Автор: Елисеева Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 41 комбинированного вида"
Населённый пункт: п. Войсковицы, Ленинградская область
Наименование материала: Игры, сказки
Тема: "Игры, сказки и художественная деятельность в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Игры, сказки и художественная деятельность в развитии
творческих способностей детей дошкольного возраста»
Игра, как основной вид деятельности дошкольников имеет важное
значение для развития фантазии детей. В игре ребенок делает первые шаги
творческой деятельности. Взрослым необходимо управлять развитием игры,
обогащать ее, включать творческие элементы. На раннем этапе игры детей
носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами.
На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами
обыгрывать один и тот же предмет. Взрослые должны показать детям
возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
В
4-5
лет
начинает
складываться
сюжетно-ролевая
игра,
которая
предоставляет широкие возможности для развития фантазии и творчества.
Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько
разнообразны сюжеты игр, в которые они играют и при необходимости
помочь им , невзначай подбросить идеи или сюжеты. Можно поиграть вместе
с ними, принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре
проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-
нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве,
соревновании.
Можно
рассматривать
игру
и
как
компенсирующую
деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить
неосуществленные желания.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не
случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те
поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через
некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает,
ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением
эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого
поступка.
Игра
связывает
речевую
деятельность,
интуицию,
фантазию,
мышление. Игровая деятельность строится, таким образом, что в результате
возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в
предметных
действиях.
Предисловием
игры
становится
способность,
перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда
мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жесткого поля
восприятия.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит
значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в
новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольников.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их
называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности
взрослых.
Творческая
игра
наиболее
полно
формирует
личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок
не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с
личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его
реализации.
В
игре
дети
одновременно
выступают
как
драматурги,
бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не
готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для
себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые
владеют ими в настоящий момент.
Сказки - один из богатейших источников развития фантазии. Есть
несколько приемов работы со сказкой для развития воображения детей:
-"перевирание" сказки,
- придумывание сказки наоборот,
- придумывание продолжения сказки,
- изменение конца сказки.
Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к
решению любой проблемы.
Установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития
его языка. Поэтому еще одна важная задача – это обучение детей умению
словами описывать способы выполнения заданий, рассказывать о приемах
работы, изображать.
Усвоение дошкольниками необходимого словарного запаса очень
важно для формирования и развития у них внутреннего плана действий. При
всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем
переносится
во
внешний
план.
Как
доказано
психологическими
исследованиями, мышление не возникает в уме до тех пор, пока задача не
оформлена словесно. Дети же, думают, действуя, манипулируя с реальными
объектами. А слабое усвоение словарного запаса задерживает переход от
реального манипулирования вещами к мысленному.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят
заниматься
дети
дошкольного
возраста,
большое
место
занимает
изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру
того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии
окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и
мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и
знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться
в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь,
настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными
детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.
Детская изобразительная деятельность отличается от игры тем, что
ребенок не может ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно
создает какой-то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию), т.е. сам
ставит задачу, в решении которой заинтересован педагог. Однако в этой
ситуации возникает одно "но". Ребенок сам рисовать не умеет, ему
необходимо объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он
заинтересованно и по-деловому будет слушать объяснения педагога и
применять их в своей работе.
Игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно
рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный
результат.
Предложенный
педагогический
процесс
–
очень
важный
психологический
процесс,
от
которого
во
многом
зависит
успех
последующего обучения.
Важное
место
в
художественно
–
творческой
деятельности
дошкольников
занимает
музыка.
Детям
доставляет
удовольствие
прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов
и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается
интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может
перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального
дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические
движения
под
музыку,
в
частности
танцевальные.
Пение
развивает
музыкальный слух и вокальные способности. Для развития способности идти
от
мысли
к
действию
необходимо
развивать
целенаправленность
деятельности ребенка. Цель – во что играть, что рисовать. При наличии цели
детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру,
подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом
структуры
художественной
деятельности.
Для
развития
творческой
активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных
условий.
Объективные условия следующие:
а) источники различной художественной информации, обогащающие
переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду,
многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою
деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид
художественной практики;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия,
его
соучастие,
проявляющееся
в
выражении
своего
отношения
к
художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих
благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а)художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность
на
основе
стремления
выразить
свои
художественные
впечатления,
применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его,
включиться во взаимоотношения с детьми.
К возникновению в деятельности дошкольников чего то нового,
оригинального, к усложнению творческих задумок и совершенствованию их
может привести только сосредоточение на решении поставленных задач
развития творческих способностей.
Самим детям развитие творчества дает в первую очередь общее
повышение интереса к творческим занятиям. А коллективные занятия
позволят дошкольнику понять, что такое доброта, взаимопомощь, умение
согласовывать свои интересы интересам коллектива.
Способности, полученные навыки и умения, которые ребенок приобрел
на коллективных занятиях, позволят ребенку в дальнейшем успешно
перенести их на другую деятельность и в повседневную жизнь.