Напоминание

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ


Автор: Коршунова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Кристаллик"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4

ЛЕТ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению использования игровых

ситуаций в развитии у детей 3-4 лет умения выполнять элементарные

трудовые

поручения.

В

статье

охарактеризованы

основные

понятия,

определена деятельность воспитателей ДОУ по развитию элементарных

умений, обоснована важность развития умения выполнять элементарные

поручения в младшем дошкольном возрасте. В статье предложены варианты

применения игровых ситуаций в режимных процессах образовательного

процесса дошкольной образовательной организации.

Дошкольный период является значимым периодом в развитии ребенка,

так как происходят качественные изменения в физическом и психическом

развитии.

Расширяются

социальные

связи,

повышается

уровень

самостоятельности. У дошкольников появляется стремление к тому, чтобы

выполнять что-то без помощи взрослых,

они стремятся к тому, чтобы

взрослые делегировали свои обязанности. В дошкольном возрасте важно

привлекать детей к выполнению определенных поручений, которые имеют

воспитательный характер, формируют положительное отношение к труду,

развивают такие нравственные категории как взаимопомощь, трудолюбие и

другое.

Формирование умений выполнять элементарные поручения является не

только задачей, которая стоит перед родителями, но также решение данной

задачи осуществляется в ДОУ.

В рамках ФГОС ДО развитие умений

выполнять элементарные поручения рассматривается в области «Социально-

коммуникативного развития», и связано с трудовым воспитанием. В ДОУ

воспитатель организует деятельность по формированию умений выполнять

элементарные поручения.

С учетом возраста детей, в 3-4 года ведущей

деятельностью является игра, поэтому развитие детей осуществляется в

игровой форме. Развитие навыка выполнения элементарных поручений с

использование игровых ситуаций повышает интерес у детей, формирует

желание закончить игру, следовательно, довести до конца поручение.

Поручения являются простейшей формой организации труда детей

дошкольного возраста, особенно важны для детей младших групп. В этом

возрасте дети часто не делают различий между игровыми и рабочими

задачами, не знают, как работать по собственной инициативе, взрослые

привлекают их к работе через поручения.

Трудовое

поручение

определяется

как

конкретные

задачи,

назначенные ребенку, которые он должен выполнить самостоятельно или со

сверстником.

Поручить - значит обязать ребенка выполнять какую-то

работу. Поручения широко используется во всех возрастных группах

детского сада.

Но в младшей группе они являются ведущей формой

организации труда. Поэтому работа с детьми по трудовому воспитанию

должна

начинаться

с

индивидуальных

поручений,

которые

ребенок

выполняет

вместе

с

воспитателем,

и

лишь

потом

переходит

к

самостоятельному выполнению поручения. В младших группах поручения

индивидуальны, специфичны и просты, содержат одно или два действия.

Такие элементарные поручения включают детей в действия, направленные на

благо общества, в условиях, когда они еще не могут организовать работу по

собственной инициативе.

Поручения в младшей группе используются для:

- обучения трудовым навыкам, умениям;

- формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

- удовлетворения потребности в общении со взрослыми;

- подготовки к другим формам труда;

- воспитывают желание трудиться.

Таким образом, проблема развития у детей 3-4 лет умений выполнять

элементарные поручения в научной литературе рассматривается в рамках

трудового воспитания. Поручение, понимается как обращение к ребенку с

просьбой выполнить какие-либо трудовые действия. Поручения носят

трудовой

характер.

В

младших

группах

поручения

индивидуальны,

конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия.

Игровые

ситуации

-

один

из

методов

активного

обучения,

отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые,

обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения),

реализация

которых

происходит

в

условиях

свободной,

не

регламентированной

формальными

правилами

и

организационной

структурой деятельности.

Под игровой ситуацией понимается совокупность обстоятельств

воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и

воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих

действий или поступков со стороны участников.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно

связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим

интересом, добиваться лучших результатов. Организация процесса овладения

трудовыми

навыками

детей

дошкольного

возраста

включает

в

себя

постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, само

овладение трудовыми навыками и способами работы, процесс труда,

получение результата и его оценку.

Эффективным

средством

формирования

трудовых

навыков

дошкольников, является выполнение постоянных трудовых поручений -

дежурства. С этой целью детям начинают прививать умения и навыки

дежурства по столовой. Воспитатели готовят их к этому постепенно. Путем

поручений у ребенка воспитывают умение выполнять несколько трудовых

действий, связанных с накрыванием на стол.

