Автор: Пархоменко Маргарита Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа обучения детей игре в шахматы "Белая ладья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №71 «Радость»
Программа дополнительной образовательной услуги
«Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы»
«Белая ладья»
г. Нижневартовск, 2021 г.
Содержание
1.
Паспорт программы
3
2.
Пояснительная записка
5
2.1.
Характеристика
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста
6
3.
Цели и задачи
9
4.
Планируемые результаты
9
5.
Объем образовательной нагрузки
9
6.
Содержание программы
10
7.
Организационно-педагогические условия
10
7.1.
Учебно-тематический план
10
7.2.
Расписание занятий
21
8.
Материально - техническое обеспечение
21
9.
Календарный учебный график
22
10.
Система
мониторинга
достижений
детьми
планируемых
результатов освоения дополнительной программы
25
11.
Литература
27
1.
Паспорт Программы
Наименование
программы
Программа дополнительной платной образовательной услуги
«Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы»
«Шахматы»
Основания для
разработки
-
Федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
-
«Санитарно
–
эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций», утвержденные
2
постановлением
Главного
государственного
врача
Российской федерации от 15 мая 2013 года №26;
- Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
-Постановление
Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 09.10.2013 №413-п «О
государственной
программе
Ханты
-
Мансийского
автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-
Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и
на период до 2030 годы».
- Постановление Администрации города Нижневартовска
Ханты-Мансийского
автономного
округа
-
Югры
от
03.02.2014
№157
«Об
утверждении
Положения
о
формировании, рассмотрении и установлении тарифов на
услуги
и
работы,
предоставляемые
и
выполняемые
муниципальными
автономными
учреждениями
и
муниципальными предприятиями г. Нижневартовска.
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. №1441
«Об
утверждении
Правил
оказания
платных
образовательных услуг»
- Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость».
Заказчик
программы
Родители (законные представители) воспитанников
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Цель
программы
Развитие
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.
Задачи
программы
1. Знакомить с шахматными терминами, названиями фигур.
2. Знакомить с правилами хода фигур и их взятия.
3. Развивать умение ориентироваться на шахматной доске,
правильно расставлять фигуры перед игрой.
4. Учить решать элементарные шахматные задачи в один
ход.
5.
Воспитывать
уважение
к
сопернику,
дисциплинированность и усидчивость.
Срок
реализации
2021 – 2022 учебный год
Ожидаемые
конечные
результаты
1.Дети знают шахматные термины, названия фигур.
2. Знают и соблюдают правила хода фигур и взятия фигур.
3.
Ориентируются
на
шахматной
доске;
правильно
расставляют фигуры перед игрой.
4.Решают элементарные шахматные задачи в один ход.
5. Проявляют выдержку дисциплинированность, уважение к
3
сопернику.
Система
контроля
Педагогическая диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь);
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х бальной
системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
2. Пояснительная записка
Современные родители все чаще задаются вопросом, чем и как занять
ребенка, в какой «кружок» отдать, чтоб была польза для ума и для здоровья?
Мы стремимся вырастить детей такими, чтоб в самостоятельной жизни они
стали успешными, умели преодолевать трудности, достигать поставленной
цели. Но как привить ребёнку тягу к творчеству и самостоятельному
мышлению? В разных семьях этот вопрос решается по-разному. Кто-то
определяет ребенка на фигурное катание, кто в школу тенниса, на хоккей,
4
футбол, в технические кружки детского творчества. Один из лучших способов –
научить его игре в шахматы!
Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и
трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования
волевых качеств. Обучение игре в шахматы не самоцель, а способ, который
позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал,
заложенный в игре на развитие ребенка. Занятия шахматами способствуют
гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе
занятия
шахматами
развивается
логическое
и интуитивное
мышление,
долговременная
и оперативная
память,
совершенствуется
способность
к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления,
способности к выбору решения (хода).
Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но,
безусловно, на уровне, доступном для ребёнка. Л. Выготский указывал, что
обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.
Шахматы для ребёнка – это увлекательная игра, в которой надо не просто
победить, но и обосновать свою победу.
С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан
(ребенка)
в
МАДОУ
г.
Нижневартовска
ДС
№71
«Радость»
разработана дополнительная программа «Белая ладья» по обучению детей
старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Программа составлена на основе методического пособия И. Г. Сухина
«Шахматы первый год, или Учусь и учу» и учебно – методического комплекса
«Шахматы первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны».
2.1. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
(5 – 6 лет)
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития
организма ребенка.
