Автор: Хохлова Ольга Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Берсеневская СОШ"
Населённый пункт: Лямбирского муниципального района
Наименование материала: статья
Тема: "Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом в образовательной организации"
Раздел: среднее образование
Наставничество как эффективная форма работы с молодым педагогом
в образовательной организации
Становление педагога – это достаточно сложный и кропотливый
процесс, который требует постоянной работы над собой. Современное
общество с его открытиями, инновациями и движением вперед требует от
педагога постоянного профессионального роста, работы над собой и
самоотдачи. Все эти качества приобретаются с опытом и годами.
Начинающий педагог нуждается в постоянной помощи более опытного
педагога, который станет для него наставником. Работа с молодыми
специалистами – это одно из приоритетных направлений в деятельности
любого образовательного учреждения.
На сегодняшний день именно наставничество заслуживает самого
пристального внимания, так как оно отражает жизненную необходимость
молодого
педагога
получить
поддержку,
а
также
практическую
и
теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество является одной из нaиболее эффективных форм
профессиональной
адаптации
молодых
специалистов,
которая
способствует
повышению
их
профессиональной
компетентности
и
закреплению в образовательном учреждении. Термин «наставничество»
пришёл из греческой мифологии. Он происходит от имени Ментор. Так
звали наставника Телемaха, сына Одиссея. С этого времени появился
термин «ментор» или «наставник», который переводится как мудрый
советчик,
пользующийся
всеобщим
доверием,
а
наставничество
соотносится с мудрым человеком, часто являющимся образцом для
подражания, и который обладает способностью направить, научить.
Основная цель работы наставника с молодым педагогом заключается
в развитии личности, которая обладает качествами, соответствующими
требованиям, и которая способна успешно решать педагогические задачи,
включая высокий профессиональный уровень.
Выделяют следующие наиболее эффективные формы работы с
молодыми педагогами:
проведение уроков для молодого педагога;
посещение уроков молодого педагога, с последующим их анализом;
оказание
помощи
в
создании
календарно
–
тематического
планирования в конструкторе рабочих программ по новым ФГОС;
консультация по заполнению электронного журнала;
совместное посещение уроков других учителей с их последующим
анализом;
ознакомление с новинками методической литературы;
консультации по проведению родительских собраний, классных
часов, подготовке материалов к семинарам и конкурсам различного уровня.
Организация наставничества в рамках повышения профессиональной
компетентности молодого педагога носит поэтапный характер. Она
включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных
компонентов деятельности, которые необходимы начинающему педагогу.
На этапе адаптации идет определение обязанностей и полномочий
молодого педагога, выявление недостатков в его умениях и навыках,
разработка программы адаптации. Наставник проводит диагностику
подопечного, чтобы определить актуальный объем знаний и умений,
вырабатывает программу наставничества и разъясняет педагогу его права и
обязанности.
На
основном
этапе
идет
реализация
программы
адаптации,
корректировка
профессиональных
умений
молодого
специалиста
и
составление
его
собственной
программы
профессионального
роста.
Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план на определенный
период, включающий в себя конкретное содержание, сроки исполнения и
форму работы.
Контрольно-оценочный
этап
предполагает
работу
с
молодым
педагогом, анализ проделанной работы, выявление ошибок и недочетов,
постановку задач по их устранению, определение уровня готовности
молодого
педагога
к
самостоятельному
выполнению
своих
функциональных
обязанностей.
Наставник
контролирует
работу
подопечного, высказывает замечания, обращая внимание на ошибки и
неточности в работе. В течение всего учебного года педагог-наставник
разрабатывает программу занятий, цель которых - развитие эмоциональной
устойчивости и активизация интереса молодых специалистов к своей
работе.
Данные
занятия
повышают
уровень
самосознания
профессионального «Я», подготавливают к напряженным ситуациям в
педагогической деятельности, позволяют увидеть собственные недостатки
и стремиться к самосовершенствованию. Для решения поставленных задач
на этих занятиях используются следующие активные формы работы:
деловая игра, упражнения на формирование определенных качеств,
групповые рисунки, коллективные обсуждения, рефлексия и др. На данных
занятиях важно увидеть достижения молодого специалиста, нежели его
ошибки и неудачи. На протяжении всего учебного года молодой
специалист может обращаться к наставнику за любой методической
помощью, при возникновении затруднений в работе с документацией, при
работе с родителями и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что организация наставничества
является
эффективным
и
результативным
способом
повышения
компетентности
молодых
учителей.
Молодой
педагог
получает
от
наставника определённый набор знаний, развивает навыки и умения,
повышает свой профессиональный уровень и способности. Обучая и
помогая молодому учителю, учитель-наставник также развивает и свои
профессиональные качества. Не зря один из выдающихся французских
писателей и философов Мишель Монтень говорил: «Чтобы научить
другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому».
Литература
1.
Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной
школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета,
2018 - 140 с.
2.
Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Эволюция в системе наставничества
в педагогической практике. Академия, 2018 - 284 с.
3.
Чернявская
А.П.,
Данилова
Л.Н.
Роль
педагога-наставника
в
адаптации молодого учителя: Ярославский педагогический вестник
№4 (109), 2019 - 672 с.