Автор: Коршунова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Кристаллик"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4
ЛЕТ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению использования игровых
ситуаций в развитии у детей 3-4 лет умения выполнять элементарные
трудовые
поручения.
В
статье
охарактеризованы
основные
понятия,
определена деятельность воспитателей ДОУ по развитию элементарных
умений, обоснована важность развития умения выполнять элементарные
поручения в младшем дошкольном возрасте. В статье предложены варианты
применения игровых ситуаций в режимных процессах образовательного
процесса дошкольной образовательной организации.
Дошкольный период является значимым периодом в развитии ребенка,
так как происходят качественные изменения в физическом и психическом
развитии.
Расширяются
социальные
связи,
повышается
уровень
самостоятельности. У дошкольников появляется стремление к тому, чтобы
выполнять что-то без помощи взрослых,
они стремятся к тому, чтобы
взрослые делегировали свои обязанности. В дошкольном возрасте важно
привлекать детей к выполнению определенных поручений, которые имеют
воспитательный характер, формируют положительное отношение к труду,
развивают такие нравственные категории как взаимопомощь, трудолюбие и
другое.
Формирование умений выполнять элементарные поручения является не
только задачей, которая стоит перед родителями, но также решение данной
задачи осуществляется в ДОУ.
В рамках ФГОС ДО развитие умений
выполнять элементарные поручения рассматривается в области «Социально-
коммуникативного развития», и связано с трудовым воспитанием. В ДОУ
воспитатель организует деятельность по формированию умений выполнять
элементарные поручения.
С учетом возраста детей, в 3-4 года ведущей
деятельностью является игра, поэтому развитие детей осуществляется в
игровой форме. Развитие навыка выполнения элементарных поручений с
использование игровых ситуаций повышает интерес у детей, формирует
желание закончить игру, следовательно, довести до конца поручение.
Поручения являются простейшей формой организации труда детей
дошкольного возраста, особенно важны для детей младших групп. В этом
возрасте дети часто не делают различий между игровыми и рабочими
задачами, не знают, как работать по собственной инициативе, взрослые
привлекают их к работе через поручения.
Трудовое
поручение
определяется
как
конкретные
задачи,
назначенные ребенку, которые он должен выполнить самостоятельно или со
сверстником.
Поручить - значит обязать ребенка выполнять какую-то
работу. Поручения широко используется во всех возрастных группах
детского сада.
Но в младшей группе они являются ведущей формой
организации труда. Поэтому работа с детьми по трудовому воспитанию
должна
начинаться
с
индивидуальных
поручений,
которые
ребенок
выполняет
вместе
с
воспитателем,
и
лишь
потом
переходит
к
самостоятельному выполнению поручения. В младших группах поручения
индивидуальны, специфичны и просты, содержат одно или два действия.
Такие элементарные поручения включают детей в действия, направленные на
благо общества, в условиях, когда они еще не могут организовать работу по
собственной инициативе.
Поручения в младшей группе используются для:
- обучения трудовым навыкам, умениям;
- формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;
- удовлетворения потребности в общении со взрослыми;
- подготовки к другим формам труда;
- воспитывают желание трудиться.
Таким образом, проблема развития у детей 3-4 лет умений выполнять
элементарные поручения в научной литературе рассматривается в рамках
трудового воспитания. Поручение, понимается как обращение к ребенку с
просьбой выполнить какие-либо трудовые действия. Поручения носят
трудовой
характер.
В
младших
группах
поручения
индивидуальны,
конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия.
Игровые
ситуации
-
один
из
методов
активного
обучения,
отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые,
обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения),
реализация
которых
происходит
в
условиях
свободной,
не
регламентированной
формальными
правилами
и
организационной
структурой деятельности.
Под игровой ситуацией понимается совокупность обстоятельств
воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и
воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих
действий или поступков со стороны участников.
Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно
связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим
интересом, добиваться лучших результатов. Организация процесса овладения
трудовыми
навыками
детей
дошкольного
возраста
включает
в
себя
постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, само
овладение трудовыми навыками и способами работы, процесс труда,
получение результата и его оценку.
