Напоминание

Воспитательная цель обучения иностранным языкам в XXI веке


Автор: Фролова Ольга Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Аннинская СОШ №6
Населённый пункт: пгт Анна
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Воспитательная цель обучения иностранным языкам в XXI веке
Раздел: среднее образование





Назад




ИССЛЕОДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему: «Воспитательная цель обучения иностранным языкам в XXI веке»

Выполнила: Фролова Ольга Петровна

Воронеж 2023

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.....................................................................5

1.1 Исторический аспект воспитания и образования...........................................5

1.2 Современное образование и воспитание.........................................................9

Выводы по Главе 1................................................................................................13

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В XXI ВЕКЕ.....15

2.1 Роль иностранного языка в воспитании личности.......................................15

2.2 Обучение иностранному языку в XXI веке..................................................17

2.3 Место иностранного языка среди других дисциплин..................................19

Выводы по Главе 2................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................24

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Конец столетия во все времена отмечается поиском и

определением новых образовательных целей. Перестройка в жизни общества

ставит его перед необходимостью воспитания людей, более отвечающих

изменившимся условиям. Речь идет, прежде всего, о лингвистическом

образовании подрастающего поколения, о формировании его иноязычной

культуры.

В период, когда Россия стоит перед необходимостью в кратчайшие

сроки ликвидировать отставание в качестве выпускаемой продукции, освоить

лучшие мировые технологические достижения, сделать выпускаемые товары

конкурентоспособными на мировом рынке, нужно интенсифицировать

процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих

иностранным языком. Тем самым иностранный язык в современных

условиях является объективно необходимой общественной ценностью.

Именно этим объясняется то, почему на перепутье столетий мы наблюдаем

такое мощное стремление к овладению иностранным языком.

В настоящее время невладение гражданами РФ иностранными языками

превратилось в общегосударственную проблему [19, c. 18]. Это вызывает

необходимость

в

выработке

и

внедрении

стратегических

решений,

касающихся всей системы языкового образования в России. Основой

образовательной программы XXI века становится инновационное обучение

иностранным языкам, позволяющее студентам и школьникам получить

достаточные знания для перехода к профессиональному обучению на

иностранном языке.

Объект: обучение иностранным языкам.

Предмет: воспитательная цель обучения иностранным языкам.

Цель: доказательство того, что воспитательный аспект есть один из

важнейших компонентов в обучении иностранному языку, что он неотделим

4

от самого процесса обучения иноязычному общению, а составляет с ним

единое целое.

Задачи:

1. Изучить взаимосвязь воспитания и обучения в истории.

2. Проанализировать аспекты современного образования и

воспитания.

3. Определить роль иностранного языка в воспитании личности.

4. Изучить принципы обучения иностранному языку в XXI веке.

5. Определить Место иностранного языка среди других

дисциплин.

Методологические основы:

современные (за последние 5 лет)

научные труды, исследования и их отражение в учебной литературе в аспекте

исследуемой проблематики.

Методы

исследования:

теоретический

анализ

педагогической

литературы

и

научных

публикаций:

составления

библиографии,

аннотирование,

цитирование;

аналогия;

сравнение;

прогнозирование;

индукция и дедукция; анализ и синтез исследуемых материалов.

Теоретическая значимость работы.

Теоретические обобщения и

выводы о сущности и основных тенденциях воспитательных целей в

обучении иностранным языкам вносят существенный вклад в теорию и

практику образования в аспекте ее гуманизации.

Дан

концептуальный

анализ

теоретико-педагогического

и

методического наследия выдающихся философов и педагогов прошлого, что

обогащает трактовку отечественного историко-педагогического процесса от

периода существования Древней Греции до наших дней.

Практическая значимость работы состоит в том, что представлен

комплекс положений и выводов, который может быть использован при

организации

учебного

процесса

в

средних

учебных

заведениях;

в

переосмыслении

и

обогащении

современных

методик

иноязычного

образования; в процессе профессиональной подготовки будущего учителя,

5

при разработке программ и пособий спецкурсов, лекций для студентов

педагогических специальностей вузов и педагогических училищ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Исторический аспект воспитания и образования

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль

философии, занимавшаяся проблемами воспитания. В Древней Греции

существовало две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система особое внимание уделяла военной подготовке и

физическому

воспитанию.

Основной

целью

афинской

системы

было

подготовить господствующую верхушку рабовладельческого государства:

сочетание

умственного,

нравственного,

эстетического

и

физического

воспитания.

Демокрит

(460-370

гг.

до

н.э.)

акцентировал

внимание

на

необходимости семейного воспитания; важности в ходе обучения и

воспитания упражнений; высоком значении приучения ребенка к труду.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) побуждал, мотивировал учеников самих искать и

находить истину, подводил ученика к признанию истинных положений

вещей.

