Напоминание

« Реализация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в практике работы воспитателя»


Автор: Борисова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210 "
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: « Реализация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в практике работы воспитателя»
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Реализация работы по формированию здорового образа жизни у старших

дошкольников в практике работы воспитателя»

Борисова Александра Викторовна, воспитатель

МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно

закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство

ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и

оптимизм.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья

детей,

формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития

двигательных способностей убеждает в том, что необходим поиск новых средств

сохранения и укрепления здоровья детей.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольники, Федеральный государственный

образовательный стандарт (ФГОС), формирование мотивации здоровья, ценностно-

ориентированная деятельность, развитие ребенка.

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный

образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление

здоровья

детей.

Применение

здоровьесберегающих

технологий

в

детском

саду

осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке

всесторонне развитую личность, поэтому

воспитатель группы следит за состоянием своих

подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды

умений.

К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников

снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и

период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми

общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Начинать формировать здоровье

нужно в детстве, когда наиболее прочно

закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство

ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и

оптимизм.

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психосоматическое

(душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально

удовлетворять основные жизненные потребности»

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма,

характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-

либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального

благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и

настроения для выполнения или завершения дела»

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными

возможностями),

физиологическими

резервами

жизнедеятельности,

нормальным

психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех

задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три типа здоровья:

«индивидуальное здоровье» (человек, личность);

«здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»);

«здоровье населения» (популяционное, общественное).

В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается

качественная и количественная характеристика. Большинство людей с детства настолько

привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда,

когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон

жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного

выполнения социальных функций. Очень важным на сегодняшний день является

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

мотивов,

понятий,

убеждений

в

необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к

здоровому образу жизни через:

отказ от вредных пристрастий

оптимальный двигательный режим

рациональное питание

закаливание

личная гигиена

положительные эмоции

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей

воспитательно-образовательной работы ДОУ не только в плане физического воспитания,

но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы,

индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода.

старший дошкольный возраст

Изучаемые разделы:

изучаем свой организм;

ценности здорового образа жизни;

профилактика заболеваний;

навыки личной гигиены;

роль лекарств и витаминов;

К данным темам разработано перспективное планирование в соответствии с возрастными

особенностями. Планирование включает в себя:

деятельность воспитателя (организованная, продуктивная, игровая);

работа с родителями

деятельность инструктора по физической культуре

.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны.

Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического

воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие

ребенка(таблица 1).

Таблица 1

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста

Образовательные

Воспитательные

Оздоровительные

-формирование начальных

представлений о здоровом

образе жизни

-формирование начальных

знаний

о

своём

теле

и

организме,

функциях

отдельных органов

-овладение

ребёнком

элементарными знаниями о

необходимости и способах

укрепления

собственного

здоровья

- формирование мотивации

здоровья

-воспитание

культурно-

гигиенических навыков

-формирование интереса и

потребности

в

здоровом

образе жизни

-привитие потребности в

здоровом образе жизни

-формирование интереса к

правилам

здорового

питания

-сохранение и укрепление

физического

и

психического

здоровья

детей

-профилактика

и

совершенствование

функций

организма

(дыхательной,

выделительной,

пищеварительной,

двигательной)

-повышение

работоспособности

-закаливание

-профилактические

и

оздоровительные

медицинские мероприятия

У

детей

старшего

дошкольного

возраста

есть

все

предпосылки

для

стойкого

формирования представлений о здоровом образе жизни:

активно

развиваются

психические

процессы,

растет

самооценка,

чувство

ответственности;

«заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии;

дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками

самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели

в игре, в проявлении физической активности

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние

оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от

ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа

жизни старших дошкольников:

эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными

эмоциями;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать

новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые,

конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм, то есть

желание

ребенка быть здоровым

знание

того, как сохранить здоровье

умение

быть здоровым

Поэтому для создания педагогической оздоровительной системы нами была проведена

работа по следующим основным направлениям:

создание

условий

для

двигательной

деятельности,

эмоционального,

интеллектуального,

социально-нравственного

здоровья

ребенка

и

квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;

разработка двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее

специфики и возраста;

организация профилактической, оздоровительной и при необходимости лечебной

работы с детьми;

обеспечение рационального питания.

Одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является

создание предметно – развивающей среды в группе.

организация

валеологического уголка, где в различной форме представлены

правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.

(через плакаты и рисунки дети имеют возможность знакомиться с телом

человека).

в уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, схемы.

(рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью)

познавательные коллекции «Человеческое тело» с использованием журналов,

содержащих статьи о человеческом теле, его устройстве и функциях организма ( из

деталей, поставляемых в комплекте с журналом, мы с детьми сможем собрать

тело реальной величины - своего нового друга Алеши).

информационно-коммуникационные технологии через показ презентаций на такие

темы как: «Тело человека», «Чем мы дышим», Чем мы слышим» и др.

использование различных форм и активное включение родителей в жизнь

детского сада.

«Дневник здоровья» позволяет развить у дошкольников мотивационные основы

сохранения

и

улучшения

и

своего

физического

и

духовного

здоровья.

На страницах «Дневника здоровья» содержится материал позволяющий привить

навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к

вредным привычкам, гигиенические навыки. В дневнике указывают фамилию, имя,

дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), цвет волос, глаз.

Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время

закаливания и т.д., рисунки: «Что я люблю больше всего?», «Я на прогулке», «Город и я»,

«Моё настроение» .

Записываются воспитателями и родителями впечатления об

интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье. Родители часто

выполняют задания вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым

развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность.

После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как

они играли, рисуют своё настроение.

В

нашем

МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210»

разработана программа

по

здоровьесбережению воспитанников и приложения к ней - методические рекомендации

по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и

коррекции здоровья детей.

Для реализации программы в детском саду созданы следующие условия:

медицинский кабинет, изолятор , которые полностью оснащены медицинским

оборудованием

опытные медицинские специалисты: врач-педиатр, старшая медицинская сестра,

медицинская сестра физиокабинета, медицинская сестра на бассейне

оздоровительный комплекс: бассейн

физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими

модулями

(тоннелями,

полосой

препятствия,

горками),

сухим

бассейном,

гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками,

ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым

оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования

помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий

библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной

активности детей, развития основных видов движений

в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как

самостоятельно, так и под наблюдением педагогов

в МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210» работают узкие специалисты: педагог-

психолог, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию (в т.ч. по обучению

плаванию)

Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников

должна быть разработана гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу

которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный

режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм: в подборе

мебели и оборудования, светового и температурного режима, рациональной организации

режима дня, обдуманном выборе методов закаливания и оздоровления дошкольников.

Важная роль в сохранении и умножении здоровья малышей принадлежит психическому

состоянию и самочувствию детей. Положительные эмоции создают радостное настроение,

стимулируют

жизненный

тонус,

повышают

активность

ребенка.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможности для детей

играть

и

заниматься

отдельными

подгруппами,

а

пособия,

игрушки

при

этом

располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, организовывать

рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным

чередованием

разнообразной

активной

деятельности

и

отдыха.

Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации

увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка,

организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами

по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая

деятельность;

экспериментирование).

Необходимыми

в

оборудовании

являются

материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной

активности детей:

Наглядный материал:

Картинки, иллюстрации, фото, дающие представления об особенностях внешнего вида.

Иллюстрации,

помогающие

установить

связь

между

совершаемым

действием

и

состоянием организма, самочувствием – мальчик чистит зубы – зубы будут крепкими и

здоровыми.