5
Возникает
и
совершенствуется умение
планировать
свои
действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от
простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и
способах ее достижения.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением
обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и
устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет является умение оперировать в уме представлениями о
предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между
предметами
и
событиями.
Понимание
некоторых
зависимостей
между
явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству
вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что
влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?,
почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего
рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый
невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях
дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по
отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения
со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На шестом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут
пересказывать
небольшие
литературные
произведения,
рассказывать
об
игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшими новообразованиями данного возраста являются: завершение
в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за
пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь
представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и
компетентной
информации.
Общение
носит внеситуативно
-
деловой
характер. Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.
(6 – 7 лет)
6
Мотивационная сфера старших дошкольников расширяется за счёт
развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные
(побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает
регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С
развитием
морально-нравственных
представлений
напрямую
связана
и
возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает
чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и
смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая
самооценка
детей
представляет
собой
глобальное,
положительное
недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного
возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной
стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции
глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более
сдержанны
и
избирательны
в
эмоциональных
проявлениях.
К
концу
дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные
представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения
- ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо
себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что
полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря
таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится
менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей
других людей.
Ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой
здоровья. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные
социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре
может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная
сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две
роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать
7
во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную,
так и подчинённую роль. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. В этом возрасте
продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о
свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного
мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)
ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к
практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во
многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё
более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым)
слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит
к появлению первых понятий. Дети способны конструировать по схеме,
фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из
разнообразного
строительного
материала,
дополняя
их
архитектурными
деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях;
создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из
природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной
образовательной области является овладение композицией.
3.
Цели и задачи
Цель:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста при обучении игре в шахматы.
Задачи:
1. Знакомить с шахматными терминами, названиями фигур.
2. Знакомить с правилами хода фигур и их взятия.
8
3. Развивать умение ориентироваться на шахматной доске, правильно
расставлять фигуры перед игрой.
4. Учить решать элементарные шахматные задачи в один ход.
5.
Воспитывать
уважение
к
сопернику,
дисциплинированность
и
усидчивость.
4. Планируемые результаты
1.Дети знают:
- шахматные термины, понятия;
- названия фигур;
- правила хода фигур и взятия фигур
2. Дети умеют:
- ориентироваться на шахматной доске;
- правильно размещать шахматную доску между игроками
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- решать элементарные шахматные задачи в один ход.
3. Проявляют выдержку дисциплинированность, уважение к сопернику.
5. Объем образовательной нагрузки
Возрастная
категория
обучающихся
Количество
в неделю,
месяц, год
Продол
жительн
ость
Количество
минут в
неделю,
месяц, год
Форма
обучения
Срок
реализации
программы
5-7 лет
2/8/72
30
минут
60/480/2160
очная
1 учебный год
6. Содержание программы
Данная Программа направлена на обучение детей азам мудрой игры.
Основу ее составляет:
- широкое использование на занятиях игры с фрагментами шахматной
доски;
- Применение дидактических игр и заданий;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование игровых положений с ограниченным
количеством;
9
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на
уничтожение»: фигура против фигуры.
Программа включает в себя шесть последовательных тем:
1. Шахматная доска;
2. Шахматные фигуры;
3. Начальная расстановка фигур;
4. Ходы и взятие фигур;
5. Цель шахматной партии;
6. Игра всеми фигурами из начального положения.
7. Организационно-педагогические условия
7.1. Учебно-тематический план
Тема
Основные понятия
Часы
Шахматная доска.
Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
3 часа
Шахматные фигуры.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
1 час
Начальная расстановка
фигур.
Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило “ферзь любит свой цвет”;
связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями
и
начальной
расстановкой
фигур.
Начальное
положение
(начальная
позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило “ферзь любит
свой
цвет”;
связь
между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями
и
начальной
расстановкой фигур
.
7 часов
Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра
“на
уничтожение”,
белопольные
и
чернопольные
слоны,
одноцветные
и
разноцветные
слоны,
качество,
легкие
и
тяжелые
фигуры,
ладейные,
коневые,
слоновые,
ферзевые,
королевские
пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
10 часов
Цель шахматной
партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная
и короткая рокировка и ее правила.
7 часов
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию.Самые общие
представления
о
том,
как
начинать
3 часа
10
шахматную партию.
Реализация программы
месяц
Тема и
номер
занятия
Цель
Содержание деятельности
№1
Шахматная
доска
Познакомить
с
шахматной
доской.
