Автор: Пархоменко Маргарита Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» для детей 3-4 лет.
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» для детей 3-4 лет.
НОД проводится совместно с родителями
Тема осваиваемой социокультурной категории - ПЕСНЯ
Тема НОД: «Ласковая песня».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие + познавательное развитие + речевое развитие + художественно-
эстетическое развитие + психофизическое развитие
Цель для педагога: дать детям первоначальное представление о
социокультурной категории ПЕСНЯ; дать родителям представление о
значимости « колыбельной песни».
Задачи для педагога:
-создание условий по освоению детьми правил поведения в ресурсном круге;
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие у детей способности слышать ласковую песню, чувствовать
доброе отношение родных и близких людей;
-создание условий для развития у детей мотивации использовать в играх с
куклами колыбельные песни.
- воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку —
матери;
-воспитание чувства прекрасного через слушание и исполнение ласковой
песни.
- мотивировать родителей на пение колыбельных песен детям, на
совместную деятельность с ребенком и воспитателем;
Цель для родителей: помочь прочувствовать детям первоначальную
социокультурную категорию ПЕСНЯ
Задачи для родителей:
-узнать о значении колыбельных песен и применять их в быту
- способствовать гармонизации детско-взрослых отношений
Цель для детей: первоначальное прочувствованное восприятие
социокультурной категории ПЕСНЯ.
Задачи для детей:
- развитие умения слушать друг друга;
- развитие доверия к родителям, бабушкам и дедушкам, к воспитателю,
формирование ощущения собственной значимости.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие
художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-
художественная, двигательная
Формы организации: подгрупповая, 8-10 человек (совместная деятельность
взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная
художественная
речевая
деятельность
(чтение
фольклорных
текстов
наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра.
Музыкально-ритмические
движения.
Разговор
в
ресурсном
круге.
Рассматривание иллюстраций на тему «Мать и дитя». Художественно-
творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома
«Ласковая песня».
Оборудование: колыбель с куклой ; книга для развития детей 3-4 лет
«Доброе слово»; иллюстрации на тему «Мать и дитя» «Колыбель».
Предварительная работа:
- организация и проведение беседы с родителями на тему «Колыбельная
песня»;
- знакомство детей с третьей частью книги для развития «Доброе слово»;
-пение детям колыбельных песен из книги «Доброе слово» и других
источников;
- заучивание детьми колыбельных песен;
- введение групповой традиции пения колыбельных песен детям во время
укладывания на дневной сон;
- рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца на
сон;
- игровая деятельность: «Назови имя куклы», «Уложим куклу Таню спать» и
др.;
- разговоры-беседы с детьми на темы: «Какие колыбельные песни поют вам
мамы?»
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.
Цель:
создать
интерес
к
содержанию
предстоящей
деятельности;
актуализировать имеющийся социокультурный опыт детей.
Организационный момент
Тихо звучит колыбельная песня.
Педагог:
-Добрый вечер, уважаемые родители и дети!
Как я рада видеть ваши светлые глаза и радостные лица,
слышать ваши весёлые голоса, чувствовать доброту ваших сердец.
-Какие вы все сегодня красивые, нарядные! Давайте, улыбнёмся
друг другу, и на душе у нас станет ещё веселее. А теперь возьмёмся все
за руки и передадим друг другу тепло наших сердец, называя свое
имя ласково. (Дети и родители называют свое ласковое имя).
- Кто знает, какая мелодия сейчас звучит?
- Почему вы так решили? (отвечают дети или родители)
- Сегодня мы с вами поговорим о колыбельной песне и её значении в
нашей жизни.
Колыбельная песня – это самая первая песня мамы, которую она
сердцем поёт своему малышу. В ней передаётся материнская забота,
любовь и надежда, она рождает покой и умиротворение. Колыбельная
песня дарит малышу чувство тепла и нежности, единения с мамой и
защищённости.
Обращение к детям
- Дети, каждого из вас вечером мама укладывает спать и поет свою
колыбельную песню. Вы слышите нежный мамин голос, видите ее
теплую улыбку и чувствуете, как вас мама любит. Вам становится так
хорошо, так сладко, что вы засыпаете. Так было всегда, и в старину и
сейчас.
Обращение ко всем.
- Узнаем, как было это раньше.
