Напоминание

Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений


Автор: Салманов Талиф Латифович
Должность: магистрант 1 курса группа ОМЮ-12109РНДуп
Учебное заведение: НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений
Раздел: высшее образование





Назад




Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений

Салманов Талиф Латифович

магистрант 2 курса

ОМЮ-12109РНДуп

НОЧУ

ВО

«Московский

финансово-промышленный

университет «Синергия»

Родовое

понятие

«криминогенные

детерминанты»

объединяет

причины и условия преступности. Причины преступности – это такие

явления общественной жизни, которые ее порождают, поддерживают

существование, вызывают рост или снижение. В отличие от причин условия,

способствующие совершению преступления, - это природные, социальные

или технические факторы, которые сами по себе не порождают указанный

феномен, но помогают в его реализации, осуществлении. В доктрине

причины и условия преступности иногда объединяются термином «фактор»

преступного поведения.

Рассматривая вопрос о детерминантах преступлений, связанных с

нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных

средств, прежде всего, следует указать, что в доктрине существует

множество разнообразных мнений о классификации, типологии, структуре

причин и условий преступности. Одни ученые-юристы считают, что

детерминанты бывают внутренние и внешние, прямые и косвенные, главные

и второстепенные. Другие разделяют их на объективные и субъективные

1

.

Третьи предлагают различать непосредственные причины преступлений и

ему предшествовавшие, а в группе условий: условия, способствующие

действию

непосредственной

причины,

и

условия,

способствовавшие

проявлению предшествовавших причин. Такой разброс мнений связан с тем,

что преступность есть результат действия не одной детерминанты, а

множественности

факторов,

сложного

многоуровневого

причинного

комплекса.

1Баранчикова, М.В. Проблемы установления причин дорожно-транспортных преступлений // Вестник

Орловского государственного университета. – 2018. - № 6. – С. 14.

По

мнению

В.Е.

Трофимова,

преступное

нарушение

правил

дорожного

движения

или

эксплуатации

транспорта

детерминируется

комплексом факторов объективного свойства: состоянием автомобиля,

дороги, погодными условиями, динамической сменой дорожной обстановки.

Это могут быть особенности места, времени или, например, изменения

количества транспортных средств за определенное время в определенном

регионе. Однако думается, что причины увеличения количества дорожно-

транспортных происшествий, на сегодняшний день, в большей степени

связаны

с

кризисными

явлениями

в

организационном

и

правовом

обеспечении безопасности дородного движения. Предопределение этих

кризисных явлений влечет снижение уровня аварийности

2

.

В силу ФЗ от 10.12.1995 г. дорожное движение есть «совокупность

общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и

грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог»

3

.

Из буквального толкования приведенной нормы на первый взгляд может

сложиться впечатление, что местом анализируемого преступления являются

только дороги, т.е. «обустроенные или приспособленные и используемые для

движения

транспортных

средств

полосы

земли

либо

поверхности

искусственных сооружений». На самом же деле это далеко не так. Исходя из

положения о том, что УК и ПДД действуют на всей территории РФ и все

водители обязаны соблюдать их нормы везде, где бы они не находились,

можно прийти к выводу, что уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ

наступает независимо от того, в каком месте было совершено преступление,

главное, чтобы квалифицировать деяние по ст. 264 УК РФ, необходимо,

чтобы были нарушены ПДД или эксплуатация транспортного средства.

Обычно среди объективных факторов, порождающих преступность,

выделяют экономические, социальные, политические причины, а также

2

Трофимов,

В.

Е.

Уголовно-правовая

и

криминологическая

характеристика

лиц,

совершивших

преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ / В. Е. Трофимов // Правопорядок: история, теория,

практика. – 2020. – № 1(24). – С. 141-145. – EDN VNYZLE.

3 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О безопасности дорожного движения" //

"Российская газета", N 245, 26.12.1995.

криминогенные

факторы

духовно-нравственной,

организационно

технической и правовой сферы.

Экономическая сфера жизни общества - это область общественных

отношений, связанная с производством материальных благ, их обменом и

распределением. В экономической сфере возникает проблема безопасности

перевозок пассажиров водителями коммерческих маршрутных такси на

автобусах малой вместительности, марки «ПАЗ», «ГАЗ», «ГАЗЕЛЬ». Органы

власти не всегда придают должного значения проблемам пассажирских

перевозок автобусам малой вместимости. А водители таких транспортных

средств

в

нашей

стране

ежегодно

совершают

5-6

тысяч

дорожно-

транспортных

происшествий

4

.

Чтобы

снизить

уровень

аварийности,

необходимо усиление контролирующей воли государства.

Социальные детерминанты преступности. Определенные особенности

современной экономических условий страны предопределили возникновение

и усиление некоторых деформаций в социальной сфере. Здесь можно

выделить

дифференциацию

доходов,

поляризацию

различных

слоев

населения в зависимости от уровня социального положения, обнищание и

маргинализация некоторой части населения. Все это отражается и на уровне

автотранспортной

преступности.

