Напоминание

Работа концертмейстера в классе вокала


Автор: Воронина Наталья Валерьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Свердловский мужской хоровой колледж"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа концертмейстера в классе вокала
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство культуры Российской Федерации

ГБПОУ СО «Свердловский мужской хоровой колледж»

Методическая разработка

Работа концертмейстера в классе вокала

Воронина Наталья Валерьевна

ГБПОУ СО «Свердловский

мужской хоровой колледж»

концертмейстер

Екатеринбург

2020

Содержание

1.

Введение

2.

Профессиональные навыки концертмейстера

3.

Специфика работы концертмейстера в классе вокала

4.

Заключение

5.

Список литературы

Введение

Концертмейстер – одна из базовых и самых востребованных профессий

среди

музыкантов.

Это

музыкант,

как

правило,

пианист,

который

сопровождает

инструменталиста

или

певца

своей

игрой

во

время

выступления.

Важность

профессии

концертмейстера

обусловлена

необходимостью солисту на всех этапах его профессионального становления

– от начального обучения до обучения в профессиональных учебных

заведениях и далее в его профессиональной концертной и педагогической

деятельности.

Также

можно

говорить

о

необходимости

участия

концертмейстера во всех этапах работы над музыкальным произведением –

от первоначального знакомства с исполняемой музыкой, т.к. без партии

аккомпанемента

невозможно

целостное

восприятие

музыкального

произведения, далее в процессе работы над всеми деталями музыкальной

фактуры, а также над художественным содержанием и его воплощением.

Безусловна важна роль концертмейстера и на этапе сценической готовности,

когда идет процесс «обыгрывания» произведения, его исполнение перед

публикой,

и

здесь

солист

и

концертмейстер

становятся

неким

художественным целым, неотделимым друг от друга. Концертмейстер на

всех этапах работы призван стать помощником и творческой поддержкой

учащегося, взять на себя часть педагогических задач, связанных с игрой в

ансамбле, с пониманием художественного содержания произведения и стать

полноценным партнером по сцене. Все это можно отнести к работе

концертмейстера как в хоровом и вокальном классе, так и в классе духовых,

струнных и народных инструментов.

Профессиональные навыки концертмейстера

Концертмейстерское

искусство

требует

высокого

музыкального

мастерства,

художественной

культуры

и

особого

призвания.

Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй

половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной

инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого

умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение

количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных

заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого

профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические

партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные

партии на любые интервалы и т. д. Со временем эта универсальность была

утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех

музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества

произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали

специализироваться для работы с определенными исполнителями.

Солист и пианист в художественном смысле являются членами

единого,

целостного

музыкального

организма.

В

концертмейстерском

искусстве фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не второстепенная

роль,

далеко

не

исчерпывающаяся

чисто

служебными

функциями

гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильнее было бы

ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или

инструментального ансамбля.

Прежде

всего

концертмейстер

должен

хорошо

владеть

своим

инструментом, обладать образным мышлением, достаточной технической

оснащенностью, владением разнообразным туше. Также концертмейстеру

необходим значительный «музыкальный багаж», то есть музыкальная

эрудиция, знание музыкального материала, умение хорошо ориентироваться

в стилях, жанрах и формах исполняемых произведений.

Одним

из

важнейших

качеств,

необходимых

концертмейстеру,

является умение читать с листа и транспонировать, так как во время работы в

классе часто возникает потребность в выборе нового репертуара, который

необходимо представить ученику, а для этого необходимо «с листа» сыграть

произведение в настоящем темпе и передать характер исполняемого.

Одним из важнейших качеств концертмейстера является его чуткость и

тонкий слух, то есть умение играть в ансамбле. Партию фортепиано почти в

любом музыкальном произведении трудно назвать вторичной, скорее можно

говорить о полноценном ансамбле солиста и концертмейстера, и в этом

смысле умение находиться в динамическом, образном. временном балансе

невозможно переоценить.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен

найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из

участников музыкального действия, причем, участником второплановым.

Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой

индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое

видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но

необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

Не менее важным качеством концертмейстера является артистизм,

умение играть на публику и любовь к сцене. Ведь на сцене концертмейстер

«отвечает» не только за себя, но и является во всех смыслах поддержкой

солиста,

единым

целым.

