Автор: Демахина Венера Марсиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко" ЗМР РТ
Населённый пункт: г. Заинск
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоциональный комфорт как условия психического и физического здоровья детей и педагогов
Раздел: дошкольное образование
Эмоциональный комфорт как условия психического и физического
здоровья детей и педагогов.
1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это
теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким,
какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность.
Программа дошкольного воспитания ориентирована на приобщение детей к
общечеловеческим
ценностям
и
воспитанию
гуманной,
активной
и
добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и
психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению. На
способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье
человека.
А
сегодня
проблема
психологического
здоровья
ребёнка,
его
эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с
изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А
главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей,
доброты и внимательности друг к другу.
Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на
обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей.
Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для
детей
комфортного
психологического
климата.
Очень
важно,
с
каким
настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого
ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными
для
его
возраста
заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может
помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в
семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в
общении являются взрослые – родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично,
он
чувствует
себя
эмоционально
благополучно,
–
это
личностно-
ориентированный
педагогический
процесс.
При
этом
особое
внимание
обращается
на
эмоциональную
сторону
отношений
педагога
с
детьми.
Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей
души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе
сотрудничества
и
уважения.
Воспитателям
надо
стараться
увидеть
индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние,
откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие
к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и
психологической защищённости.
В результате проведения опроса педагогов и родителей детского сада по
поводу
их
понимания
термина
«здоровье»
оказалось,
что
большинство
респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического
самочувствия.
Но,
по
сути,
здоровье
–
это
совокупность
нескольких
составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К
сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не
только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по
отношению к ребёнку.
Почему
столь
важно
сохранять
эмоциональное
(психическое,
психологическое) здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на
этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка -
появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход
психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок,
получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление
психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом
возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания
(замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных
поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть
обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети
находятся в детском саду.
2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения
и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить
атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или
тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности,
которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1.
Отношениями между воспитателем и детьми;
2.
Отношениями между самими детьми;
3.
Отношениями между воспитателями;
4.
Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют
себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право
других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние
на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как
нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг,
который
должен
сделать
воспитатель,
заинтересованный
в
создании
благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и
проанализировать групповую ситуацию.
3. Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного
эмоционального состояния детей.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического
комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание
психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита
интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит
подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы
принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности
его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.
Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу
необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему
снимать излишнее эмоциональное напряжение.
4. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного
пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в
детском саду необходимо:
Принимать
каждого
ребёнка
таким,
какой
он
есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
В профессиональной деятельности опираться на добровольную
помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за
помещением и участком.
Быть затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его
возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не
делать что-либо вместо него.
Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к
ним
за
поддержкой
в
случаях
нестандартных
ситуаций.
Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь
стать более самостоятельным, ответственным.
Навязывание своих правил и требований против воли детей – это
насилие, даже если ваши намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это
ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий,
застенчивый
ребёнок
также
нуждается
в
вашей
профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при
которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в
преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за
ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к
особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке
больше
всего
нуждаются
дети
и
благодарят
взрослого
в
искренней
привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны
быть
единомышленниками,
которые
понимают,
что
воспитывать
ребёнка
необходимо
совместными
усилиями.
Для
этого
необходимо
создавать
оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия
каждого ребёнка.