Платон (427-347 гг. до н.э.) утверждал, что нельзя воспитывать душу и

тело порознь, необходимо воспитывать у детей привычки: не опаздывать,

хорошо учиться и трудиться.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основной целью воспитания считал

нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как чувство

собственного достоинства, чести, а также храбрость и мужество, умение

повелевать рабами.

Система образования и воспитания личности в Древнем Риме имела

следующую цель – необходимость подготовки храброго воина, готового и

6

способного пожертвовать собой на благо своего рода и своего государства. В

грамматических школах, где обучались дети богатых и знатных семей,

преподавались латинская грамматика, римская литература и греческий язык,

а также риторика, необходимая тем римлянам, которые стремились занять

выборные руководящие должности в Римской республике [9,

c. 259].

Создавались также и воспитательные центры – «Коллегии юношества»,

которые были предназначены только для детей римской знати. Сердцевину

образования в эпоху Средневековья составляли семь дисциплин: грамматика,

риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

По Марку Туллию Цицерону (106-43 гг. до н.э.) идеалом воспитания

должен быть оратор, прекрасно владеющий своей речью, образование

должно быть непрерывным, нужна систематическая работа над собой и

самообразование.

Луций Аней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) считал, что именно

философия поможет ученику постичь природу и самого себя, будет являться

средством нравственного самосовершенствования человека.

Марк

Фабий

Квинтилиан

(42-118

гг.

н.э.)

был

сторонником

общественного, а не домашнего воспитания, считал, что все дети являются

сообразительными от природы и необходимо только правильное воспитание,

согласно их индивидуальным особенностям.

В Средние века педагогика была вначале скована идеологией церкви,

отвергавшей античную систему образования, однако постепенно развивается

светское образование, появилась высшая школа, где запоминание являлось

главным принципом, а основными методами обучения были лекции, диспуты

и практические упражнения [12, c. 94].

Необходимо подчеркнуть, что важное значение в развитие педагогики

на Руси внесла схоластика, считавшая основополагающей проблемой

соотношение светского образования и религии. И именно она сыграла свою

особенную роль в преемственности культуры античности в культуру

средневековья и далее в культуру Нового времени.

7

Пьер

Абеляр

(1079-1142)

считал,

что

именно

глубокие

фундаментальные знания – это результат кропотливой самостоятельной

работы по усвоению научной информации, формированию картины мира и

расширению собственного кругозора.

Винсент де Бове (1190-1264) основой системы воспитания считал

нравственность. Методами и приемами работы с детьми были игры, шутки,

творчество.

Постепенно

школьное

образование

средневековья

начало

освобождаться от церкви, что явилось основанием создания городских школ.

В средневековой Руси педагогическая мысль также была направлена на

проблемы воспитания. Причем необходимо отметить, что особое внимание

уделялось патриотическому воспитанию.

В эпоху Возрождения культура приобрела антифеодальный, светский,

антиклерикальный

характер,

опирающийся

на

гуманистическое

мировоззрение, обращенное к наследию античности. Идеалом воспитания

было гармоничное развитие личности, раскрепощение ее творческих сил.

Франсуа Рабле обличал пороки средневекового воспитания, сторонник

гуманистического воспитания, главная цель которого духовное и физическое

развитие личности воспитанника.

Согласно М. Монтеню (1533-1592), ребенок превращается в личность

не только благодаря полученным знаниям, а также развивая способность

критических

суждений;

необходимо

приучить

учащихся

исследовать

окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из

уважения к авторитету» [7, c. 660].

Томас Мор (1478-1535) и его последователями считали, что воспитание

молодого поколения должно проходить в процессе трудовой деятельности и,

что всестороннее развитие должны получать дети всех слоев общества.

Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян

Амос Коменский (1592-1670). Он рассмотрел не только вопросы обучения,

8

но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения,

педагогической психологии, семейного воспитания.

Педагогическая

мысль

эпохи

Просвещения

развиты

плеядой

английских мыслителей: Дж. Мильтоном (1608-1674), У. Петти (16231687),

Дж. Локком (1632-1704). По теории Локка, у человека нет врожденных

представлений и идей, он появляется на свет, будучи «чистой доской»,

готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств и через

внутренний опыт.

К.А. Гельвеции (1705-1771) был сторонником индивидуализации

обучения («людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и

различное образование») [14, c. 141]. С критикой учения о врожденном

характере результатов воспитания выступал и Вольтер (1694-1778).

К ярким представителям французского Просвещения относится и Ж.-

Ж. Руссо (1712-1778), мечтавший устранить социальную несправедливость,

отводя обучению и воспитанию роль мощного рычага общественных

перемен.

В

России

в

эпоху

Просвещения

(вторая

половина

XVIII

в.)

правительство способствовало развитию наук и искусств. Император Петр I

(1672-1725) провел ряд реформ, призванных улучшить образование и жизнь в

стране.

