Автор: Ирина Хаджиевна Нелина
Должность: МБОУ СОШ № 27
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 27
Населённый пункт: село Львовское, Северский район, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка по родной литературе
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие
по родной русской литературе
«В гостях у русской народной сказки»
Подготовили
учителя русского языка и литературы:
Нелина Ирина Хаджиевна МБОУ СОШ № 27
села Львовского МО Северский район
имени Чернышова А.Д.
2019 г.
Внеклассное мероприятие
по родной литературе
«В гостях у русской народной сказки»
Цели:
обучающие: обобщить знания о сказке, жанрах УНТ, их структуре,
активизировать познавательную активность; увлечь детей интересным
творческим делом;
развивающие: активизировать творческие способности детей, продолжить
развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры,
развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения
использовать приобретенные знания для решения познавательных и
практических задач;
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к
прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости
по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и
бережное отношение к народному наследию.
Планируемые результаты
Предметные: овладеть навыками классификации сказок, учиться работать с
цитатным материалом
Метапредметные:
а) познавательные: проводить поиск необходимой информации; определять
понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в конкретной
задаче;
б) регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить
коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с
задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для
самостоятельной работы;
в) коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать
участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности;
г) личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности
ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.
Предварительная подготовка:
1 группа: учащиеся самостоятельно подбирают сказки, загадки,
скороговорки, пословицы;
2 группа: учащиеся рисуют плакаты, иллюстрации к сказкам, готовят
декорации, оформляют помещение;
3 группа: учащиеся подготавливают костюмы;
4 группа: учащиеся готовят призы своими руками
Работа в группах-командах наиболее эффективна при закреплении изученной
темы, а также способствует умению работать сообща, развивает
толерантность, умение вести диалог и аргументировать свое мнение,
улучшает психологический климат в классе.
Оформление сцены: выставка книг, детские иллюстрации к сказкам;
избушка, «указательный » камень, от которого к избушке выложены
«тропинки».
Действующие лица:
сказочница
2 скомороха
Баба-яга
Кощей Бессмертный
Леший
Кикимора
Ход мероприятия
I.
Организационный момент.
Звучит фонограмма песни И. Николаева «Маленькая страна» в исполнении
Наташи Королевой. На сцену выходят скоморохи, выполняют нехитрые
акробатические трюки, приглашают присутствующих принять участие
в увлекательном путешествии по русским народным сказкам.
1 Скоморох: Народ, собирайся!
Праздник, начинайся!
2 Скоморох: Веселый праздник мы начинаем
И все от души Вам сейчас пожелаем
С нами играть, веселиться и петь,
Себя показать и других посмотреть.
II.
Вступительное слово сказочницы:
( музыкальное сопровождение)
Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир сказок.
Поднимите руки те, кто любит сказки? Да, действительно, сказки любят все!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сказка знакома вам как читателям давным-давно. Наверное, вы даже не
можете вспомнить, когда произошло это знакомство.
Итак, сегодня мы в гостях у русской народной сказки. И вам, ребята,
предстоит доказать не только то, что вы все любите сказки, но и то, что вы их
очень хорошо знаете.
III.
Первый конкурс «Разминка».
1.Кто автор сказок? (Народ)
2.Как сказки дошли до нас? (Передавались от поколения к поколению)
3.Каковы приметы сказки? (Вымысел, занимательность, поучительность)
4. Русская народная сказка имеет своё начало. Я предлагаю вспомнить
традиционные сказочные зачины.
Приведите примеры зачинов.
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- За тридевять земель, в тридевятом государстве жили-были…
- Жили-были…
- В стародавние годы в некоем царстве, не в нашем государстве…
5. А какие сказочные концовки вы встречали в сказках?
- Стали они жить-поживать и добра наживать.
- Так они живут-поживают, нас в гости поджидают.
- Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло – в рот не попало.
- Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец.
- Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали
жить-поживать и медок попивать.
IV.
Второй конкурс «Знатоки».
1. «На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая кра-
савица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» (Василиса
Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)
2. «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и ста-
руха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не
ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» (Русская
народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)
3.
В сказке рассказывается история о сироте. Её заставляют работать,
обижают в доме, где приютили. В её жизни есть одна отрада: с работой ей
помогает справиться волшебным образом коровушка.
(«Крошечка-
Хаврошечка»)
4. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бездомным, а рыжая
плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство
третьего лица помогло восстановить справедливость (Русская народная
сказка «Заячья избушка»).
5. В какой сказке говорится про уникальное в своём роде спортивное
состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя
которого ожидал приз – поцелуй царевны и женитьба на ней? (Русская
народная сказка «Сивка-Бурка»).
6. В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и
существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для
обеих сторон? (Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
7. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного,
неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного
инструмента? (Русская народная сказка «Каша из топора»).
8. Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на
царевне. (Емеля, русская народная сказка «По щучьему велению»).
V.
Конкурс третий «Перевоплощение».
Сказочница: Назовите сказки, в которых встречается персонаж Баба-яга.
( «Марья Моревна», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Заколдованная королевна»,
«Марфа - крестьянская дочь», « Сказка о молодильных яблоках и живой
воде», «Финист - Ясный Сокол»).
(Участникам вручаются призы)
Сказочница: Баба-Яга олицетворяет собой зло, которое совершается против
сказочных героев. Баба Яга - довольно спорный персонаж, она вроде бы на
стороне тёмных сил, но помогает и светлым, только с ней надо как-то
договариваться.
(звучит зловещая музыка, на сцене появляется Баба-яга на метле)
Баба-яга предлагает участнику выбрать одну из тропинок, которая ведет к
избушке. Баба-яга читает заклинание: « Если сюда войдешь - себя не
узнаешь, потешишь людей, если не угадаешь».
