Автор: Фролова Ольга Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Аннинская СОШ №6
Населённый пункт: пгт Анна
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Воспитательная цель обучения иностранным языкам в XXI веке
Раздел: среднее образование
ИССЛЕОДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Воспитательная цель обучения иностранным языкам в XXI веке»
Выполнила: Фролова Ольга Петровна
Воронеж 2023
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................5
1.1 Исторический аспект воспитания и образования...........................................5
1.2 Современное образование и воспитание.........................................................9
Выводы по Главе 1................................................................................................13
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В XXI ВЕКЕ.....15
2.1 Роль иностранного языка в воспитании личности.......................................15
2.2 Обучение иностранному языку в XXI веке..................................................17
2.3 Место иностранного языка среди других дисциплин..................................19
Выводы по Главе 2................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................24
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Конец столетия во все времена отмечается поиском и
определением новых образовательных целей. Перестройка в жизни общества
ставит его перед необходимостью воспитания людей, более отвечающих
изменившимся условиям. Речь идет, прежде всего, о лингвистическом
образовании подрастающего поколения, о формировании его иноязычной
культуры.
В период, когда Россия стоит перед необходимостью в кратчайшие
сроки ликвидировать отставание в качестве выпускаемой продукции, освоить
лучшие мировые технологические достижения, сделать выпускаемые товары
конкурентоспособными на мировом рынке, нужно интенсифицировать
процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих
иностранным языком. Тем самым иностранный язык в современных
условиях является объективно необходимой общественной ценностью.
Именно этим объясняется то, почему на перепутье столетий мы наблюдаем
такое мощное стремление к овладению иностранным языком.
В настоящее время невладение гражданами РФ иностранными языками
превратилось в общегосударственную проблему [19, c. 18]. Это вызывает
необходимость
в
выработке
и
внедрении
стратегических
решений,
касающихся всей системы языкового образования в России. Основой
образовательной программы XXI века становится инновационное обучение
иностранным языкам, позволяющее студентам и школьникам получить
достаточные знания для перехода к профессиональному обучению на
иностранном языке.
Объект: обучение иностранным языкам.
Предмет: воспитательная цель обучения иностранным языкам.
Цель: доказательство того, что воспитательный аспект есть один из
важнейших компонентов в обучении иностранному языку, что он неотделим
4
от самого процесса обучения иноязычному общению, а составляет с ним
единое целое.
Задачи:
1. Изучить взаимосвязь воспитания и обучения в истории.
2. Проанализировать аспекты современного образования и
воспитания.
3. Определить роль иностранного языка в воспитании личности.
4. Изучить принципы обучения иностранному языку в XXI веке.
5. Определить Место иностранного языка среди других
дисциплин.
Методологические основы:
современные (за последние 5 лет)
научные труды, исследования и их отражение в учебной литературе в аспекте
исследуемой проблематики.
Методы
исследования:
теоретический
анализ
педагогической
литературы
и
научных
публикаций:
составления
библиографии,
аннотирование,
цитирование;
аналогия;
сравнение;
прогнозирование;
индукция и дедукция; анализ и синтез исследуемых материалов.
Теоретическая значимость работы.
Теоретические обобщения и
выводы о сущности и основных тенденциях воспитательных целей в
обучении иностранным языкам вносят существенный вклад в теорию и
практику образования в аспекте ее гуманизации.
Дан
концептуальный
анализ
теоретико-педагогического
и
методического наследия выдающихся философов и педагогов прошлого, что
обогащает трактовку отечественного историко-педагогического процесса от
периода существования Древней Греции до наших дней.
Практическая значимость работы состоит в том, что представлен
комплекс положений и выводов, который может быть использован при
организации
учебного
процесса
в
средних
учебных
заведениях;
в
переосмыслении
и
обогащении
современных
методик
иноязычного
образования; в процессе профессиональной подготовки будущего учителя,
5
при разработке программ и пособий спецкурсов, лекций для студентов
педагогических специальностей вузов и педагогических училищ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Исторический аспект воспитания и образования
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль
философии, занимавшаяся проблемами воспитания. В Древней Греции
существовало две основные системы воспитания: спартанская и афинская.
Спартанская система особое внимание уделяла военной подготовке и
физическому
воспитанию.
Основной
целью
афинской
системы
было
подготовить господствующую верхушку рабовладельческого государства:
сочетание
умственного,
нравственного,
эстетического
и
физического
воспитания.
Демокрит
(460-370
гг.
до
н.э.)
акцентировал
внимание
на
необходимости семейного воспитания; важности в ходе обучения и
воспитания упражнений; высоком значении приучения ребенка к труду.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) побуждал, мотивировал учеников самих искать и
находить истину, подводил ученика к признанию истинных положений
вещей.
