Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №1 "Ромашка" с. Спасское
Населённый пункт: с. Спасское Спасский район Приморский край
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Природа Приморского края»
Раздел: дошкольное образование
Конспект № 9
НОД по вариативной программе в подготовительной к школе группе
Тема: «Природа Приморского края»
Задачи:
Дать представление о природе и заповедниках Приморского края.
- Углубить знания детей о родном крае объяснить, почему он так называется
– Приморским.
- Показать, какие ценные виды растений и животных произрастают и живут на
озере «Ханка».
-Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей.
- Воспитывать чувство гордости за свой край, побуждать желание лучше
узнать свои родные места.
Предварительная работа:
- Просмотр презентации «Растения и животные Приморского края»,
фильма «Дикая природа России»,
- Чтение стихов, рассказов о природе Приморья.
-Оформление плакатов «Берегите природу» (дети и родители).
-разучить с детьми стихи о природе, физкультминутку.
- Рассматривание фотоальбома «Заповедники Приморья».
ХОД НОД
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе Приморского
края. Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте
- Приморском крае.
-Почему он так называется? (потому что находится при море).
- Верно, наш край омывается водами Японского моря.
Воспитатель: - Наш край называют таёжным, скажите, что такое тайга? (тайга
- это самый большой лес на земле).
Воспитатель:- Скажите, какое животное является богатством нашего
края? (это тигр). Да, уссурийский тигр, это гордость нашего края, ведь недаром
он изображён на гербе и флаге Приморья (показ иллюстрации). Ой, посмотрите,
кто же нас встречает на пути? Да это же тигрёнок Тимка, он живёт в заповеднике
и прислал вам письмо с заданиями. Я буду вас сопровождать в вашем
путешествии.
- Ребята, вспомните, что такое заповедник?
Дети: Это место, где живут исчезающие растения и животные.
Воспитатель: Назовите заповедники, которые есть в Приморье?
Дети: «Кедровая падь», Морской заповедник, Уссурийский и т. д.
Воспитатель:- Правильно, послушайте стихотворение о богатствах нашего
края
Чтение стихотворения «Наше Приморье»
Богат наш край дальневосточный
Волшебным лесом и углем,
Фруктовым садом, рисом сочным,
А также горным хрусталем.
В тайге таится тигр могучий.
Пятнистый шествует олень.
Фазан токует по-над кручей,
Цветет и царствует женьшень.
В морях лосось пирует тучный.
A над простором наших вод
Висит, как символ неотлучный,
Парящих чаек хоровод
Ты малой частью всей природы
Себя почувствуй, человек…
В-ль: - Скажите,чем богат наш край? (ответы детей) .
- В нашем крае обитают разные виды животных, птиц, насекомых, растений,
рыб многие из них занесены в Красную книгу России.
Воспитатель:- И у меня следующее задание от тигрёнка Тимки: все животные в
заповеднике стали не видимыми. Если правильно отгадаете загадки о животных,
они появятся.
Показ презентации игры «Угадай, кто это?» (заяц, лиса, медведь, лось, кабан,
белка)
Воспитатель: - Правильно, молодцы!
- Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Прежде,
чем войти в заповедные места надо знать как там себя вести.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы и травы, ловить рыбу, рубить
деревья. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой
и богатством заповедных мест. Биологи, лесники оберегают в
заповедниках природу, ведут наблюдения.
- Ребята, сегодня тигрёнок Тимка пригласил нас в заповедник Приморского
края: «Ханкайский»
Воспитатель:- Ребята, предлагаю вам отправиться в одно интересное место.
Это место - озеро Ханка. Это огромное озеро отделяет Россию от Китая.
Посмотрите, славой и украшением этого озера является цветок лотос. Этот
необычной формы и яркости цветок занесён в Красную книгу России. В августе
на озере широко разрастаются цветущие лотосы, кроме них здесь можно
встретить утку-мандаринку, журавлей, лебедь-шипуна и других редких птиц,
дальневосточную черепаху.
(Показ презентации)
- Ребята, какие редкие животные и птицы обитают на озере? (лебедь-шипун,
утка- мандаринка, японский и даурский журавль, дальневосточная черепаха).
