Автор: Ирина Хаджиевна Нелина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 27
Населённый пункт: село Львовское МО Северский район
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Анализ эпизода "Бал в доме Фамусова"
Раздел: среднее образование
Класс: 9 класс
Предмет: Литература
Тип урока: комбинированный,
применение знаний на практике
Учителя: Нелина Ирина Хаджиевна, МБОУ СОШ № 27
Технологическая карта
Автор УМК, учебник
Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. Литература, 9 класс
Тема
А.С.Грибоедов, Бал в доме Фамусова. Анализ эпизода.
Цель
Создание условий для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей
учащихся, развития монологической речи учеников,
Задачи
включить учащихся в учебную деятельность;
совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения
совершенствовать умение работать с текстом
обогащать читательский опыт детей, учить применять полученные знания
организовать коммуникативное взаимодействия: развивать умение рассуждать, делать выводы,
способствовать полноценному восприятию смысла произведения
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать
причинно-следственные связи; приводить примеры,
формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой
деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания
Регулятивные УУД:
формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную
самостоятельность
Познавательные УУД:
развивать умение решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие,
внимание, воображение, мышление, речь; самостоятельно извлекать нужную информацию по теме;
умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию
обучения через применения ИКТ
Форма урока
комбинированный урок
Виды деятельности учителя
Организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды деятельности учащихся
Формулируют тему и цель урока, формулируют и доказывают свою точку зрения, работают в парах, применяют
полученные знания, обобщают материал (рефлексия)
Межпредметные связи
Музыка
Основные понятия
Сюжет, эпизод, конфликт, сатирические приемы (ирония, сатира, сарказм), «говорящие» фамилии
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Литература» , Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин.
Ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентации; (Раздать ученикам заранее подготовленный материал
Приложение 1, Приложение2, Приложение 3 «Консультация. Как писать сочинение-анализ эпизода».)
Организация пространства
Фронтальная и индивидуальная работа.
Используемые технологии
Технология деятельностного метода
Музыкальный материал
вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса», Вальс Грибоедова
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1
Мотивация (самоопределение
к деятельности)
Цель:
мотивировать
учащихся к учебной
деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки;
определить
содержательные рамки
урока
1.Включает вальс Иоганна Штрауса
«Сказки Венского леса»
Слово учителя.
Сегодня мы приглашены с вами на
бал в доме Фамусова, на
котором один из гостей скажет:
Ну, бал! Ну, Фамусов!
Умел гостей созвать!
Слайд № 4
2.Организует беседу:
-Наша первая с вами задача –
понять, почему с такой иронией
были произнесены эти слова, что
произошло на балу. Анализируя
эпизод комедии Грибоедова,
На фоне медленной музыки ученик читает
стихи Е. П. Ростопчиной “Искушение”.
И мне представилось: теперь танцуют там,
На дальней родине, навек избранной
мною...
Рисуются в толпе наряды наших дам,
Их ткани легкие с отделкой щегольскою;
Ярчей наследственных алмазов там
блестят
Глаза бесчетные, весельем разгоревшись;
Опередив весну, до время разгоревшись,
Там свежие цветы свой сыплют аромат...
Красавицы летят, красавицы порхают,
Их вальсы Ланнера и Штрауса увлекают
Неодолимою игривостью своей...
И все шумнее бал и танцы все живей!
* * *
... Всем женским склонностям покорна я
вполне;
Я только женщина, – гордиться тем готова,
Я бал люблю!.. отдайте балы мне!
Сотрудничество с учителем.
Выдвигают предположения о теме урока и
выходят при помощи учителя на тему и
цели изучения.
Личностные УУД:
жизненное, личностное
самоопределение, ценностно-
смысловая ориентация;
нравственно-этическое
оценивание
Регулятивные УУД:
ориентирование в ситуации,
целеполагание,
прогнозирование
Познавательные УУД: выбор
критериев для сравнения,
критическое оценивание,
построение речевого
высказывания
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении проблемы,
владение монологической и
диалогической формами речи.
