Авторы: Клименкова Марина Александровна, Попова Юлия Викторовна
Должность: учитель-дефектолог и воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 г. Кировска"
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии познавательного развития В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-6 лет
Раздел: дошкольное образование
Авторы-составители:
Клименкова Марина Александровна, учитель-дефектолог
Попова Юлия Викторовна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 10 г. Кировска»
Использование технологии познавательного развития В.В. Воскобовича
в коррекционно-развивающей работе с детьми
с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-6 лет
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех
категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В
связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для
получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Документы федерального значения:
(ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования от 17 октября 2013 г., приказ № 1155 Министерства образования и
науки
РФ)
указывают
на
необходимость
мобилизации
ресурсов
внутри
образовательной организации с целью активного вовлечения в процесс обучения
каждого ребенка.
В дошкольной организации создана система комплексной помощи детям с
тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР), коррекция
недостатков в психическом развитии воспитанников, их социальная адаптация, а
также обеспечение условий для реализации адаптированной образовательной
программы.
Созданы
условия
воспитания,
развития,
включающие
в
себя
использование методов, дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального подхода к воспитанникам.
На базе МБДОУ № 10 в 2017 году была открыта группа компенсирующей
направленности для детей-инвалидов с ТМНР.
Каждому педагогу приходится находить свои инновационные вспомогательные
средства, которые способствуют облегчению и систематизации коррекционного
процесса, т. е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано
использование
оригинальных,
творческих
методик
—
современных
образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
В
настоящее время
в
коррекционной
практике
существует множество
нетрадиционных развивающих технологий. Особое место среди них занимает
авторская методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это
особенная, самобытная, творческая и очень добрая технология. Это не просто игры
– это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают
особенного малыша к мышлению и творчеству.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у
инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по
магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в
которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись
разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести
собственную лепту в передовые методы воспитания.
Игры и пособия В.В. Воскобовича интегрируются во все образовательные
области, предусмотренные ФГОС ДО, разные виды деятельности, используются на
занятиях, в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Развивающие игры В.В. Воскобовича имеют ряд преимуществ:
– это высококачественные,
1) экологически чистые и безопасные материалы
2) Многофункциональность и универсальность
Развивающие
игры
В.В.
Воскобовича
являются
практическим
материалом.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность
проявлять
своё
творчество,
всесторонне
развиваться
и
осваивать
большое
количество образовательных задач: например, знакомиться с цветом и формой,
счетом, знакомиться с геометрическими фигурами и цифрами.
3) Образность и мотивация
Игровые
пособия
разнообразны
по
содержанию,
динамичны,
включают
манипуляции с игровым материалом, что так любят дети, это способствует
удовлетворению
детей
в
моторной
активности,
движении,
помогает
им
в
непринуждённой
обстановке
проявлять
речевую
активность,
контролировать
правильность выполнения действий.
4) Творческий потенциал
Развивающие игры дают возможность придумывать истории и сказки обыгрывая и
воплощая задуманное в действительность и детям и взрослым.
5) Сказочность
Сказки-задания и их добрые герои, добрая девочка Долька, храбрый малыш Гео,
хитрый Незримка Всюсь – сопровождают ребенка в игре и учат его не только
математике и логике, но и человеческим взаимоотношениям. Все игровые ситуации
сопровождают
сказочный
сюжет,
путешествия,
преодоление
трудностей,
разрешения сложных ситуаций, нахождения верного решения.
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют 3 блока развивающих игр:
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для
решения огромного количества задач;
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей
конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
На начальном этапе внедрения технологии применяются универсальные
пособия, к которым относятся:
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый
лес»»,
2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект
«МиниЛарчик»,
3. Универсальные дидактические пособия.
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание —
творчество — становятся эффективными. Так как игра обращается непосредственно
к ребенку добрым, веселым и грустным языком сказки, забавного персонажа или
приглашения к приключениям. В сюжеты этих сказок органично вплетается система
вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку,
ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи,
выполняет задания.
С чего же мы начали работу?
Перед собой поставили цель: развитие у детей с ТМНР познавательной активности
посредством игровой технологии В.В. Воскобовича.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Стимулировать у детей с ТМНР желание и готовность познавать свойства,
отношения, зависимости через разнообразные действия с предметами;
2. Способствовать развитию и коррекции психических функций;
3. Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через
практическую деятельность;
4. Обеспечивать усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
5. Развивать мелкую и общую моторику, координацию в системе «глаз-рука»,
движения обеих рук;
6. Создавать условия для становления элементов коммуникативной культуры –
умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
7.
Поддерживать
эмоционально-положительное
состояние
детей,
поощряя
самостоятельность и инициативность.