В- ль:- По пышности и разнообразию природы нет равных заповедникам.
После сегодняшнего путешествия мы должны запомнить. Что заповедники это
наше богатство, которым каждый из нас может гордиться. Одно из редких,
древних растений озера Ханка - лотос.
- Давайте представим, что мы с вами лотосы и покажем, как они раскрываются.
Психологическая игра «Растёт лотос».
Физкультминутка
: Наши розовые цветы Раскрывают пальчики
Распускают лепестки Повороты влево- вправо
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Пошевелить пальчиками
Наши розовые цветы
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают. Круговые движения кистями рук.
Воспитатель: - Хорошо, давайте проведём опыт с водой и бумажными цветами
– лотосами, почему распускаются лепестки? (дети встают в круг и наблюдают
под музыку)
(Потому что в воде намокает бумага и лепестки цветка распускаются)
Воспитатель:- Ребята как вы думайте, только ли в заповеднике надо
беречь природу?
Дети: - Нет, природу надо беречь везде: в лесу, во дворе, у реки, на море…
Воспитатель: - Правильно охранять природу надо в любом месте.
Сегодня наш общий дом в опасности: гибнут леса, от рук человека, пропадают
ручьи, озера, реки. Уберечь общий дом может только человек.И мы должны
научиться любить и беречь свою землю: «Беречь природу - значит беречь
Родину!»
читает стихотворение:
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я поглядел на муравьев:
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил…
В лесу я просто погостил!
Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты не губи.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь.
Я сорвала цветок - и он завял.
Я поймала жука - он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем…
В -ль: - Я прошу вас закрыть глаза и представить всё то,что услышали. Что вы
почувствовали?
Дети: Грусть,жалость
В-ль
: Что значить прикоснуться сердцем (с любовью,любоваться)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, спасибо. Наши ребята знают очень много
о природе.
В-ль
:-
Следующее
задание
от
тигрёнка «Тимки» викторина «Знатоки природы».
(воспитатель задаёт вопросы , дети отвечают и передают друг другу кедровую
шишку.)
-Назовите редкие растения? (лотос, венерин башмачок, вороний глаз.)
-Кто кукует-кукушка-самка или кукушка-самец? (Самец)
- Какую редкую птицу назвали фруктом? (утка – мандаринка).
- Какое дерево называют железным? (берёза Шмидта)
- Какое растение называют корень – человек? (Женьшень)
- Пихта, ель, кедр, бархат это (деревья.)
- Кто всегда носит свой домик с собой? (улитка, черепаха)
- Почему крапива жжётся? (в ней содержится муравьиная кислота)
-Сок какого дерева сладкий? (Березы,клена)
-Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
-Какое животное–символ нашего края? (Тигр)
-Какая сорока занесена в Красную книгу? (голубая сорока)
Воспитатель: - Умницы, ребята, за хорошие ответы тигрёнок «Тимка» дарит
вам медали.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие по краю. Мне кажется, что
любой человек, приехавший в наш край, не останется равнодушным к его красоте.
В-ль: - Что запомнилось? Понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
-Молодцы, все задания тигрёнка Тимки мы выполнили.
- Наше путешествие закончилось. В заключении споём припев из
песни «Родная земля».
Родная, родная, родная земля-
Холмы и равнины, леса и поля!
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна! (песня Л. Лещенк
Конспект №1
ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Знакомьтесь, Приморье!»
Цель: Воспитывать любознательность, любовь к родному краю.
Задачи: Обогатить кругозор детей знаниями о родном крае: историей его
освоения, знакомством с малыми народностями. Закреплять знания детей о
расположении края на карте страны, его гербе. Обогащать и активизировать
словарный запас: пограничный, приморский, первооткрыватели, первопроходцы,
народности, ульчи, удэге, орочи, ненцы, герб, орнамент. Продолжать
формировать умение детей в ответах на вопросы пользоваться полными
предложениями в правильной грамматической форме.
Материал: карты России и Приморского края, иллюстрации с изображением 5-6
гербов разных субъектов Российской Федерации, иллюстрации с изображением
национальных костюмов малых народностей Приморья.
Ход ООД.
