Напоминание

Эмоциональный комфорт как условия психического и физического здоровья детей и педагогов


Автор: Демахина Венера Марсиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко" ЗМР РТ
Населённый пункт: г. Заинск
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоциональный комфорт как условия психического и физического здоровья детей и педагогов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эмоциональный комфорт как условия психического и физического

здоровья детей и педагогов.

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это

теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким,

какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность.

Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к

общечеловеческим

ценностям

и

воспитанию

гуманной,

активной

и

добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и

психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению. На

способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье

человека.

А

сегодня

проблема

психологического

здоровья

ребёнка,

его

эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с

изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А

главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей,

доброты и внимательности друг к другу.

Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на

обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей.

Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для

детей

комфортного

психологического

климата.

Очень

важно,

с

каким

настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого

ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными

для

его

возраста

заботами.

Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может

помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в

семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в

общении являются взрослые – родители, педагоги.

Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично,

он

чувствует

себя

эмоционально

благополучно,

это

личностно-

ориентированный

педагогический

процесс.

При

этом

особое

внимание

обращается

на

эмоциональную

сторону

отношений

педагога

с

детьми.

Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей

души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе

сотрудничества

и

уважения.

Воспитателям

надо

стараться

увидеть

индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние,

откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие

к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и

психологической защищённости.

В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по

поводу

их

понимания

термина

«здоровье»

оказалось,

что

большинство

респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического

самочувствия.

Но,

по

сути,

здоровье

это

совокупность

нескольких

составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К

сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не

только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по

отношению к ребёнку.

Почему

столь

важно

сохранять

эмоциональное

(психическое,

психологическое) здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на

этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка -

появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход

психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок,

получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление

психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом

возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания

(замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных

поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть

обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети

находятся в детском саду.

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения

и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить

атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или

тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности,

которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1.

Отношениями между воспитателем и детьми;

2.

Отношениями между самими детьми;

3.

Отношениями между воспитателями;

4.

Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют

себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право

других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние

на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как

нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг,

который

должен

сделать

воспитатель,

заинтересованный

в

создании

благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и

проанализировать групповую ситуацию.

3. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного

эмоционального состояния детей.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического

комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание

психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита

интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит

подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы

принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности

его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.

Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу

необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему

снимать излишнее эмоциональное напряжение.

4. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного

пребывания ребёнка в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в

детском саду необходимо:

Принимать

каждого

ребёнка

таким,

какой

он

есть.

Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную

помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за

помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его

возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не

делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к

ним

за

поддержкой

в

случаях

нестандартных

ситуаций.

Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь

стать более самостоятельным, ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это

насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это

ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий,

застенчивый

ребёнок

также

нуждается

в

вашей

профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при

которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в

преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за

ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к

особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке

больше

всего

нуждаются

дети

и

благодарят

взрослого

в

искренней

привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны

быть

единомышленниками,

которые

понимают,

что

воспитывать

ребёнка

необходимо

совместными

усилиями.

Для

этого

необходимо

создавать

оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия

каждого ребёнка.



В раздел образования