БОУ СПО «ЧМК» Минздравсоцразвития Чувашии
филиал в г. Канаш Чувашской Республики
Методическая разработка занятия терапевтического кружка
на тему:
« Научи сказать: нет!»
Разработала преподаватель
терапии Иванова Т.Г.
2016
г. Канаш
Пояснительная записка.
«
Будущее принадлежит
медицине предупредительной»,
великий русский хирург Н.И. Пирогов.
Политика здорового образа жизни в последние годы активно формируется Президентом
Владимиром Путиным и Правительством РФ. Президент РФ В.В. Путин считает, что
реализация социальной политики — это вопрос «устойчивости государства».
"Нам
сегодня
нужно
подумать
о
том,
как
на
современном
уровне,
без
занудства
и
пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни"(В.Д.Медведев, 2009).
В наши дни, в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении
предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения
в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения
факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны. Приказом МЗ
Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских
работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в
счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.
Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, чрезвычайно важно
во время учёбы привить навыки распространения медицинских и гигиенических знаний
будущему специалисту. В основном учебном плане выделено недостаточное количество
часов для овладения данными навыками. Это послужило причиной проведения данного
занятия в рамках кружковой работы.
Занятия в кружках позволяют формировать общие и профессиональные компетенции
студентов. А именно:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для
своего профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.
- ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для
укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Тема:
« Научи сказать: нет!»
Оснащение:
- мультимедийное сопровождение ( презентация на тему ),
Цель : максимальное приближение ситуации к условиям профессиональной деятельности;
Задачи:
- сформировать знания о возможностях сохранения здоровья посредством пропаганды
здорового образа жизни;
- научить составлять и совершенствовать различные формы и методы санитарно –
просветительской деятельности;
- ознакомить с методами санитарно – просветительской деятельности;
- расширить представления о негативных последствиях наркомании;
- способствовать выявлению своих склонностей, способностей в профилактической
деятельности;
- способствовать овладению специальными умениями, рациональной организацией
трудовой деятельности при проведении санитарно – просветительской работы;
- развитие познавательных интересов, способностей к самостоятельному поиску и
использованию информации для решения практических задач; анализа трудового
процесса, навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям
различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной деятельности при
распространении медицинских и гигиенических знаний;
- воспитание санитарно-просветительских знаний, навыков с целью сохранения и
укрепления здоровья;
Форма проведения занятия - лекция с элементами фронтальной беседы и практикума.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Вступление преподавателя.
Актуализация темы, сообщение цели и хода
мероприятия.
2. Доклад, подготовленный студентом гр. 311
…. с презентацией.
Прочтение доклада на тему «Как строить
беседу. Как правильно разговаривать о
наркотиках?»
3. Фронтальная беседа с членами кружка о
правилах проведения бесед с населением.
Обсуждение доклада «Как строить беседу.
Как правильно разговаривать о наркотиках?»
4. Ознакомление преподавателем с
ситуационными задачами к ролевой игре
« уверенный отказ».
5. Практикум.
5.1.Ролевая игра «Уверенный ответ-отказ».
.
Проигрывание студентами задачи №1.
Проигрывание студентами задачи №2.
Проигрывание студентами задачи № 3.
5.2.
Ролевая игра №2.
Проигрывание студентами ролевой игры
№2.
6.Знакомство с тематической литературой,
помогающей вести вести профилактическую
работу по снижению наркозависимости
Демонстрация литературы.
7.Знакомство с электронными ресурсами,
помогающие вести профилактическую
работу по снижению наркозависимости.
Демонстрация электронных ресурсов,
помогающих вести профилактическую
работу по снижению наркозависимости
3.Заключение.
Подведение итогов занятия, выяснение
уровня рефлексии у аудитории, получение
ответов на поставленные вопросы.
Доклад «Как строить беседу. Как правильно разговаривать о наркотиках?»
Проводя беседу, важно понять, почему подростки становятся такими .
Как и почему они делают первый шаг навстречу к наркотику? Зачем они делают этот шаг, если
все, начиная уже с пятиклассника, понимают, что наркотик — зло?