Атрибуты и оборудование

Зеркало; Расчёски; Детский уголок с необходимым оборудованием; Куклы; Детская

посуда; Оборудование по самообслуживанию; Атрибутика для организации сюжетно-

ролевых игр, досугов; Дидактические игры «Лото», «Домино».; Игры по теме «Познай

себя»; Дидактические игры типа «Лото», «Домино»; Карточки с точечным массажем;

Иллюстрации,

помогающие

установить

связь

между

совершаемым

действием

и

состоянием организма, самочувствием.

Ориентация детей на здоровый образ жизни опирается на многоэтапной,

постоянной, непрерывной работе в учебное и внеучебное время. Совместные усилия

педагога и воспитанников в создании и реализации мотивации здорового образа жизни

становятся

успешными

лишь

на

фундаменте

общности

целей,

доверительных

межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов.

Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе, поэтому от того,

насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима

детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья . Гармоничному физическому и

психическому развитию ребенка способствуют режим дня (сочетание деятельности

статического и динамического характера), двигательный режим.

В работе МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210» используются различные виды утренних

гимнастик и физкультурных занятий . В основном преобладают следующие виды

занятий:

сюжетно-игровые

занятия,

состоящие

из

подвижных

игр

разной

степени

интенсивности;

занятия-соревнования;

занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений);

занятия по традиционной схеме.

Также в практику дошкольных образовательных учреждений необходимо внедрять

оздоровительные технологии с опорой на принцип «Не навреди», то есть:

просты, не требовать значительных материальных затрат. Как правило, что необходимо

взрослому и ребенку для их применения, находится рядом.

доступны, то есть приспособлены для самостоятельного и сознательного освоения

людьми разного возраста;

безопасны,

то

есть

не

связанные

с

внешним

воздействием

на

ребенка.

Все

оздоровительные

технологии

ребенок

осваивает

самостоятельно

и

сознательно,

отслеживая каждый свой шаги, контролируя свое состояние.

эффективны, то есть быстро давать положительный результат;

экспортируемы, то есть давать возможность легко измерять результаты деятельности по

изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе

обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-

педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных

аффективных проявлений у детей:

диагностика

эмоционального

благополучия

детей

через

наблюдение,

анализ

продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;

индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;

индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;

обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно

громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);

подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;

обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания

спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);

организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;

создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной

деятельности;

формирование культуры общения детей;

проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных

параллелях, с родителями) и др.;

рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на

занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на

дневной сон и их пробуждении и др.).

Образовательный процесс ДОУ не может в полной мере обеспечить социальный

запрос

общества.

Для

здоровьесбережения

дошкольников

важно

установить

взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных

установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОУ.

Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и

осознают

необходимость

целенаправленного

воздействия

на

ребенка

с

целью

формирования

у

него

навыков

и

установок

здорового

образа

жизни.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

осуществляем через:

информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают

рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений

для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для

развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

информационные стенды медицинских работников о медицинской

профилактической работе с детьми в ДОУ;

приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ

(соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели

здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Развитие навыков здорового образа жизни появляется

как правило, не

самостоятельно, а в процессе систематического, целеустремленного воспитания и

образования. Создание здорового образа бытия – это воспитание системы разнообразных

навыков, норм, умений и знаний, которые дети могут использовать на практике.

Сформированные в младшем детстве навыки здорового образа жизни откладываются и в

дальнейшем. Ребенок, старше, будет всегда под защитой от разнообразных вредных

влияний, с которыми ему придется столкнуться в мире.

Список литературы

1. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.

2. Воспитание основ здорового образа жизни/ Н.С. Голицина, И.М. Шумова–

Скрипторий М., 200

3. Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

4. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. — М.:

Педагогическое общество России, 2005

5. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. :linka- press, 1993.

6. Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у

дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

8. Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-

наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-

Синтез, 2009-2010

10. Развивающая педагогика оздоровления/ В.Т. Кудрявцев – Линка-пресс,М., 2000.

11. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.

12. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. –М.: Линка-

пресс, 2000.

13.

Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.

14. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.

15. Хромцова Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного

возраста. — М.: Педагогическое общество России, 2007.



В раздел образования