Эффективным
средством
формирования
трудовых
навыков
дошкольников, является выполнение постоянных трудовых поручений -
дежурства. С этой целью детям начинают прививать умения и навыки
дежурства по столовой. Воспитатели готовят их к этому постепенно. Путем
поручений у ребенка воспитывают умение выполнять несколько трудовых
действий, связанных с накрыванием на стол.
С учетом особенностей детей в возрасте 3-4 лет, элементарные
поручения в ДОУ имеют определенный стандартный набор, которые
посильны для выполнения детьми. Соответственно, для того, чтобы повысить
мотивацию и интерес к выполнению поручения, воспитатель может
использовать игровые ситуации.
Формировать умения выполнять элементарные поручения следует в
режимных процессах группы, в частности, в рамках хозяйственно-бытового
труда. Для этого можно создать игровую ситуацию «ожидание гостей», когда
мы говорим детям, что в группу придет какой-то гость, например, мишка,
или будем отмечать день рождение куклы и для этого нужно что-то убрать.
После выполнения поручения, дети уже в свободной форме могут развернуть
игру на заданную тему.
Воспитатели могут использовать следующие игровые ситуации с
целью формирования умений выполнять элементарные поручения.
Игровая ситуация: «Помоги одеться кукле».
Цель: Формирование навыка одевания и раздевания.
Детям предлагается помочь одеть куклу. Предварительно с детьми
происходит
обсуждение
последовательности
действий.
Затем
каждый
помогает
одеть
одежду.
В
режимных
моментах
также
воспитатель
акцентирует внимание детей на важности самостоятельного одевания и
переодевания, при сборе на прогулку и т.д. например, чтобы заинтересовать
детей и формировать самостоятельность в данной деятельности можно
ввести систему жетонов, кто быстрее и аккуратнее оденется, будет получать
жетон, а затем будут подсчитываться и определяться победитель.
Игровая ситуация: «Спаси цветок».
Цель: Формирование навыка ухода за растениями.
Детям демонстрируется цветок, на котором есть пожелтевшие листья.
Сначала происходит обсуждение, что он живой и ему нужно помочь, после
этого определяется план действий, которые осуществляют дети. Затем в
течение нескольких дней дети следят за изменением цветка и оценивают,
насколько они ему смогли помочь.
Игровая ситуация: «Осторожно, гололед».
Цель: Формирование навыков уборки территории.
Задание выполняется на улице во время прогулки, к детям приходит в
гости зайчик. Он живет в лесу и рассказывает детям, как провалился в снег,
не мог вылезти из сугроба. После этого дети показывают зайке, что снег
нужно убирать с помощью лопаты и своими лопатами сгребают снег в одну
кучу. Затем зайка рассказал, как шел к детям в гости и поскользнулся. После
этого дети рассказывают зайке, что нужно использовать песок, чтобы не
падать на дороге и показывают, как посыпают песком.
Игровая ситуация: «Заправим кровать».
Цель:
Формирование
эмоционального
отношения
к
трудовой
деятельности.
Воспитатель
предлагает
детям
помочь
помощнику
воспитателя,
удивить ее тем, что дети стали большими и самостоятельными, после сна
каждый ребенок заправляет кровать и одевается, а затем заходит нянечка и
хвалит деток.
Таким образом, игровые ситуации - совокупность обстоятельств
воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и
воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих
действий или поступков со стороны участников. В развитии навыков
выполнять элементарные поручения у детей 3-4 лет, игровые ситуации
повышают мотивацию и интерес, развивающая деятельность воспитателя
реализуется
в
режимных
процессах:
при
организации
дежурства,
хозяйственно-бытового труда.
Использованные источники:
1.
Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании
положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста [Текст]/
Г.М. Киселева. М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
2.
Куликова, Т. Учите детей трудиться! [Текст]/ Т. Куликова //
Дошкольное воспитание. – 2015. - №7. – С.101-105.
3.
Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых
[Текст]/ В. И. Логинова// Дошкольное воспитание. – 2008. — №10. — С. 13 –
19.
4.
Ушакова, Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст]/
Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940. – 1523 с.
5.
Шатова, А.Д. Трудовое поручение в детском саду и его
воспитательное значение [Текст]/ А.Д. Шатова, - М.: Просвещение, 2016. –
214 с.
6.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений [Текст]/ Д.Б. Эльконин. -
М.:
Издательский центр " Академия", 2004. – 217 с.