С
терминами
поля:
белые и черные.
Чтение
и
инсценировка
дидактической
сказки
“Удивительные
приключения
шахматной
доски”.
Знакомство
с
шахматной доской.
Дидактические игры:
«Горизонталь». Двое играющих по очереди
заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной
доски
кубиками
(фишками,
пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется
одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется
одна из диагоналей шахматной доски.
№2
Шахматная
доска
Учить располагать
доску
между
партнерами.
Знакомить
с
понятиями-
горизонталь-
вертикаль.
Расположение доски между партнерами.
Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на
доске.
Вертикальная
линия.
Количество
полей в вертикали. Количество вертикалей
на доске. Чередование белых и черных
полей
в
горизонтали
и
вертикали.
Дидактические
задания
и
игры
“Горизонталь”, “Вертикаль”,«Диагональ».
№3
Шахматная
доска
Знакомить
с
понятием
диагональ.
Закреплять
понятия-
горизонталь-
вертикаль.
Диагональ.
Отличие
диагонали
от
горизонтали и вертикали. Количество полей
в диагонали. Большая белая и большая
черная
диагонали.
Короткие
диагонали.
Центр. Форма центра. Количество полей в
центре.
Чтение
и
инсценировка
дидактической сказки из книги И. Г. Сухина
“Приключения в Шахматной стране” (М.:
Педагогика,
1991.
–
с.
132–135)
или
дидактической сказки “Лена, Оля и Баба
Яга” (читается и инсценируется фрагмент
сказки; с. 3–14). Дидактическое задание
“Диагональ”.
11
№4
Шахматные
фигуры
Знакомить
с
общим названием
«фигуры»,
с
названием
с
каждой из фигур.
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка,
король.
Просмотр
диафильма
“Приключения
в
Шахматной
стране.
Первый шаг в мир шахмат”. Дидактические
задания и игры “Волшебный мешочек”,
“Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”,
“Что общего?”, “Большая и маленькая”
.«Большая и маленькая». На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
Мешочек: дети по одной вынимают из
мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает
одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
№5
Начальное
положение
Знакомить
с
начальным
положением фигур
на поле. Учить их
расставлять.
Закреплять
понятия
«фигуры»,
их
названия
Расстановка
фигур
передшахматной:
партией. Правило “Ферзь любит свой цвет”.
Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями
и
начальным
положением
фигур.
Просмотр
“Книга
шахматной
мудрости.
Второй шаг в мир шахмат”. Дидактические
задания и игры “Мешочек”, “Да и нет”,
“Мяч”.
«Большая и маленькая». На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
Мешочек: дети по одной вынимают из
мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Мяч» Педагог произносит какую-нибудь
фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то
из детей. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные
фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
12
№6
Начальное
положение
«Ладья»
Учить
находить
ладью в начальном
положении,
знакомить
с
правилами
хода
«Ладья»
Место ладьи в начальном положении. Ход.
Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания
и
игры«Угадай-ка».
Педагог
словесно
описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на
столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме
«секретной», которая выбирается заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать:
«Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну
из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что
общего?»
Педагог
берет
две
шахматные фигуры и спрашивает детей,
чем
они
похожи
друг
на
друга.
Чем
отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
№7
Ходы взятие
фигур.
Ладья
Закреплять
и
продолжать учить
правилам хода и
взятия
фигурой
«Ладья». «Игра на
уничтожение»
(ладья
против
ладьи)
«Мешочек». Ученики по одной вынимают
из
мешочка
шахматные
фигуры
и
постепенно
расставляют
начальную
позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные
фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь
фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то
из учеников. Если утверждение верно, то
мяч следует поймать.
13
№8
Начальное
положение.
Слон.
Учить
находить
слона в начальном
положении,
знакомить
с
правилами
хода
фигуры Слон.
Место слона в начальном положении. Ход
слона, взятие. Белопольные и чернопольные
слоны.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном
мешочке
по
очереди
прячутся
все
шахматные фигуры, каждый из учеников на
ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает
одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на
столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме
«секретной», которая выбирается заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать:
«Секрет».
«Большая и маленькая». На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
№9
Ходы и
взятие
фигуройСло
н.
Продолжать
знакомить
с
ходами и взятием
фигурой «Слон»
Слон против слона, два слона против
одного, два слона против двух.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают
из
мешочка
шахматные
фигуры
и
постепенно
расставляют
начальную
позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные
фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
№10
Ходы и
взятие.