Иоганн

Фридрих

Герберт

(1776-1841)

считал

основой

воспитывающего обучения развитие всестороннего интереса учащегося.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)

сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания:

принцип природа-сообразности и принцип культуросообразности, так как

полагал,

что

необходимо

следовать

природе

человека,

учитывать

персональные свойства ребенка.

В.Г.

Белинский

(1811-1847)

основной

задачей

нравственного

воспитания является развитие

у

учащихся

любви к труду,

чувства

9

собственного достоинства, гуманизма, а главное – патриотизма, любви к

своему языку, своему народу, своей Родине.

К.Д. Ушинский (1824-1870) целью воспитания считал формирование

активной

творческой

личности,

в

основе

которого

лежит

труд

как

умственный, так и физический.

Л.С. Выготский (1896-1934) делал акцент на самовоспитание и

саморазвитие, считал, что воспитание – это не приспособление ребенка к

среде, а процесс формирования личности [6, c. 198].

А.С.

Макаренко

(1888-1939)

утверждал,

что

ребенка

нужно

воспитывать в коллективе, воспитывать у него чувство долга и понятие

чести.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) считал, что ребенок – это высшая

ценность, а личность ребенка – это ориентир, на который направлены все

процессы образования и воспитания.

Е.Н. Соловова указывает на то, что знаниецентричная модель

проявляется в таких экзаменах, где от испытуемых требуется лишь

способность запомнить огромное количество дат, фактов, событий, формул и

т.д. При этом умение рассуждать, сравнивать, оценивать полученную

информацию, а также находить нужную информацию в справочной

литературе,

интерпретировать

ее

с

учетом

сложившихся

понятий

и

представлений, аргументировать собственную точку зрения оказывается

невостребованным, и, следовательно, воспринимается как ненужное [4, c.

91].

1.2 Современное образование и воспитание

В связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов

«третьего поколения» происходит переориентация системы образования в

целом. Современная парадигма образования смещает акценты в сторону

гуманизации развития личности, ее нравственной ответственности перед

10

социумом, при сохранении традиционных функций образования (передачи

знаний) и меняет взгляд на понятие «качество иноязычного образования,

которое определяется не только неким объемом знаний, но и личностными

характеристиками

обучающегося

(способностью

к

социальному,

межкультурному

взаимодействию,

саморазвитию,

толерантностью,

творческому мышлению)» [5, c. 71].

Социальный заказ, который должна выполнить система отечественного

образования – это человеческий потенциал. Перед ней впервые за последнее

время

ставится

задача

воспитания

успешного

гражданина,

носителя

общенациональных ценностей. Отличительная черта профессионального

образования на сегодня – это ориентация на развитие личности обучаемого,

способной

легко

и

быстро

адаптироваться

в

современном,

быстро

меняющемся мире.

Согласно В.С. Леднева, содержание образования отражается в процессе

присвоения опыта личности: «Содержание образования – это содержание

процесса

прогрессивных

изменений

свойств

и

качеств

личности,

необходимым условием чего является особым образом организованная

деятельность» [17, с. 10].

Воспитание, построенное на абстрактных или иностранных началах,

будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система,

созданная самим народом [7, c. 663]. У каждого народа своя особенная

национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у

другого воспитательных систем является невозможным [21, c. 44].

При этом нельзя забывать, что нынешнее поколение учащихся – это так

называемое «сетевое поколение». Термин «digital native», появившийся в

зарубежной

психолого-педагогической

теории

обозначает

учащегося,

который с детства превосходно пользуется различного рода гаджетами.

Прав М.В. Кларин, что «современные учащиеся (на всех уровнях

обучения) обладают цифровой компьютерной компетентностью, привыкли

воспринимать визуализированную информацию, которая не обязательно

11

представлена

линейным/последовательным

способом,

предпочитают

мультимедийную информационную среду» [20, c. 205].

Особенность нового поколения учащихся – привычка к потоку

сенсорных стимулов, сенсорному разнообразию, незамедлительной обратной

связи и подкреплению. Они хотят быть не слушателями или зрителями, а

«пользователями» [23, c. 1606]. Но при все при этом необходимо помнить

высказывание В.И. Арнольда, что «компьютерная революция позволяет

заменить образованных рабов невежественными» [2, c. 172].

В настоящее время, когда произошла переориентация ценностей, когда

изменился «климат» социума (превалирование жизненного прагматизма,

ориентация

на

карьерный

рост

и

финансовый

успех,

а

главное

бездуховность), когда с экранов телевизоров рекламируют красивую жизнь

через ценности гедонического плана (выражение потребностей в телесном и

душевном комфорте), а не успехи трудовой деятельности ученых, рабочих и

жителей села, когда образование в высших учебных заведениях стало

платным, преподавателю нелегко найти для студентов идеал, выступающий в

качестве эталона. Таковым порой он должен стать сам.