вспомним, как такого вида работу
выполняли на уроках, соберем
материал для сочинения – анализа
эпизода, с жанром которого мы
впервые с вами будем работать.
Беседа с классом о плане урока.
На доске написано слово эпизод.
- На какие вопросы нам нужно
будет ответить при анализе
эпизода?
В результате ответов на доске
возникает схема. (Приложение1)
Просит выдвинуть предположение
о теме целях предстоящего урока и
выводит учащихся на тему «Бал в
доме Фамусова»
- Постараемся ответить на вопросы,
поставленные вами для анализа
эпизода. Каково же место эпизода
“Бал в доме Фамусова” в комедии
Грибоедова?
Учитель: – Докажите на развитии
сюжетной линии, что это
кульминация произведения и на
развитии основной мысли
произведения.
Ученики: Анализ эпизода «Бал в доме
Фамусова», Охарактеризовать гостей
Фамусова, их поступки, определить роль
эпизода в произведении
Ученики: – Кульминация произведения в
развитии конфликта.
Ученик: – По сюжету комедии и развитии
любовной истории Чацкий на балу хочет
узнать, кого любит Софья.
Ученик: – Чацкий на балу узнает, что
Софья любит Молчалина.
Ученик: Развитие конфликта между
Чацким и фамусовским обществом также
достигает своей наивысшей точки:
общество отвергает Чацкого.
Запись на выданных листах вывода.
Учитель: – Вспомним, как
начинался конфликт Чацкого с
фамусовским обществом, по каким
вопросам разошлись Чацкий и
Фамусов?
Проведем словесную дуэль,
вспомним цитаты из речей Чацкого
и Фамусова по перечисленным
темам.
Учитель: – Конфликт завязался.
Какое же он будет иметь
продолжение?
Учитель: – Мы посмотрели не весь
эпизод бала, а только одну его
часть, первую. Как ее озаглавить?
Работаем над композицией, делаем
записи на листах.
Учитель: – Сколько будет еще
частей в эпизоде?
Учитель: – Проанализируем I
часть: Чацкий и гости, это начало
бала. Спокойным ли Чацкий
приходит на бал? Каково его
состояние?
Ученик: – Служба, чинопочитание,
времяпрепровождение, отношение к
иностранщине, к крепостным, к учению.
Ученик: – 1) Конфликт Чацкого с гостями
бала.
Ученики: – Еще 2 части.
2) Слух о сумасшествии.
3) Приговор.
Ученик: – Чацкий взволнован тем, что
Софья его не любит, и пытается выяснить,
кто его соперник. Раздражен из-за
разговора с Фамусовым. И это
раздражение усиливается при встрече с
гостями.
2
Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности
Активизирует знания учащихся.
Организовывает работу в парах по
Учащиеся слушают учителя
и вносят дополнения в таблицу
(Приложение 2 )
Художественные
Личностные УУД:
нравственно-этическое
Цель:
актуализировать
учебное содержание,
необходимое для
изучения нового
материала;
актуализировать
мыслительные
операции: сравнение,
анализ, обобщение;
зафиксировать
затруднение при
выполнении
учащимися пробного
учебного действия
составлению плана урока.
Создает проблемную ситуацию.
Организует обсуждение содержания
выступлений учащихся
Организовывает просмотр
презентации
Учитель: – Понаблюдаем развитие
конфликта между Чацким и гостями
и отметим художественные приемы
комедии, помогающие изобразить
данный конфликт. Какие вы знаете
приемы смешного?
Учитель после ответов открывает
Слайд № 21
Учитель: – Какие из названных
приемов использованы в комедии
Грибоедова?
Слайд № 22, 23
приемы комедии, помогающие изобразить
конфликт в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Ученик:
1) ирония – скрытая насмешка;
2) сатира – высмеивание человеческих
пороков;
3) юмор;
4) гротеск – сочетание в фантастической
форме уродливого и смешного;
5) сарказм – едкая насмешка с
обличительным смыслом.
Ученик: – Ирония, сатира, сарказм.
(дополняют свои записи).
