Автор: Марина Павловна Власова
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: инструктор по физической культуре
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Практика использования кинезиологических упражнений в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ».
Раздел: дошкольное образование
Власова М.П.,
инструктор по физической культуре
МАДОУ детский сад № 472
«Практика использования кинезиологических упражнений
в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ».
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в
себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика,
психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских
системах
древности
и
прогрессивных
течениях
современности.
Так
древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.)
демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и
развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной
целью которой было обретение высших психофизических способностей.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно
связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело,
межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является
основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный
эффект
для
повышения
умственной
работоспособности
и
оптимизации
интеллектуальных процессов.
Занятия
проводятся
в
эмоционально
комфортной,
доброжелательной
обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие
в ситуации
стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий
зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания
усложняются, объём заданий увеличиваться, наращивается темп выполнения
заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от
10-15 до 20-35 минут в день.
Методы и приемы
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-
двигательного аппарата;
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность;
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают
энергетизацию организма;
Телесные
движения
–
развивают
межполушарное
взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны
головного мозга;
Массаж – воздействует на биологически активные точки;
Упражнения
на
релаксацию
–
способствуют
расслаблению,
снятию
напряжения.
Кинезиологические
упражнения
использую
как
в
развивающей
деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями
как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную
работу.
При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:
- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;
- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.
Примеры кинезиологических
упражнений:
1. Растяжки
Представьте,
что
каждый
из
вас
только
что
слепленный
снеговик.
Тело
твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять.
Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.
д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.
Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и
превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2.
Дыхательные
упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит
большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть
свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий
вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать
тихий, продолжительный
вдох;
2
-
как
только
вдох
окончен,
открыть
правую ноздрю делать
тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха
легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
1. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при
этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и
вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
3.
Телесные
упражнения
1. «Перекрестное марширование»
Любим мы
маршировать, Руки,
ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и
левой
рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать
касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями
по противоположной ноге.
2. «Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала
вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.
Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
4.
Упражнения
на
релаксацию
1. «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас
включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит
себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он
слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите,
можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при
этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт
ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и
локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка
течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые
вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой
хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому
и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните
и
выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое
пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как
ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной
подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее
небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно
и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы
чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что –
нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас
назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно
так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в
воздухе.
Потянитесь,
выпрямитесь
и
снова
будьте
бодрыми,
свежими
и
внимательными.
5.
Упражнения
для
развития
мелкой
моторики
1. «Домик»
Мы построим крепкий
дом, Жить все вместе
будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой
руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для
каждой пары пальцев. (10 раз)
2. «Ладошка»
С силой на ладошку
давим,
Сильной
стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая
должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
6.
Глазодвигательные
упражнения
1. «Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку
карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так,
чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После
этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в
левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение
выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
1. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак,
оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе
горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с
центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем
подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением
пальцев
хорошо выдвинутым изо рта язык
Комплекс
упражнений,
пальчиковых
гимнастик:
Задания подбираются в зависимости от цели и темы НОД
1. «Ласковое солнышко»
Набежали на небо темные тучки и закрыли
солнышко. Сразу стало холодно.
Замерзают пальчики, руки,
ноги. Мы стали как льдинки.
Но вот из- за тучки показался солнечный луч.
Он погладил нас по носику, но щечкам.
И они согрелись. И вдруг выглянуло все
солнце. Оно было большое, желтое и
очень-очень теплое. Солнышко растопило
все льдинки.
Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал
теплым. Согрелись и стали теплыми руки.
Согрелись и стали теплыми
ноги. Потеплели плечи,
грудка, живот.
Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как
солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко.
Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас
слушаются.
Мы можем управлять собой.
Солнышко
пощекотало
нас,
и
мы
улыбнулись,
открыли
глаза,
потянулись. Повернулись на бок. Встали.