Являясь хранителем и носителем общечеловеческих (ценность мира

для

людей,

ценность

человеческой

жизни

и

прав

человека)

и

общенациональных (сохранение единства нации, целостность государства,

недопустимость гражданской войны, необходимость компромисса в случае

конфликта) ценностей [22, c. 472], преподаватель должен воздействовать на

сознание студента, а также ориентировать его деятельность и поступки. Здесь

очень уместны будут слова В.А. Сухомлинского указывающего на то, что

очень важно воспитать настоящего человека, важнейшими чертами которого

являются: богатство духовного мира, духовных интересов, духовных

запросов и потребностей; умение пользоваться и дорожить духовными

ценностями, видеть, находить их, очеловечивать в собственном личном мире;

настоящий человек – это человек гармонической и многогранной духовной

жизни [1, c. 47]. А воспитать настоящего человека, может только настоящий

12

педагог, постоянно саморазвивающийся и шагающий в ногу со временем [15,

c. 85].

Преподаватель – это не только учитель и воспитатель, но и методист, и

ученый. Педагог должен учиться всю жизнь, повышая свое педагогическое

мастерство. Формула «образование через всю жизнь» должна отразиться в

разработке

преподавателем

своей

траектории

самообразования,

т.е.

своеобразного

маршрута

в

осуществлении

профессиональных

видов

деятельности» [14, с. 140].

На сегодня весьма актуальна проблема воспитания патриота и

гражданина своего Отечества, а также человека, готового к активной

жизнедеятельности

не

только

в

родной

этнической

среде,

но

и

в

поликультурной [20, c. 205]. А для реализации данной цели необходимо:

готовить «грамотных специалистов, специалистов творческих, мобильных и

умеющих

приспосабливаться

к

постоянно

изменяющимся

условиям

современной жизни, специалистов, прекрасно не только знающих, но и

владеющих

иностранным

языком,

как

инструментом

межкультурной

коммуникации» [13, с. 268], «формировать и развивать поликультурную

личность студента, готовой и способной к участию в диалоге культур и

успешной

реализации

деловой

межкультурной

коммуникации

в

профессиональной деятельности» [11, c. 78], а также вникнуть в проблемы

молодежи, знающей свои права: общество и преподаватель должны владеть

информацией, как и чем она живет, помочь решить насущные проблемы,

помочь социализироваться, найти работу, не прибегая к насильственным

методам.

Как актуально высказывание А.С. Макаренко: «Педагоги – самые

уважаемые работники у нас в Союзе. Задача педагогов самая почетная –

создавать людские кадры для всех отраслей нашей жизни» [3, c. 264].

В

заключении

раздела

хотелось

бы

напомнить,

что

«знание

иностранных языков – это «carte blanche» в новый мир, мир науки и

прогресса, это своего рода валюта, которая будет цениться в любом

13

государстве и в любое время. Знание иностранного языка – это форма

личного капитала будущего специалиста. Общеизвестно, что только человек

с

прочными

знаниями,

прекрасной

эрудицией,

человек,

владеющий

иностранным языком, может быть социально защищенным, и выдержать

любую конкуренцию, не побоимся сказать, на мировом рынке труда» [10, с.

328].

Высказывание В.И. Арнольда (1937-2010), советского и российского

математика, лауреата Ленинской премии, человека болеющего душой за

уровень воспитания, культуры и грамотности подрастающего поколения и

человечества вообще, заставляет нас задуматься о будущем национального

образования: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень

общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное

достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг,

образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает

и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта

или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества

потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не

допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им

манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)» [8, c. 34].

Выводы по Главе 1

Как видим, воспитывающая роль процесса обучения признана еще с

древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей

(Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том

числе общественных ценностей наряду со знанием космических или

физических теорий составляет основу воспитания.

Меняется

время,

меняются

программы,

стандарты,

парадигмы.

Натуральной парадигме доиндустриального общества, которая считается

самой первой и характеризуется подражанием в качестве механизма

передачи общественного опыта человека, на смену пришла парадигма

14

гражданского воспитания античного общества, в котором особое внимание

уделялось физическому воспитанию и военной подготовке.

В средние века на ниве образования господствует уже христианское

воспитание, основой которого являлась христианская мораль. Период от

Древней Греции до Средневековья считался временем освоения и отбора

педагогических

принципов,

методов

и

приемов

обучения,

а

также

накопления опыта и сбора информации.

Основы новой образовательной парадигмы, парадигмы классической,

были заложены уже в XVII в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским,

большинство сформулированных принципов, методов и форм организации

педагогического процесса, которые являются классическими и по сей день и

составляют базу современной педагогики.

Для

конца

XIX

в.

характерна

антропологическая

парадигма.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский,

основоположник научной педагогики в России, впервые объединивший в

педагогике достижения различных наук и осуществивший педагогический

синтез научных знаний о человеке. В его понимании – это системное

использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и

реализации учебного процесса.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что идеи развития личности,

а также свободы выбора ею содержания обучения, были уже общеприняты и

распространены два века назад, в нашей стране образование рассматривалось

как процесс передачи готовых знаний, а обучающийся являлся объектом

педагогического воздействия.