оценивание
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование,
контроль, рефлексия
Познавательные УУД:
работа с ассоциацией,
моделирование, поиск
информации, установление
причинно-следственных
связей, сравнение,
формулирование идеи,
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные УУД:
умение ясно, точно выражать
свои мысли, регуляция
речевого поведения.
3
Постановка учебной задачи
(проблемы)
Цель:
организовать
коммуникативное
взаимодействие на основе
анализа драматического
произведения
Учитель: – Распределимся на 4
группы и проанализируем, в чем
выразился конфликт между Чацким
и гостями в первой части. Для этого
мы должны заполнить таблицу на
листке цитатами и определить,
какой художественный прием
использует Грибоедов в каждой
сцене. (Ученики работают по
группам и заполняют следующую
таблицу на листе (Приложение 2)
слайды № 8, 15
Ученики защищают свои работы перед
классом, вместе делаем вывод по I ч.:
Чацкий, взволнованный отказом Софьи,
искренне возмущается лицемерием,
рабским подражанием иностранному,
стремлением к богатству и чинам,
жестокому крепостничеству. Тем
самым конфликт между главным героем и
фамусовским обществом обостряется,
автор подчеркивает это в умении
сатирических приемов.
Личностные УУД:
нравственно-этическое
оценивание
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование,
контроль, рефлексия
Познавательные УУД:
работа с ассоциацией,
моделирование, поиск
информации, установление
причинно-следственных
связей, сравнение,
формулирование идеи,
построение речевого
высказывания.
Коммуникативные УУД:
умение ясно, точно выражать
свои мысли, регуляция
речевого поведения.
4
Работа над смыслом
текста
Анализ эпизода
Учитель дополняет выступление
учащихся, задает наводящие
вопросы, просит учащихся
нарисовать психологический
портрет гостей Фамусова.
Организует чтение фрагментов
произведения с фиксацией
внимания обучающихся на
выразительности чтения, на
элементы, характеризующие героев,
на развитии сюжета.
Организовывает работу по
осмыслению содержания текста.
Сегодня, анализируя одну из
центральных сцен комедии — бал в
доме Фамусова, — мы сразу будем
систематизировать материал в виде
основных тезисов.
Результатом нашего урока станет
обучающее сочинение. Для более
эффективной работы предлагается
консультация. (Приложение 3)
Слушают учителя. Высказывают
предположения об авторе произведения,
рисуют его психологический портрет,
участвуют в обсуждении содержания
произведения во фронтальном режиме.
Выражают чувства, которые они испытали,
обращают внимание на крылатые слова и
выражения
Личностные УУД:
жизненное, личностное
самоопределение, ценностно-
смысловая ориентация.
Регулятивные УУД:
прогнозирование, рефлексия,
оценка.
Познавательные УУД:
систематизация,
сопоставление, сравнение,
анализ, обобщение,
объяснение образа, работа с
ассоциацией, постановка
проблем, нахождение
причинно-следственных
связей. Коммуникативные
УУД: взаимодействие со
сверстниками, умение
вступать в диалог, регуляция
речевого поведения, владение
монологической и
диалогической формами речи.
5
Самостоятельная работа с
проверкой по эталону
Цель:
тренировать
способность к
самоконтролю и
самооценке;
Как писать сочинение-анализ
эпизода
Слайд № 26
Эпизод — основной структурный
Осуществляется взаимопроверка
подготовленными учащимися-
языковедами, проводится лексическая
работа.
Анализируют речь, поступки, роли и
значения героев в системе образов;
Личностные УУД:
ценностно-смысловая
ориентация.
Регулятивные УУД:
проверить свое умение
применять полученные
знания;
развивать умение
самостоятельной проверки по
эталону.
элемент в сюжете эпического, лиро-
эпического и драматического
произведения. Будучи, с одной
стороны, некоторым законченным
целым, в котором воплощено какое-
либо событие, он в то же время
является звеном в
общей событийной цепи
художественного произведения, где
все эпизоды связаны друг с другом
(причинно-следственными или
причинно-временными связями).