Для внедрения игровой технологии Воскобовича, мы приобрели литературу по
теме, разработали перспективный план, включающий в себя картотеку игр, провели
мониторинг ожидаемых результатов детей по теме. Приобрели множество игровых
пособий
и
игровой
комплекс
«Коврограф
Ларчик»,
игровой
комплект
«МиниЛарчик», разработанные В.В. Воскобовичем.
Пособие коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина с нанесённой
сеткой,
наглядным
материалом:
«Забавные
буквы»,
«Разноцветные
круги»,
«Разноцветные веревочки», «Буквы и цифры», «Разноцветные квадраты эталоны» и
оригинальные элементы: разноцветные липучки, контактные ленты, зажимы,
кармашки и т. д.
В пособии находятся сказочные персонажи, радужные гномики – Кохле, Охле,
Желе, Зеле, Геле, Сели, Фи, дидактические игры «Квадрат Воскобовича», «Чудо
восьмерка», «Кораблик «Плюх-Плюх» и «Буль-Буль», «Геоконт», «Игровизор»,
«Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Фонарики», «Шнур-малыш», «Лепестки» и т.д.,
которые помогают перестроить образовательную деятельность, заменяя привычные
занятия на позновательно-игровую деятельностью.
Использование
игровых
методов
и
приёмов
на
«коврографе»
вызывает
интерес к занятиям, позволяет активизировать познавательные процессы, повышает
уровень самоконтроля и речевого развития детей.
Занятия
– проводятся
индивидуально с каждым ребенком 1
раз
в
неделю.
Групповое занятие проводится в рамках социально-коммуникативного
развлечения 1 раз в месяц.
Данную
технологию
апробировали и пришли к выводу,
что
пособия
способствуют развитию детей, как с нормой развития, так и с особыми
образовательными потребностями.
А теперь перейдём к Алгоритму построения сюжета дня. Утро деток
начинается со сказки, которая продолжается в течение всего дня в разных видах
деятельности с использованием развивающих игр. Например, с помощью игры
«Геоконт», используя цветные резиночки разной длины, собираем домик для сказки
«Колобок». На занятии детки знакомятся со сказкой на коврографе Ларчик. После
прогулки дети продолжают сказку, конструируя из различных игр её героев (Зайку-
побегайку с помощью игры «Чудо-цветик» и «Чудо-соты» и т. д.). Вечером дети с
увлечением продолжают самостоятельно играть в эти игры, самостоятельно
конструируя предметы, располагая их в пространстве, придумывая и составляя
своих
персонажей
сказок.
Таким
образом,
образовательное
содержание
с
применением развивающих игр В. В. Воскобовича строится по принципу
усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали, позволяя применять их с
целью коррекции и развития детей дошкольного возраста с ТМНР.
В этом учебном году мы стали знакомить детей с фиолетовым лесом и его
героями. В процессе игры коврограф превращается в волшебную, сказочную поляну
в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и
разделенный
на
сказочные
области:
«Поляна
Золотых
Плодов»,
«Школа
Волшебства», «Озеро Айс». Он объединяет все игры Воскобовича в одну единую
сказку.
У многих возникает вопрос - Почему лес Фиолетовый?
Автор данной
сказочной
среды, как и многие психологи обратил
внимание
на
то,
что
фиолетовый
цвет
достаточно
хорошо
активизирует
детское
мышление,
положительно влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже
излечивает от бессонницы.
А что касается Леса, то он
всегда
вызывал
в
человеке
особый
интерес,
подкупал своими тайнами и загадками, манил и завораживал своей красотой.
Всех героев Фиолетового леса связывает сказка, она «оживляет» персонажей, делая
сказочные истории интересными и доступными для детей. Выполняя задания,
ребенок помогает героям преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Главный герой этого сказочного мира - любознательный мальчик Гео. Он
смелый, всегда приходит на помощь сказочным героям Фиолетового леса, помогает
решать различные логические задачи. Эту авторскую игровую технологию
Воскобович назвал «Сказочные лабиринты».
Сюжет сказок «Фиолетового леса» помогает детям усвоить сенсорные эталоны,
способствует накоплению детского познавательно – творческого опыта через
практическую деятельность, приводит к взаимопониманию и конструктивному
общению.
Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать
работу детского сада. Технология органично вплетается в уже существующие
порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" предполагаются только партнерские
отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-
творческой атмосферой.
Выше мы рассказали о плюсах технологии, но также в различных источниках
говорится
о
минусах
этой
авторской
технологии
–
многие
пособия
не
представляется возможным сделать своими руками. Их необходимо покупать только
в специализированных магазинах. Стоимость игр, как правило, довольно высокая. И
мы решили «Фиолетовый лес» смастерить сами.