Ладья
против
Слона.
Продолжать
знакомить
с
ходами и взятием
фигурой «Слон» и
«ладья». Игра на
уничтожение.
«Два
хода».
Для
того
чтобы
ученик
научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом:
на каждый ход педагога отвечает двумя
своими ходами.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра
курса. У ребенка формируется внутренний
план
действий,
развивается
аналитико-
синтетическая функция мышления и др.
Педагог играет с ребенком ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника .
14
№11
Начальное
положение
«Ферзь»
Знакомить
с
фигурой : Ферзь,
ее
начальным
положением,
ходами.
Место ферзя в начальном положении. Ход
ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном
мешочке
по
очереди
прячутся
все
шахматные фигуры, каждый из учеников
на
ощупь
пытается
определить,
какая
фигура спрятана.
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну
из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Большая и маленькая». На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
№12
Ходы и
взятие.
«Ферзь»
Продолжать
знакомить
с
фигурой: Ферзь ее
ходами и взятием.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь
фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то
из детей. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
«Мешочек». Дети по одной вынимают из
мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные
фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
№13
Ходы и
взятие.
«Ферзь»
против
«ладьи» и
«Слона»
«Игра
на
уничтожение»
-
учить
детей
совершать
ходы
ферзем
против
ладьи и наоборот.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра
курса. У ребенка формируется внутренний
план
действий,
развивается
аналитико-
синтетическая функция мышления и др.
Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
15
Январь
№14
Начальное
положение
«Конь».
Знакомить
с
начальным
положением
фигуры «Конь», ее
ходами.
Место коня в начальном положении. Ход
коня,
взятие.
Конь
–
легкая
фигура.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном
мешочке
по
очереди
прячутся
все
шахматные фигуры, каждый из учеников на
ощупь пытается определить, какая фигура
спрятана.
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну
из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Большая и маленькая». На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
№15
Ходы и
взятие.
«Конь».
Продолжать учить
детей
ходить
фигурой
«Конь»,
брать
другие
фигуры. «Игра на
поражение».
“Ограничение
подвижности”.
Это
разновидность “игры на уничтожение”, но с
“заминированными” полями. Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника.
№16
Ходы и
взятие
«Конь»
против
«Ферзя»,
«Ладьи»,
«Слона».
Учить играть на
уничтожение
«Конь»
против
«Ферзя»,
«Ладьи», «Слона»
“Игра на уничтожение” – важнейшая игра
курса. У ребенка формируется внутренний
план
действий,
развивается
аналитико-
синтетическая функция мышления и др.
Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника. “Два хода”. Для того
чтобы
ученик
научился
создавать
и
реализовывать
угрозы,
он
играет
с
педагогом следующим образом: на каждый
ход учителя ученик отвечает двумя своими
ходами.
Место пешки в начальном положении.
Ладейная,
коневая,
слоновая,
ферзевая,
королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания “Лабиринт”, “Один
в поле воин”.
№17
Начальное
положение
«Пешка»
Знакомить
с
пешкой,
на
начальное
положение,
ее
ходами и взятием.
16
№18
Ходы и
взятие«Пе
шка»
Продолжать
учить
играть
пешкой
(ходы,
взятия),
знакомить
с
понятиями
(королевская
пешка, ферзевая,
слоновая).
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном
мешочке
по
очереди
прячутся
все
шахматные фигуры, каждый из учеников
на
ощупь
пытается
определить,
какая
фигура спрятана
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну
из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
“Большая и маленькая”. На столе шесть
разных
фигур.
Дети
называют
самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача: поставить все фигуры по высоте.
№19
Ходы и
взятие.
Пешка
против
ферзя,
ладьи,
коня,
слона.
Учить
играть
пешкой
на
уничтожение.
Продолжать
знакомить
с
понятиями
(коневая
пешка,
ладейная пешка).
“Игра на уничтожение” – важнейшая игра
курса. У ребенка формируется внутренний
план
действий,
развивается
аналитико-
синтетическая функция мышления и др.
Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
№20
Начальное
положение
Король
Знакомить
с
местом
короля,
начальным
положением,
его
основным
значением
на
поле.
Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и под
бой его ставить нельзя. Дидактические
задания “Лабиринт”, Волшебный мешочек”.
В
непрозрачном
мешочке
по
очереди
прячутся все шахматные фигуры, каждый из
учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает
одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на
столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме
“секретной”, которая выбирается заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать:
“Секрет”.
17
Март
№21
Ходы и
взятие.