Учитель: Перед нами тема «Что
представляет собой барская Москва,
каковы ее нравы?».
С чего начать работу над ней?
Вопрос должен быть емкий,
проблемный. Подчинение всего
материала решению этого вопроса
придаст нашей работе цельность и
сосредоточенность.
Что представляет собой барская
Москва, каковы ее нравы? Чем
объяснить предательство Софии по
отношению к Чацкому? Над чем мы
смеемся в сцене бала и почему он
все же трагичен, как катастрофа?
Эти и множество других вопросов
возникают у нас, когда мы
размышляем над третьим действием
комедии.
Но постараемся определить: на чем
Участвуют в беседе по обсуждению
характеров гостей Фамусова, делают
обобщающий вывод. Слушают фрагмент
произведения, участвуют в
обсуждении исполнения.
Ведут записи
Ученик: Пожалуй, прежде всего
предстоит определить, какой вопрос мы
будем решать на материале третьего
действия комедии «Горе от ума». Его
выбор очень важен.
прогнозирование.
Познавательные УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование, построение
логической цепи рассуждения,
установление причинно-
следственных связей,
сравнение, моделирование.
Коммуникативные УУД:
умение ясно, точно выражать
свои мысли, регуляция
речевого поведения, умение
вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении
проблемы, интегрироваться в
группы сверстников, владение
монологической и
диалогической формами речи.
строит автор развитие действия?
Учитель: Что самое существенное
для комедии в происходящем на
наших глазах «собрании
московских бар»?
Как рождается этот слух, почему он
распространяется так быстро, кто в
этом заинтересован? Именно эти
вопросы оказываются
центральными при анализе данного
эпизода.
Анализ эпизода
План
I. Место и роль данного эпизода в
произведении, его связь с основной
идеей и проблематикой (насколько
важен этот эпизод в понимании
смысла всего произведения).
II. Основные герои.
1. Что нового дает нам наблюдение
за этими героями в данном эпизоде
для понимания их взглядов на
жизнь, характеров, поступков?
2. Какие средства использует автор
для раскрытия внутреннего мира
Ученик: В сцене бала конфликт Чацкого
со всей фамусовской Москвой становится
очевидным и неизбежным. И острее всего
этот конфликт выражен в слухе о
«сумасшествии» Чацкого.
записывают план в тетради (Приложение
3)
героев, смысла их действий?
а) Способы создания образа.
б) Художественные особенности
языка, их значение.
III. Какое значение имеет данный
эпизод для дальнейшего развития
событий?
Помните: анализ эпизода не должен
быть его пересказом!
Анализ эпизода «Бал в доме
Фамусова»
Слайды № 27, 2, 29, 30
Анализируя эпизод, раскрывая
какие-либо стороны характера
персонажа, его мировоззрение,
следует помнить о существующих
приемах раскрытия характера в
драматическом произведении:
— поступки;
— взаимные характеристики
героев; самохарактеристика;
— взаимоотношения с другими
персонажами;
— речь;
— ремарки (манера поведения);
— «говорящие» фамилии.
6
Рефлексия деятельности
Цель:
оценить результаты
собственной
деятельности
Организует самостоятельную
деятельность учащихся по
применению новых знаний,
основанную на самостоятельном
Работают самостоятельно, осуществляют
самопроверку, сравнивая с эталоном.
Личностные УУД:
смыслообразование;
нравственно-этическая
ориентация, оценивание
письменном ответе на вопрос.
Предлагает ученикам написать
сочинение – миниатюру (5-6
предложений)
- На какие вопросы нам удалось
найти ответить при анализе
эпизода?
- Насколько вы довольны своей
работой на уроке?
Делают выводы, систематизируют
изученный материал.
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия
усваиваемого содержания,
(исходя из социальных и
личностных ценностей),
обеспечивающее личностный
моральный выбор
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
коррекция; оценка
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Познавательные УУД:
доказательство
7
Домашнее задание
Написать сочинение – рассуждение
«Чацкий. Победитель или
побежденный
?»
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД:
самоопределение
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
коррекция; оценка