Автор: Панова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д\с 22
Населённый пункт: Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Мы, взрослые люди, часто задумываемся о своей Родине. Чувство родины… Что это значит?! Где
начало? Когда мы дети, то это чувство начинается в своей семье. Это любовь к маме, папе,
бабушкам и дедушкам, и это любовь к своему дому. Эти чувства, пропущенные через детское
восприятие, играют большую роль во взрослой жизни, в жизни восприятия патриотизма к своей
родине. Родина… Хочу об этом поговорить…Это слово очень душевное и выражает самое великое
и доброе, сильное и глубокое чувство в человеке. Людей, которые любят свою Родину, называют –
патриотами. Патриот – это человек, который ради возвышения своей родины не пожалеет ни
добра своего, ни жизни, это человек, который жертвует ради своего народа, ради блага и свободы
своей родины. Воспитывать патриотизм к Родине, необходимо с дошкольного возраста. Очень
важно донести детям о том, что любовь к своей Отчизне играет большую роль в дальнейшей
жизни. Дошкольный возраст, это фундамент развития ребѐнка в патриотическом воспитании. Это
большой старт, для того, чтобы в будущем вырос большой патриот своей родины. Основные цели
педагога в воспитании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста это: -
формирование любви к семье, детскому саду, к родному краю. - научить детей знать и соблюдать
национальные традиции, формировать любовь и культурное наследие своего народа. -
воспитывать бережное отношение к природе. - познакомить детей с элементарными
представлениями об экологии и культурной жизнью России, и малой Родины Южного Урала . Для
решения этих целей, необходимо решение нескольких задач: - Образовательные – воспитателю
необходимо научить детей любить Родину, знать историю своего родного края. Воспитывать на
конкретных героических примерах. Воспитательные – воспитывать активного, самостоятельного,
ответственного, интеллектуального развитого гражданина своей Родины. Воспитывать любовь,
доброту, щедрость, милосердие и терпение, эти качества присутствовали в Русском человеке.
Воспитывать в детях дошкольного возраста понятия, что он гражданин своей Родины.
Развивающие – проводить игры и занятия на тему нравственно- патриотического воспитания,
показ презентации, родительские собрания, выставки, фотосессии. Патриотическое воспитание –
это взаимодействие взрослого и ребѐнка. Совместное действие, которое направленно на
приобщение к природе родного края, раскрытию чувств у ребѐнка общечеловеческих,
нравственных качеств личности. Процесс воспитания патриотизма начинать необходимо в раннем
возрасте. Дети дошкольного возраста любознательные, восприимчивые, и поэтому очень легко
откликаются и сочувствуют, тому, чему учат, и что говорят. Для воспитателей это время больших
возможностей воспитания в маленьком человеке патриота. Дошкольный возраст – это отрезок
жизни, который благоприятно влияет на эмоциональное воздействие ребёнка, его образы яркие и
сильные, и поэтому они остаются в памяти на долго, а иногда и на всю жизнь. Процесс ведущий к
этому – образовательная область – познание. Это область очень взаимодействует, интегрирует с
другими областями: художественное творчество, социализация, безопасность, чтение
художественной литературы, коммуникация, здоровье, музыка и труд. В детском саду детей
знакомят с историей и общественным миром постепенно, дают элементарные представление об
истории Отечества, родного края. Это происходит в непосредственно – образовательной
деятельности и в игровой деятельности. Воспитатель начинает знакомить детей с историей
далекого прошлого к более близкому, и современному. Часто используются такие игры как: «Что?
Где? Когда?», «Путешествие в прошлое Южного Урала» Краеведение – это мир увлечений и
поиска. Поэтому в детских садах оформляются уголки краеведения. Возрождаются народные
промыслы и ремесла. То есть педагоги приобщают детей, дают новые знания детям навыки и
умения в кружках: это поделки из соломы, глины. Экскурсии в музей – это настоящее чудо.
Воочию можно узнать прошлое родного края, настоящее. Именно здесь полученные знания
формируют патриотические чувства, воспитывается гордость за свой народ. Урал – это исконно
Русская земля, сейчас это развитый сельскохозяйственный, индустриальный регион России.
