Напоминание

Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 8)


Автор: Золотухина Марина Эдуардовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ Чехов-7
Населённый пункт: г.Чехов-7 Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 8)
Раздел: полное образование





Назад




Фамилия____________________________________

Имя_____________________________________________

Задание 8

Грамматические ошибки

1) Ошибки в употреблении падежной

формы существительного с предлогом

1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются

только с Д. п. (кому? чему?)

2. Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком?

чём?)

3. Предлоги В МЕРУ, В СИЛУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО

ЗАВЕРШЕНИИ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ+ Р.п. существительного.

4. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы.

Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

5. Антонимичные пары предлогов:

В – ИЗ (В деревню – ИЗ деревни, В Сибирь – ИЗ Сибири, В Москву – ИЗ Москвы)

НА – С (НА гору – С горы, НА Урал – С Урала, НА озеро – С озера)

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию

По окончании срока

По истечении срока

По прибытии поезда

По приезде

2. в город – из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.)

обстоятельств

благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

По окончанию срока

По истечению срока

По прибытию поезда

По приезду

2. с города

1

1) Ошибки в употреблении падежной

формы существительного с предлогом

Доказывать (что?) правоту

Избегать (чего?) опасности

Отчитаться (в чём?) в расходах

Поражаться (чему?) терпению

Привести пример (чего?) ошибки

Подвести итог (чему?) работе

Признаться (в чём?) в преступлении

Скучать, грустить (по ком?) по вас

Уделять внимание (чему?) мелочам

Указывать (на что?) на недостатки

Упрекать (в чём?) в жадности

Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына

Верить в победу – уверенность в победе

Вопрос о строительстве – проблемы со строительством

Извлекать доход из аренды – получать доход с аренды

Неосведомленность в проблеме – незнакомство с проблемой

Обидеться на недоверие – обидеть недоверием

Обращать внимание на здоровье – уделять внимание здоровью

Озабоченность делами – тревога о делах

Оплатить проезд – заплатить за проезд

Отзыв о сочинении – рецензия на сочинение

Отчитаться в своей работе – отвечать за свою работу

Плата за услугу – оплата услуги

Превосходство над ним – преимущество перед ним

Предостеречь от опасности – предупредить об опасности

Различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов

Удивляться терпению – удивлен терпением

Характерно для него – присуще ему

2

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением употребления

падежной формы существительного с

предлогом.

1)

Лётчик действовал согласно инструкций, полученных

от главного диспетчера аэропорта.

2)

По приезду в город мы остановились в маленькой

уютной гостинице.

3)

Вследствие

сильным

дождям

вода

в

реке

всё

прибывала.

4)

Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезду из

Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

5)

Согласно приказа вы должны явиться через полчаса.

6)

Ему предложили заплатить проезд.

7)

Нам

пришлось

обратиться

к

заведующему

поликлиники.

8)

Благодаря стараний опытного врача больной быстро

поправляется.

9)

На совете решено было, что по прибытию в Хабаровск

я обо всём доложу начальству.

10)

Вопреки прямых указаний министерства, выпуск

устаревших моделей продолжается.

11)

Мы с мамой специально приехали с деревни в

город за покупками.

3

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в употреблении падежной формы

существительного с предлогом, и исправьте их.

1)

Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался

установить деловые связи с местными чиновниками.

2)

Установить направление движения древних материковых

оледенений

можно

благодаря

изучению

состава

строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых

камней.

3)

Согласно

предания

Шамбала

уцелела

во

времена

Всемирного потопа.

4)

Я удачно справилась с заданием благодаря проделанной

дома работы.

5)

Дом, в котором мы жили первые годы по приезде в

Петербург, находился на набережной Красного канала.

6)

По прибытию в Барселону он первым делом осмотрел все

местные пляжи.

7)

Он твёрдо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет

праздник, вопреки несбывшихся желаний.

8)

Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своих

полезных свойств.

9)

По

окончанию

университета

Чехов

работал

врачом

в

Воскресенске, Звенигороде.

10)

Вопреки

первоначальным

планам,

экспедиция

затянулась на целых двадцать два дня.

4

Уровень 3

Назовите номера предложений, в которых

допущены ошибки в употреблении падежной

формы существительного с предлогом.

1) Собирая шкаф, я действовал согласно инструкций, но почему-то у меня всё

равно ничего путного не получалось: дверь висела косо, ящики никак не

хотели задвигаться.

2) По уходу доктора княгиня и Маруся свободно вздохнули: врач дал им

надежду.

3) Навстречу прибывшей делегации вышли люди в национальных костюмах;

они поклонились, каждый из почётных гостей отломил кусочек хрустящего

каравая, а затем всех членов делегации проводили в коридор.

4) На потёртой этикетке, приклеенной к флакончику, было написано, что «по

истечении срока годности продукт употреблять запрещено».

5) Благодаря совместных усилий как руководства, так и всех сотрудников, в

течение двух

лет молодой компании удалось выйти на международный

уровень.

6) Вера,

выбирая

свои

пути

наперекор

рассудка

и

даже

с

азартом

и

упрямством опрокидывая рассудочные преграды, идёт далее по избранным

ею путям, как если бы ехала по рельсам.

7) Сразу по прилёте из-за рубежа нашу группу отправили на медицинское

обследование, а в ожидании результатов множества анализов мы находились

в специальной палате, куда был запрещён вход всем, кроме медперсонала в

защитных костюмах.