Платон (427-347 гг. до н.э.) утверждал, что нельзя воспитывать душу и
тело порознь, необходимо воспитывать у детей привычки: не опаздывать,
хорошо учиться и трудиться.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основной целью воспитания считал
нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как чувство
собственного достоинства, чести, а также храбрость и мужество, умение
повелевать рабами.
Система образования и воспитания личности в Древнем Риме имела
следующую цель – необходимость подготовки храброго воина, готового и
6
способного пожертвовать собой на благо своего рода и своего государства. В
грамматических школах, где обучались дети богатых и знатных семей,
преподавались латинская грамматика, римская литература и греческий язык,
а также риторика, необходимая тем римлянам, которые стремились занять
выборные руководящие должности в Римской республике [9,
c. 259].
Создавались также и воспитательные центры – «Коллегии юношества»,
которые были предназначены только для детей римской знати. Сердцевину
образования в эпоху Средневековья составляли семь дисциплин: грамматика,
риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
По Марку Туллию Цицерону (106-43 гг. до н.э.) идеалом воспитания
должен быть оратор, прекрасно владеющий своей речью, образование
должно быть непрерывным, нужна систематическая работа над собой и
самообразование.
Луций Аней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) считал, что именно
философия поможет ученику постичь природу и самого себя, будет являться
средством нравственного самосовершенствования человека.
Марк
Фабий
Квинтилиан
(42-118
гг.
н.э.)
был
сторонником
общественного, а не домашнего воспитания, считал, что все дети являются
сообразительными от природы и необходимо только правильное воспитание,
согласно их индивидуальным особенностям.
В Средние века педагогика была вначале скована идеологией церкви,
отвергавшей античную систему образования, однако постепенно развивается
светское образование, появилась высшая школа, где запоминание являлось
главным принципом, а основными методами обучения были лекции, диспуты
и практические упражнения [12, c. 94].
Необходимо подчеркнуть, что важное значение в развитие педагогики
на Руси внесла схоластика, считавшая основополагающей проблемой
соотношение светского образования и религии. И именно она сыграла свою
особенную роль в преемственности культуры античности в культуру
средневековья и далее в культуру Нового времени.
7
Пьер
Абеляр
(1079-1142)
считал,
что
именно
глубокие
фундаментальные знания – это результат кропотливой самостоятельной
работы по усвоению научной информации, формированию картины мира и
расширению собственного кругозора.
Винсент де Бове (1190-1264) основой системы воспитания считал
нравственность. Методами и приемами работы с детьми были игры, шутки,
творчество.
Постепенно
школьное
образование
средневековья
начало
освобождаться от церкви, что явилось основанием создания городских школ.
В средневековой Руси педагогическая мысль также была направлена на
проблемы воспитания. Причем необходимо отметить, что особое внимание
уделялось патриотическому воспитанию.
В эпоху Возрождения культура приобрела антифеодальный, светский,
антиклерикальный
характер,
опирающийся
на
гуманистическое
мировоззрение, обращенное к наследию античности. Идеалом воспитания
было гармоничное развитие личности, раскрепощение ее творческих сил.
Франсуа Рабле обличал пороки средневекового воспитания, сторонник
гуманистического воспитания, главная цель которого духовное и физическое
развитие личности воспитанника.
Согласно М. Монтеню (1533-1592), ребенок превращается в личность
не только благодаря полученным знаниям, а также развивая способность
критических
суждений;
необходимо
приучить
учащихся
исследовать
окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из
уважения к авторитету» [7, c. 660].
Томас Мор (1478-1535) и его последователями считали, что воспитание
молодого поколения должно проходить в процессе трудовой деятельности и,
что всестороннее развитие должны получать дети всех слоев общества.
Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян
Амос Коменский (1592-1670). Он рассмотрел не только вопросы обучения,
8
но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения,
педагогической психологии, семейного воспитания.
Педагогическая
мысль
эпохи
Просвещения
развиты
плеядой
английских мыслителей: Дж. Мильтоном (1608-1674), У. Петти (16231687),
Дж. Локком (1632-1704). По теории Локка, у человека нет врожденных
представлений и идей, он появляется на свет, будучи «чистой доской»,
готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств и через
внутренний опыт.
К.А. Гельвеции (1705-1771) был сторонником индивидуализации
обучения («людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и
различное образование») [14, c. 141]. С критикой учения о врожденном
характере результатов воспитания выступал и Вольтер (1694-1778).
К ярким представителям французского Просвещения относится и Ж.-
Ж. Руссо (1712-1778), мечтавший устранить социальную несправедливость,
отводя обучению и воспитанию роль мощного рычага общественных
перемен.
В
России
в
эпоху
Просвещения
(вторая
половина
XVIII
в.)
правительство способствовало развитию наук и искусств. Император Петр I
(1672-1725) провел ряд реформ, призванных улучшить образование и жизнь в
стране.
Иоганн
Фридрих
Герберт
(1776-1841)
–
считал
основой
воспитывающего обучения развитие всестороннего интереса учащегося.
Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)
сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания:
принцип природа-сообразности и принцип культуросообразности, так как
полагал,
что
необходимо
следовать
природе
человека,
учитывать
персональные свойства ребенка.
В.Г.
Белинский
(1811-1847)
–
основной
задачей
нравственного
воспитания является развитие
у
учащихся
любви к труду,
чувства
9
собственного достоинства, гуманизма, а главное – патриотизма, любви к
своему языку, своему народу, своей Родине.
К.Д. Ушинский (1824-1870) целью воспитания считал формирование
активной
творческой
личности,
в
основе
которого
лежит
труд
как
умственный, так и физический.
Л.С. Выготский (1896-1934) делал акцент на самовоспитание и
саморазвитие, считал, что воспитание – это не приспособление ребенка к
среде, а процесс формирования личности [6, c. 198].
А.С.
Макаренко
(1888-1939)
утверждал,
что
ребенка
нужно
воспитывать в коллективе, воспитывать у него чувство долга и понятие
чести.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) считал, что ребенок – это высшая
ценность, а личность ребенка – это ориентир, на который направлены все
процессы образования и воспитания.
Е.Н. Соловова указывает на то, что знаниецентричная модель
проявляется в таких экзаменах, где от испытуемых требуется лишь
способность запомнить огромное количество дат, фактов, событий, формул и
т.д. При этом умение рассуждать, сравнивать, оценивать полученную
информацию, а также находить нужную информацию в справочной
литературе,
интерпретировать
ее
с
учетом
сложившихся
понятий
и
представлений, аргументировать собственную точку зрения оказывается
невостребованным, и, следовательно, воспринимается как ненужное [4, c.
91].
1.2 Современное образование и воспитание
В связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов
«третьего поколения» происходит переориентация системы образования в
целом. Современная парадигма образования смещает акценты в сторону
гуманизации развития личности, ее нравственной ответственности перед
10
социумом, при сохранении традиционных функций образования (передачи
знаний) и меняет взгляд на понятие «качество иноязычного образования,
которое определяется не только неким объемом знаний, но и личностными
характеристиками
обучающегося
(способностью
к
социальному,
межкультурному
взаимодействию,
саморазвитию,
толерантностью,
творческому мышлению)» [5, c. 71].
Социальный заказ, который должна выполнить система отечественного
образования – это человеческий потенциал. Перед ней впервые за последнее
время
ставится
задача
воспитания
успешного
гражданина,
носителя
общенациональных ценностей. Отличительная черта профессионального
образования на сегодня – это ориентация на развитие личности обучаемого,
способной
легко
и
быстро
адаптироваться
в
современном,
быстро
меняющемся мире.
Согласно В.С. Леднева, содержание образования отражается в процессе
присвоения опыта личности: «Содержание образования – это содержание
процесса
прогрессивных
изменений
свойств
и
качеств
личности,
необходимым условием чего является особым образом организованная
деятельность» [17, с. 10].
Воспитание, построенное на абстрактных или иностранных началах,
будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система,
созданная самим народом [7, c. 663]. У каждого народа своя особенная
национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у
другого воспитательных систем является невозможным [21, c. 44].
При этом нельзя забывать, что нынешнее поколение учащихся – это так
называемое «сетевое поколение». Термин «digital native», появившийся в
зарубежной
психолого-педагогической
теории
обозначает
учащегося,
который с детства превосходно пользуется различного рода гаджетами.
Прав М.В. Кларин, что «современные учащиеся (на всех уровнях
обучения) обладают цифровой компьютерной компетентностью, привыкли
воспринимать визуализированную информацию, которая не обязательно
11
представлена
линейным/последовательным
способом,
предпочитают
мультимедийную информационную среду» [20, c. 205].
Особенность нового поколения учащихся – привычка к потоку
сенсорных стимулов, сенсорному разнообразию, незамедлительной обратной
связи и подкреплению. Они хотят быть не слушателями или зрителями, а
«пользователями» [23, c. 1606]. Но при все при этом необходимо помнить
высказывание В.И. Арнольда, что «компьютерная революция позволяет
заменить образованных рабов невежественными» [2, c. 172].
В настоящее время, когда произошла переориентация ценностей, когда
изменился «климат» социума (превалирование жизненного прагматизма,
ориентация
на
карьерный
рост
и
финансовый
успех,
а
главное
бездуховность), когда с экранов телевизоров рекламируют красивую жизнь
через ценности гедонического плана (выражение потребностей в телесном и
душевном комфорте), а не успехи трудовой деятельности ученых, рабочих и
жителей села, когда образование в высших учебных заведениях стало
платным, преподавателю нелегко найти для студентов идеал, выступающий в
качестве эталона. Таковым порой он должен стать сам.
