Напоминание

"Преподавание это искусство?"


Автор: Ветряк Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ РО Новочеркасская специальная школа-интернат №33
Населённый пункт: Ростовская обл., г.Новочеркасск
Наименование материала: Эссе
Тема: "Преподавание это искусство?"
Раздел: среднее образование





Назад




Преподавание это искусство? « Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела. (Л.Н.Толстой) Если заглянуть вглубь вопроса о преподавании, и бросить туда зажженную спичку, мы вряд ли увидим, в какой момент она потухнет – такая бездонная это яма. Всюду выступы и щели, потайные ходы, непонятные, еще неоткрытые человеком драгоценные минералы и напротив – давно всем известные дурно пахнущие мхи. Вооружившись каской, фонарем, парой тетрадей для записей, Лев Николаевич Толстой отправился в самую низину этого колодца, в поисках «корня» вопроса: кто же такой учитель для ученика? Мы можем только догадываться, действительно ли он нашел эту мысль в самом основании, на дне или собрал ее из догадок, встречавшихся на пути, однако вряд ли можно с ним не согласиться. А в основании всего образовательного процесса нерушимым фундаментом стоят прародители мудрой мысли – античные мыслители. Еще в V веке до н.э. Сократ утверждал, что главной задачей наставника является пробуждение мощных душевных сил ученика. В этом искусстве он видел главное предназначение учителя. Действительно, зацепившись за одно, возможно, бездумно брошенное слово, увидев его, разгадав его, преподаватель может, как за ниточку потянуть за него и достать что-то необыкновенное, интересное из головы ученика (который, быть может, и сам удивится собственным размышлениям). Показать ребенку его способности – секрет готовности участвовать в процессе обучения. Он должен чувствовать важность своего нахождения на этом уроке, важность своего мнения. Мы можем бесконечно что-то внушать человеку, но он не поймет этого по- настоящему, пока не дойдет до этого собственным умом, поэтому каждому ученику необходим простор для мысли, возможность эту мысль развивать. Выходит, что учитель - не только кладезь полезной информации, но и хитрый игрок, и как любой взрослый, играющий с ребенком, вынужден где- то притвориться, поддаться. Однако, если противник его в этой
психологической борьбе почует своим чутким подростковым обонянием хоть малейший оттенок фальши – пиши пропало. Доверие утеряно, скорее всего, без возможности возврата хозяину. Несомненно, преподавателю следует иметь какой-то собственный план, схему, тактику, подход, но он обязательно должен помнить, что что-то обязательно пойдет не так, и хранить в запасе пару навыков импровизации. А от импровизации и до актерского мастерства не далеко. Читаете «Ромео и Джульетту» на занятии вслух? Придется стать Ромео и Джульеттой на 40 минут ближайшего времени. Чтобы ученик понял произведение, оно должно зацепить его, увести, чтобы оно увело и зацепило, в первую очередь должен быть поглощен учитель. Ведь горящие глаза преподавателя всегда отражаются таким же огоньком в глазах его ученика. Невозможно научить кого-то учить других. Думаю можно только делиться опытом, знаниями, которые новоиспеченный учитель передаст дальше. Нет никаких конкретных рамок и схем, по которым дети начнут любить преподавателя. Есть только сам преподаватель, его творческое начало, его желание, любовь к своему делу и, в первую очередь, к детям. Так чем же преподавание не искусство, когда в нем так трудно твердо идти по прямой?..


В раздел образования