Король
против
других
фигур
Учить играть на
уничтожение
королем
против
других
фигур.
Учить
защищать
королевское поле.
Знакомить
с
понятием
«Ограничение
подвижности»
“Сними часовых”. Белая фигура должна
побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной
доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
“Ограничение
подвижности”.
Это
разновидность “игры на уничтожение”, но
с “заминированными” полями. Выигрывает
тот, кто побьет все фигуры противника.
№22
Цель
шахматной
партии.
Шах
Знакомить
с
понятием
Шах.
Шах
ферзем,
ладьей,
слоном,
конем, пешкой.
Шах
ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой. Защита от шаха.
Дидактические задания“Шах или не шах”.
Приводится ряд положений, в которых
ученики
должны
определить:
стоит
ли
король под шахом или нет.
“Дай
шах”.
Требуется
объявить
шах
неприятельскому королю.
“Защита от шаха”. Белый король должен
защититься от шаха.
“Первый шах”. Игра проводится всеми
фигурами
из
начального
положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
№23
Цель
шахматной
партии.
Шах
Знакомить
с
понятиями
«Открытый шах»,
«Двойной шах».
“Шах
или
не
шах”.
Приводится
ряд
положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или
нет.
“Дай
шах”.
Требуется
объявить
шах
неприятельскому королю.
“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур
нужно объявить шах черному королю.
№24
Цель
шахматной
партии.
Мат
Знакомить
с
понятием
Мат,
как
с
конечной
целью игры. Мат
ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Дидактическое
задание:”Мат
или
немат”.Определить дан ли мат в данном
случае или нет.
№25
Цель
шахматной
партии:
Мат.
Знакомить
с
понятием «Мат в
один ход». Мат
ферзем,
ладьей,
слоном,
конем,
пешкой.
Мат или не мат.Определить дан ли мат в
данном случае или нет.
18
№26
Цель
шахматной
партии:
Мат.
Продолжать
знакомить
с
понятием Мат –
рассмотреть
разные
случаи
(простые)
Мат или не мат. Определить дан ли мат в
данном случае или нет.
№27
Цель
шахматной
партии
Ничья, пат
Знакомство
с
понятием
пат,
ничья. Варианты
ничьей.
Отличие
пата от мата.
Мат или не мат. Определить дан ли мат в
данном случае или нет.
Пат или не пат. Определить в данном
случае пат или не пат.
№28
Цель
шахматной
партииРок
ировка
Знакомство
с
понятием
Рокировка.
Обработка
рокировки
(длинные
и
короткие
рокировки).
Учить
правилам
рокировки.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки. Дидактическое задание
“Рокировка”.
Дети
должны
определить
можно рокировать или нет.
Мат или не мат. Определить дан ли мат в
данном случае или нет.
Пат или не пат. Определить в данном случае
пат или не пат.
19
№29
Игра всеми
фигурами из
начального
положения.
Шахматная
партия
Учить
играть
всеми
фигурами
из
начального
положения.
Игра
всеми
фигурами
из
начального
положения без ограничений.
“Два
хода”.
Для
того
чтобы
ученик
научился
создавать
и
реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим
образом: на каждый ход учителя ученик
отвечает двумя своими ходами.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна
побить все черные фигуры, расположенные
на шахматной доске, уничтожая каждым
ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски, не
становясь на “заминированные” поля и не
перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на “заминированные”
поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна
побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной
доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число
ходов
белая
фигура
должна
достичь
определенной клетки шахматной доски.
одновременно на две черные фигуры.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий
надо
выбрать
лучшее
–
п“Захват
контрольного поля”. Игра фигурой против
фигуры ведется не с целью уничтожения, а
с
целью
установить
свою
фигуру
на
определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под
ударом фигуры противника.
“Защита контрольного
поля”.
Эта игра
подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
“Атака
неприятельской
фигуры”.
Белая
фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться
под боем.
20
№30
Игра всеми
фигурами из
начального
положения
Шахматная
партия
Шахматная
партия
-
играть
всеми
фигурами
из
начального
положения.
Шах
или
не
шах.Приводится
ряд
положений дети определяют стоит ли
король под шахом или нет.
Защита от шаха.Белый король должен
защититься от шаха.
№31
Игра всеми
фигурами из
начального
положения.
Шахматная
партия
Заключител
ьное
занятие.
Повторить
изученное
в
течение
года.
Обследовать
детей, поднять их
эмоциональный
настрой, укрепить
интерес
к
игре
через
инсценировку.