8) Коллекционеров

Сотников

не

особо

жаловал,

хотя

и

понимал,

что

благодаря именно эту категорию людей имел в течение многих лет солидный

приработок, выступая в качестве уникального эксперта по изделиям «Дома

Сотникова», знаменитого ювелирного предприятия, основанного ещё в самом

конце восемнадцатого века.

9) Вопреки обычного многолетнего порядка, из-за реки по мостам, обтекая

собор,

на

площадь

стали

вливаться

бесчисленные

людские

массы,

заворачиваясь в крутые завитки и приподнимаясь у высокого основания

храма настигающими, захлёстывающими друг друга тугими валами.

10) Поклонники автоспорта даже придумали легенду, согласно которой своё

название, в переводе означающее «серебряный камень», это место получило

именно

благодаря

автодрому,

ставшему

одной

из

самых

больших

драгоценностей в сокровищнице британского автоспорта.

11) Профессор несколько раз в течение разговора упоминал о событиях,

произошедших с ним по возвращению на родину.

5

2) Нарушения в построении предложения

с несогласованным приложением

Несогласованное приложение – определение, выраженное

существительным, это название книги, журнала, фильма,

картины и т. д. Определяемое слово (от него задается

вопрос

к

приложению)

и

приложение

дают

разные

обозначения одного и того же предмета. Например, озеро

(какое?) БАЙКАЛ.

В предложении изменяется по падежам родовое слово,

а несогласованное приложение стоит в начальной форме и

не

изменяется:

в

романе

(П.п.)

«Война

и

мир»

(И.п.);

картину (В.п.) Левитана «Золотая осень» (И.п.), на станции

(П.п.) метро «Тверская» (И.п.).

Если родового слова в предложении нет, изменяется по

падежам само приложение: герои «Войны и мира» (Р.п.);

смотрю на «Золотую осень» (В.п.) Левитана, встретимся на

«Тверской» (П.п.).

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Мы встретились, отъехав от города Сочи

несколько километров.

В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук

прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно

сыграл Пьера Безухова.

Мы встретились, отъехав от города Сочей

несколько километров.

В кинофильме «Войне и мире» С.

Бондарчук прекрасно сыграл Пьера

Безухова.

6

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением построения

предложения с несогласованного приложения.

1)

Ребята

договорились,

что

после

занятий

они

встретятся

в

кинотеатре

«Зрителе»

и

смогут

наконец

познакомиться

не

только с труппой, но и с режиссёром.

2)

Я

ответил

жене,

что

задержался

в

магазине

«Подарках»,

потому что искал нечто такое, что могло бы по-настоящему

порадовать дочь.

3)

Перечисляя в романе «Бесах» темы русского спора в начале

очередной

оттепели,

Ф.М.Достоевский

упоминает

«уничтожение цензуры и буквы ъ».

4)

В магазине «Трубочисте», недавно открывшемся неподалёку

от моего дома, был огромный выбор товаров для дома и дачи,

и именно там

я смог

найти электрокамин, который давно

искал.

5)

В

журнале

«Юности»

была

впервые

опубликована

повесть

Б.Васильева «А зори здесь тихие».

6)

Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую

статью о новом созвездии, открытом учеными.

7)

Многие

из

тех,

кто

бывал

в

прекрасных

Тбилиси,

были

поражены красотой местных пейзажей.

8)

Приводя

примеры

истинной

любви,

многие

учащиеся

обращались к повести «Гранатовому браслету».

9)

В

энциклопедии

«Жизни

замечательных

людей»

много

интересных биографий.

10)

В «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин широко использует

фольклорные мотивы.

11)

Научные интересы А. М. Пешковского нашли воплощение

в

его

книгах

«Нашем

языке»,

«Синтаксисе

в

школе»,

«Школьной и научной грамматике».

7

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в употреблении несогласованного

приложения, и исправьте их.

1)

Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнят

описание Бородинского сражения.

2)

Все, кто пришёл на матч, остались довольны игрой нашей

футбольной команды «Химика».

3)

В

сентябрьском

номере

журнала

«Уюта»

можно

прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а

проживание в нём — экономичнее.

4)

В

программе

«Клуба

кинопутешественников»

рассказывают о необыкновенно интересных людях.

5)

Высота скульптуры «Рабочего и колхозницы» составляет

25 метров, а общий вес – около 185 тонн.

6)

Писатель Я.Голованов в «Этюды об учёных» увлекательно

рассказывает о жизни многих известных людей.

7)

В

учебнике

«Риторика»

много

внимания

уделяется

вопросам культуры речи.

8)

В

«Толковом

словаре

живого

великорусского

языка»

В. И.Даля

содержится

более

80

тысяч

слов,

ранее

не

записанные.

9)

В газете «Труде» опубликовали сенсационную статью.

10)

В

основе

сюжета

пьесы

«Власть

тьмы» —

история

нравственного

падения

и

последующего

покаяния

слабовольного крестьянина.

8

Уровень 3

Назовите номера предложений, в которых

допущены ошибки в употреблении

несогласованного приложения.

1) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

2) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические

судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и

само желание жить.

3) Следуя за А. С. Пушкиным, Ф. М. Достоевский показывает, что насколько

маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и

развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание»

тему «униженных и оскорблённых».

4)Человек,

задерганный

бесчеловечным

ритмом

современной

жизни,

огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.

5) В своём романе «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает

индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и

мировоззренческие основы его жизни.

6) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических

изменениях на уровне фонетики, грамматики.

7) Обращаясь к творчеству А. П. Чехова, осознаёшь, что до какой степени

лишён человеческого достоинства в его произведениях маленький человек,

оскудевший

духовно,

склонный

к

чинопочитанию,

неискренности

и

корыстолюбию.

8) Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей,

постоянно враждующим друг с другом.

9) Фильм

выдающегося

кинорежиссёра

Сергея

Эйзенштейна

посвящён

восстанию моряков на броненосце «Потёмкине» в 1905 году.

10) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» срывает с Молчалина маску

покорности и угодничества и показывает его истинное лицо.

11) Все, кто бывали в городе на Неве, конечно, видели памятник Пушкину на

фоне величественной колоннады Русского музея.

12) В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи

фамилии стали нарицательными.

13) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов.

14) Князь Андрей в романе «Войне и мире» в своем стремлении к духовному

совершенству совершает немало ошибок и осуждает себя за них гораздо

больше других.

9

3) Нарушения в построении предложения

с причастным оборотом

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола,

которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы

прилагательного (какой?

какая?

какое?

какие?): облака

(какие?) плывущие, дом (какой?) построенный.

Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Оно

отвечает

на

вопрос какой? и

обозначает признак

предмета,

при

этом

образовано от глагола и обозначает ещё и действие, поэтому его легко

можно заменить на глагольное сочетание:

листики

(какие?) желтеющие

листики,

которые

(что

делают?) желтеют

Причастие также можно узнать по особым суффиксам: -УЩ- (-ЮЩ-),

-АЩ- (-ЯЩ-), -ВШ-, -Ш-, -ЕМ- (-ОМ-), -ИМ-, -ЕНН- (-ЕН- у кратких причастий),

-НН- (-Н- у кратких причастий), -Т-: бегущий, поющий, дышащий, видящий,

горевший, пасший, решаемый, влекомый, зависимый, склеенный (склеен),

разрисованный (разрисована), покрытый.

Причастие

с

зависимыми

от

него

словами

образуют

причастный

оборот.

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в

роде, числе и падеже.

Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

Не должно быть замены действительного причастия на

страдательное.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Мы гордимся нашими

футболистами (Т.П.), победившими

(Т.П.) английскую команду

2. Оладьи, приготовленные мамой,

были необыкновенно вкусны.

3. Задание, выполняемое нами, не

вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими

футболистами (Т.П.), победивших

(Р.П.) английскую команду

2. Приготовленные оладьи мамой

были необыкновенно вкусны.

Задание, выполняющееся нами, не

вызывает особых затруднений.

10

Уровень 1

Выполните задания.

1.

Подчеркните причастия, укажите, от каких глаголов они образованы.

Обозначьте суффиксы причастий. Подберите к причастиям зависимые

слова.

Закрытый

балкон,

обеспокоенная

девушка,

испугавшегося

кролика,

музыка

включена,

звенящую

тишину,

застывшими

руками,

тетрадь

забыта, обдуваемой равнины.

2.

Найдите

в

предложениях

причастные

обороты.

Обозначьте

определяемое

слово,

к

которому

относится

причастный

оборот.

Обозначьте суффиксы причастий.

1) Комната, озаренная светом, была в северо-восточной части дома.

2) Искры, ярко пылающие, были похожи на звезды.

3) Из вагона вышли проводившие своих знакомых люди.

4) В небо поднимался улетающий в другую страну самолет.

5) Нас заинтересовал домик, расположенный на опушке леса.

6)

Развалины,

едва

различимые

при

свете

звезд,

встретили

нас

молчанием.

7) Кот, удивлённый случившимся, перестал есть.

8) У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

9) Проявленная мастером инициатива помогла быстро справиться с

аварией.

10) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией.

11

Уровень 2

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением построения

предложения с причастным оборотом.

1)

И две лучшие команды по итогам прошлого сезона полностью

оправдали возлагавшиеся ожидания на них, подарив зрителям

великолепный

матч,

ставшего

достойным

завершением

первой серии матчей чемпионата.

2)

Многие ценные предложения были учтены в подготовленной

энциклопедии к переизданию.

3)

Выпускники

высших

учебных

заведений

должны

быть

знающими профессионалами основы наук.

4)

Все благодарили садовника за распустившиеся пышные розы

утром на клумбах и называли его волшебником.

5)

На помощь пришли люди разных профессий, включившихся в

борьбу с нарушителями общественного порядка.

6)

Максимилиану

Волошину

принадлежит

ряд

статей,

опубликованные

в

газетах

под

общей

рубрикой

«Лики

творчества».

7)

Учитель литературы, любившей использовать для объяснения

ребятам каких-то жизненных истин метафоры, говорил, что

«всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том

месте,

где

раньше

рос

только

один,

заслуживает

высшей

похвалы».

8)

В

слове

«спасибо»,

ставшее

формулой

человеческих

взаимоотношений с незапамятных времён, выражается наше

пожелание добра хорошим людям.

9)

М. Горький в пьесе «На дне» показывает сломленных людей

жизнью и раскрывает их внутренний мир преимущественно из

разговоров.

10)

Роте было поручено уничтожить спрятавшихся фашистов

в окопах.

12

Уровень 3

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в употреблении причастного оборота, и

исправьте их.

1)

Мы

ходили

в

стаде

туристов

по

ярусам

знаменитого

на

весь

мир

древнегреческого

театра,

удивляясь,

как

хорошо

сохранился

его

полуциркульный

амфитеатр,

вырубленный

из

одного

гигантского

каменного монолита.

2)

Благодаря

периодическому

закону

Д.

Менделеева

появилась

возможность

объединить

в

строгую

систему

огромное

количество

фактов, относящиеся к химии и физике.

3)

Журналист беседовал с командой футболистов, принявшими участие в

чемпионате мира.

