Автор: Борисова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210 "
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: « Реализация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в практике работы воспитателя»
Раздел: дошкольное образование
« Реализация работы по формированию здорового образа жизни у старших
дошкольников в практике работы воспитателя»
Борисова Александра Викторовна, воспитатель
МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно
закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство
ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и
оптимизм.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья
детей,
формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития
двигательных способностей убеждает в том, что необходим поиск новых средств
сохранения и укрепления здоровья детей.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольники, Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС), формирование мотивации здоровья, ценностно-
ориентированная деятельность, развитие ребенка.
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление
здоровья
детей.
Применение
здоровьесберегающих
технологий
в
детском
саду
осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке
всесторонне развитую личность, поэтому
воспитатель группы следит за состоянием своих
подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды
умений.
К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников
снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и
период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми
общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Начинать формировать здоровье
нужно в детстве, когда наиболее прочно
закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство
ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и
оптимизм.
По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психосоматическое
(душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально
удовлетворять основные жизненные потребности»
По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма,
характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-
либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального
благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и
настроения для выполнения или завершения дела»
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными
возможностями),
физиологическими
резервами
жизнедеятельности,
нормальным
психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех
задатков (генетически детерминируемых).
Выделяют три типа здоровья:
«индивидуальное здоровье» (человек, личность);
«здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»);
«здоровье населения» (популяционное, общественное).
В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается
качественная и количественная характеристика. Большинство людей с детства настолько
привыкают к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже тогда,
когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон
жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного
выполнения социальных функций. Очень важным на сегодняшний день является
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
мотивов,
понятий,
убеждений
в
необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к
здоровому образу жизни через:
отказ от вредных пристрастий
оптимальный двигательный режим
рациональное питание
закаливание
личная гигиена
положительные эмоции
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей
воспитательно-образовательной работы ДОУ не только в плане физического воспитания,
но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы,
индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода.
старший дошкольный возраст
Изучаемые разделы:
изучаем свой организм;
ценности здорового образа жизни;
профилактика заболеваний;
навыки личной гигиены;
роль лекарств и витаминов;
К данным темам разработано перспективное планирование в соответствии с возрастными
особенностями. Планирование включает в себя:
деятельность воспитателя (организованная, продуктивная, игровая);
работа с родителями
деятельность инструктора по физической культуре
.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны.
Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического
воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие
ребенка(таблица 1).
Таблица 1
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста
Образовательные
Воспитательные
Оздоровительные
-формирование начальных
представлений о здоровом
образе жизни
-формирование начальных
знаний
о
своём
теле
и
организме,
функциях
отдельных органов
-овладение
ребёнком
элементарными знаниями о
необходимости и способах
укрепления
собственного
здоровья
- формирование мотивации
здоровья
-воспитание
культурно-
гигиенических навыков
-формирование интереса и
потребности
в
здоровом
образе жизни
-привитие потребности в
здоровом образе жизни
-формирование интереса к
правилам
здорового
питания
-сохранение и укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей
-профилактика
и
совершенствование
функций
организма
(дыхательной,
выделительной,
пищеварительной,
двигательной)
-повышение
работоспособности
-закаливание
-профилактические
и
оздоровительные
медицинские мероприятия
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
есть
все
предпосылки
для
стойкого
формирования представлений о здоровом образе жизни:
активно
развиваются
психические
процессы,
растет
самооценка,
чувство
ответственности;
«заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии;
дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками
самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели
в игре, в проявлении физической активности
На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние
оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от
ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа
жизни старших дошкольников:
эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными
эмоциями;
интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать
новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые,
конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм, то есть
желание
ребенка быть здоровым
знание
того, как сохранить здоровье
умение
быть здоровым
Поэтому для создания педагогической оздоровительной системы нами была проведена
работа по следующим основным направлениям:
создание
условий
для
двигательной
деятельности,
эмоционального,
интеллектуального,
социально-нравственного
здоровья
ребенка
и
квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;
создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
разработка двигательного режима для каждой возрастной группы с учетом ее
специфики и возраста;
организация профилактической, оздоровительной и при необходимости лечебной
работы с детьми;
обеспечение рационального питания.
Одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является
создание предметно – развивающей среды в группе.
организация
валеологического уголка, где в различной форме представлены
правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.
(через плакаты и рисунки дети имеют возможность знакомиться с телом
человека).
в уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, схемы.
(рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью)
познавательные коллекции «Человеческое тело» с использованием журналов,
содержащих статьи о человеческом теле, его устройстве и функциях организма ( из
деталей, поставляемых в комплекте с журналом, мы с детьми сможем собрать
тело реальной величины - своего нового друга Алеши).
информационно-коммуникационные технологии через показ презентаций на такие
темы как: «Тело человека», «Чем мы дышим», Чем мы слышим» и др.
использование различных форм и активное включение родителей в жизнь
детского сада.
«Дневник здоровья» позволяет развить у дошкольников мотивационные основы
сохранения
и
улучшения
и
своего
физического
и
духовного
здоровья.
На страницах «Дневника здоровья» содержится материал позволяющий привить
навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к
вредным привычкам, гигиенические навыки. В дневнике указывают фамилию, имя,
дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), цвет волос, глаз.
Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время
закаливания и т.д., рисунки: «Что я люблю больше всего?», «Я на прогулке», «Город и я»,
«Моё настроение» .
Записываются воспитателями и родителями впечатления об
интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье. Родители часто
выполняют задания вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым
развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность.
После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как
они играли, рисуют своё настроение.
В
нашем
МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210»
разработана программа
по
здоровьесбережению воспитанников и приложения к ней - методические рекомендации
по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.
Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и
коррекции здоровья детей.