15

ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В XXI ВЕКЕ

2.1 Роль иностранного языка в воспитании личности

Цель высшего образования – личностное становление и саморазвитие

будущего специалиста, а главной задачей обучения становится воспитание

человека

с

новым

типом

мышления,

высоким

уровнем

развития

профессиональной компетентности, способного к образованию в течение

всей жизни, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Государственная политика в проблеме воспитания также ориентирует

педагогов на воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически

здоровой

личности,

гражданина

и

патриота

России,

способной

к

высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за

принимаемые решения.

«Иностранный язык» имеет большой воспитательный и развивающий

потенциал. Изучая иностранный язык, обучающиеся имеют возможность

ознакомиться с образцами мировой и родной культуры. Процесс обучения

иностранному

языку

вводит

студентов

в

диалог

культур,

так

как

осуществляется в широком социокультурном контексте.

Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как

средства общения неоднократно ставился в отечественной и зарубежной

методической литературе. Многие ученые отмечают, что воспитательный

аспект является одним из главных аспектов обучения иностранному языку,

так как воспитание личности предполагает формирование уважения к языку

и культуре носителей языка; воспитание коммуникативно-речевого такта;

развитие

психики

личности

в

целом

(мышления,

памяти,

чувств,

воображения); приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе

с зарубежными источниками информации; развитие эстетических взглядов;

развитие способностей; воспитание активности в решении коммуникативных

и познавательно-поисковых задач; формирование мировоззрения; развитие

16

потребностей в дальнейшем самообразовании; формирование таких черт

характера, как: настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, активность,

любознательность, настойчивость); усвоение общепринятых норм поведения

(вежливости, выдержанности, дисциплины и такта) [18, c. 59]. Кроме того,

иностранный язык не только открывает студентам доступ к духовному

богатству народа, повышает уровень их нравственного воспитания, но и

формирует любовь к Родине. И поэтому иностранный язык, как учебный

предмет,

располагает

большими

возможностями

для

воспитания

патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств

человека.

В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный

профиль

студента,

так

как

затрагиваются

проблемы,

позволяющие

формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои

взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного

языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так

как обсуждаемый предмет, кроме области конкретных лингвистических и

экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и

поведения человека в той или иной жизненной ситуации.

В

настоящее

время

неопровержимым

фактом

педагогической

действительности стал тезис о взаимообусловленности процессов изучения

иностранного языка и постижения окружающей реальности, что доказывает

необходимость взаимосвязанного обучения языку и культуре [11, c. 73].

В процессе изучения иностранного языка студенты знакомятся с

культурой носителей языка, оценивают культуру и нормы поведения

носителей родного языка, что способствует развитию и укреплению

культурного самосознания. И.А. Зимняя отмечает, что «иностранный язык в

процессе овладения предполагает большой удельный вес формирования

речевых навыков (умений) и, в то же время, не меньший, чем для точных

наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ,

решений разнообразных коммуникативных задач» [16, c. 210].

17

Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромное воспитательное

значение, так как в процессе овладения иностранным языком студенты не

только овладевают лексическим и грамматическим строем изучаемого языка,

но и получают разностороннее развитие, что дает возможность их личной и

профессиональной реализации, формированию активной личности, которой

присущи

идейная

убежденность,

чувство

патриотизма,

культура

межнационального общения, самостоятельность, трудолюбие и толерантное

отношение к окружающим.

Выделяются следующие воспитательные цели иностранного языка:

1)

формирование уважения к языку и культуре носителей

языка;

2)

воспитание

коммуникативно-речевого

такта,

коммуникабельности;

3)

воспитание активности в решении коммуникативных и

познавательно-поисковых задач;

4)

приобщение к самостоятельному выполнению заданий,

работе

со

справочной

литературой,

зарубежными

источниками

информации [4, c. 95];

5)

воспитание

межнациональной

толерантности

и

толерантного отношения к иной системе ценностей [5, с. 65];

6)

воспитание

эстетической,

экологической

культуры

и

творческой активности;

7)

совершенствование воспитательного процесса, усиливая

его практическую и здоровьесберегательную направленность для

формирования социально активной и творческой личности студента [5,

с. 66].

2.2 Обучение иностранному языку в XXI веке

18

«Следующий век будет именно таким, каким будут воспитаны для него

будущие граждане», – Я.А. Коменский.

Данные строки были написаны еще в XVII веке великим педагогом-

гуманистом, а их смысл является вечной истиной. Каким будет начавшийся

XXI век, зависит от того, кто, чему и как учит и учится сейчас.

Роль учителя велика, потому как педагог, занимаясь воспитанием и

образованием детей, работает на будущее. А чтобы создавать будущее,

нужно самому быть человеком, видящим себя, свою профессию и результат

своего труда сквозь время.