4)

Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших

на отдых.

5)

Я наблюдал за группой подошедших ребят к остановке, и заметил среди

них знакомую.

6)

Власти

решили

не

рисковать

и

не

использовать

такую

меру,

как

отстранение

губернатора

от

должности,

вызвавшую

бы

непредсказуемую реакцию.

7)

Режиссёр поставил фильм «Гараж», высмеивавший многие социальные

недостатки.

8)

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться

согласно установленной процедуре.

9)

Из-под повязанного платка по-монашески и светилось, и улыбалось

чистое юное доброе лицо.

10)

Горячо

любящего

родную

культуру

предстаёт

перед

нами

Д. С.Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

13

Уровень 4

Назовите номера предложений, в которых

допущены ошибки в употреблении причастного

оборота.

1) В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти

одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва».

2) Наша высокая культура, терпимость, стремление к добрососедству, забота

о семье вызывают уважение других наций.

3) Почувствовав счастье быть милосердным, человек вновь и вновь стремится

его пережить заново.

4) Вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.

5) В

романе-эпопее

Л. Н. Толстого

«Войне

и

мире»

более

двухсот

второстепенных персонажей.

6) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем

почувствовать себя детьми.

7) В

натюрморте

И. И. Машкова

«Снедь

московская»

изображены

возвышающиеся караваи на столе.

8) Размышляя над истоками творчества М. А. Булгакова, понимаешь, что в

какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М. Е. Салтыкова-

Щедрина, Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

9) Одной

из

первых

книг,

некогда

покорявших

моё

воображение

и

отнимавших у меня много ночей, была дешёвая лубочная книжка о рыцаре

Гуаке.

10) По рассказу А. П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм.

11) Я помню запах страниц, старинный шрифт со старинными буквами, на

первых порах мешавший мне бегло читать.

12) Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание

иностранцев.

13) Помню, я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках.

14) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский

патруль.

14

4) Нарушения в построении предложения

с деепричастным оборотом

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола,

которая обозначает добавочное действие по отношению к основному,

выраженному глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что

сделав?: отдыхал (что сделав?) выучив , идёт (что делая?) насвистывая.

Деепричастие сочетает в себе признаки глагола и наречия. Как и

наречие, деепричастие не изменяется.

Деепричастие также можно узнать по суффиксам: -В-, -ВШИ-, -ШИ-,

-А- (-Я-): играя, дыша, видя, сгорев, увидевши, принёсши.

Деепричастие с зависимыми от него словами образуют деепричастный

оборот.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает

подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным

сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное

сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным

лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если

в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено

кратким страдательным причастием.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Подъезжая к городу, я

почувствовал, что начался сильный

ветер.

2. Приехав в Москву, я загрустил.

3. Сдав экзамены, я поступил в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался

сильный ветер. (ветер не может

подъезжать к городу)

2. Приехав в Москву, мне стало

грустно.

3. Сдав экзамены, я был принят в вуз

(кем-то принят).

15

4) Нарушения в построении предложения

с деепричастным оборотом

16

Уровень 1

Выполните задания.

1.

Подчеркните

деепричастия,

укажите,

от

каких

глаголов

они

образованы.

Обозначьте

суффиксы

деепричастий.

Подберите

к

деепричастиям зависимые слова.

Закрытый, обеспокоен, испугавшись, включена, звеня, застыв, забыть,

обдуваемой, подпрыгивая, задумавшись.

2.

Найдите

в

предложениях

деепричастные

обороты.

Обозначьте

определяемое слово, к которому относится деепричастный оборот.

Обозначьте суффиксы деепричастий.

1) Озарив всё прощальным светом, солнце скрылось за горизонтом.

2) Искры, ярко пылая, рассыпались по степи.

3) Из вагона вышли, проводив своих знакомых, люди.

4) Поднимаясь в небо, самолёт как будто махнул нам крылом.

5) Расположившись на опушке леса, туристы развернули лагерь.

6)

Едва

различая

при

свете

звезд

развалины,

мы,

пораженные

открывшимся зрелищем, остановились.

7) Кот, удивлённый случившимся, перестал есть, вопросительно подняв

свою морду вверх.

8)

Гуляя

по

осеннему

лесу,

приятно

вдыхать

дурманящий

аромат

опавшей листвы.

9) Планируя предстоящий отпуск, тщательно рассчитываем семейный

бюджет.

10) Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими

воздух,

орлы

начали

стремительно

выписывать

в

раздольном

поднебесье огромные круги.

17

Уровень 2

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением построения

предложения с деепричастным оборотом.

1)

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

2)

Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

3)

Приехав в Москву, машина будет разгружена.

4)

Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась

печаль, но в то же время и надежда.

5)

Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем

избраннике.

6)

Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы

заново привыкнуть к реальному миру.

7)

Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой.

8)

Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные

лирические произведения.

9)

Заменив

собой

все

прежние

кредитные

учреждения,

был

издан указ об основании Государственного банка.

10)

Установив мировой рекорд высоты, сообщение о летчике

Федотове прошло по всем каналам.

18

Уровень 3

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в употреблении деепричастного

оборота, и исправьте их.

1)

Пересмотрев огромное количество шедевров кинематографа,

Ежевикин решил, что его призвание – режиссура.

2)

Читая интересную книгу, возникает непреодолимое желание

встретиться с главными героями.

3)

Зная все ответы на поставленные преподавателем вопросы, он

не смог сформулировать свои мысли правильно.

4)

Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу.

