Автор: Елисеева Светлана Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 41 комбинированного вида"
Населённый пункт: п. Войсковицы, Ленинградская область
Наименование материала: Пальчиковые игры
Тема: "Влияние пальчиковых игр на мелкую моторику"
Раздел: дошкольное образование
«Влияние пальчиковых игр на мелкую моторику»
Развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием и
полноценным становлением психологических функций детей, в том числе
речевых функций.
Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и
мелкие
движения
пальцами
и
кистями
ног
и
рук
в
результате
скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и
нервной.
Относительно
мелкой
моторики
пальцев
рук
и
кистей
часто
употребляют определение «ловкость».
В
сферу мелкой моторики входит
большое количество разных движений: от самых несложных жестов, таких,
как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисование и
письмо. В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и
она развивается с рождения малыша.
Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять
ими. Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя
пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать
правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную
особенность
–
она
напрямую
связана
с
восприятием
ребенка,
памятью,
вниманием, зрением и нервной системой.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с
самого
раннего
возраста.
Уже
грудному
младенцу
можно
делать
пальчиковую
гимнастику
–
массировать
пальчики.
Тем
самым
мы
воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во
всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция
кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции
кисти
руки
и
ее
близость
к
моторной
зоне
дают
основание
рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном
влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой
функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не
только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
пальцев рук, или мелкую моторику.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние
органы
человека.
Доказано,
что
одним
из
показателей
нормального
физического
и
нервно-психического
развития
ребёнка
является
развитие
руки,
ручных
умений,
или
как
принято
говорить,
мелкой
моторики.
По
умелости детских рук специалисты на основе современных исследований
делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её
мозга.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что
вся
дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать
активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Пальчиковые игры и упражнения – это показ, инсценировка каких-
либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.
Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них
мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация,
преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно
говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем
материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные
окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность
активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были
хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
Пальчиковые игры
–
хорошие помощники для того, чтобы
подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы
параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр
небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные
произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на
пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -
сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря
пальчиковым
играм
ребёнок
получает
разнообразные
сенсорные
впечатления,
у
него
развивается
внимательность
и
способность
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между
взрослым и ребёнком.
Используя пальчиковые игры,
необходимо придерживаться двух
принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по
способностям». Этот союз позволяет решить в игре сразу несколько проблем,
связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
- во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие
способностей;
- в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее
успешно.
- в-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему
содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и
создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- в-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы,
бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми,
незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не
мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него
то, что он может и должен сделать сам.
Как показала практика, что ежедневное использование пальчиковых
игр увеличивает темп умственного развития детей. Естественно, что только
пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только
одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем
действеннее
и
полезнее,
чем
меньше
будет
противоречий
между
принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых
строится вся система обучения и воспитания детей.
Пальчиковые игры и упражнения разнообразны по содержанию,
поэтому целесообразно разделить их на группы по их назначению:
1.
Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки»,
«Сорока
-
белобока»,
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик
хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?»,
«Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом
пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются»,
«Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения,
которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких
и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3.Пальчиковые
кинезиологические
упражнения
(«гимнастика
мозга»):«Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные
рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев
рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения -
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру): «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки»,
«Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку».
Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать
грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
5.Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры
позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают
психоэмоциональное напряжение.
Использование разнообразных групп пальчиковых игр и упражнений
помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить
руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в
школу;
развивать
внимание,
терпение,
внутренний
тормоз
- умение
сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию,
проявлять творческие способности; научиться управлять своим телом,
чувствовать
себя
уверенно
в
системе
«телесных
координат»,
что
предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания
без слов, понять возможности несловесного общения.