Перед учителем XXI века находится ученик XXI века, и такому

ученику

скучно

получать

готовые

формулы

знаний

и

проверенные

жизненные постулаты. Это значит, что он ждет другого педагога – не

человека,

дающего

готовые

истины,

а

искателя,

странника,

всегда

находящегося в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и

опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным, ему не следует

бояться изменить свой подход к делу даже после многолетней работы.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых

информационных технологий в средней школе. Это не только новые

технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый

подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным

языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры

школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Современные педагогические технологии такие, как: обучение в

сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных

технологий,

интернет-ресурсов

помогают

реализовать

личностно-

ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и

дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня

обученности, склонностей и т.д.

19

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках

иностранного языка включают: изучение лексики, отработку произношения,

обучение

диалогической

и

монологической

речи,

обучение

письму,

отработку грамматических явлений.

Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная

сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся

и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:

страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и

журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать

участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых

по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран,

участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать

информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках

проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их

зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

2.3 Место иностранного языка среди других дисциплин

Среди всех дисциплин, изучаемых студентами и школьниками,

иностранный язык занимает особое место, поскольку он не только знакомит с

культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения показывает

национальные

особенности

культуры,

а

также

знакомит

с

общечеловеческими ценностями. Другими словами, иностранный язык

воспитывает

молодежь

в

контексте

«диалога

культур»,

так

как

в

современных реалиях появилась возможность международных контактов,

общение с носителями языка и представителями других культур стало более

простым и удобным (путешествия, Интернет, скайп, what’s up). Поэтому всё

чаще высшие учебные заведения участвуют в процессе межкультурной

коммуникации путем обмена студентов, международных конференций и т.д.

Кроме

того,

на

занятиях

иностранному

языку

студентов

обучают

20

личностному

общению,

являющееся

оригинальным

«каналом»,

через

который воспитательное воздействие проникает в сознание обучаемого.

Большинство

изучающих

иностранный

язык

хотят

научиться

корректно вести себя в разных ситуациях общения и при этом грамотно

строить

свои

высказывания.

Поэтому

такая

личность

всегда

имеет

представление о языковых правилах, способах их применения и является

своеобразным носителем определённой культуры, так как изучает язык не

только с целью усвоения системы языка, т.е. словообразования, грамматики и

синтаксических конструкций.

В процессе овладения иностранным языком студенты и школьники

усваивают такой материал, который показывает функционирование языка в

естественной среде, а также речевое и неречевое поведение носителей языка

в различных коммуникативных ситуациях, которые связаны с традициями,

суевериями, социальной структурой общества. Прежде всего, это происходит

благодаря

аутентичным

материалам

(литературе,

аудиозаписям,

видеофильмам), которые являются оригинальными с точки зрения языкового

оформления и содержат лингвострановедческую информацию.

Например, чтение текстов на иностранном языке дает эффективные

воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как

средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов,

если он выступает как способ познания действительности, как способ

самопознания и самовыражения личности в процессе обучения» [2, c. 117].

Также культура общения участника коммуникации переходит на более

высокий уровень, который требует от него уважения и к культуре партнёра

по общению; принятию различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;

преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры.

Важным

источником

для

воспитательных

ценностей

молодежи

являются

особенности

современного

английского

речевого

этикета,

например, выражения благодарности, которые усваиваются и употребляются

носителями языка уже в раннем детстве практически машинально. Это

21

вносит

в

коммуникативный

процесс

ощущение

взаимного

уважения,

теплоты,

доброжелательности

и,

следовательно,

имеет

«личностно

развивающий» эффект. В то время как неумение своевременно адекватно

выразить

благодарность

нарушает

общение,

отрицательно

влияет

на

взаимоотношение собеседников и порой приводит к барьерам и конфликтам

в общении.

Выводы по Главе 2

В силу специфики предмета, иностранный язык имеет большой

воспитательный и развивающий потенциал. Он располагает большими

возможностями

для

воспитания

патриотизма,

интернационализма,

формирования нравственных качеств человека. Иностранный язык должен

стать существенным формирующим личность фактором, который необходим

для разностороннего развития индивида и полноценной реализации его

возможностей в самостоятельной жизни.

Ученики XXI века не хотят получать готовые формулы знаний и

проверенные

жизненные

постулаты,

интерес

у

них

вызывает

самостоятельный

поиск

ответов,

творческий

подход

к

занятиям,

нестандартные

и

современные

методы

обучения,

а

инновационные

педагогические

технологии

помогают

реализовать

личностно-

ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и

дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня

обученности, склонностей.

Таким

образом,

воспитательный

потенциал

заложен

в

системе

обучения. Коммуникативное иноязычное обучение развивает и воспитывает

такие личностные качества: трудолюбие, настойчивость, инициативность,

волю, мышление, внимание, память, – что способствует приобретению

социального опыта общения не только с одногруппниками и преподавателем,

но и с обществом в целом.