Что же побуждает юношу или девушку в столь раннем возрасте прибегать к психотропным
препаратам? Можно выделить несколько пунктов:
1.Низкая самооценка. Когда подросток не уверен в себе, своих способностях, своей
привлекательности. Все меняется, по его мнению, когда он принимает так называемые
стимуляторы, например на вечеринке, в ночном клубе или просто в компании.
2.«Правила группы». Если ребенок в подростковом возрасте нашел свою компанию, в которой
правило – принимать наркотики, тогда ему придется это сделать, если он хочет остаться ее членом.
3.Невнимание родителей. Это значит, что родители очень мало интересуются внутренним миром
своего ребенка. При этом они могут быть заняты работой, своей жизнью, постоянным выяснением
отношений, другими детьми и т. д. Наркоманы-подростки встречаются как во внешне
благополучных семьях, с хорошим достатком, так и в социально неблагополучных.
4.Скука. Банальная скука, когда ребенку нечем заняться. И тогда приходит какой-нибудь «добрый
сосед Петя» и предлагает «развлечение». Подросток, соглашаясь, попадает в кабалу к соседу и в
зависимость от наркотиков.
Нужно выбрать подходящий момент для разговора.
Предварительно подготовьтесь, почитайте литературу о наркомании. Информацию об опасных
наркотиках дети чаще всего получают из телевизора. Поэтому разговор лучше всего начать после
просмотра кино, в котором затрагивается тема наркомания.
Сначала постарайтесь сломать барьер недоверия к "неэффективности" лечения .
Миф, что лечение всё равно не поможет, довольно распространён, и не без причины.
Действительно, ещё совсем недавно лечение от наркозависимости не блистало особой
эффективностью, поскольку заключалось оно чаще всего в обычной изоляции с использованием
метода сухой дезинтоксикации (человеку не выписывались никакие лекарства, возникающая ломка
переносилась просто так и, конечно, сопровождалась адской болью).
Однако суть современного лечения намного глубже, нежели устранение непосредственно одних
лишь физических симптомов. Гораздо важнее закрепить у человека на психологическом уровне
отвращение к любым наркотикам, а это уже филигранная задача, требующая высокого мастерства
и индивидуального подхода. Для того чтобы убедить наркомана пойти лечиться, следует заставить
его понять, что в современном мире имеются прогрессивные методы лечения, которые включают в
себя, в первую очередь, подмену наркотической эйфории альтернативными видами удовольствия.
Часто наркоманы не признают себя зависимыми. Они гонят от себя мысли о нависшей опасности,
утверждая, что всегда могут "завязать". Если они увидят себя в наркотизированном виде, то
возможно испугаются, задумаются... Чтобы предоставить наркозависимому доказательства его
невменяемости, постарайтесь записать его поведение в период наркотического опьянения на
видео. Это послужит веским основанием для обращения за медицинской помощью.
Очень важно в профилактической беседе с наркоманом (особенно это касается подростков),
использовать в целях убеждения авторитетное мнение значимой для него личности . Для этого
необходимо провести предварительную работу, выяснив, кто именно является для подростка
авторитетом на данном этапе, чье мнение для него будет непререкаемым. В идеале, нужно
попросить этого человека провести личную беседу с наркоманом – это может иметь важное
психологическое значение, стать толчком к попытке лечения.
Зависимый может скорее согласиться на лечение, если почувствует вашу поддержку, если будет
знать, что не останется один-на-один с трудным и продолжительным реабилитационным
процессом. Дайте ему уверенность в том, что не оставите его, всегда будете рядом.
И помните: упущенное время работает против наркозависимого, он всё больше деградирует, теряет
не только физическое, но и душевное здоровье. Если вы обнаружили, что ваш близкий принимает
наркотики - немедленно принимайте меры, постарайтесь всеми силами убедить его начать
лечение.
Нужно, чтобы подросток из разговора усвоил, что Вы никогда не смиритесь с тем, что он
сможет употреблять наркотики и быть наркоманом. Не оставляйте возможности неправильно
Вас понять. Говорите по-деловому, все поясняя. Будьте внимательным слушателем! Задайте
подростку вопросы и попросите, чтобы он задавал Вам. Поймите суть того, что сказал Вам
подросток. Если ребенок увидит Ваше желание и готовность слушать, ему будет легче довериться
и обращаться с Вами.
