"Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу развития речи и творческого мышления у детей дошкольного возраста"
Автор: Продан Елена Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш" Населённый пункт: город Ноябрьск Наименование материала: Деловая игра для педагогов Тема: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу развития речи и творческого мышления у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу развития речи и творческого
мышления у детей дошкольного возраста»
Цель: Обогащение знаний педагогов в вопросах использования развивающих игр, как в
образовательных
процессе,
так
и
вне
занятий.
Расширение
представлений
о
формах
взаимодействия с родителями воспитанников по развитию речи и творческого мышления
дошкольников. Вовлечение педагогов в творческий контакт друг с другом, делясь своими
знаниями,
с
целью
налаживания
коммуникативных
отношений.
Активизировать
умственную деятельность педагогов в процессе выполнения различных заданий.
Предварительная работа:
- Подборка игр по обозначенной теме,
- Выставка детской литературы по развитию речи, знакомство с буклетами по развитию
речи, играми.
Ход. Наряду с развитием логического мышления немаловажным является развитие речи
детей дошкольного возраста.
Основная задача речевого развития детей- это овладение нормами и правилами родного
языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных
способностей.
Необходимо
научить
ребёнка
сознательно
пользоваться
языковыми
грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче
своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования,
рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в
разных контекстах.
Ознакомление со всеми формами, тонкостями родного языка и постижение их наиболее
интенсивны в дошкольный период. Чтобы этот процесс был ещё и занимательным, а
расширение
словарного
запаса,
развитие
связной
речи
и
знакомство
с
некоторыми
правилами грамматики осуществлялись не в навязчивой, скучной дидактической форме,
желательно, чтобы занятия проходили в виде деятельности, наиболее интересной для
детей, т. е. в форме игры.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к
дидактическим
играм
большие
требования.
В
ней
говорится:
«С
помощью
дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает
познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших
явлений
и
т.
д.).
Он
использует
игру
как
средство
развития
мышления,
речи,
воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей
жизни».
Игры- задания содержат простые упражнения- тренинги, не требующие от детей
значительных усилий по их выполнению. Они направлены на концентрацию внимания во
время
поиска
ответов,
которые
«лежат
на
поверхности»
детского
мышления,
уже
встречались раньше. Можно выделить игры:
«Назови
лишнее
слово»,
«Слова-
соседи»,
«Антонимы»,
«Продолжи
предложение»,
«Широко- узко», «Узнай новое слово», «Заверши поговорку» и т. д.
«Развлечения
и
викторины»
содержат
немало
занимательных
словесных
заданий,
которые способствуют устойчивости внимания, развитию слуховой памяти, быстрому
различению похожих по звучанию слов и букв, закреплению чётких речедвигательных
операций. Задания сложнее, но предлагаются детям в развлекательной форме. Примером
таких
развлечений
могут
служить
игры:
«Испорченный
телефон»,
«Частушки-
небылицы»,
«Перевёртыши»,
«Стихи-
загадки»,
«Логические
рифмовки»,
«Вспомним
героев сказок и мультиков», «Загадки с подсказками», «Угадай, кто мой друг», «Допиши
стихи» и т. д.
Логические упражнения и интеллектуальные игры требуют от детей определённых
знаний и умений. В них включены задания на перестановки букв в словах, отгадывание
слова
по
определённым
частям.
Кроме
того,
целый
ряд
заданий
непосредственно
посвящён понятиям о роде и числе имён существительных, свойствам слов- омонимов.
Логические
задания
помогут
развивать
у
детей
логическое
мышление,
остроту
ума,
сообразительность, умение рассуждать и доказывать. Систематические занятия помогут
ввести ребёнка в увлекательный мир русского языка, где он сможет сделать удивительные
«открытия», что станет основой его дальнейшего интереса к школьной учёбе. Кроме того,
занимаясь с ребёнком играми, взрослый вступает с ним в определённый творческий и
эмоциональный контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений.
Подобные игровые тренинги, проводимые с детьми, позволят развить навыки и умения
детей. Сегодня мы предлагаем вам вступить в такой творческий и эмоциональный контакт,
в процессе, которого вы сможете показать свои знания, а также продолжать развивать их, в
ходе
совместного
выполнения
увлекательных
практических
заданий.
Представленные
задания могут использоваться как элемент занятия, так и как самостоятельные игры и
упражнения, также они могут быть рекомендованы родителям, с целью вовлечения их в
воспитательно-образовательный
процесс.
Именно
этому,
и
будет
посвящена
наша
встреча. Желаем удачи!
Мы предлагаем вам разделиться на две команды
Команда родителей-скептиков
Команда педагогов
Обоснуйте высказывание каждый со своей позиции:
Тесное взаимодействие детского сада и семьи - залог успешного развития ребенка
дошкольника.
Детский
сад
и
семья
–
партнеры
педагогического
взаимодействия.
Их
тесное
сотрудничество в вопросах развития ребенка дошкольника залог его успешности.
Н.К.Крупская говорила: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них —
серьезная
форма
воспитания.
Игра
для
дошкольников
—
способ
познания
окружающего.
Должны ли родители играть с детьми?
Ответы?
А сейчас мы предлагаем вам принять участие в соревновании.
«Загадки»
Ведущий: В загадках спрятаны названия весенних месяцев. Запишите только первые
буквы слов – отгадок.
1.
Заготовка для кареты Золушки. (Тыква)
2.
Любитель пятиться. (Рак)
3.
Колючий лекарь. (Алоэ)
4.
Строитель лесных небоскребов. (Муравей)
(ТРАМ – МАРТ)
1.
. Зимняя шуба реки. (Лёд)
2.