Являясь хранителем и носителем общечеловеческих (ценность мира
для
людей,
ценность
человеческой
жизни
и
прав
человека)
и
общенациональных (сохранение единства нации, целостность государства,
недопустимость гражданской войны, необходимость компромисса в случае
конфликта) ценностей [22, c. 472], преподаватель должен воздействовать на
сознание студента, а также ориентировать его деятельность и поступки. Здесь
очень уместны будут слова В.А. Сухомлинского указывающего на то, что
очень важно воспитать настоящего человека, важнейшими чертами которого
являются: богатство духовного мира, духовных интересов, духовных
запросов и потребностей; умение пользоваться и дорожить духовными
ценностями, видеть, находить их, очеловечивать в собственном личном мире;
настоящий человек – это человек гармонической и многогранной духовной
жизни [1, c. 47]. А воспитать настоящего человека, может только настоящий
12
педагог, постоянно саморазвивающийся и шагающий в ногу со временем [15,
c. 85].
Преподаватель – это не только учитель и воспитатель, но и методист, и
ученый. Педагог должен учиться всю жизнь, повышая свое педагогическое
мастерство. Формула «образование через всю жизнь» должна отразиться в
разработке
преподавателем
своей
траектории
самообразования,
т.е.
своеобразного
маршрута
в
осуществлении
профессиональных
видов
деятельности» [14, с. 140].
На сегодня весьма актуальна проблема воспитания патриота и
гражданина своего Отечества, а также человека, готового к активной
жизнедеятельности
не
только
в
родной
этнической
среде,
но
и
в
поликультурной [20, c. 205]. А для реализации данной цели необходимо:
готовить «грамотных специалистов, специалистов творческих, мобильных и
умеющих
приспосабливаться
к
постоянно
изменяющимся
условиям
современной жизни, специалистов, прекрасно не только знающих, но и
владеющих
иностранным
языком,
как
инструментом
межкультурной
коммуникации» [13, с. 268], «формировать и развивать поликультурную
личность студента, готовой и способной к участию в диалоге культур и
успешной
реализации
деловой
межкультурной
коммуникации
в
профессиональной деятельности» [11, c. 78], а также вникнуть в проблемы
молодежи, знающей свои права: общество и преподаватель должны владеть
информацией, как и чем она живет, помочь решить насущные проблемы,
помочь социализироваться, найти работу, не прибегая к насильственным
методам.
Как актуально высказывание А.С. Макаренко: «Педагоги – самые
уважаемые работники у нас в Союзе. Задача педагогов самая почетная –
создавать людские кадры для всех отраслей нашей жизни» [3, c. 264].
В
заключении
раздела
хотелось
бы
напомнить,
что
«знание
иностранных языков – это «carte blanche» в новый мир, мир науки и
прогресса, это своего рода валюта, которая будет цениться в любом
13
государстве и в любое время. Знание иностранного языка – это форма
личного капитала будущего специалиста. Общеизвестно, что только человек
с
прочными
знаниями,
прекрасной
эрудицией,
человек,
владеющий
иностранным языком, может быть социально защищенным, и выдержать
любую конкуренцию, не побоимся сказать, на мировом рынке труда» [10, с.
328].
Высказывание В.И. Арнольда (1937-2010), советского и российского
математика, лауреата Ленинской премии, человека болеющего душой за
уровень воспитания, культуры и грамотности подрастающего поколения и
человечества вообще, заставляет нас задуматься о будущем национального
образования: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень
общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное
достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг,
образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает
и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта
или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества
потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не
допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им
манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)» [8, c. 34].
Выводы по Главе 1
Как видим, воспитывающая роль процесса обучения признана еще с
древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей
(Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том
числе общественных ценностей наряду со знанием космических или
физических теорий составляет основу воспитания.
Меняется
время,
меняются
программы,
стандарты,
парадигмы.
Натуральной парадигме доиндустриального общества, которая считается
самой первой и характеризуется подражанием в качестве механизма
передачи общественного опыта человека, на смену пришла парадигма
14
гражданского воспитания античного общества, в котором особое внимание
уделялось физическому воспитанию и военной подготовке.
В средние века на ниве образования господствует уже христианское
воспитание, основой которого являлась христианская мораль. Период от
Древней Греции до Средневековья считался временем освоения и отбора
педагогических
принципов,
методов
и
приемов
обучения,
а
также
накопления опыта и сбора информации.
Основы новой образовательной парадигмы, парадигмы классической,
были заложены уже в XVII в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским,
большинство сформулированных принципов, методов и форм организации
педагогического процесса, которые являются классическими и по сей день и
составляют базу современной педагогики.
Для
конца
XIX
в.