А сейчас мы остановимся на алгоритме построения сюжета сказки:
- задача (для педагога)
- создание или использование образа
- мультипликация (оживление)
- проблемная ситуация
- решение проблемы
- проверка задачи (для педагога)
Важно, чтобы дети не утомлялись в процессе образовательной деятельности,
педагог должен регулировать нагрузку и темп, переключая ребёнка с одного задания
на другое.
Из опыта работы можем сказать, что у наших деток неустойчивое психо-
эмоциональное состояние. И это состояние ребёнка может не задаться с самого утра.
Бывают дни, в которые поставленные задачи невозможно реализовать. И тут
приходят на помощь сказки-мультипликации, которые мы создаем сами и в которых
замаскированы задания для деток. Например: авторская сказка-мультипликация
«Проделки Незримки Всюся». Такие задания-мультфильмы также актуально
предлагать родителям для домашних занимательных игр.
Работая по технологии Воскобовича, мы столкнулись с проблемой, что нашим
детям сложно воспринимать цветовую окраску предметов и соотносить цвета,
которые проходят через все игры и пособия Воскобовича, они с трудом запоминают
названия главных героев и радужных гномов.
Поэтому мы решили внедрить в свою работу долгосрочный проект «Цвет
настроения», который направили на развитие и коррекцию цветовосприятия,
цветоразличения, цветоощущения и психо-эмоционального благополучия детей.
Поставили цель:
развитие познавательных процессов, цветовосприятия и
позитивного эмоционального фона ребенка с ТМНР средствами коррекционно-
игровой технологии В.В. Воскобовича. Разработали перспективный план, где детей
в течении года знакомили с желтым гномом - Желе, красным - Кохле, синим - Селе,
зеленым - Зеле.
И очень важная часть нашей работы взаимодействие с родителями. Мы очень
благодарны нашим родителям! Всегда идут на встречу, с интересом и творческим
подходом выполняют наши задания, участвуют в совместных мероприятиях!
И осенью мы вместе с детьми и родителями окунулись в позитивный цвет
настроения желтый.
Организовали флеш-моб на дому «Большая стирка»! Ребята вместе с
родителями собирали в стирку одежду желтого цвета, а также собрали и помыли
игрушки желтого цвета.
Провели
осенний
утренник
посвященный
желтому
цвету!
Родителей
порадовали видеофильмом с праздника.
Осень наступила,
красные цветы, выросла капустка, солим дружно мы! –
провели совместное развлечение педагоги-дети-родители «Мы капустку солим,
солим..»
Индивидуальные
консультации
с
родителями
«ВсеОбуч
«Познавай-ка!»
приносят много пользы в развитии и воспитании наших ребят.
Продуктивная деятельность:
При помощи родителей смастерили сенсорное панно «Радужка» в четырёх
основных цветах.
На занятиях аппликацией на тему геометрических фигур неожиданно наши
волшебные деревья с листочками превратились в дидактическую игру «Чудо
лес».
Ожидаемые результаты:
Называет, различает, выделяет, группирует цвет, форму, величину и другие
признаки предметов и явлений при выполнении практических действий при
обследовании.
Развиваются психические и познавательные процессы.
Улучшается ориентировка во времени и пространстве.
Использует
навыки
конструирования
по
схеме
способом
наложения,
приложения.
Успешно пользуется как правой, так и левой рукой при обследовании
предмета.
Положительно настроен, общается, участвует в совместных действиях с
воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные
игры.
У детей формируются предпосылки к успешной адаптации, к условиям новой
социальной среды.
Вывод.
Игры
В.В.Воскобовича
–
необыкновенные
пособия,
которые
соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота,
незатейливость,
большие возможности в плане решения воспитательных и
образовательных
задач
неоценимы
в
работе
с
детьми
даже
с
тяжелыми
множественными нарушениями развития. Игры подобного рода психологически
комфортны. Ребёнок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует,
творит, и просто играет. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для
детей. Играя в них, они становятся раскрепощёнными, уверенными в себе.
Литература:
1.
Воскобович
В.В.,
Харько
Т.Г.
Игровая
технология
интеллектуально-
творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры., СПб.: ООО РИВ, 2021г.;
2.
Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников
«Сказки Фиолетового леса» (для детей среднего дошкольного возраста), СПб.:
ООО РИВ, 2021г.;
3.
Бабич Е.В, Бутусова С.Н., Дополнительная общеобразовательная программа
развития познавательной активности у детей 2-3 лет», СПб.: ООО РИВ, 2019
г.;
4.
Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. «Методические
рекомендации к игровому комплекту Ларчик и Миниларчик», СПб.: ООО
РИВ, 2019 г.
5.
Козьмина О.В., А.В. Михалина А.В., Параняк С.А., Серия «Сказочные
лабиринты
игры»
«По
морям,
по
волнам
с
развивающими
играми
Воскобовича», СПб.: ООО РИВ, 2021г.