Напоминание

Развитие быстроты у учащихся начального общего образования


Авторы: Иванова Людмила Иванова, Иванова Людмила Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ КШИ №12
Населённый пункт: город Искитим
Наименование материала: статья
Тема: Развитие быстроты у учащихся начального общего образования
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие быстроты у учащихся

начального общего образования»

У детей младшего школьного возраста необходимо развивать все

двигательные качества с акцентом на быстроту и ловкость, так как данный

возраст для этого является наиболее благоприятным. Стремление к быстрым

движениям обусловлено главным образом особенностями развития нервно-

мышечной системы, кратковременностью и быстрой сменой процессов

возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению,

неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий. Развитие

такого качества как быстрота происходит в процессе обучения детей

основным движениям. В своей работе для развития быстроты у детей кроме

подвижных игр с максимальной подвижностью я использую различные

эстафеты (с предметами и без) и упражнения из усложненных стартовых

положений (лежа, спиной по направлению движения, с корточек), с

изменением направления движения, челночный бег, бег

зигзагом, с

подниманием бедра, с захлестыванием голени, рывки ,ускорения и т.д.

Упражнения для развития быстроты заранее знакомы детям и относительно

хорошо ими освоены. Необходимым условием является чередование заданий

в быстром и медленном темпе.

Быстрота двигательной реакции

характеризуется минимальным

временем, от подачи какого - либо сигнала до начала выполнения движения

и представляет собой сенсорную реакцию. Различают простые и сложные

двигательные реакции. Время простых реакций значительно короче времени

сложных. Простая реакция – это ответ заранее определенным движением на

ожидаемый (известный) сигнал (например: «стартовый выстрел»).

Простая двигательная реакция определяется при беге на короткие

дистанции. Для определения качества этой реакции необходимо ребенка

научить бегать правильно, т.е. необходимо отработать технику бега, а значит

дать такие советы как, например: касаться беговой дорожки только носками

ног, словно дорожка раскалена; руки двигаются вперед-назад так же

свободно, как маятник часов; тело наклонено вперед, как падающая палка и

т.д.

Сложные реакции подразделяются на реакции выбора и реакции на

движущийся объект. Реакция выбора – это ответ определенным движением

на один из нескольких сигналов (например при выполнении равномерного

бега ученики увеличивают или замедляют скорость движения по свистку

учителя) Реакция

на движущийся объект - это ответное действие на

передвигающийся объект. (например действие игрока в круге во время игры

«Перестрелка»)

Необходимым условием для воспитания быстроты является повышенная

работоспособность и высокая эмоциональность детей, желание выполнить

упражнение

на заданный результат. Частота движений (максимальное

количество

движений

за

единицу

времени)

развивается

с

помощью

разнообразных

средств,

обусловливающих

быстрые,

относительно

кратковременные перемещения тела или его звеньев (упражнения в бросках,

ловле мяча, упражнения со скакалками)

Основными методами развития частоты движений является:

1.Повторение упражнений с акцентом на скорость их выполнения.

2.Метод переменного упражнения.

3.Игровой.

4.Соревновательный.Для развития быстроты ведущим является повторный

метод выполнения упражнений. При этом основной задачей является

стремление к повышению скорости от повторения к повторению.

К первому методу в качестве тестирования я использую бег на 10 метров с

высокого старта и «Бег на месте» с касанием бедром резинки,натянутой на

уровне груди. Скоростные упражнения в занятии я обычно располагаю ближе

к началу урока (после разминки)Важнейшим условием высоких проявлений

быстроты

служит

оптимальное

состояние

возбудимости

центральной

нервной системы ,которое может быть достигнуто только в том случае ,если

занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью.

Ко второму методу я использую упражнения на быстроту выполнения

отдельных упражнений (бросок мяча о стенку и ловля его за 10 секунд).

В игровых методах мной используются такие игры как : «Салки»,

«Вызов номеров», «Через кочки и пенечки», «Гуси-лебеди», «Пустое место»,

импровизирую любую из игр в зависимости от ситуации.

В соревновательных методах использую различные эстафеты, провожу

«Веселые старты» по параллелям, соревнования совместно с родителями

(«Папа, мама, я - спортивная семья»), соревнования по отдельным видам

легкой атлетики, игровым видам.

Особенностью физического качества быстроты является отсутствие

связи между выражающими его физическими способностями. Установлено,

что

время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного

сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту

движений. Можно обладать

хорошей реакцией на внешний сигнал

(раздражитель), но иметь малую частоту движений и наоборот. В своей

работе с детьми я учитываю все эти особенности и распределяю нагрузку и

даю задания таким образом, чтобы «подтянуть» наиболее слабые места у

каждого ученика для успешного овладения, как простой реакцией, так и

сложной.

Таким образом, организованная и целенаправленная двигательная

активность наряду с возрастными процессами роста и развития оказывает

положительное влияние на развитие детей младшего школьного возраста,

что выражается в улучшении состоянии здоровья учащихся, повышении

иммунитета,

гармонизацию физического развития,

увеличение

уровня

физического развития.



В раздел образования