Для реализации программы в детском саду созданы следующие условия:
медицинский кабинет, изолятор , которые полностью оснащены медицинским
оборудованием
опытные медицинские специалисты: врач-педиатр, старшая медицинская сестра,
медицинская сестра физиокабинета, медицинская сестра на бассейне
оздоровительный комплекс: бассейн
физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими
модулями
(тоннелями,
полосой
препятствия,
горками),
сухим
бассейном,
гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками,
ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым
оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования
помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий
библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной
активности детей, развития основных видов движений
в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как
самостоятельно, так и под наблюдением педагогов
в МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210» работают узкие специалисты: педагог-
психолог, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию (в т.ч. по обучению
плаванию)
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников
должна быть разработана гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу
которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный
режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм: в подборе
мебели и оборудования, светового и температурного режима, рациональной организации
режима дня, обдуманном выборе методов закаливания и оздоровления дошкольников.
Важная роль в сохранении и умножении здоровья малышей принадлежит психическому
состоянию и самочувствию детей. Положительные эмоции создают радостное настроение,
стимулируют
жизненный
тонус,
повышают
активность
ребенка.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможности для детей
играть
и
заниматься
отдельными
подгруппами,
а
пособия,
игрушки
при
этом
располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, организовывать
рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным
чередованием
разнообразной
активной
деятельности
и
отдыха.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации
увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка,
организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами
по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая
деятельность;
экспериментирование).
Необходимыми
в
оборудовании
являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной
активности детей:
Наглядный материал:
Картинки, иллюстрации, фото, дающие представления об особенностях внешнего вида.
Иллюстрации,
помогающие
установить
связь
между
совершаемым
действием
и
состоянием организма, самочувствием – мальчик чистит зубы – зубы будут крепкими и
здоровыми.
Атрибуты и оборудование
Зеркало; Расчёски; Детский уголок с необходимым оборудованием; Куклы; Детская
посуда; Оборудование по самообслуживанию; Атрибутика для организации сюжетно-
ролевых игр, досугов; Дидактические игры «Лото», «Домино».; Игры по теме «Познай
себя»; Дидактические игры типа «Лото», «Домино»; Карточки с точечным массажем;
Иллюстрации,
помогающие
установить
связь
между
совершаемым
действием
и
состоянием организма, самочувствием.
Ориентация детей на здоровый образ жизни опирается на многоэтапной,
постоянной, непрерывной работе в учебное и внеучебное время. Совместные усилия
педагога и воспитанников в создании и реализации мотивации здорового образа жизни
становятся
успешными
лишь
на
фундаменте
общности
целей,
доверительных
межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов.
Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе, поэтому от того,
насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима
детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья . Гармоничному физическому и
психическому развитию ребенка способствуют режим дня (сочетание деятельности
статического и динамического характера), двигательный режим.
В работе МАДОУ « ЦРР - Детский сад № 210» используются различные виды утренних
гимнастик и физкультурных занятий . В основном преобладают следующие виды
занятий:
сюжетно-игровые
занятия,
состоящие
из
подвижных
игр
разной
степени
интенсивности;
занятия-соревнования;
занятия по типу круговой тренировки (тренировка основных видов движений);
занятия по традиционной схеме.
Также в практику дошкольных образовательных учреждений необходимо внедрять
оздоровительные технологии с опорой на принцип «Не навреди», то есть:
просты, не требовать значительных материальных затрат. Как правило, что необходимо
взрослому и ребенку для их применения, находится рядом.
доступны, то есть приспособлены для самостоятельного и сознательного освоения
людьми разного возраста;
безопасны,
то
есть
не
связанные
с
внешним
воздействием
на
ребенка.
Все
оздоровительные
технологии
ребенок
осваивает
самостоятельно
и
сознательно,
отслеживая каждый свой шаги, контролируя свое состояние.
эффективны, то есть быстро давать положительный результат;
экспортируемы, то есть давать возможность легко измерять результаты деятельности по
изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе
обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-
педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных
аффективных проявлений у детей:
диагностика
эмоционального
благополучия
детей
через
наблюдение,
анализ
продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;
обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно
громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания
спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной
деятельности;
формирование культуры общения детей;
проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных
параллелях, с родителями) и др.;
рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на
занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на
дневной сон и их пробуждении и др.).
Образовательный процесс ДОУ не может в полной мере обеспечить социальный
запрос
общества.
Для
здоровьесбережения
дошкольников
важно
установить
взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных
установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОУ.
Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и
осознают
необходимость
целенаправленного
воздействия
на
ребенка
с
целью
формирования
у
него
навыков
и
установок
здорового
образа
жизни.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
осуществляем через:
информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают
рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений
для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для
развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
информационные стенды медицинских работников о медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ;
приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ
(соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели
здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Развитие навыков здорового образа жизни появляется
как правило, не
самостоятельно, а в процессе систематического, целеустремленного воспитания и
образования. Создание здорового образа бытия – это воспитание системы разнообразных
навыков, норм, умений и знаний, которые дети могут использовать на практике.
Сформированные в младшем детстве навыки здорового образа жизни откладываются и в
дальнейшем. Ребенок, старше, будет всегда под защитой от разнообразных вредных
влияний, с которыми ему придется столкнуться в мире.
Список литературы
1. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
2. Воспитание основ здорового образа жизни/ Н.С. Голицина, И.М. Шумова–
Скрипторий М., 200
3. Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
4. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. — М.:
Педагогическое общество России, 2005
5. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. :linka- press, 1993.
6. Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
7. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
8. Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-
наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-
Синтез, 2009-2010
10. Развивающая педагогика оздоровления/ В.Т. Кудрявцев – Линка-пресс,М., 2000.
11. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.
12. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. –М.: Линка-
пресс, 2000.
13.
Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.
14. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.
15. Хромцова Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного
возраста. — М.: Педагогическое общество России, 2007.