характерна
антропологическая
парадигма.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский,
основоположник научной педагогики в России, впервые объединивший в
педагогике достижения различных наук и осуществивший педагогический
синтез научных знаний о человеке. В его понимании – это системное
использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и
реализации учебного процесса.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что идеи развития личности,
а также свободы выбора ею содержания обучения, были уже общеприняты и
распространены два века назад, в нашей стране образование рассматривалось
как процесс передачи готовых знаний, а обучающийся являлся объектом
педагогического воздействия.
15
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В XXI ВЕКЕ
2.1 Роль иностранного языка в воспитании личности
Цель высшего образования – личностное становление и саморазвитие
будущего специалиста, а главной задачей обучения становится воспитание
человека
с
новым
типом
мышления,
высоким
уровнем
развития
профессиональной компетентности, способного к образованию в течение
всей жизни, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Государственная политика в проблеме воспитания также ориентирует
педагогов на воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически
здоровой
личности,
гражданина
и
патриота
России,
способной
к
высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за
принимаемые решения.
«Иностранный язык» имеет большой воспитательный и развивающий
потенциал. Изучая иностранный язык, обучающиеся имеют возможность
ознакомиться с образцами мировой и родной культуры. Процесс обучения
иностранному
языку
вводит
студентов
в
диалог
культур,
так
как
осуществляется в широком социокультурном контексте.
Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как
средства общения неоднократно ставился в отечественной и зарубежной
методической литературе. Многие ученые отмечают, что воспитательный
аспект является одним из главных аспектов обучения иностранному языку,
так как воспитание личности предполагает формирование уважения к языку
и культуре носителей языка; воспитание коммуникативно-речевого такта;
развитие
психики
личности
в
целом
(мышления,
памяти,
чувств,
воображения); приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе
с зарубежными источниками информации; развитие эстетических взглядов;
развитие способностей; воспитание активности в решении коммуникативных
и познавательно-поисковых задач; формирование мировоззрения; развитие
16
потребностей в дальнейшем самообразовании; формирование таких черт
характера, как: настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, активность,
любознательность, настойчивость); усвоение общепринятых норм поведения
(вежливости, выдержанности, дисциплины и такта) [18, c. 59]. Кроме того,
иностранный язык не только открывает студентам доступ к духовному
богатству народа, повышает уровень их нравственного воспитания, но и
формирует любовь к Родине. И поэтому иностранный язык, как учебный
предмет,
располагает
большими
возможностями
для
воспитания
патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств
человека.
В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный
профиль
студента,
так
как
затрагиваются
проблемы,
позволяющие
формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои
взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного
языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так
как обсуждаемый предмет, кроме области конкретных лингвистических и
экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и
поведения человека в той или иной жизненной ситуации.
В
настоящее
время
неопровержимым
фактом
педагогической
действительности стал тезис о взаимообусловленности процессов изучения
иностранного языка и постижения окружающей реальности, что доказывает
необходимость взаимосвязанного обучения языку и культуре [11, c. 73].
В процессе изучения иностранного языка студенты знакомятся с
культурой носителей языка, оценивают культуру и нормы поведения
носителей родного языка, что способствует развитию и укреплению
культурного самосознания. И.А. Зимняя отмечает, что «иностранный язык в
процессе овладения предполагает большой удельный вес формирования
речевых навыков (умений) и, в то же время, не меньший, чем для точных
наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ,
решений разнообразных коммуникативных задач» [16, c. 210].
17
Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромное воспитательное
значение, так как в процессе овладения иностранным языком студенты не
только овладевают лексическим и грамматическим строем изучаемого языка,
но и получают разностороннее развитие, что дает возможность их личной и
профессиональной реализации, формированию активной личности, которой
присущи
идейная
убежденность,
чувство
патриотизма,
культура
межнационального общения, самостоятельность, трудолюбие и толерантное
отношение к окружающим.
Выделяются следующие воспитательные цели иностранного языка:
1)
формирование уважения к языку и культуре носителей
языка;
2)
воспитание
коммуникативно-речевого
такта,
коммуникабельности;
3)
воспитание активности в решении коммуникативных и
познавательно-поисковых задач;
4)
приобщение к самостоятельному выполнению заданий,
работе
со
справочной
литературой,
зарубежными
источниками
информации [4, c. 95];
5)
воспитание
межнациональной
толерантности
и
толерантного отношения к иной системе ценностей [5, с. 65];
6)
воспитание
эстетической,
экологической
культуры
и
творческой активности;
7)
совершенствование воспитательного процесса, усиливая
его практическую и здоровьесберегательную направленность для
формирования социально активной и творческой личности студента [5,
с. 66].
2.2 Обучение иностранному языку в XXI веке
18
«Следующий век будет именно таким, каким будут воспитаны для него
будущие граждане», – Я.А. Коменский.
Данные строки были написаны еще в XVII веке великим педагогом-
гуманистом, а их смысл является вечной истиной. Каким будет начавшийся
XXI век, зависит от того, кто, чему и как учит и учится сейчас.