Участник заходит в избушку, выглядывает в окошко, Баба-яга подносит к
лицу участника декорации-образ сказочных героев и спрашивает: « В кого ты
превратился?».
Скоморохи предлагают подсказки:
1-е перевоплощение:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. («Снегурочка»)
2-е перевоплощение:
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар-птица)
3-е перевоплощение:
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»)
(Участникам вручаются призы)
VI.
Конкурс «Смелый, отважный, находчивый»
(Раздается оглушительный свист, звучит угрожающая музыка)
На сцене появляются Леший и Кикимора:
- Я Кикимора. Из другого царства я. Ваших речей не пойму.
Говорить будем по-моему!
Обращается к ребятам:
- Знаете скороговорки? Я люблю самые сложные, остроумные и интересные.
На сцену выходят ребята и демонстрируют знание скороговорок:
1 участник:
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!
2 участник:
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
3 участник:
Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.
4 участник:
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать
5 участник:
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои
(Если участник не может вспомнить или выговорить скороговорку, Леший
забрасывает его сухими листьями. Если же участник находчивый и у него
получается выговорить скороговорку, Кикимора вручает приз)
VII.
Конкурс «В царстве Кощея»
Участник идет по тропинке-указателю, читает надпись « Налево пойдешь-от
страха пропадешь». В это время появляется Кощей Бессмертный, хватает за
руку участника и предлагает пойти с ним. Участник пытается убежать, но его
окружает нечистая сила (Кикимора и Леший).
Кощей Бессмертный обращается к участнику:
- Давно я не лакомился вкусными детишками. А ты из какой школы?
- Сейчас проверим, как тебя учат в этой школе. Слушай внимательно. Если
не ответишь на мои вопросы, съем тебя на ужин.
1.Перечисли сказки, в которых есть моя персона («Кощей Бессмертный»,
«Новогодние приключения Вити и Маши», «Марья Моревна», «Сказка о
молодильных яблоках», «Царевна-лягушка», «Елена Прекрасная»)
2. Продолжи пословицу или поговорку:
Везде хорошо,…(но дома лучше).
Вся семья вместе, …(так и душа на месте).
Труд человека кормит,…(а лень портит).
Умелец да рукодельник и себе и людям….(радость приносит).
Уменье и труд …(все перетрут).
Не откладывай на завтра то,…(что можно сделать сегодня).
Добрые слова…(лучше мягкого пирога).
Жизнь дана…(на добрые дела).
Доброе братство …(лучше богатства).
Ученье — свет, а неученье —…(тьма).
Не стыдно не знать, …(стыдно не учиться).
3. Отгадай загадки
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а говорит»
(книга)
«По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (овца)
«Ночью спит на земле, а утром убегает» (роса)
«Есть голова, да нет волос. Есть глаза, да нет бровей. Есть крылья, да не
летает» (рыба)
«Меня все ждут и не дождутся, а как увидят – тотчас разбегутся» (дождь)
«Что за шустрый старичок, восемьдесят восемь ног. Все по полу шаркает
за работой жаркою?» (веник)
VIII.
Инсценировка русских народных сказок.
Занавес закрывается. На сцену выходят скоморохи:
1 скоморох: На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под тем дубом стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай!
2 скоморох: А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакал
Да в мешок эти сказки собирал!
( Из мешка достает различные книжки-сказки, демонстрирует ребятам,
гостям)
1 скоморох: Вам – сказку,
А мне - бубликов связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок,
Да горячий пирожок.
2 скоморох: Будьте все внимательны!
И мы будем старательны!
Будет сказочный народ
Веселиться целый год!
1 скоморох: Взрослые, у нас учитесь!
Снова в сказку воротитесь!
(Сказочная мелодия к сценкам )Занавес открывается, в избушке сидит
сказочница, открывает ставни и начинает свой сказ:
Верьте аль не верьте,
А жил на белом свете
Не на небе, на земле,
В нашем-то родном селе,
Люд веселый, озорной,
Юморной и молодой.
А талантливый какой!
Не красавцы, не уроды,
Не бедны и не бледны.
В нашем сельском-то народе
Всем и каждому видны.
Не в парче они ходили
И не в порше, а так вообче,
В современном модном стиле,-
В джинсе, коже и нейле.
(звучит фонограмма песни «Мы бродячие артисты»
Скоморохи объявляют название сказок, которые приготовили ребята для
инсценировки:
1. Эпизод из сказки «Семеро козлят»
2. Эпизод из сказки «Красная шапочка»
3. Эпизод из сказки «Царевна-лягушка»
4. Эпизод из сказки "Гуси-лебеди"
5. Эпизод из сказки « Морозко»
(Участникам вручаются призы)
1 скоморох: Пусть же верят дети
В волшебство и фей!
И планета станет
Чуточку добрей!
2 скоморох: Фейерверком брызнет радость в небеса,
Мир всегда прекрасней, если верить в чудеса!
X. Рефлексия.
Сказочница:
- Ребята, а вам понравилась наше увлекательное путешествие в мир сказок?
Пожалуйста, заполните наш «экран настроения»: желтый стикер –
понравилось; зеленый – понравилось, но жаль, что я не выиграл (-а); синий –
затрудняюсь ответить; фиолетовый – не понравилось.
XI. Заключительное слово сказочницы:
-Ребята, я думаю, что всем было очень приятно поиграть, вспомнить
любимых героев! Помните, что сказки – это книги, которые могут вас
многому научить! Читайте сказки! И будьте мудрыми и воспитанными, как
Василиса Премудрая, и сильными и смелыми, как Иван Царевич. До новых
встреч!
(фонограмма песни «Полет», А.Шнитке из кинофильма «Сказка
странствий»)