине».
Предполагаемый результат:
Дети должны знать названия домашних животных, что за домашними животными
ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет), чем питаются домашние
животные, какую пользу приносят людям;
дети научатся ухаживать за домашними животными;
дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных, частей их тела,
действий, отгадывать загадки, сравнивать;
дети должны знать, как говорят домашние животные, и уметь различать их по голосу;
привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Развлечение: «В гости к бабушке Арине»
Цель: - закрепить и обобщить первоначальные знания о домашних животных.
Задачи:
- уточнить представления о домашних животных (живут дома, за ними ухаживают, они приносят
пользу людям;
- закрепить названия домашних животных: кошка, собака, корова, щенята;
- продолжать развивать умение отвечать на вопросы: «кто? », «что делает? » фразами из 2-3 слов;
- создать радостное настроение, умение выполнять движения под текст;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Словарная работа: кошка, собака, корова, лает, дает молоко, ловит мышей
Материал: игрушки: кошка, собака, корова, щенята.
настольная игра: платок, фартук для бабушки, подарки для детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о домашних животных, дидактическая
игры: «Чей малыш? », «Найди детеныша», «Найди маму», пение песенок, подвижные игры.
Ход развлечения:
Воспитатель: (показывает красочное письмо) Ребята, по дороге в детский сад я встретила
почтальона. К нам пришло письмо, из деревни, от бабушки! Давайте, прочитаем его!
«Дорогие ребята! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. У меня дома живет много
домашних животных. Приезжайте ко мне, я вас жду! »
– Ну, что? Поедем к бабушке в деревню? (Ответы детей).
- На чем же можно поехать к бабушке? (Ответы детей).
- Правильно, можно поехать и на машине и на автобусе! А мы с вами поедем на поезде! Наш
поезд поведет (имя ребенка).
(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время
перевоплощается в бабушку, надев фартук, накинув на плечи платок.)
Бабушка: Здравствуйте, ребятки! (Дети здороваются с бабушкой).
Я так рада, что Вы получили моё письмо и приехали ко мне в гости (звучит запись голосов
домашних животных). У меня живёт много разных животных. Я хочу вас с ними познакомить.
– Подойдите, ребятки, ко мне. Посмотрите, кто это? (Ответы детей). Это моя кошка Мурка. Как
зовут кошку? Она живет дома, спит на диванчике, очень любит мышей ловить.
- Кошка Мурка хочет поиграть с вами.
Игра «Серые мышки».
Она очень любит догонять мышек. Сейчас мы с вами поиграем с кошкой. Вы ребята, будете
мышками. (Кошка спит, а мышки идут на носочках) .
-Мышки шли, шли, шли. В гости к кошечке пришли.
Кошка, кошка, хватит спать. Мы пришли к тебе играть.
Кошка, кошечка, вставай! Серых мышек догоняй! (повторить 2-3 раза).
- Молодцы, ребята! Как вы быстро бегаете, кошка моя вас не поймала, она очень устала и хочет
отдохнуть. Скажем кошке «до свидания! » (дети прощаются с кошкой).
Ребята, посмотрите, кто это лает? (Ответы детей). Это моя собачка Жучка. Как зовут собачку?
Она живет во дворе, охраняет дом. Где живет собачка? Что делает она во дворе? Как лает собака?
(индивидуальные и хоровые повторения). Моя собачка очень любит слушать песенки. Ребята, а
про собачку вы песню знаете? (Дети исполняют песню «Собачка»). «К нам пришла собачка.
Умная собачка. С детками играет, очень громко лает: «Гав! Гав! Гав! ». У моей собачки
потерялись детки. Как зовут деток у собачки? (Ответы детей). Давайте мы поможем собачке найти
щенят. (Дети находят щенят и приносят к собачке). Как собачка Жучка обрадовалась своим
щенятам. Большое вам спасибо, ребята! Пусть они пойдут погуляют. Скажем собачке «до
свидания! » (дети прощаются с собакой).
- Посмотрите, кто это? (Воспитатель показывает игрушку-корову, дети называют,
звукоподражают).
- Вот она моя корова. Она дает вкусное молоко. Что дает корова? А вы ребятки песню про корову
знаете? (Дети исполняют песню «Корова»).
- Подошла корова к дому своему. Замычала громко «Му-у», «Му-у»
Я свою Белянку, встречу, обниму, а она мне весело: «Му-у», «Му-у»
- Молодцы, ребята! Корове моей очень ваша песня понравилась. Она проголодалась и тоже хочет
есть. Как вы думаете, что корова любит поесть? (Ответы детей).
Скажем корове «до свидания! » (дети прощаются с коровой).
-Ребята, сегодня я вас познакомила с моими друзьями: кошкой, собакой и коровой. Давайте
вспомним, как они умеют кричать? Как кричит кошка? (собачка, корова).
- Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами поиграли, повеселились, познакомились с моими
друзьями: кошечкой, собачкой, коровой. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге.
Кошечка ловит мышей, собачка дом охраняет, а корова дает молоко. Животные, которые живут у
меня, называют домашними, потому что я кормлю их, очень люблю и ухаживаю за ними. Вы
знаете всех моих домашних животных. Ребята, спасибо, что приехали ко мне, вы еще приезжайте,
я вас всегда буду ждать! (Бабушка угощает детей конфетами и провожает до поезда).
(Дети становятся друг за другом, под музыку идут по залу, воспитатель в это время
перевоплощается в воспитательницу).
Воспитатель: Ребята, где вы побывали? На чем вы приехали? Вам понравилось в деревне? Какие
животные живут у бабушки? Что делает кошка? (Мяукает, ловит мышей). Что делает собака?
(Лает, охраняет дом). Что делает корова? (Мычит, дает молоко). Какую пользу они приносят
бабушке? Вам понравилось в деревне? (Ответы детей).