Роль учителя велика, потому как педагог, занимаясь воспитанием и
образованием детей, работает на будущее. А чтобы создавать будущее,
нужно самому быть человеком, видящим себя, свою профессию и результат
своего труда сквозь время.
Перед учителем XXI века находится ученик XXI века, и такому
ученику
скучно
получать
готовые
формулы
знаний
и
проверенные
жизненные постулаты. Это значит, что он ждет другого педагога – не
человека,
дающего
готовые
истины,
а
искателя,
странника,
всегда
находящегося в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и
опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным, ему не следует
бояться изменить свой подход к делу даже после многолетней работы.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в средней школе. Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным
языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры
школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Современные педагогические технологии такие, как: обучение в
сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных
технологий,
интернет-ресурсов
–
помогают
реализовать
личностно-
ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня
обученности, склонностей и т.д.
19
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках
иностранного языка включают: изучение лексики, отработку произношения,
обучение
диалогической
и
монологической
речи,
обучение
письму,
отработку грамматических явлений.
Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная
сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся
и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:
страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и
журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать
участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых
по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран,
участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать
информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках
проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их
зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
2.3 Место иностранного языка среди других дисциплин
Среди всех дисциплин, изучаемых студентами и школьниками,
иностранный язык занимает особое место, поскольку он не только знакомит с
культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения показывает
национальные
особенности
культуры,
а
также
знакомит
с
общечеловеческими ценностями. Другими словами, иностранный язык
воспитывает
молодежь
в
контексте
«диалога
культур»,
так
как
в
современных реалиях появилась возможность международных контактов,
общение с носителями языка и представителями других культур стало более
простым и удобным (путешествия, Интернет, скайп, what’s up). Поэтому всё
чаще высшие учебные заведения участвуют в процессе межкультурной
коммуникации путем обмена студентов, международных конференций и т.д.
Кроме
того,
на
занятиях
иностранному
языку
студентов
обучают
20
личностному
общению,
являющееся
оригинальным
«каналом»,
через
который воспитательное воздействие проникает в сознание обучаемого.
Большинство
изучающих
иностранный
язык
хотят
научиться
корректно вести себя в разных ситуациях общения и при этом грамотно
строить
свои
высказывания.
Поэтому
такая
личность
всегда
имеет
представление о языковых правилах, способах их применения и является
своеобразным носителем определённой культуры, так как изучает язык не
только с целью усвоения системы языка, т.е. словообразования, грамматики и
синтаксических конструкций.
В процессе овладения иностранным языком студенты и школьники
усваивают такой материал, который показывает функционирование языка в
естественной среде, а также речевое и неречевое поведение носителей языка
в различных коммуникативных ситуациях, которые связаны с традициями,
суевериями, социальной структурой общества. Прежде всего, это происходит
благодаря
аутентичным
материалам
(литературе,
аудиозаписям,
видеофильмам), которые являются оригинальными с точки зрения языкового
оформления и содержат лингвострановедческую информацию.
Например, чтение текстов на иностранном языке дает эффективные
воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как
средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов,
если он выступает как способ познания действительности, как способ
самопознания и самовыражения личности в процессе обучения» [2, c. 117].
Также культура общения участника коммуникации переходит на более
высокий уровень, который требует от него уважения и к культуре партнёра
по общению; принятию различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;
преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры.
Важным
источником
для
воспитательных
ценностей
молодежи
являются
особенности
современного
английского
речевого
этикета,
например, выражения благодарности, которые усваиваются и употребляются
носителями языка уже в раннем детстве практически машинально. Это
21
вносит
в
коммуникативный
процесс
ощущение
взаимного
уважения,
теплоты,
доброжелательности
и,
следовательно,
имеет
«личностно
развивающий» эффект. В то время как неумение своевременно адекватно
выразить
благодарность
нарушает
общение,
отрицательно
влияет
на
взаимоотношение собеседников и порой приводит к барьерам и конфликтам
в общении.
Выводы по Главе 2
В силу специфики предмета, иностранный язык имеет большой
воспитательный и развивающий потенциал. Он располагает большими
возможностями
для
воспитания
патриотизма,
интернационализма,
формирования нравственных качеств человека. Иностранный язык должен
стать существенным формирующим личность фактором, который необходим
для разностороннего развития индивида и полноценной реализации его
возможностей в самостоятельной жизни.
Ученики XXI века не хотят получать готовые формулы знаний и
проверенные
жизненные
постулаты,
интерес
у
них
вызывает
самостоятельный
поиск
ответов,
творческий
подход
к
занятиям,
нестандартные
и
современные
методы
обучения,
а
инновационные
педагогические
технологии
помогают
реализовать
личностно-
ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня
обученности, склонностей.
