Преподавание это искусство?
«
Учитель должен быть свободным творцом,
а не рабом чужой указки. Воспитание
является искусством, а не ремеслом –
в этом корень учительского дела.
(Л.Н.Толстой)
Если заглянуть вглубь вопроса о преподавании, и бросить туда
зажженную спичку, мы вряд ли увидим, в какой момент она потухнет – такая
бездонная это яма. Всюду выступы и щели, потайные ходы, непонятные, еще
неоткрытые человеком драгоценные минералы и напротив – давно всем
известные дурно пахнущие мхи. Вооружившись каской, фонарем, парой
тетрадей для записей, Лев Николаевич Толстой отправился в самую низину
этого колодца, в поисках «корня» вопроса: кто же такой учитель для
ученика? Мы можем только догадываться, действительно ли он нашел эту
мысль в самом основании, на дне или собрал ее из догадок, встречавшихся на
пути, однако вряд ли можно с ним не согласиться.
А в основании всего образовательного процесса нерушимым
фундаментом стоят прародители мудрой мысли – античные мыслители. Еще
в V веке до н.э. Сократ утверждал, что главной задачей наставника является
пробуждение мощных душевных сил ученика. В этом искусстве он видел
главное предназначение учителя. Действительно, зацепившись за одно,
возможно, бездумно брошенное слово, увидев его, разгадав его,
преподаватель может, как за ниточку потянуть за него и достать что-то
необыкновенное, интересное из головы ученика (который, быть может, и сам
удивится собственным размышлениям). Показать ребенку его способности –
секрет готовности участвовать в процессе обучения. Он должен чувствовать
важность своего нахождения на этом уроке, важность своего мнения. Мы
можем бесконечно что-то внушать человеку, но он не поймет этого по-
настоящему, пока не дойдет до этого собственным умом, поэтому каждому
ученику необходим простор для мысли, возможность эту мысль развивать.
Выходит, что учитель - не только кладезь полезной информации, но и
хитрый игрок, и как любой взрослый, играющий с ребенком, вынужден где-
то притвориться, поддаться. Однако, если противник его в этой
психологической борьбе почует своим чутким подростковым обонянием хоть
малейший оттенок фальши – пиши пропало. Доверие утеряно, скорее всего,
без возможности возврата хозяину. Несомненно, преподавателю следует
иметь какой-то собственный план, схему, тактику, подход, но он обязательно
должен помнить, что что-то обязательно пойдет не так, и хранить в запасе
пару навыков импровизации.
А от импровизации и до актерского мастерства не далеко. Читаете
«Ромео и Джульетту» на занятии вслух? Придется стать Ромео и Джульеттой
на 40 минут ближайшего времени. Чтобы ученик понял произведение, оно
должно зацепить его, увести, чтобы оно увело и зацепило, в первую очередь
должен быть поглощен учитель. Ведь горящие глаза преподавателя всегда
отражаются таким же огоньком в глазах его ученика.
Невозможно научить кого-то учить других. Думаю можно только
делиться опытом, знаниями, которые новоиспеченный учитель передаст
дальше. Нет никаких конкретных рамок и схем, по которым дети начнут
любить преподавателя. Есть только сам преподаватель, его творческое
начало, его желание, любовь к своему делу и, в первую очередь, к детям.
Так чем же преподавание не искусство, когда в нем так трудно твердо
идти по прямой?..