С учетом особенностей детей в возрасте 3-4 лет, элементарные

поручения в ДОУ имеют определенный стандартный набор, которые

посильны для выполнения детьми. Соответственно, для того, чтобы повысить

мотивацию и интерес к выполнению поручения, воспитатель может

использовать игровые ситуации.

Формировать умения выполнять элементарные поручения следует в

режимных процессах группы, в частности, в рамках хозяйственно-бытового

труда. Для этого можно создать игровую ситуацию «ожидание гостей», когда

мы говорим детям, что в группу придет какой-то гость, например, мишка,

или будем отмечать день рождение куклы и для этого нужно что-то убрать.

После выполнения поручения, дети уже в свободной форме могут развернуть

игру на заданную тему.

Воспитатели могут использовать следующие игровые ситуации с

целью формирования умений выполнять элементарные поручения.

Игровая ситуация: «Помоги одеться кукле».

Цель: Формирование навыка одевания и раздевания.

Детям предлагается помочь одеть куклу. Предварительно с детьми

происходит

обсуждение

последовательности

действий.

Затем

каждый

помогает

одеть

одежду.

В

режимных

моментах

также

воспитатель

акцентирует внимание детей на важности самостоятельного одевания и

переодевания, при сборе на прогулку и т.д. например, чтобы заинтересовать

детей и формировать самостоятельность в данной деятельности можно

ввести систему жетонов, кто быстрее и аккуратнее оденется, будет получать

жетон, а затем будут подсчитываться и определяться победитель.

Игровая ситуация: «Спаси цветок».

Цель: Формирование навыка ухода за растениями.

Детям демонстрируется цветок, на котором есть пожелтевшие листья.

Сначала происходит обсуждение, что он живой и ему нужно помочь, после

этого определяется план действий, которые осуществляют дети. Затем в

течение нескольких дней дети следят за изменением цветка и оценивают,

насколько они ему смогли помочь.

Игровая ситуация: «Осторожно, гололед».

Цель: Формирование навыков уборки территории.

Задание выполняется на улице во время прогулки, к детям приходит в

гости зайчик. Он живет в лесу и рассказывает детям, как провалился в снег,

не мог вылезти из сугроба. После этого дети показывают зайке, что снег

нужно убирать с помощью лопаты и своими лопатами сгребают снег в одну

кучу. Затем зайка рассказал, как шел к детям в гости и поскользнулся. После

этого дети рассказывают зайке, что нужно использовать песок, чтобы не

падать на дороге и показывают, как посыпают песком.

Игровая ситуация: «Заправим кровать».

Цель:

Формирование

эмоционального

отношения

к

трудовой

деятельности.

Воспитатель

предлагает

детям

помочь

помощнику

воспитателя,

удивить ее тем, что дети стали большими и самостоятельными, после сна

каждый ребенок заправляет кровать и одевается, а затем заходит нянечка и

хвалит деток.

Таким образом, игровые ситуации - совокупность обстоятельств

воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и

воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих

действий или поступков со стороны участников. В развитии навыков

выполнять элементарные поручения у детей 3-4 лет, игровые ситуации

повышают мотивацию и интерес, развивающая деятельность воспитателя

реализуется

в

режимных

процессах:

при

организации

дежурства,

хозяйственно-бытового труда.

Использованные источники:

1.

Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании

положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста [Текст]/

Г.М. Киселева. М.: Просвещение, 2014. - 208 с.

2.

Куликова, Т. Учите детей трудиться! [Текст]/ Т. Куликова //

Дошкольное воспитание. – 2015. - №7. – С.101-105.

3.

Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых

[Текст]/ В. И. Логинова// Дошкольное воспитание. – 2008. — №10. — С. 13 –

19.

4.

Ушакова, Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст]/

Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940. – 1523 с.

5.

Шатова, А.Д. Трудовое поручение в детском саду и его

воспитательное значение [Текст]/ А.Д. Шатова, - М.: Просвещение, 2016. –

214 с.

6.

Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для

студентов высших учебных заведений [Текст]/ Д.Б. Эльконин. -

М.:

Издательский центр " Академия", 2004. – 217 с.



В раздел образования