Таким
образом,
воспитательный
потенциал
заложен
в
системе
обучения. Коммуникативное иноязычное обучение развивает и воспитывает
такие личностные качества: трудолюбие, настойчивость, инициативность,
волю, мышление, внимание, память, – что способствует приобретению
социального опыта общения не только с одногруппниками и преподавателем,
но и с обществом в целом.
22
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что еще с древних времен
и до сегодняшних дней великие ученые, педагоги и философы задавались
вопросом связи образования и воспитания. В данной работе был рассмотрен
вопрос о воспитательных целях обучения именно иностранному языку.
Современные учителя имеют в распоряжении огромный багаж знаний,
накопленный российским и зарубежными деятелями образования – работы
Выготского,
Ушинского,
Макаренко,
Пиаже,
Коменского,
Марии
Монтессори и многих других великих людей; также XXI век величают веком
высоких технологий – все это означает, что новые ориентиры образования
предполагают
создание
инновационной
воспитывающей
среды,
способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов всех
субъектов образовательного процесса, предъявляющей особые требования к
современному ученику. Новая парадигма иноязычного образования требует
разработки новых инновационных технологий воспитывающего обучения,
новых механизмов саморазвития и самовоспитания.
Современный мир очень быстро меняется, что означает, что перемены
в образовании, реформы неизбежны. Перед преподавателями, перед всей
системой образования, и иноязычного образования в частности, встает
проблема воспитания нового поколения, поколения социально активных
членов социума. Однако, многое остается неизменным, например, основные
воспитательные задачи в российских школах и воспитательная цель обучения
иностранным языкам.
Необходимость в развитии обучаемых посредством иностранного
языка продиктована жизнью. Глобальной целью обучения иностранному
языку
студентов
и
школьников
является
развитие
коммуникативной
компетенции, т.е. практическое владение иностранным языком, умение
пользоваться им как инструментом межкультурной коммуникации. Для этого
необходимо обеспечить формирование умений иноязычного общения в
24
профессиональной сфере, а также формирование уважения и толерантности
по отношению к культуре народа страны изучаемого языка, готовности к
сотрудничеству и общению.
Не смотря на то, что в настоящее время акцент сделан на подготовке
будущего
специалиста,
специалиста
мобильного
и
предприимчивого,
специалиста, умеющего ориентироваться и приспосабливаться в быстро
меняющемся современном мире с его новейшими информационными
технологиями, приоритет должен быть сделан на воспитание духовно
нравственной личности, личности, преданной своей Родине, личности,
способной созидательно трудиться и служить своему Отечеству.
Великая миссия воспитания культурного толерантного патриота,
способного и желающего делиться своей собственной культурой на
международном уровне. А учебная дисциплина «Иностранный язык» как раз
и располагает большими возможностями для воспитания патриотизма,
интернационализма, формирования нравственных качеств человека.
Таким образом, воспитательные задачи на уроках иностранных языков
–
это
воспитание
личности
учащегося
на
основе
общечеловеческих
ценностей, идейной убежденности, формирование у школьников и студентов
чувства
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
инициативы, уважения к другим, толерантности к культурам, способность к
успешной
самореализации,
воспитание
высококультурной
личности,
воспитание речевой культуры.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и
развивающего
потенциала
дисциплины
«Иностранный
язык»
создает
прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека,
практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является
личность,
способная
принимать
активное
участие
в
социально-
экономическом и культурном развитии общества, а также полноценно
включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобунова, А.С. Нравственно-эстетическая деятельность как
необходимое условие мотивированного формального и информального
иноязычного образования // Мотивация как источник активности и
направленности
личности
на
изучение
иностранного
языка:
монография / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ
«Перспектива», 2018. – 184 с. – С. 39-49.
2. Викулова, Л.Г. Коммуникация. Теория и практика / Л.Г.
Викулова, М.Р. Желтухина, С.А. Герасимова, И.В. Макарова //
Учебник. – М.: Восточная книга, 2020. – 336 с.
3. Высшее
образование:
проблемы
и
трансформации:
коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск:
Зебра, 2019. – 489 с.
4. Герасимова, А.М. Воспитательные возможности дисциплины
«иностранный язык» / А. М. Герасимова // Воспитание личности в
процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория
и практика. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью
«Учебный центр «Перспектива», 2021. – С. 89-104.
5. Герасимова, А.М. Современные средства оценивания качества
иноязычной коммуникативной компетенции теория // Современные
средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и
практика: монография / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой.
– М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 280 с. – С. 60-74.
6. Жаркова, Т.И. Диалог культур в лингвоэтнической аудитории
неязыкового вуза / Т.И. Жаркова // III Национальная научная
конференция
с
международным
участием
«Диалог
культур
Тихоокеанской
России
и
сопредельных
стран:
межэтнические,
межгрупповые, межличностные коммуникации», посвященную 300-
летию РАН. 31 октября - 1 ноября 2019 г. – Владивосток: Федеральное
26
государственное бюджетное учреждение науки Институт истории,
археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного
отделения Российской академии наук, 2020. – С. 197-203.