Праздник
«Шахматное
королевство»Педагог
разрабатывает
сценарий с
учетом
интересов
детей
используя
изученные игры и театрализацию.
Примечание. Все дидактические игры и
задания из этого раздела моделируют в
доступном для детей 6–7 лет виде те или
иные
реальные
ситуации,
с
которыми
сталкиваются
шахматисты
в
игре
на
шахматной доске. При этом все игры и
задания
являются
занимательными
и
развивающими, эффективно способствуют
тренингу
образного
и
логического
мышления.
Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение
сказок из книги «Приключения в Шахматной стране».
на 1-м занятии можно прочесть детям сказку “Шахматная беседка”,
на 2-м занятии – главу “Линии
на 3-м – “Диагональ”,
на 4-м – “Чудесные фигуры”,
на 5-м – “Ворота Каиссии”,
на 6-м – “Я – Ладья”,
на 8-м – “Этот слон совсем на слона не похож”,
на 11-м – “В гостях у Ферзя”,
на 14-м – “Кони черные и белые”,
на 17-м – “Детский сад “Чудесная Пешка”,
на 20-м – “Куда идет Король?”,
на 22-м – “Ковер-самолет”,
на24-м – “Мат и пат”,
на 26-м – “До свидания, Шахматная страна”.
21
7.2 Расписание занятий
День недели
Время проведения
Понедельник
17.00 – 17.30
Среда
17.00 – 17.30
8. Материально - техническое обеспечение
1. Столы- 5 шт.
2. Стулья- 10 шт.
3. Шахматные доски магнитная с фигурами (настенная) -1 шт.
4. Шахматные доски (напольная) -1 шт.
5. Наборы шахматных фигур (32 фигуры) - 5 шт.
Программно-методическое обеспечение
методическая литература
дидактические пособия
22
9.
Календарный учебный график
2
3
10.
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
освоения программы «Белая ладья»
Инструментарий
Обследование проводится на настольной шахматной доске и комплекте
фигур к ней.
Цель: Выявить знания шахматных терминов.
- Скажи, как это называется?
- Покажи на поле горизонталь (вертикаль), (диагональ)
- Покажи на поле «Центр».
Цель: Выявить знания о названии шахматных фигур
- Назови фигуру;
- Покажи фигуру «Ферзь»;
- Покажи «пешку»;
- Покажи фигуру «Слон».
Цель: Выявить знание правил игры в шахматы
- Покажи, как ходит «Слон».
- Покажи, как ходит «Ладья»
- Покажи, как бьет «Конь»
Цель: Умение ориентироваться на шахматной доске
- Найди поле а1, d5
- Отсчитай от поля а1 по вертикале 5 клеток. Какое поле получилось?
- Отсчитай по горизонтали 4 клетки от поля b3 вправо
Цель: Выявить умение правильно размещать шахматную доску между
партнерами.
- Проверь, правильно ли расположена шахматная доска между вами?
- Какое поле должно быть в правом нижнем углу?
Цель: Выявить умение правильно расставлять фигуры в начальном положении.
- Расставь фигуры в начальное положение. Проверь.
Цель: Выявить умение решать элементарные шахматные задачи в один ход.
- Сделай первый ход конем из начального положения
- Поставь шах черному королю ферзем в один ход из данного положения.
К
арта уровня развития ребенка по программе «Белая Ладья»
ФИ
ребенка
Знает
шахматные
термины
(поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр и др.)
Знает
шахматные
термины
(поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр и др.)
Знает
правила
хода
фигур и
их
взятия
Ориентируется
на шахматной
доске
Правильно
размещает
шахматную
доску
между
партнерами
Правильно
расставляет
фигуры
перед
игрой
Решает
элементарные
шахматные
задачи в один
ход
Баллы
Уровни
Критерии оценки
Три балла – ребенок самостоятельно отвечает на вопросы, расставляет шахматные фигуры в начальное положение и
проявляет интерес к игре.
Два балла – ребенок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого, расставляет фигуры в начальное положение и
проявляет интерес к игре.
Один балл – ребенок не отвечает на вопросы, не умеет расставлять фигуры в начальное положение, не проявляет интерес к
игре.
2
11. Литература.
1.Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2.Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
3.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
4.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
5.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
6.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000.
7.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Дополнительные материалы:
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
3
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Сухин И. Котята-хвастунишки. М,
Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга-
выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка
по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.
Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.–
М.: Педагогика, 1991.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
4
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.
– М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал –
плотная бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь,
вертикаль, диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а
также фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их
относительная ценность).
5