Пушная прачка. (Енот)
3.
Опасная болезнь железа. (Ржавчина)
4.
Летающий шприц. (Пчела)
5.
Мяч с витаминами. (Арбуз)
(ЬЛЕРПА - АПРЕЛЬ)
«Отгадай шараду»
Ведущий: Вы знаете, что такое шарада? Шарада – загадка, в которой загаданное слово
состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
Шарада всегда отгадывается по частям: 1. сначала отгадываются «маленькие» слова, а
потом уже целое «большое»:
Например: пар + ус = парус. Или сначала одно слово, а потом другое.
1. Шарада
- Здесь три загадки!
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое – в музее.
Найдёте без труда
(1. Кар. 2. Тина. 3. Картина)
2. Шарада
- А здесь спряталась другая птица.
Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
(Капля – Цапля)
Обгонялки
Превращения слов.
«Воробьишкина» история кто быстрее
Ведущий: - Послушайте начало истории.
Воробьишко поскакал, где – то крошку отыскал.
Напишите слово: крошка. Вдруг испугался воробей: выпала из слова буква, и появился
грозный зверь. Кто это? (Кошка.) Пожалейте воробья, измените в «страшном» слове
первую букву, чтобы снова весело зачирикал воробей. (Мошка.)
Молодцы! Успешно справились!
«Слово в слове»
Ведущий: Например:
- Напишите слово ЁРШИК – ЁР Ш . Какая рыба спряталась в щётке для мытья посуды?
Напишите: ЁРШИК – ЁР Ш .
МРА К . Кому по нраву темнота? МРАК – РАК
БОЛОТ О . В какую игру можно играть в болоте? БОЛОТО – ЛОТО
СТВО Л . Какую мебель можно сделать без топора из ствола? СТВОЛ – СТОЛ
ЧЕРЕПАХ А. Какой овощ носит в себе черепаха? ЧЕРЕПАХА – РЕПА
«Перепутанные буквы»
Ведущий: В каждом слове подчёркнута буква – хулиганка, вместо неё должна стоять
другая!
не ЖУК – а овощ – ЛУК
не РАК – а цветок – МАК
не КОРА – а высокая – ГОРА
не ОРЁЛ – а домашнее животное – ОСЁЛ
Игра «Эхо»
Ведущий: Вы знаете, что такое эхо? По «эху» восстановите первоначальное слово.
Играйте (рифмуйте)! Соберите пары слов Найдите к слову эхо («хвост»). Спишите пары
слов
КОЗА МРАК
МАШИНА
КРАН
ОСА ПОДНОС СМЕХ ОСА
РАК РОСА КОСА
МЕХ
НОС СТРЕКОЗА
ЭКРАН
ШИНА
Вы отлично справляетесь с заданиями.
Игра «Пятый лишний»
Ведущий: Найдите в каждом ряду «лишнее» слово, назовите его. Объясните, почему оно
«лишнее».
1.
Плыть, ловить, играть, мороз , спать.
2.
Лёд, море, искристый , рыба, снег.
3.
Белый, холодный, морской, нырять , ледяной.
4.
Платье, сарафан, шляпа, брюки, новое.
«Слова рассыпались»
Ведущий: Составьте из букв в окошечке как можно больше слов.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Прочитайте получившиеся пары, есть рифмующиеся слова? Какие?
«Игры с именами»
Ведущий: Поиграем с именами героев сказки «Золотой ключик».
1. Если в имени деревянного мальчика убрать вторую букву и три буквы с конца,
получится новое слово.
БУРАТИНО (Брат)
2. В имени девочки с голубыми волосами есть вкусная ягода, только надо убрать две
буквы: МАЛЬВИНА (Малина)
3. В имени черепахи ТОРТИЛЫ тоже есть что – то вкусненькое. (Торт)
Ведущий: Что такое анаграмма? Это когда из букв одного слова можно составить другое
слово. Решайте: Кто живёт в камыше? Напишите слово КА - МЫШ. Переставьте слоги
местами, что получилось?
«Отгадай словечко по признакам»
Ведущий: Как называют слова – признаки предметов? (Имена прилагательные.) Для чего
они нужны? (Они рассказывают о предмете, какой он по форме, цвету, весу и т. д.)
Обгонялки:
«Угадайте предметы по их признакам»
1.
Вязаные, кожаные, рабочие, тёплые. (Рукавицы)
2.
Белый, чёрный, свежий, чёрствый, ржаной, пшеничный. (Хлеб)
3.
Зелёное, красное, кислое, сладкое, наливное. (Яблоко)
4.
Школьный, дверной, телефонный, электрический. (Звонок)
5.
Грибной, проливной, моросящий, слепой. (Дождь)
6.
Колючая, красивая, душистая, красная, белая. (Роза)
Что спрячет нас от туч? Расставьте сначала цифры, потом буквы в правильном порядке.
3
5
7
4
2
6
1
Д
Л
М
О
Ц
О
Ы
А теперь подведём итог нашей игры.
И в заключении мы предлагаем командам отметить те формы работы, которые могут
использоваться в семье, могут использоваться в процессе воспитательно-образовательной
деятельности ДОУ.
Вы
прекрасно
справились
с
заданиями
по
развитию
логического
мышления
и
речи.
Показали своё педагогическое мастерство. Большое спасибо за творческий процесс! Мы
подготовили для вас игровые буклеты, которые помогут вам в работе с детьми.
Эти игры вы можете использовать как на занятиях, так и в свободное время. Рекомендуем
чаще
использовать
разные
игры,
так
как
они
влияют
на
развитие
умственных
способностей детей.
Желаем вам удачи!