5)

Слушая музыку к драме «Маскарад», вальс звучал в моей душе.

6)

Женившись

на

Нине,

Арбенин

сознательно

порывает

с

прошлым.

7)

Прочитав

«Преступление

и

наказание»,

судьба

Сони

Мармеладовой поразила меня.

8)

Гринёв вспоминал, что жил недорослем, гоняя голубей и играя

в чехарду с дворовыми мальчишками.

9)

Описывая

драматическую

судьбу

народа

во

время

Гражданской

войны,

М.

Шолохов

умело

сочетает

документальную основу и художественный вымысел.

10)

Окончив

весной

Петербургскую

консерваторию,

Чайковского пригласили в число ее профессоров.

19

Уровень 4

Назовите номера предложений, в которых

допущены ошибки в употреблении

деепричастного оборота.

1)

В

исторических

картинах

1890-х

годов

Суриков

вновь

обращается

к

национальной

истории,

останавливаясь

на

событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство

и мощь русского народа.

2)

Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

3)

Изображенный

лесной

пейзаж

на

картине

не

отвлекает

зрителя от центральной фигуры Аленушки.

4)

Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка

печально сидит на большом валуне у лесного пруда.

5)

Работая

над

«Донскими

рассказами»,

Шолохов

решил

написать о том, как сложно складывалась судьба донского

казачества перед революцией 1917 года.

6)

Говоря об А.П. Чехове, мне нравятся его рассказы.

7)

Благодаря таланта Шолохова читатель становится участником

грозных событий.

8)

Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.

9)

Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».

10)

Сначала

приговорив

Достоевского

к

смертной

казни,

решение заменилось каторгой и поселением в Сибири.

11)

Скрытая

теплота

патриотизма,

разгоравшаяся

в

душе

каждого

воина,

и

общий

дух

войска

обусловили

победу

русских.

12)

По

приезду

на

Байкал

писатель

услышал

от

местных

жителей немало увлекательных легенд.

20

5) Нарушения в построении предложения

с однородными членами

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с

общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с

общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны

быть оба в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то

их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что

и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов

(Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не

то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части

таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными

членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только …, но и

если не…, то

как…, так и

хотя и …, но

не столько …, сколько

насколько …, настолько

21

5) Нарушения в построении предложения

с однородными членами

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Раскольников придумал (кого?

что? В.п.) свою теорию и

восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

2. Натянуть тетиву и выстрелить из

лука непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма)

и хорошо иллюстрированы

(крат.форма) или

Книги эти интересные (полн. форма)

и хорошо иллюстрированные (полн.

форма).

4. Толпы людей были повсюду: на

улицах, площадях, в скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в

произведениях русских классиков

(Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого

(Р.п.).

6. В пакете лежали сок и фрукты:

апельсины, бананы.

7. Можно утверждать, что

настроение было главным не только

для создателя стихотворения, но и

для читателей.

8. В Северной Африке мы

наблюдали много особенностей как

в природе, так и в людских нравах.

1. Раскольников придумал и

восхищается своей теорией. (глаголы

сочетаются с существительными в

разных падежах)

2. Натянуть и выстрелить из лука

непросто

3. Книги эти интересны (крат.форма)

и хорошо иллюстрированные (полн.

форма).

4. Толпы людей были повсюду: на

улицах, площадях, скверах.

5. Жизнь крестьян изображена в

произведениях русских классиков

(Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой

(И.п.).

6. В пакете лежали апельсины, сок,

бананы, фрукты.

7. Можно утверждать, что настроение

было не только главным для

создателя стихотворения, но и для

читателей.

8. В Северной Африке мы наблюдали

много особенностей как в природе, а

также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

22

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением построения

предложения с однородными членами.

1)

Мне

захотелось

узнать,

как

разводить

и

ухаживать

за

первоцветами в домашних условиях.

2)

В начале работы над произведением автор может по-разному

рассчитывать как ход событий, так и определять судьбы героев.

3)

Татьяна любила гадать и старинные предания.

4)

Нынешние

эскимосы

в

большинстве

своём

живут

в

домах

европейского типа и почти не охотятся не только на морского

зверя, а также на оленей.

5)

Грамоты не только получили призёры, но и активные участники

среди зрителей.

6)

В

эмиграции

Марина

Цветаева

часто

вспоминала

и

восхищалась поэзией Бориса Пастернака.

7)

Образованный человек как хорошо знает литературу, так и

историю.

8)

Студенты-дипломники

Веймарского

университета

создали

компьютерный

проектор,

который

показывает

как

кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

9)

Спортсмены узнали и подружились с жителями Ванкувера.

10)

Пиктограмма

представляет

собой

рисунок,

который

непосредственно изображает не только вещи, а события и

явления.

23

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в употреблении предложений с

однородными членами, и исправьте их.

1)

Человек должен быть не только добрым и отзывчивым, а также

справедливым и честным, хоть это и бывает сложно.

2)

В романе “Обломов” главным героем является не только Илья

Ильич, но и его лень.

3)

Прочитанная на досуге книга дает человеку не только новые

знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и

воспитывает душу.

4)

Ученые

выяснили,

что

не

только

люди,

но

и

животные

способны распознавать свое отражение в зеркале.

5)

Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе, то я

бы давно уже отправился в кругосветное путешествие.

6)

Он

любил

и

интересовался

искусством

с

самого

раннего

детства, поэтому был частым посетителем музея.

7)

На праздник пришли все учащиеся, преподаватели, родители и

дети.

8)

В

комедии

«Горе

от

ума»

Грибоедов

обличил

и

высмеял

чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных.