Педагог: Ребята, мы с вами живём в самой большой по территории стране мира,
которая называется…
Дети: …Россия.
Педагог: Совершенно верно. Посмотрите на карту России. На её территории
расположено большое количество республик, краёв и областей. Вот некоторые из
них: республики Бурятия, Крым, Удмуртия, Адыгея; края Забайкальский,
Камчатский, Ставропольский, Хабаровский; области Архангельская, Московская,
Ивановская, Свердловская, Сахалинская и многие-многие другие. Жители всех
республик, краёв и областей нашей страны живут в мире и согласии друг с
другом. Много в нашей стране городов, сёл, посёлков, деревень. Скажите,
пожалуйста, в каком населённом пункте живём мы с вами?
Дети: Мы живём в селе.
Педагог: Правильно. Как называется наше село?
Дети: Наше село называется Спасское.
Педагог: Ребята, вы знаете, что столицей России является город…
Дети: …Москва.
Педагог: А мы с вами уже говорили о том, что Владивосток тоже является
столицей. А столицей чего?
Дети: Владивосток является столицей Приморского края.
Педагог: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о нашем Приморском крае.
Давайте вспомним, где находится Приморский край? Назовите и покажите.
Дети: Приморский край находится на юге Дальнего Востока. (Один из детей
показывает на карте России).
Педагог: Правильно. А ещё правильно будет сказать, что Приморский край
находится на юго-востоке России. На берегу какого моря раскинулся
Приморский край?
Дети: Приморский край раскинулся на берегу Японского моря.
Педагог: А Японское море – это море какого океана?
Дети: Японское море – это море Тихого океана.
Педагог: Ребята, наш край называют пограничным. Почему?
Дети: Наш край называют пограничным, потому что у него есть граница с
соседней страной – Китаем.
Педагог: Совершенно верно. Но наша страна в Приморском крае имеет границу
не только с Китаем. На юге Приморского края проходит граница ещё с одной
соседней страной – Кореей. Однако, кроме границ на суше, есть и водная граница
в Японском море. Как вы думаете, с какой страной граничит Россия в Японском
море?
Дети: В Японском море Россия граничит с Японией.
Педагог: Молодцы. Сейчас я вам расскажу немножко об истории Приморья.
Впервые люди поселились в Приморье очень давно, ещё когда на земле жили
мамонты. В здешних лесах по берегам рек жили собиратели и охотники на
мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. Жили древние люди в
полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи, пользовались
глиняной посудой и топорами из камня. На территории Приморья возникали и во
время войн распадались средневековые государства. Были века, когда, казалось,
все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и
сборщиков женьшеня бродили по долинам таёжных речек. Когда в далёкие земли
у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, началась история
российского Приморья. Освоение Приморья началось с посещения этих мест
русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями: Иваном
Москвитиным, Василием Поярковым, Геннадием Невельским и другими.
Путешествуя по удивительной Уссурийской тайге, плавая по рекам и морским
бухтам и заливам, русские путешественники обратили внимание на несметные
богатства этого края и обратились к государю с прошением присоединить эти
далёкие земли к Российской империи. В этом случае Россия становилась могучей
морской державой, потому что у неё появился выход в великий Тихий океан, что
позволяло ей вести торговлю со странами, расположенными на востоке.
Когда приморская земля была объявлена открытой для заселения, сюда из
центральной России потянулись обозы с военными, казаками, крестьянами,
каторжными и ссыльными. Люди начали осваивать приморские земли: строить
дома, заниматься сельским хозяйством, лесозаготовками. В недрах этого края
были найдены различные полезные ископаемые, которые тоже начали
осваиваться людьми.
Когда в Приморье появились русские первопроходцы, они нашли небольшие
селения, в которых жили ульчи, удэге, орочи, ненцы. Сейчас коренных жителей
Приморья осталось очень мало, их называют малыми народностями. Главные
занятия коренных народностей – это охота и рыбалка.
Презентация.
Одежда коренных жителей Приморского края подразделялась на
повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Одежда
мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов,
нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки,
наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более
длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась
некоторыми элементами: наколенниками, берестяной шапкой и другими.