Родина, эти слова выражают самое доброе, глубокое, великое и сильное чувство в человеке –
патриоте своей Родины. Поэтому, именно сегодня, как можно раньше, надо научить маленького
человека любить свою Родину. Этот патриотизм окажется более прочным, если он исходит от
любви к своей маленькой родине – Урал. Воспитателям Белгородской области помогает
воспитывать патриотизм в детях парциальная программа «Мир Южного Урала» Эта программа
создана для познавательного развития детей с целью представлений у детей целостной картины
мира, представлений о природе Уральского края, о людях, предметах, искусстве, а так же для
развития любви у ребенка к действительности и самому себе, соблюдение правил и норм
поведения. Богатый архитектурными памятниками, чудесными уголками природы родной край
славен и своими людьми. Он защищал от врагов, трудился так, чтобы регион становился с каждым
годом все прекрасней. Программа способствует решению важнейших задач зарождения и
сохранения у дошкольников любви к древнему и вечно молодому родному краю, проникнуть
чувством уважения к своим предкам, лучше узнать свою малую родину. Для того чтобы прояснить
у детей знания о родном крае, необходимо проводить беседы, с использованием фотографий,
слайдов и иллюстраций. Познакомить детей с гербом родного края, флагом. Необходимы
экскурсии в музеи. Главным методом обучения является игра. Игра вовлекает детей в процесс
самостоятельного поиска знаний, в игре развивается воображение, память, внимание. Детям
старшего дошкольного возраста можно предложить викторины, например: «время, герои,
подвиги», «Страницы истории», «Подвиг народа». Эти игры заинтересуют детей для дальнейшего
развития своего кругозора знаний о своем крае. Очень важно участие родителей в воспитании
патриотизма у ребенка. Особенно совместная работа воспитателя с родителями. Для этого
проводятся мастер-классы для родителей, например: «Вот он какой, наш Урал». Совместные с
родителями викторины: «Бабушкины посиделки», «Дикие и домашние животные ».
Образовательные ситуации: «Кто живет на ферме», «Чудеса из волшебного сундучка» (народная
игрушка свистулька), «Светлое Христовое Воскресенье. Пасха», «Как наши предки защищали
Родину». Разновозрастное взаимодействие «Богатыри – защитники земли русской». Выставка
фотографий ко дню Победы «Мой прадедушка – герой!». Чтение стихов, инсценировки «Детские
стихи и сказки поэтов и писателей Южного Урала». Игровая деятельность «Детские народные
игры Южного» (разновозрастное взаимодействие детей). Игровая деятельность «узнай скульптуру
по описанию». Интегрированные занятия «Мы живем в России. Герб и флаг Росси». Викторина
«Знаешь ли ты свой город?». Виртуальные экскурсии «Природные богатства ». Интегрированное
занятие «По страницам Красной книги ». Опыты, экспериментирование, освоение причинно –
следственных связей и отношений, (например – мел, песок), коллекционирование, экскурсии.
Надо не забывать о такой интеграции областей как изобразительное искусство. Любовь к
народному искусству надо воспитывать с раннего, дошкольного возраста. Знакомить с такими
росписями, как хохлома. Знакомить детей с сувенирами, начинать надо с небольших поделок –
расписные мисочки, ложки. Учиться расписывать глиняные игрушки. В таких игрушках отражается
время и память о родном крае. Изучение местного фольклора: баюкающие песни, которые
распевались мамами перед сном младенца, т.е. колыбельные песни. Детский фольклор очень
интересен детям. Это песенное общение взрослого и ребенка, во время которого ребенок
чувствует тепло и любовь взрослого к себе. Малые формы фольклора должны присутствовать в
быту ребенка – это умывание, сон, игра. Жанр фольклора давно уже вжился в ежедневный режим
детского сада. Можно сказать, что он выполняет функцию – воспитать развлекая! Чтобы ребенок
все это познал, необходимо участие взрослого, воспитателя, наставникам, который помогает
организовать патриотическую деятельность доступную и привлекательную для дошкольника. Без
знаний истории своей местности, традиций, обычаев, не получиться полноценного воспитания
подрастающего поколения, теряется патриотизм и уважение к стране и народу. Мы обязаны
рассказать детям о Великой Отечественной войне. Рассказывать о героях нашей Родины.
Конкретные факты, фотографии, беседы с ветеранами и с детьми войны откроют для детей
представление о том времени. Рассказать детям, что 9 мая – это наш славный праздник Победы!
Читать детям как можно больше литературы о подвигах наших прадедушек, наших солдат.
Ребенок должен расти с твердой уверенностью о том, что он знает, что такое подвиг, что такое
любовь к своей Родине!