9)

Тема «маленького человека» поднимается в произведениях

русских классиков: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.

10)

Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим

полезным свойствам.

24

Уровень 3

Назовите номера предложений, в которых

допущены ошибки в употреблении однородных

членов. Какие ещё ошибки допущены?

1)

В романе А.С.Пушкина «Капитанской дочке» важное значение

имеет

образ

повествователя,

для

которого

важны

понятия

чести, достоинства, долга.

2)

Роте

было

поручено

уничтожить

спрятавшихся

фашистов

в

окопах.

3)

Сюжет поэмы «Руслана и Людмилы» типично сказочный.

4)

Описывая

драматическую

судьбу

народа

во

время

Гражданской войны, М. Шолохов умело не только сочетает

документальную основу, но и художественный вымысел.

5)

Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

6)

Мы помним и заботимся о своих ветеранах.

7)

Благодаря усилий матери уже с детства Карл и его братья и

сестры

приобщился

к

театру

и

участвовал

в

любительских

спектаклях.

8)

Изображенный

лесной

пейзаж

на

картине

не

отвлекает

зрителя от центральной фигуры Аленушки.

9)

Роман

не

только

имеет

познавательную

ценность,

но

и

большое историческое значение.

10)

По

прибытию

в

Мелихово

Чехов

активно

занялся

созданием библиотеки.

25

6) Нарушения связи между подлежащим и

сказуемым

26

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация

Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое

должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в

ед.ч.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. ООН объявила о решении вопроса по

грузино-осетинскому конфликту.

2. Кресло-качалка отремонтировано.

3. [Все, (кто интересуется театром), знают

имя Алексея Бахрушина].

1. ООН объявил о решении вопроса по

грузино-осетинскому конфликту.

2. Кресло-качалка отремонтирована.

3. [Все, (кто интересуются театром), знает

имя Алексея Бахрушина]

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество,

несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

если при данных словах нет зависимых слов.

Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

при неодушевлённых подлежащих.

Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

Если не подчеркивается активность действующих лиц.

Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность

действующих лиц.

Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь,

человечество)

Например: Народ выбрал своего правителя.

Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.

Например: Ночью на небе зажглось много звезд.

Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него:

никто, кое-кто и д.т.

Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением связи между

подлежащим и сказуемым.

27

1)

Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, лётчиком,

космонавтом, должен развивать свою зрительную память.

2)

Кто-то

из

москвичек-конькобежек

неудачно

выступили

на

соревнованиях.

3)

Шимпанзе сидело в клетке и злобно скалилось, показывая

жёлтые зубы.

4)

Все,

кто

смотрели

фильмы

Эльдара

Рязанова,

ценит

способность автора показывать маленькие подвиги маленьких

людей.

5)

В группу студентов, направленных на полевую практику, входят

сорок один человек.

6)

Пони из местного цирка по вечерам катало детей.

7)

Все, кто изучал биографию Пушкина, знает о необычайном

расцвете его творчества в осеннюю пору.

8)

Аудитория,

особенно

выступавшие

с

докладами,

одобрили

проект резолюции конференции.

9)

Все,

кто

учились

в

математическом

классе,

сдали

тест

на

отлично.

10)

Современная

молодежь

для

физического

самосовершенствования выбирают фитнес−центры по месту

жительства.

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в нарушении связи между

подлежащим и сказуемым, и исправьте их.

28

1)

Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становятся

примером для подражания.

2)

Никто из нас не приняли участия в розыгрыше лотереи.

3)

В конце XIX в. группа педагогов начали работу по подготовке

реформы школьного математического образования.

4)

Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ

произведения и обосновали свою точку зрения.

5)

Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становится

примером для подражания.

6)

Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью.

7)

Те,

кто

прошёл

курс

лечения

в

санатории,

чувствуют

себя

хорошо.

8)

Все,

кто

сегодня

пришел

на

встречу

с

писателем,

остался

доволен интересной беседой.

9)

По территории парка, ставшей теперь частью заповедника,

гуляло фламинго.

10)

Те, кто посетили авиасалон фотовыставку «Карусель», не

остались равнодушными.

Уровень 3

Назовите номера предложений, в которых

допущены ошибки в употреблении однородных

членов. Какие ещё ошибки допущены?

29

1)

Важным

ключом

к

раскрытию

смысла

романа

является

и

авторская

ирония,

раскрывающую

не

только

характеры

основных персонажей, но и идейную нагрузку романа.

2)

В

романе

«Мастере

и

Маргарите»

изображён

человек,

не

отдавший свой талант в услужение Системе.

3)

Те, кто уверен во власти человека, не может поручиться за

завтрашний день.

4)

Поток машин, орудий и повозок с грохотом катились по узкому

мосту.

5)

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерти поэта» говорится

о трагической гибели на дуэли А. С. Пушкина.

6)

Хирург Сергеева прооперировал больного.

7)

Собираясь делать заготовки на зиму, многочисленные ёмкости

были

тщательно

вымыты

и

простерилизованы,

закуплены

специи, соль — словом, всё было готово.

8)

Я

с

невольным

восхищением

наблюдаю

и

завидую

танцующим.

9)

Все,

кто

читал

повесть

А. С. Пушкина

«Капитанская

дочка»,

сочувствует главным героям.

10)

Никто, даже отличники, не смогли решить олимпиадные

задания.

7) Нарушения в построении сложного

предложения

30

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность

восприятия смысла предложения.

Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого

зависит.

2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью

частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что

здесь лишний.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. [В письме говорилось], (что в

город, (которым управляет

Сквозник -Дмухановский), едет

ревизор).

