Напоминание

Работа с одаренными детьми в формате кружковой работы


Автор: Сорокина Оксана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №1 «Чебурашка»
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), Усть-Майский р-н, п. Эльдикан
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одаренными детьми в формате кружковой работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одаренные дети (из опыта работы).

«Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно

отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя

интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает

больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель

успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые

интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает

необычные

истории

и

сказки,

строит

удивительные

постройки,

экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности.

С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей

работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы,

которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю

заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка,

сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Это

системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с

другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и

одаренность

может проявляться

и развиваться только в

конкретной

деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем

больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему

хочется это делать, ему интересен нерезультат, а сам процесс. Больше всего

это

относится

к

специальным

способностям:

музыкальным,

изобразительным, математическим и др.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме

одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе

дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей

педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности

каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности

детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве

потенциала личностного развития по отношению к последующим этапам

жизненного пути человека. В практической работе с детьми вместо понятия

«одаренность» правильнее использовать понятие задатки и наклонности, как

признаки одаренности.

Цели работы с одаренными детьми

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых

детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья

одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также

просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на

качественный скачек в развитии из способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

конкурсы; интеллектуальные игры;

участие в олимпиадах; презентации;

работа по индивидуальным планам;

исследовательская деятельность.

исследования динамики развития.

План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих

принципах:

- научности;

- деятельного подхода;

- системности;

- самоценности детства.

Форма реализации: индивидуальная работа.

Выявление одаренных детей не должно являться самоцелью только

педагогов. Цели совместной с родителями работы по поиску и выявлению

признаков одаренности у их детей следует связывать с задачами обучения,

воспитания, психолого-педагогической поддержки для раскрытия, развития и

реализации их способностей.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его

способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до

младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут

играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании

психологического комфорта, в поддержании физического и психического

здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного

ребенка:

1.

Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2.

Создание

благоприятной

психологической

атмосферы

в

семье,

проявление искренней и разумной любви к ребенку.

3.

Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4.

Повышение уровня педагогической и психологической компетентности

родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы с родителями:

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о

характере и направленности интересов, склонностей и способностей

детей.

Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.

Совместное составление индивидуального плана или программы

развития ребенка.

Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить

высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в

повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении

различных заданий дома, в детском саду, в кружке.

Задатки и наклонности проявляются в конкретной деятельности ребенка и

могут быть выявлены в процессе ежедневного и сравнительного наблюдения

за характером его действий.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за

ребенком и в беседах с в Работа по выявлению одаренности предполагает

сравнительный анализ развития каждого ребенка исследуемой группы в

дошкольном образовательном учреждении должна носить комплексный

характер. Комплексный подход проявляется в следующих аспектах: простых

и доступных способах и процедурах диагностики, направления и задатки

способностей, вовлечение в диагностику родителей.

Методы и процедуры мониторинга диагностики и сопровождения

одаренных детей в большей степени должны быть ориентированы на

наблюдения, как основного метода диагностики выявления задатков и

наклонностей.

Значимыми являются такие моменты, как применение индивидуального

подхода.

Нами составленна Программа работы с одаренными детьми в соответствии с

ФГОС.

Направления работы:

«Физическое развитие»

Группа «Спортивная мозаика» (изучение видов спорта)

«Социально-личностное развитие»

Кружок «Библионяня»

«Познавательное развитие»

«Юный ученый» (проектно-исследовательская деятельность)

«Художественно-эстетическое развитие»

Ансамбль ложкарей «Хлопушка»

Ансамбль баянистов «Трио»

Группа вокала «Звонкий голосок»

Танцевальная группа «Непоседы»

Студия «Талантливые ручки»

«Речевое развитие»

Кружок «Говорушки»

Для анализа деятельности были разработаны следующие показатели

эффективности реализации проекта:

1.

Количество участников научно-практических конференций,

олимпиад, конкурсов.

2.

Количество призеров научно-практических конференций, олимпиад,

конкурсов.

3.

Уровень конкурсов, олимпиад, конференций.

2009

2011

2013

2015

0

5

10

15

20

25

Муниципальный

уровень

Республиканский

уровень

Российский

уровень

Международный

уровень

Таким образом, делая выводы мы отметили следующие результаты:

В результате работы были задействованы все направления:

- «Физическое развитие»

- «Социально-личностное развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

- «Речевое развитие»

Развитие познавательной активности детей проходило в тесном

взаимодействии семьи и ДОУ.

Воспитанники

принимают

активное

участие

в

международных,

республиканских, муниципальных конкурсах, награждены дипломами и

сертификатами.

Методическая

работа

в

рамках

работы

с

одаренными

детьми

способствовала

сплочению

педагогического

коллектива,

гармонизации

отношений с воспитанниками и их родителями.



В раздел образования