Предложить детям и родителям сесть в полукруг.
Педагог обращает внимание присутствующих на мультимедийную
презентацию «История русской колыбельной» и ведёт совместный
разговор с родителями и детьми о детских колыбелях прошлого и
настоящего, о колыбельных песнях.
Обобщить ответы детей:
- Все мамы, «крепко вас любят, нежно голубят, не смыкая ночи
глаз, все заботятся о вас, колыбель вашу качают, песней забавляют».
Разговор в круге.
- Дети, расскажите нам про свою маму, какая она у вас? (Ответы
детей в круге по желанию).
Обобщить ответы детей:
- Спасибо, дети, за разговор. Мы узнали, что ваши мамы добрые,
ласковые, нежные, красивые, любимые. А еще, как вы уже говорили,
они знают много песен, которые поют вам на ночь. Послушаем
некоторые из них.
Прослушивание русских колыбельных песен в исполнении
Валентины Рябковой «А котики серые…», «У кота ли у кота…»,
«Песню вьюга поет…»
-Какие красивые, мелодичные песни! Сразу становится тепло и уютно,
как в колыбели у мамы.
2. Вторая часть (совместная деятельность).
Ресурсный круг «Колыбельная песня»
Этапы работы:
1.Подготовительный этап.
Цель:
создание благоприятной психологически комфортной обстановки
(атмосферы доверия) при помощи рассаживания
детей и родителей
свободным кругом.
В центре ресурсного круга стоит колыбелька с куклой.
- Ребята, у нас Танюша не может уснуть.
-Как вы думаете, чем ей можно помочь? (дети отвечают, что нужно ей спеть
колыбельную)
Педагог берёт в руки куклу и обращается к детям с вопросом: «А вы хотите
укачать нашу Танюшу и спеть ей колыбельную песенку?»
2. Основной этап
Цель:
практически применить и передать друг другу опыт пения
колыбельной и укачивания малыша.
Педагог первым поёт колыбельную песню
Баю-баю –баю-бай
Ты собачка не лай
Белолоба не скули
Мою Таню не буди.
и передаёт игрушку ребёнку, сидящему слева от него.
Напомнить детям о том, как много разных колыбельных песен они
выучили вместе с родителями.
Дети по очереди, слева направо, поют свою колыбельную песню и
качают куклу. Если ребенок затрудняется, помогает спеть родитель, а
ребенок повторит. В результате - кукла «засыпает».
- Какие молодцы, спать Танюшу уложили! Ей стало хорошо, спокойно
от ваших песен и она уснула.
«Колыбельная – это ласковая песня мамы. Мама поет и надеется, что ее
малыш будет крепко и спокойно спать, потом он вырастет сильным,
умным и добрым! Очень важно нам всем научиться петь эти добрые
песни».
3. Третья часть НОД. Заключительный этап ресурсного круга.
Цель: получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов
занятия в соответствии с поставленными целями.
Рефлексия.
Педагог:
-Ребята, кому стало так же хорошо и спокойно как у мамы в
колыбельке выберете веселый месяц, кому еще не совсем
спокойно – грустную звездочку.
Итог занятия.
-Какие мы сегодня слушали и пели песни?
-Для чего они нужны?
Педагог:
- Дорогие дети! Сегодня, когда вы придете домой, спойте свою
колыбельную песенку маме, она запишет ее на странице книги «Доброе
слово» там, где нарисована колыбелька с младенцем (стр. 27). В вашей
книге появится еще одна ласковая песня. Спойте колыбельную своей
любимой кукле, она рядом с вами будет тоже спокойно спать.
После пригласить родителей и детей за столы для совместной
творческой деятельности по созданию аппликации «Спи младенец мой
прекрасный». При желании можно устроит выставку работ.
Используемая литература:
1. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоковедение. – 2-е изд., доп. – М.:
Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – 102с.
2. Кузьмин, И.А, Cильвестрова Л.П. Истоковедение.Том 5. Издание 5-е,
дополненное. -М.: Издательский дом Истоки, 2014.-224с.
3. Кузьмин И.А., Cильвестрова Л.П., Истоковедение.Том 11.-М.:
Издательский дом Истоки,2015.-320с.
4. Кузьмин, И.А, Cильвестрова Л.П. Истоковедение.Том 15.-М.:
Издательский дом Истоки,2015.-160с.