22

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что еще с древних времен

и до сегодняшних дней великие ученые, педагоги и философы задавались

вопросом связи образования и воспитания. В данной работе был рассмотрен

вопрос о воспитательных целях обучения именно иностранному языку.

Современные учителя имеют в распоряжении огромный багаж знаний,

накопленный российским и зарубежными деятелями образования – работы

Выготского,

Ушинского,

Макаренко,

Пиаже,

Коменского,

Марии

Монтессори и многих других великих людей; также XXI век величают веком

высоких технологий – все это означает, что новые ориентиры образования

предполагают

создание

инновационной

воспитывающей

среды,

способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов всех

субъектов образовательного процесса, предъявляющей особые требования к

современному ученику. Новая парадигма иноязычного образования требует

разработки новых инновационных технологий воспитывающего обучения,

новых механизмов саморазвития и самовоспитания.

Современный мир очень быстро меняется, что означает, что перемены

в образовании, реформы неизбежны. Перед преподавателями, перед всей

системой образования, и иноязычного образования в частности, встает

проблема воспитания нового поколения, поколения социально активных

членов социума. Однако, многое остается неизменным, например, основные

воспитательные задачи в российских школах и воспитательная цель обучения

иностранным языкам.

Необходимость в развитии обучаемых посредством иностранного

языка продиктована жизнью. Глобальной целью обучения иностранному

языку

студентов

и

школьников

является

развитие

коммуникативной

компетенции, т.е. практическое владение иностранным языком, умение

пользоваться им как инструментом межкультурной коммуникации. Для этого

необходимо обеспечить формирование умений иноязычного общения в

24

профессиональной сфере, а также формирование уважения и толерантности

по отношению к культуре народа страны изучаемого языка, готовности к

сотрудничеству и общению.

Не смотря на то, что в настоящее время акцент сделан на подготовке

будущего

специалиста,

специалиста

мобильного

и

предприимчивого,

специалиста, умеющего ориентироваться и приспосабливаться в быстро

меняющемся современном мире с его новейшими информационными

технологиями, приоритет должен быть сделан на воспитание духовно

нравственной личности, личности, преданной своей Родине, личности,

способной созидательно трудиться и служить своему Отечеству.

Великая миссия воспитания культурного толерантного патриота,

способного и желающего делиться своей собственной культурой на

международном уровне. А учебная дисциплина «Иностранный язык» как раз

и располагает большими возможностями для воспитания патриотизма,

интернационализма, формирования нравственных качеств человека.

Таким образом, воспитательные задачи на уроках иностранных языков

это

воспитание

личности

учащегося

на

основе

общечеловеческих

ценностей, идейной убежденности, формирование у школьников и студентов

чувства

гражданской

ответственности

и

правового

самосознания,

инициативы, уважения к другим, толерантности к культурам, способность к

успешной

самореализации,

воспитание

высококультурной

личности,

воспитание речевой культуры.

Полноценное использование воспитательного, образовательного и

развивающего

потенциала

дисциплины

«Иностранный

язык»

создает

прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека,

практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является

личность,

способная

принимать

активное

участие

в

социально-

экономическом и культурном развитии общества, а также полноценно

включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бобунова, А.С. Нравственно-эстетическая деятельность как

необходимое условие мотивированного формального и информального

иноязычного образования // Мотивация как источник активности и

направленности

личности

на

изучение

иностранного

языка:

монография / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ

«Перспектива», 2018. – 184 с. – С. 39-49.

2. Викулова, Л.Г. Коммуникация. Теория и практика / Л.Г.

Викулова, М.Р. Желтухина, С.А. Герасимова, И.В. Макарова //

Учебник. – М.: Восточная книга, 2020. – 336 с.

3. Высшее

образование:

проблемы

и

трансформации:

коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск:

Зебра, 2019. – 489 с.

4. Герасимова, А.М. Воспитательные возможности дисциплины

«иностранный язык» / А. М. Герасимова // Воспитание личности в

процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория

и практика. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью

«Учебный центр «Перспектива», 2021. – С. 89-104.

5. Герасимова, А.М. Современные средства оценивания качества

иноязычной коммуникативной компетенции теория // Современные

средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и

практика: монография / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой.

– М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 280 с. – С. 60-74.

6. Жаркова, Т.И. Диалог культур в лингвоэтнической аудитории

неязыкового вуза / Т.И. Жаркова // III Национальная научная

конференция

с

международным

участием

«Диалог

культур

Тихоокеанской

России

и

сопредельных

стран:

межэтнические,

межгрупповые, межличностные коммуникации», посвященную 300-

летию РАН. 31 октября - 1 ноября 2019 г. – Владивосток: Федеральное

26

государственное бюджетное учреждение науки Институт истории,

археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного

отделения Российской академии наук, 2020. – С. 197-203.

