Напоминание

Современные образовательные технологии -залог высокого качества образования


Автор: Елена Георгиевна Болотова
Должность: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное заведение: МОУ СОШ №42 г.Энгельса Саратовской области
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Современные образовательные технологии -залог высокого качества образования
Раздел: среднее образование





Назад




Современные образовательные технологии – залог высокого

качества организации образовательного процесса в условиях

ФГОС.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные

требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость

повышения качества современного образования. Вокруг проблемы качества образования

сегодня ведётся много споров.

Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения.

Именно обученность ребёнка провозглашается главным критерием качества образования.

Одним из способов повышения качества обучения учащихся является организация

учебного процесса.

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более

эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей

обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Выбор педагогической технологии, методов обучения.

В современной системе образования выбор образовательной технологии осуществляется

учителем на основе личных убеждений. Технология отвечает на вопрос: «Как я учу? Как я

включаю ребёнка в позицию успеха?»

Технология должна подбираться под цель. Мы сначала ставим цель, потом

подбираем технологию. Потому что технология – это алгоритм действия учителя и

ученика, направленного на достижение заранее поставленной цели.

Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания

учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета, т. е.

конкретно от:

• уровня знаний и умений учителя;

• общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и

задач конкретного урока;

• отобранного учителем содержания учебного материала;

• уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных

особенностей;

• материальной оснащенности образовательного учреждения;

• времени.

Педагогическую технологию часто определяют как последовательность определенных

действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на

достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий

Из многообразия существующих современных образовательных технологий основными

для повышения качества образования являются технологии на основе активизации и

интенсификации деятельности учащихся:

- Игровые технологии

- Технологии проблемного обучения

- Технология проектного обучения

- Информационные технологии

- Технологии дифференцированного обучения

- Здоровьесберегающие технологии.

Технология проблемного обучения

Данная технология позволяет учащимся быть не только объектом обучения, пассивно

воспринимающими учебную информацию, но и активными субъектами его,

самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и

зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на

развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений,

творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается

трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует

больших затрат времени.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти

путём самостоятельных находок и открытий.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с

новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению

гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого

предположения.

Учащиеся практикуются в решении проблем.

В будущем, столкнувшись с проблемой, не опустят руки, т.к. зная, что если есть

проблема – значит есть её решение.

Эта технология способствует переходу знаний в убеждение.

Информационные технологии

Современные дети — это цифровые уроженцы. Они выросли с технологиями.

Технологии вплетены в их жизни. Но технологии в образовании — это не просто

использование цифровых устройств – это то, что облегчает взаимодействие между

учителем и учеником, что повышает результативность, а значит и качество учебного

процесса.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

У младших школьников преобладает интерес к формам и приёмам познавательной

деятельности, а не к содержанию и самому процессу.

Использование компьютера может быть органично включено в любой этап

урока — во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их

обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.

Практика использования информационных технологий показывает, что при

условии дидактически продуманного применения ИКТ появляются неограниченные

возможности для индивидуальной и дифференцированной работы.

Самые большие возможности для развития предоставляет игровая

деятельность. Игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности

обучения.

В игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью

работает память, мышление, восприятие, в игре ребёнок проявляет больше

произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем

просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Технология проектного обучения

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися

знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.

Это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту

или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной

презентацией осязаемых результатов.

Эта технология, как универсальный метод, применяемый в школьной практике.

Его следует применять как дополняющий элемент. Весь образовательный процесс

переводить на проектное обучение не рекомендуется.

Проектная технология применяется и в урочной, и во внеурочной деятельности.

Выполнение учебного проекта считается одной из форм организации

познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную субъективную

позицию.

Плюсов много. НО….

На практике дело обстоит иначе. Организовать выполнение учебного проекта или

исследования не просто. Зачастую доля труда учителя в полученных результатах слишком

велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на

развитие личности ученика.

Здоровьесберегающие технологии.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья

детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных кабинетов, и поэтому ценностное

отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика.

Очень важное место занимает правильная организация учебной деятельности, а именно:

1) строгая дозировка учебной нагрузки;

2) построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,

хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

Современные образовательные технологии – залог высокого качества организации

образовательного процесса в условиях ФГОС.



В раздел образования