Если подросток сообщил Вам что-то непредсказуемое и неприятное (может быть у него есть друг,
который употребляет наркотики, или признается, что сам пробовал употребить), то очень важно
сохранить выдержанность, спокойствие и реагировать так, чтобы дальнейшее общение не было
прервано. Постарайтесь избегать скандалов с наркозависимым . Это не значит, что вы должны
делать вид, что все нормально. Просто не ввязывайтесь в бесконечные изматывающие пререкания
по поводу образа жизни.
Если супруг или партнер вашего ребенка употребляет наркотики, нужно попытаться их развести
всеми силами. Потому что если ваш ребенок не употребляет наркотики, то 80 шансов из 100 – он к
ним приучится. А если он употребляет наркотики – он никогда от них не откажется. Если они
разойдутся, тогда есть шанс хотя бы одному вылечиться». Вообще, один из принципов лечения
наркозависимости – помещение человека в другую среду, где он не будет постоянно попадать под
соблазн употребления наркотических веществ. Даже после прохождения реабилитации и лечения
(которое, кстати сказать, всегда очень длительное, включает в себя как медикаментозное, так и
психотерапевтическое) очень важно не вернуться в ту же самую среду.
Расскажите подростку о сущности наркобизнеса. О том, что вначале наркотики предлагаются
бесплатно (чтобы «подсадить» человека), а потом уже за огромные деньги. За тем наркотики
употребляют уже не для того, чтобы получить кайф или наслаждение, а как средство, чтобы
избавиться от физических болей, чтобы снять ломку и хоть немного почувствовать себя
нормально.
Расскажите случай из вашей практической деятельности, когда подросток попробав наркотик,
навсегда изменил свою жизнь, став инвалидом. В разговоре обсудите, стоит ли наркотики такого
риска и что об этом думает он сам.
Необходимо научить наркомана правилам «уверенного отказа», противостоять давлению.
Покажите познавательный документальный фильм о вреде наркотиков на странице: «Дезоморфин
или "Крокодил" (Этот фильм несколько шокирует, но это то что нужно подростку для понимания
проблемы наркомании.)
Давайте подведем итог сказанного.
1. Проводя беседу, важно понять, почему подростки становятся такими.
2. Нужно выбрать подходящий момент для разговора.
3. Постарайтесь сломать барьер недоверия к "неэффективности" лечения.
4. Использовать в целях убеждения авторитетное мнение значимой для него личности
5. Дайте ему уверенность в том, что не оставите его, всегда будете рядом.
6. Нужно, чтобы подросток из разговора усвоил, что Вы никогда не смиритесь с тем, что он сможет
употреблять наркотики и быть наркоманом.
7. Постарайтесь избегать скандалов с наркозависимым.
8. После лечения, очень важно не вернуться в ту же самую среду.
9. Необходимо научить наркомана правилам «уверенного отказа», противостоять давлению.
10. Используйте познавательные документальные фильмы о вреде наркотиков.
Борьба напрасна до тех пор, пока сам наркоман не захочет вылечиться, изменить свою
жизнь.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ К РОЛЕВОЙ ИГРЕ «УВЕРЕННЫЙ ОТВЕТ-ОТКАЗ».
Правила уверенного отказа.
1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ».
Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо
признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки,
бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.
Ролевая игра «Уверенный ответ-отказ».
Студенты работают в малых группах. Каждой группе раздается комплект ситуативных задач.
Ребята их обсуждают и дают три варианта ответов.
- Прочитайте ситуацию, и, используя один из способов отказа, разыграйте сценку, в которой герой
отказывается выполнить просьбу. При подготовке сценки вы должны использовать «Правила
уверенного отказа».
З а д а ч а 1 .
Твой друг пригласил тебя к себе на вечеринку, сказав, что там будут старшекурсники. «Приходи,
родителей не будет, вот и повеселимся, выпьем, покурим, потанцуем».
З а д а ч а 2.
Во дворе однокурсник сказал: «У меня есть сигарета, пойдем в подъезд, попробуем, или ты
боишься? Если ты не пойдешь, то ты мне не друг».
З а д а ч а 3.