Люди коренных народностей необычайно талантливы. У них великолепный
художественный вкус, зоркая наблюдательность, умение подмечать и удерживать
в памяти повадки зверя, пластику полёта птиц и выражать всё это языком
орнамента. Они испокон века украшали свой быт – лодки, оружие, обувь, одежду.
Посмотрите на их убранство.
(Рассматривание детьми иллюстраций с изображением национальной одежды
малых народностей Приморского края)
Презентация.
Педагог: Ребята, вы прекрасно знаете, что каждое государство имеет свою
символику. Что является символикой государства?
Дети: Символикой государства являются герб, флаг и гимн.
Педагог: Совершенно верно. Каждая область, каждая республика и каждый край
нашей необъятной страны тоже имеют свою символику – герб и флаг. Давайте
вспомним, как выглядит герб Приморского края. Предлагаю на выбор несколько
гербов разных регионов России. Выберите из них нужный.
(Дети выбирают иллюстрацию с гербом Приморского края).
Педагог: Почему вы выбрали именно этот герб?
Дети: На этом гербе изображён тигр.
Педагог: Правильно, ребята. На фоне Андреевского флага изображён тигр –
символ Уссурийской тайги. Вспомните, пожалуйста, что означает синий цвет в
Андреевском флаге на гербе Приморья?
Дети: Синий цвет означает море.
Педагог: Что же означает зелёный цвет приморского Андреевского флага?
Дети: Зелёный цвет означает Уссурийскую тайгу.
Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами только начали увлекательное
путешествие по Приморскому краю. Хотелось бы вам побольше узнать о нашем
крае? В таком случае мы продолжим наше путешествие на следующих занятиях.
Конспект № 4 НОД по вариативной программе
Тема «Города Приморского края и их достопримечательности.»
Программное содержание:
Цель: Закрепление и пополнение знаний у детей о городах Приморского края;
развитие патриотических чувств у воспитанников.
Задачи:
- углубить знания детей о родном крае, его событиях прошлого и настоящего.
- Совершенствовать связную речь
- Воспитывать чувство гордости за свой город, край. Побуждать желание лучше
узнать свои родные места.
Задачи НОД в интеграции:
Региональный компонент
- Закрепить название и достопримечательности городов Приморского края.
- Закрепить у детей умения ориентироваться на карте Приморского края;
Физическое развитие
- Формировать у детей представления о здоровом образе жизни,
- Укреплять и охранять здоровье детей,
- Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать
утомляемость.
Социально-коммуникативное развитие
- Развивать общение и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
Речевое развитие
- Развитие памяти, речи, обогащение словаря,
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим)
- Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве,
представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
- Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Ход занятия:
Звучит музыка (песня «Родина моя» в исполнении «Непоседы»)
Воспитатель: Ребята, вы послушали слова и музыку этой песни. О чём говорится в
этой песне? А как называется наша страна, в которой мы с вами живём? (ответы
детей). Дети, а Россия – это наша Родина? (ответы детей). А как вы понимаете,
что такое Малая Родина? (ответы детей). Сегодня мы с вами отправимся на
экскурсию по нашему родному краю. Давайте посмотрим на карту. Где же он
находится? Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте -
Приморском крае. Вот так на карте выглядит Приморский край. Почему он так
называется? Приморский край находится у берегов Японского моря, расположен
на востоке страны, возле Тихого океана. В тайге обитает его главный хозяин – это
амурский тигр, и произрастает знаменитый корень жизни – женьшень
Я живу в стране красивой,
У меня здесь есть друзья,
Называется – Россия!
Это лучшая страна!
Я живу в краю богатом:
Море, тигры и тайга,
Называется – Приморье!
Это Родина моя!
Воспитатель: а начнём нашу экскурсию с главного города Приморского края –
города Владивосток.
(Презентация)
Воспитатель: Итак, начнем наше путешествие и побываем в главном городе
Приморского края.
Воспитатель читает стихотворение о Владивостоке .
«Мой город» автор: К. Аносова.
Мой город морем опоясан
И зеленью речных долин.
Он кружевом холмов украшен
Под небом ясно - голубым...
Мой город морю знает цену-
К жестоким он привык штормам.