7. Жаркова, Т.И. Диалог культур в полиэтнической аудитории

неязыкового вуза / Т.И. Жаркова // Хармония в различията. Сборник с

доклади от Научната конференция «Хармония в различията». – София:

Академично издателство «За буквите – О писменехь», 2020. – С. 658-

666.

8. Жаркова, Т.И. Обучение аудированию студентов неязыковых

вузов для успешной реализации межкультурной коммуникации / Т.И.

Жаркова, А.Ф. Латыш // Иностр. яз. в шк. – 2020. – № 1. – С. 29-35.

9. Жаркова, Т.И. О траектории саморазвития преподавателя

иностранного языка экономического вуза / Т.И. Жаркова // Вестник

Таджикского Национального университета. – 2019. – № 9. – С. 258-263.

10. Жаркова, Т.И. Патриотическое воспитание через иноязычное

образование

/

Т.И.

Жаркова

//

Образ

Родины:

содержание,

формирование, актуализация: Материалы IV Международной научной

конференции. – М.: МХПИ, 2020. – С. 328-334.

11. Жаркова,

Т.И.

Развитие

вторичной

языковой

личности

студента экономического вуза через технологию мыслительной карты /

Т.И. Жаркова // Цифровые технологии: их роль в экономике и

управлении: сборник статей и тезисов докладов XXII международной

научно-практической

конференции.

Челябинский

филиал

Финуниверситета. – Москва: Изд-во «Перо», 2018. – С. 72-79.

12. Жаркова, Т.И. Роль и значение ценностных ориентаций в

обучении немецкому языку в неязыковом вузе / Т.И. Жаркова //

«Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире»,

Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. в 2 ч. / М-во культуры

РФ,

СГИК;

под

ред.

С.В.

Соловьевой,

В.И.

Ионесова,

Л.М.

27

Артамоновой. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2018. – Ч. II. – 356

с. – С. 92-96.

13. Жаркова, Т.И. Ценностные ориентации и их роль в обучении

иностранному языку / Т.И. Жаркова // Аксиология иноязычного

образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы

Международного научно-практического форума, посвященного 65-

летию кафедры методики преподавания иностранных языков / отв. ред.

А.К. Крупченко, А.В. Малев. – Москва: МПГУ, 2020. – С. 264-280.

14. Мельник,

Ю.В.

Зарубежные

техники

адаптации

образовательного маршрута для нетипичных обучающихся в условиях

269

инклюзивного

образования

/

Ю.В.

Мельник

//

Научно-

педагогическое обозрение. – 2020. – №5 (33). – С. 138-145.

15. Мотивация как источник активности и направленности

личности на изучение иностранного языка (методологические и

технологические

аспекты).

Монография

/

Под

науч.

ред.

Г.В.

Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 184 с.

16. Развитие

личности

студента

неязыкового

вуза

через

использование новейших педагогических технологий (на примере

технологии

«Дебаты»)

//

Высшее

образование:

проблемы

и

трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова.

– Ульяновск: Зебра, 2019. – 489 с. – С. 208-222.

17. Сороковых, Г.В. Воспитание личности в процессе обучения

иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика / Г.В.

Сороковых, Т.И. Жаркова, А.С. Бобунова и др. – М.: Общество с

ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021.

– 284 с.

18. Сороковых,

Г.В.

Готовность

учителя

разрабатывать

индивидуальные маршруты обучения и воспитания школьников / Г.В.

Сороковых, Н.Г. Прибылова, С.Г. Старицына // Учебное пособие. – М.:

УЦ «Перспектива», 2020. – 152 с.

28

19. Сороковых,

Г.В.

Нравственно-эстетическое

обучение

и

воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка /

Г.В. Сороковых, А.С. Бобунова // Иностр. яз. в шк. – 2018. – № 9. – С.

18-24.

20. Старицына, С.Г. Иностранный язык в контексте обучения

школьников с особыми образовательными потребностями / С.Г.

Старицына // Научный старт, 2019: сб. ст. магистрантов и аспирантов. –

М.: Языки Народов Мира, 2019. – С. 204-208.

21. Учитель,

личность,

реформатор.

Монография

/

Г.В.

Сороковых, Т.И. Жаркова, Е.М. Вишневская и др. // Под науч. ред. Г.В.

Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2020. – 280 с.

22. Krupchenko, A. Axiology оf Foreign Language Education / A.

Krupchenko, T. Zharkova, K. Inozemtseva // X International Conference

«Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects».

European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS.

Published by European Publisher. – 2020. – Article no: 55. – Pages 467-474.

23. Zharkova, T. The Role оf Native Culture for The Implementation

of Intercultural Communication / T. Zharkova // X International Conference

«Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects».

European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS.

Published by European Publisher. – 2020. – Article no: 186. – Pages 1604-

1611.



В раздел образования