В подъезде Олег увидел своих знакомых. Они курили, громко смеялись, рядом стояли бутылки с
пивом и вином. Рассказывали неприличные анекдоты, сквернословили. Ребята предложили Олегу
вместе с ними выпить и покурить, сказав, что они отмечают день рождения своего друга. «Что,
брезгуешь, не хочешь? Ну-ну, смотри!»
Ребята обсуждают и определяют, какой из ответов был уверенным.
- Различные виды давления будут сопровождать человека всегда, и от того, насколько вы сможете
противостоять давлению, зависит принятие вами правильного решения и поведения, а это умение
окажет положительное влияние на всю дальнейшую вашу жизнь.
Способы отказа
• Нет, не могу.
• Нет, спасибо
• Нет, нет, и ещё раз нет. («заезженная пластинка»).
• Нет, мне сейчас некогда. (объясняем причину отказа)
• Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причины.
• Смените тему разговора
Вывод: знание и умение применять приёмы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться
давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
- Не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить или
закурить. Предлагаю игру, в которой вы потренируете способы, помогающие избегать давления и
оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.
Ролевая игра.
Участники объединяются в группы КО по 3 человека. Педагог раздаёт каждой группе
карточки с приёмами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по
очереди вытягивает карточки с одним из приёмов, читает его вслух. Затем предлагает соседу
справа, прочитать ответ. Каждому приёму предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.
Примеры предложения ПАВ и способы отказа:
Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдём лучше посмотрим;
Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).
Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;
Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.
Пойдём со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не
упрямься.
Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман;
Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
Хочешь выпить?
Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать, и совершают глупые поступки;
Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ.
Поблагодарите их за представление. Важно довести до участников понимания того, что давление
пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков
неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно
выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
- Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит ваше здоровье.
Энергизатор «Подарок»
Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передаёт соседу, стоящему справа свой подарок,
который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был
преподнесён. Повторяться нельзя.
Вывод: существует много эффективных способов говорить «НЕТ».
Заключение.
Авторами
большинства
материалов
о
борьбе
с
наркоманией
являются
начинающие
журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в
данной области.
К частым ошибкам, допускаемыми молодыми журналистами, можно
отнести следующие:
- непонимание сущности наркомании, сведение проблемы к вопросам «употреблять» или
«не употреблять»;
- создание «моральной паники» в обществе;
- отсутствие конкретных рекомендаций для решения проблемы.
В этой ситуации необходимы специальные знания, которыми может владеть медицинский
работник.
Среда наркоманов постоянно обновляется, поэтому тем, кто ведёт пропаганду против
наркомании, надо постоянно учиться, использовать в своих материалах новые данные,
чтобы правильно вести борьбу с этой проблемой.
Обучение
будущих
медицинских
работников
основам
профилактической
работы,
предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение
их
конкретными
психотерапевтическими
приемами
(ролевые
игры,
тренинги,
дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам
увлечений,
позволит
оградить
подрастающие
поколения
страны
от
наркотической
эпидемии.
Использованная литература.
Книга
Байковой
В.
Г.
«Наркомания
в
России:
состояние,
тенденции,
пути
преодоления» -
пособие для педагогов и родителей написана на базе большого конкретно-социального материала
и наблюдений педагогов и врачей-наркологов, посвятивших работе с наркоманами многие годы.В
ней обсуждается усложнение общей наркоситуации, методы лечения, причины и последствия
рецидивов наркомании, ее профилактика.
Книга Кэрола Фалковского «Опасные наркотики» - справочное руководство для специалистов и
родителей, где приводятся данные
о видах алкоголя, галлюциногенов, снотворных средств,
наркотиков,
в
том
числе
и
новейших,
об
их
воздействии
на
организм
и
последствиях
употребления.
Учебное пособие А.Ю. Егорова «Возрастная наркология» - содержит современные данные о
причинах распространения и механизмах возникновения зависимости от алкоголя и наркотиков.
Автор
подробно
останавливается
на
особенностях
химической
зависимости
у
подростков
и
проблемах созависимости.
Справочник практикующего врача «Наркология в вопросах и ответах», авторы Минко А.И,
Линский И.В. - вышел в серии «Медицина для вас». Он поможет не только врачам-наркологам,
психиатрам, студентам медвузов, но будет интересен педагогам и родителям. В нем приводятся
основные сведения об используемых в наркологии понятиях. Их в книге около пятисот.