7. Жаркова, Т.И. Диалог культур в полиэтнической аудитории
неязыкового вуза / Т.И. Жаркова // Хармония в различията. Сборник с
доклади от Научната конференция «Хармония в различията». – София:
Академично издателство «За буквите – О писменехь», 2020. – С. 658-
666.
8. Жаркова, Т.И. Обучение аудированию студентов неязыковых
вузов для успешной реализации межкультурной коммуникации / Т.И.
Жаркова, А.Ф. Латыш // Иностр. яз. в шк. – 2020. – № 1. – С. 29-35.
9. Жаркова, Т.И. О траектории саморазвития преподавателя
иностранного языка экономического вуза / Т.И. Жаркова // Вестник
Таджикского Национального университета. – 2019. – № 9. – С. 258-263.
10. Жаркова, Т.И. Патриотическое воспитание через иноязычное
образование
/
Т.И.
Жаркова
//
Образ
Родины:
содержание,
формирование, актуализация: Материалы IV Международной научной
конференции. – М.: МХПИ, 2020. – С. 328-334.
11. Жаркова,
Т.И.
Развитие
вторичной
языковой
личности
студента экономического вуза через технологию мыслительной карты /
Т.И. Жаркова // Цифровые технологии: их роль в экономике и
управлении: сборник статей и тезисов докладов XXII международной
научно-практической
конференции.
–
Челябинский
филиал
Финуниверситета. – Москва: Изд-во «Перо», 2018. – С. 72-79.
12. Жаркова, Т.И. Роль и значение ценностных ориентаций в
обучении немецкому языку в неязыковом вузе / Т.И. Жаркова //
«Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире»,
Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. / М-во культуры
РФ,
СГИК;
под
ред.
С.В.
Соловьевой,
В.И.
Ионесова,
Л.М.
27
Артамоновой. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2018. – Ч. II. – 356
с. – С. 92-96.
13. Жаркова, Т.И. Ценностные ориентации и их роль в обучении
иностранному языку / Т.И. Жаркова // Аксиология иноязычного
образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы
Международного научно-практического форума, посвященного 65-
летию кафедры методики преподавания иностранных языков / отв. ред.
А.К. Крупченко, А.В. Малев. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 264-280.
14. Мельник,
Ю.В.
Зарубежные
техники
адаптации
образовательного маршрута для нетипичных обучающихся в условиях
269
инклюзивного
образования
/
Ю.В.
Мельник
//
Научно-
педагогическое обозрение. – 2020. – №5 (33). – С. 138-145.
15. Мотивация как источник активности и направленности
личности на изучение иностранного языка (методологические и
технологические
аспекты).
Монография
/
Под
науч.
ред.
Г.В.
Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 184 с.
16. Развитие
личности
студента
неязыкового
вуза
через
использование новейших педагогических технологий (на примере
технологии
«Дебаты»)
//
Высшее
образование:
проблемы
и
трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова.
– Ульяновск: Зебра, 2019. – 489 с. – С. 208-222.
17. Сороковых, Г.В. Воспитание личности в процессе обучения
иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика / Г.В.
Сороковых, Т.И. Жаркова, А.С. Бобунова и др. – М.: Общество с
ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021.
– 284 с.
18. Сороковых,
Г.В.
Готовность
учителя
разрабатывать
индивидуальные маршруты обучения и воспитания школьников / Г.В.
Сороковых, Н.Г. Прибылова, С.Г. Старицына // Учебное пособие. – М.:
УЦ «Перспектива», 2020. – 152 с.
28
19. Сороковых,
Г.В.
Нравственно-эстетическое
обучение
и
воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка /
Г.В. Сороковых, А.С. Бобунова // Иностр. яз. в шк. – 2018. – № 9. – С.
18-24.
20. Старицына, С.Г. Иностранный язык в контексте обучения
школьников с особыми образовательными потребностями / С.Г.
Старицына // Научный старт, 2019: сб. ст. магистрантов и аспирантов. –
М.: Языки Народов Мира, 2019. – С. 204-208.
21. Учитель,
личность,
реформатор.
Монография
/
Г.В.
Сороковых, Т.И. Жаркова, Е.М. Вишневская и др. // Под науч. ред. Г.В.
Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2020. – 280 с.
22. Krupchenko, A. Axiology оf Foreign Language Education / A.
Krupchenko, T. Zharkova, K. Inozemtseva // X International Conference
«Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects».
European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS.
Published by European Publisher. – 2020. – Article no: 55. – Pages 467-474.
23. Zharkova, T. The Role оf Native Culture for The Implementation
of Intercultural Communication / T. Zharkova // X International Conference
«Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects».
European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS.
Published by European Publisher. – 2020. – Article no: 186. – Pages 1604-
1611.