2. Перед дуэлью Печорин любуется

природой, а Вернер спрашивает,

(написал ли он своё завещание).

1. [В письме говорилось], (что в город

едет ревизор), (которым управляет

Сквозник – Дмухановский) (при таком

построении предложения создаётся

впечатление, что Сквозник-

Дмухановский управляет ревизором, а

не городом)

2. Перед дуэлью Печорин любуется

природой, а Вернер спрашивает, (что

написал ли он своё завещание).

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением построения сложного

предложения.

31

1)

Продавец

разъяснил

о

том,

что

покупатель

не

прочитал

инструкцию и испортил телефон.

2)

Хачатуряну

была

заказана

музыка

к

драме

«Маскарад»,

который

успел

проявить

себя

как

яркий

театральный

композитор, прекрасно чувствующий сцену.

3)

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

4)

Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать

пароходы из стекла.

5)

Когда я закончил читать эту книгу, то я понял то, что у автора

глубокий смысл.

6)

Большинство учеников, которые добросовестно готовились к

экзаменам,

которые

оказались

непростыми,

вскоре

стали

студентами престижных вузов.

7)

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка

оборвалась.

8)

Мы волновались за то, что опоздаем на урок.

9)

Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.

10)

Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой надо

будет следить.

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в построения сложного предложения, и

исправьте их. Исправьте остальные ошибки.

32

8) Нарушения в построении предложений с

косвенной речью

33

В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу

чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь.

Предложения

с

косвенной

речью

представляют

собой

сложноподчиненные

предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые

соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что,

какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в

глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том,

как живут наловленные мною птицы.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего,

а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они

передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы

и интонации.

Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».

Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши

маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно

спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»

Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»

Предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы

меняются.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое

внимание

нужно

обращать

на

правильное

употребление

личных

и

притяжательных

местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем

чужие слова от своего имени.

Предложение с прямой

речью

Верно оформленная косвенная

речь

Неверно оформленная

косвенная речь

Отец сказал: «Я вернусь

поздно».

Отец сказал, что он вернётся

поздно.

Отец сказал, что я вернусь

поздно.

Мы спросили:

«А ты откуда приехал?»

Мы спросили,

откуда он приехал.

Мы спросили, «откуда ты

приехал».

Дети закричали: «Мы не

виноваты!»

Дети закричали, что они не

виноваты.

Дети закричали, что «мы

не виноваты».

О б р ащ ае м вни м ани е н а т о , что обнаружить ошибку могут помочь кавычки, но

только на них ориентироваться нельзя, так как кавычки стоят и при приложении, и в

предложениях с цитатами без ошибок, и не во всех заданиях.

8) Нарушения в построении предложений с

косвенной речью

34

а) Если прямая речь – повествовательное предложение,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил

просьбу. Местоимение заменено!

б) Если прямая речь – вопросительное предложение,

то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные

местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный

знак после косвенного вопроса не ставится.

«Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель

спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!

в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные

местоимения, наречия, частицы,

при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли.

«Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с

нетерпением, исправляем ли мы текст. Местоимение заменено!

г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,

то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом чтобы.

Отец закричал сыну: «Вернись!» - Отец закричал сыну, чтобы он вернулся. Местоимение

добавлено!

д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения

(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в

прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются.

«Иван

Петрович,

составьте

смету

на

следующий

квартал», —

попросил

главного

бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил

смету на следующий квартал.

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением построения

предложения с косвенной речью.

35

1)

Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне

понадобится ещё немного времени.

2)

Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не

могу вам помочь.

3)

Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему

языку».

4)

А. С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со

мною».

5)

М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим

чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».

6)

Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить - не наше дело,

сперва надо место расчистить.

7)

И сказала Баба Яга, что «Я давно русского духу не слыхала, а тут

ты ко мне сам пришёл».

8)

Художник Александр Дейнека говорил, что «я люблю спорт».

9)

Чичиков говорил, что «я давненько не брал в руки шашек».

10)

Тоня

торжественно

пообещала,

что

я

тебя

никому

не

выдам!

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в построении предложения с косвенной

речью, и исправьте их. Исправьте остальные

ошибки.

36

1)

Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание.

2)

По окончанию университета выпускник может преподавать

математику

в

школе

или

работать

в

одном

из

научно-

исследовательских институтов.

3)

Толстой-публицист не только приобрел огромную известность

в России, но и во всем мире.

4)

Ему казалось то, что ещё не всё потеряно и что успеть в срок

возможно.

5)

Многие ценные предложения были учтены в подготовленной

энциклопедии к переизданию.

6)

В ответ на просьбу мы услышали, что «я не привыкла уступать».

7)

Благодаря

применения

резервирующих

составов

растекаемость краски по полотну ограничивается.

8)

Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем

вы сейчас работаете.

9)

Современники

А. С. Пушкина

гордились

и

любили

его

творения.

10)

Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада

пригласить всех вас в гости в субботу.

9) Нарушения видо-временной

соотнесенности глагольных форм

37

Все формы глагола имеют категорию ВИДА:

-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;

-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.

Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:

-настоящее (у всех форм);

-будущее (только у глаголов);

-прошедшее (у всех форм).

Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь то два

сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они

в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и

виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видо-временной

соотнесённости или рассогласовании времён.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Сестра прочитала книгу и

пересказала ее брату.

Сестра читает книгу и пересказала ее

брату.

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением видо-временной

соотнесенности глагольных форм.

38

1)

На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет

дальше.