И будто бы артист на сцене,
Меняет часто гордый нрав.
Воспитатель: Ребята давайте отметим город флажком.
Воспитатель: Знакомство с городом Владивостоком мы начнём с герба. Его
описание гласит: "В зеленом поле щита золотой тигр с червлеными (красными)
глазами и языком, идущий по скалистому серебряному склону вправо, подняв
переднюю правую лапу, Золотая башенная корона о пяти видимых зубцах,
дополненная золотым лавровым венком, показывает статус Владивостока как
административного центра и субъекта РФ. Орденские ленты, обрамляющие
гербовый щит, подчеркивают значительные заслуги жителей города в
хозяйственном и культурном развитии Дальневосточного региона.
Владивосток — большой город и порт на Дальнем Востоке России,
расположенный н у берегов Японского моря. Климат во Владивостоке влажный,
поэтому зима сухая и холодная с ясной погодой, лето теплое и влажное.
Это огромный промышленный город и столица всего Приморского края. Все
красоты Владивостока находятся по улице Светланской.
Мой рассказ будет о чуде Приморского края это -Морской музей – океанариум, о
природе Тихого океана. В большом круглом зале в океанариумах размещены
обитатели пресноводных водоемов Дальнего Востока. В холодноводных
аквариумах живут обитатели Японского и Охотского морей. Часть океанариума
отведена декоративным аквариумным рыбам, которые размещены отдельно.
А дальше мы продолжим путешествие по маршруту «Владивосток-Арсеньев»
Арсеньев – город современный,
Носитель мудрости отцов,
Девиз которого нетленный –
К прогрессу будь всегда готов!
Воспитатель: давайте найдём с вами город и отметим флажком
АРСЕНЬЕВ, город в Приморском крае. Расположен в предгорьях Сихотэ-Алиня,
на правом берегу Арсеньевки (приток Уссури).
Основан в 1902 как деревня Семёновка; город Арсеньев с 1952 (назван в честь
исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева).
Является моногородом, жизнь города во многом зависит от двух
градообразующий предприятий: Арсеньевской авиационной компании
«Прогресс» (в основном производство летательных аппаратов) и ОАО «Аскольд»
(в основном производство сельскохозяйственной техники и товаров народного
потребления).
Арсеньев относится к промышленным городам: здесь находятся
заводы «Прогресс», на котором производят военные вертолёты, а на «Аскольде»
производят детали для кораблей (Юля Измайлова).
Через город Арсеньев протекает река Дачная. Над ним возвышается
сопка Обзорная. С неё виден весь Арсеньев, долина реки Арсеньевки, территория
заказника, сёл Анучинского и Яковлевского районов.(
Воспитатель: Ребята дальше мы продолжим нашу экскурсию по
маршруту «Арсеньев – Уссурийск»
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Уссурийск»
Уссурийск - звучит так гордо,
Хотя простое сочетанье букв.
Но опять скажу я твердо:
Уссурийск - мой лучший друг.
Воспитатель: Ребята давайте обозначим город Уссурийск флажком
Воспитатель: Знакомство с городом Уссурийском мы начнём с герба. Обратите
внимание на герб. Выбор цвета и фигур определяется сельскохозяйственной
ролью города и района (сноп и серп) с их историческим центром Уссурийского
казачьего войска
Уссурийск был основан как село Никольское (в честь св. Николая Чудотворца) 13
семей прибыли на поселение из Астраханской губернии. Уссурийск - второй по
величине город Приморского края после Владивостока
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается на электричке по
маршруту «Уссурийск –Спасск-Дальний».
Основной центр стройиндустрии Приморья. Здесь действует крупнейший на
Дальнем Востоке цементный завод.
Давайте заглянем и в другие города нашего края.
Воспитатель: Вот и наша экскурсия по городам Приморского края подошла к
завершению. Ребята посмотрите на карту и скажите, в каких городах
Приморского края мы с вами побывали. Что вам запомнилось больше всего?
Дети:
Воспитатель: Ребята давайте с вами закончим наше с вами чудную экскурсию
пословицами и поговорками о Родине.
«Нет лучше и краше Родины нашей»!
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»!
«Береги землю родимую, как мать любимую»!