Автор: Елена Георгиевна Болотова
Должность: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное заведение: МОУ СОШ №42 г.Энгельса Саратовской области
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Современные образовательные технологии -залог высокого качества образования
Раздел: среднее образование
Современные образовательные технологии – залог высокого
качества организации образовательного процесса в условиях
ФГОС.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные
требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость
повышения качества современного образования. Вокруг проблемы качества образования
сегодня ведётся много споров.
Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения.
Именно обученность ребёнка провозглашается главным критерием качества образования.
Одним из способов повышения качества обучения учащихся является организация
учебного процесса.
Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более
эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей
обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Выбор педагогической технологии, методов обучения.
В современной системе образования выбор образовательной технологии осуществляется
учителем на основе личных убеждений. Технология отвечает на вопрос: «Как я учу? Как я
включаю ребёнка в позицию успеха?»
Технология должна подбираться под цель. Мы сначала ставим цель, потом
подбираем технологию. Потому что технология – это алгоритм действия учителя и
ученика, направленного на достижение заранее поставленной цели.
Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания
учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета, т. е.
конкретно от:
• уровня знаний и умений учителя;
• общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и
задач конкретного урока;
• отобранного учителем содержания учебного материала;
• уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных
особенностей;
• материальной оснащенности образовательного учреждения;
• времени.
Педагогическую технологию часто определяют как последовательность определенных
действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на
достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий
Из многообразия существующих современных образовательных технологий основными
для повышения качества образования являются технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Технологии проблемного обучения
- Технология проектного обучения
- Информационные технологии
- Технологии дифференцированного обучения
- Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения
Данная технология позволяет учащимся быть не только объектом обучения, пассивно
воспринимающими учебную информацию, но и активными субъектами его,
самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и
зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на
развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений,
творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается
трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует
больших затрат времени.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти
путём самостоятельных находок и открытий.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с
новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению
гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого
предположения.
Учащиеся практикуются в решении проблем.
В будущем, столкнувшись с проблемой, не опустят руки, т.к. зная, что если есть
проблема – значит есть её решение.
Эта технология способствует переходу знаний в убеждение.
Информационные технологии
Современные дети — это цифровые уроженцы. Они выросли с технологиями.
Технологии вплетены в их жизни. Но технологии в образовании — это не просто
использование цифровых устройств – это то, что облегчает взаимодействие между
учителем и учеником, что повышает результативность, а значит и качество учебного
процесса.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
У младших школьников преобладает интерес к формам и приёмам познавательной
деятельности, а не к содержанию и самому процессу.
Использование компьютера может быть органично включено в любой этап
урока — во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их
обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков.
Практика использования информационных технологий показывает, что при
условии дидактически продуманного применения ИКТ появляются неограниченные
возможности для индивидуальной и дифференцированной работы.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая
деятельность. Игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности
обучения.
В игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью
работает память, мышление, восприятие, в игре ребёнок проявляет больше
произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем
просто выполняет задание. В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Технология проектного обучения
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися
знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.
Это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту
или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной
презентацией осязаемых результатов.
Эта технология, как универсальный метод, применяемый в школьной практике.
Его следует применять как дополняющий элемент. Весь образовательный процесс
переводить на проектное обучение не рекомендуется.
Проектная технология применяется и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Выполнение учебного проекта считается одной из форм организации
познавательной деятельности учащихся, в которой они занимают активную субъективную
позицию.
Плюсов много. НО….
На практике дело обстоит иначе. Организовать выполнение учебного проекта или
исследования не просто. Зачастую доля труда учителя в полученных результатах слишком
велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на
развитие личности ученика.
Здоровьесберегающие технологии.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья
детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных кабинетов, и поэтому ценностное
отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика.
Очень важное место занимает правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,
хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Современные образовательные технологии – залог высокого качества организации
образовательного процесса в условиях ФГОС.