2)

Когда Печорин видит Бэлу, он захотел её украсть.

3)

Надо побыстрее сдавать экзамены и поступить в институт.

4)

Надо помогать талантливым ученикам развиваться и проявить

свои способности.

5)

Раскольников после убийства старухи-процентщицы приходит

в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.

6)

Знание

жизни

помогло

герою

преодолевать

превратности

судьбы.

7)

Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные

конкурсы,

во

время

которых

делились

друг

с

другом

накопленным опытом работы.

8)

И. С. Тургенев

подвергает

Базарова

самому

сложному

испытанию

«испытанию

любовью»

и

этим

раскрыл

истинную сущность своего героя.

9)

Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.

10)

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в видо-временной соотнесенности

глагольных форм, и исправьте их. Исправьте

остальные ошибки.

39

1)

Снег шёл не переставая и неожиданно заканчивается.

2)

Максим Максимыч упрекает Печорина в том, что почему он

охладел к Бэле.

3)

В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на

самой вершине живописного холма.

4)

Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

5)

Все, кто присутствовал на заседании Учёного совета, убедился

в обоснованности отклонения диссертации.

6)

Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

7)

Жуковский

принял

деятельное

участие

в

смягчении

участи

декабристов, помогает их жёнам.

8)

Благодаря газеты мы узнали о возобновлении теплоходного

маршрута к «Северным островам».

9)

Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня

обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».

10)

Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то,

что у меня напряжённый график работы.

10) Нарушения в употреблении имён

числительных

40

Собирательные

числительные

двое

,

трое

,

четверо

,

пятеро

,

шестеро

,

семеро

,

восьмеро

,

девятеро

,

десятеро

сочетаются

только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц

МУЖСКОГО пола: четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое

сирот;

2) с названиями детёнышей животных: пятеро котят, двое щенят, трое

медвежат;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или

обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое

брюк;

5) с личными местоимениями: Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как

имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими.

Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в

приёмной

Собирательные

числительные

ОБА

и

ОБЕ

имеют

в

отличие

от

других

собирательных

числительных

РОД

.

Числительное ОБА употребляются со словами мужского и среднего рода: оба

товарища, оба села, оба случая

Числительное ОБЕ употребляются со словами женского рода: обе подруги, обе

семьи.

Эти числительные склоняются, то есть изменяются по падежам:

Родительный падеж: обоих мальчиков, но обеих девочек;

Дательный падеж: обоим мальчикам, но обеим девочкам;

Творительный падеж: обоими мальчиками, но обеими девочками.

По числам не изменяются

Простые

числительные

два

,

три

и

четыре

в

именительном

и

винительном

падежах

сочетаются

только

существительными

в

единственном

числе

.

Поэтому грубой грамматической ошибкой будет их употребление с

существительными, не имеющими формы единственного числа, например, с

такими: брюки, весы, ворота, качели, грабли, клещи, вилы, ножницы, носилки,

часы, перила, счёты, шорты, щипцы, плоскогубцы, очки, каникулы, бега, выборы,

переговоры; похороны, смотрины; заморозки, сумерки.

Эти

числительные

имеют

всего

две

формы

при

изменении

по

падежам

.

В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского

и ср. рода: полтора дня, полтора стакана; ПОЛТОРЫ для женского: полторы

недели, полторы секунды; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во

множественном числе:не более полутора литров, в течение полутора минут, в

полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет

форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во

множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного

центра

Уровень 1

Исправьте во всех предложениях ошибки,

связанные с нарушением в употреблении

числительного.

41

1)

К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из

которых я вырос буквально за два месяца.

2)

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

3)

Он прочитал не более полтораста страниц.

4)

Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

5)

По обоим сторонам дороги росли липы.

6)

Солдаты, верные своему воинскому долгу, провели в степи без

еды и воды четыре суток.

7)

Пятерым медицинским сестрам для работы в новых условиях

необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

8)

Между

пятидесятью

участниками

форума

молодых

предпринимателей

вскоре

установились

непринуждённые,

почти дружеские отношения.

9)

Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то

шумно спорили на крыльце «Дома торговли».

10)

В группу студентов, направленных на полевую практику,

входят сорок двое человек.

Уровень 2

Найдите предложения, в которых допущены

ошибки в употреблении числительного, и

исправьте их. Исправьте остальные ошибки.

42

1)

Картину «Девочку с персиками» живописец Серов писал в

течение года.

2)

А. И. Куприн не хотел смириться с пошлыми, практическими

взглядами на любовь и брак и пишет рассказ «Гранатовый

браслет» о настоящей любви.

3)

Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на

то, что кто-то уже опередил нас.

4)

Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот.

5)

Щенок, гоняясь за бабочкой, забрался в чащу, но от испуга

начинает скулить, а потом смешно попятился, хватаясь зубами

за сучья и рыча на них.

6)

Построенный дом ещё моим прадедом был самым дорогим

моему

сердцу

местом,

ведь

там,

вопреки

времени,

всё

продолжало быть таким, каким я это видел в детстве.

7)

Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать

экзамен.

8)

Я долго стоял перед этим старым портретом, а изображённая

девушка на нём с укором смотрела на меня, будто говоря, что

я не тем занят, не тем живу, не о том думаю.

9)

Найденную в библиотеке редкую книгу Наташа начала читать

сразу по возвращению домой и не выходила из комнаты, пока

не дочитала её.

10)

Обе

маленьких,

беззащитных

котёнка,

сидели,

дрожа

всеми своими крохотными тельцами, несмотря на то, что их

поместили в самое тёплое место в квартире.



В раздел образования