К

примеру,

растущая

диспропорция

доходов

населения

сказывается

на

диспропорциях

вида

и

качества

транспортных

средств,

доминирующих

на

отечественных

дорогах

(недостаток

средств

у

населения

приводит

к

снижению

качества

технического обслуживания транспортных средств и росту ДТП с технически

неисправными транспортными средствами).

Так

же

в

качестве

социальных

причин

автотранспортной

преступности можно также отметить, что в современном российском

обществе нет полномерного, системного социального контроля со стороны

государственных органов, школы, образовательных учреждений, семьи за

воспитанием подрастающего поколения в духе соблюдения законов в сфере

4 Неверов, В.И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Указ. Соч. -

С. 154.

дорожного движения. Не случайно, что большинство преступных нарушений

правил

дорожного

движения

и

эксплуатации

транспортных

средств

совершают молодые люди в возрасте до 30 лет и люди того же возраста

становятся жертвами таких преступлений

5

.

Негативные процессы в политической сфере жизни российского

общества на безопасность дорожного движения непосредственного влияния

не

оказывают.

Однако

стоит

отметить

политическую

проблему

во

взаимоотношениях

между

федеральными

и

иными

органами

власти.

Отсутствие четкого распределения функциональных обязанностей между

ними

неблагоприятно

сказывается

на

финансирование

дорожного

строительства

и

целевых

программ

по

предупреждению

дорожно-

транспортных происшествий. Как указывается в Стратегии безопасного

дорожного

движения

в

Российской

Федерации

на

2018-2024

годы

6

,

неблагоприятным фактором в деятельности по обеспечению безопасности

дорожного

движения

является

системный

кризис

в

организации

согласованной

деятельности

органов

исполнительной

власти

на

федеральном,

региональном

и

местном

уровнях.

В

следствии

этого

снижается эффективность использования финансовых средств, направленных

на осуществление указанной деятельности.

Считаем, что криминогенные факторы духовно-нравственной сферы

оказывают значительное влияние на неблагоприятную характеристику

автотранспортной преступности. Причина любого социального поведения, в

том числе преступного, заключена в системе потребностей, ценностей,

интересов, мотивации, а духовно – нравственное состояние общества, в

котором живет человек, определяет его потребностно – мотивационную

сферу и ценностно-нормативную характеристику сознания.

Следует

отметить

серьезные

недостатки

в

организационно-

техническом обеспечении безопасности дорожного движения. В Российской

5 Статистические данные, приведены на основе изученных уголовных дел.

6

Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 N 1-р <Об утверждении Стратегии безопасности

дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы> // "Собрание законодательства РФ",

29.01.2018, N 5, ст. 774

Федерации

пока

не

сформирована

должная

система

организации

деятельности органов власти, общественности по обеспечению безопасности

дорожного

движения,

а

также

есть

неудовлетворительное

состояние

элементов дорожно-эксплуатационной сети.

В России явный дефицит автомобильных дорог. По расчетам

специалистов, потребность страны в дорогах составляет 1.5 млн. км, что

почти в 2 раза больше, чем имеется в наличии. Думается, что всем известно,

что на многих отечественных автотрассах низкое качество покрытия

проезжей части и низкая пропускная способность. Однако, по моим

наблюдениям, преступное нарушение

правил дорожного движения

и

эксплуатации транспортных средств, чаще всего, происходит на широких

дорогах с качественным покрытием.

Это обусловлено тем, что в таких условиях у водителей создается

объективная возможность двигаться с высокой скоростью, в результате чего

совершается большинство дорожно-транспортных происшествий с тяжкими

последствиями. Там же, где дорожные условия объективно препятствуют

высокой скорости движения, аварий еще больше, но последствия возникших

дорожно-транспортных происшествий обычно не являются тяжкими. В целях

повышения безопасности дорожного движения следует увеличивать ширину

приезжей части для безопасных обгонов и опережений; границы дороги,

полос движения должны обозначаться разметкой; в черте населенных

пунктов должна быть развита система уличного освещения; для безопасного

движения

пешеходов

через

проезжую

часть

должно

развиваться

строительство надземных или подземных пешеходных переходов

7

.

В

федеральной

проекте

«Безопасность

дорожного

движения»

8

сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему

ухудшению ситуации объясняется следующими причинами:

7 Неверов В.И. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-

правовое и криминологическое исследование: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.08.

Саратов, 2016. С. 163.

8 О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах":

Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 (ред. от 16.05.2020) // Собрание законодательства РФ.

- 2013. - N 41. - Ст. 5183.

- постоянно возрастающая мобильность населения; - уменьшение

перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным

транспортом;

-

недостатки

в

законодательстве

в

сфере

обеспечения

автотранспортной безопасности.

- неэффективность системы организации прибытия на место дорожно-

транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в

результате дорожно-транспортного происшествия;

- слабое государственное и общественное воздействие на участников

дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов

законопослушного поведения;

-

недостаточное

вовлечение

населения

в

действительность

по

предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Полагаем, что в современной государственной политике следует

учитывать факторы экономического, социального и нравственно-духовного

характера,

непосредственно

влияющие

на

уровень

аварийности

и

автотранспортной преступности. Для этого необходимо проводить политику

пропаганды безопасного, правового поведения на дороге. Сделать это

«модным», в том числе молодого поколения.



В раздел образования