Умение

преодолевать

концертмейстером

сценическое волнение, способность поделиться уверенностью и творческим

настроением с учеником, способность быстро реагировать на неожиданные

изменения трактовки, а иногда и погрешности в исполнении ученика на

сцене являются неотъемлемым качеством настоящего концертмейстера.

Полноценная

профессиональная

деятельность

концертмейстера

предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности,

таких как высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость

в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость,

умение находить общий язык с разными учениками, тонко чувствовать их

психологический настрой и состояние.

Специфика работы концертмейстера в классе вокала

Все

перечисленные

выше

профессиональные

навыки

и

качества

концертмейстера необходимы в работе в вокальном классе. Но есть и

специфика, связанная с работой именно с вокалистами. Человеческий голос –

особый

инструмент,

обладающий

невероятными

красками

и

силой

воздействия на публику, и в то же время очень хрупкий, ранимый,

требующий в работе большого внимания, терпения и бережного отношения.

Особенно важно это понимать в работе с детскими, находящимися еще на

стадии формирования, голосами. Для успешной организации учебного

процесса

педагог

вокала

и

концертмейстер

должны

быть

единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя

становится помощником, а для ученика - педагогом-наставником и другом.

Концертмейстер,

как

и

педагог,

должен

внимательно

изучить

индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и

достоинства.

Работая с вокалистами, концертмейстер должен знать особенности развития

голоса учащихся, учитывать их возрастные возможности. За период обучения

голос учащихся изменяется и проходит несколько стадий. Это связано с

физическим и нервно-психическим ростом ребёнка. У младших школьников

голос имеет чисто детское звучание, про такой голос говорят: «головное

звучание» или «высокое резонирование». Голос в младшем возрасте ещё

нежный

и

неокрепший.

Форсирование

звучания

может

привести

к

нежелательным результатам. По мере роста ребёнка меняется механизм

голосового аппарата, развивается голосовая мышца, постепенно приобретая

упругость. Важно внимательно следить за развитием подростка, чтобы не

пропустить признаки наступающей мутации, связанной с формированием не

только гортани, но и всего организма, и правильно строить занятия.

Голосовой аппарат перестаёт быть плавным, развитие его идёт в это время

неравномерно. Концертмейстеру, как и педагогу по вокалу, необходимо

заботиться о соблюдении певческих норм и певческого режима.

Концертмейстеру

надо

хорошо

знать

голос

ученика,

так

как

необходимое звуковое равновесие зависит во многом от силы и тембра

голоса. Природа вокального звука прямо противоположна фортепианному.

Звук,

рождённый

голосом,

способен

к

динамическому

развитию,

а

фортепианный обречён на угасание. Это несоответствие проживания звука

вокального и инструментального тоже можно назвать проблемным моментом

в ансамблевом звучании. Особое значение приобретает звуковой баланс. В

нем важно исходить всегда из природы голоса каждого конкретного ученика,

применять

индивидуальный

подход,

чтобы

в

стремлении

передать

художественное

содержание

и

настроение

произведения

избежать

форсирования

голоса.

Важными

здесь

являются

слуховые

качества

концертмейстера,

умение

тонко

распределять

динамику,

а

также

фортепианную фактуру, в которой всегда важна основополагающая роль баса

как фундамента гармонии, поддержка мелодической линии, если она

прописана в фактуре. Аккомпанемент в среднем регистре следует оставлять

слышимым, но всегда на втором плане, делая исполнение «многомерным».

Важнейшим становится понимание концертмейстером «вокального

дыхания». Умение во время исполнения «дышать» вместе с солистом

является показателем профессионализма концертмейстера. Важно еще в

начале работы над каждым произведением грамотно расставить вокальное

дыхание в соответствии с музыкальным смыслом, фразой и голосовыми

возможностями.

Концертмейстер

в

процессе

работы

должен

изучить

моменты дыхания вместе с певцом, исполняя в этих местах фактуру наиболее

гибко.

Поможет

правильному

ощущению

дыхания

пропевание

концертмейстером вокальной строчки со словами, но «про себя». Сюда же

можно отнести и указания «ad libitum» и «colla voce», исполнение которых

требует не просто изменения темпа в партии аккомпанемента, а настоящего

совместного «проживания» подобных, как правило, драматургически важных

моментов.

Выбор и частая смена репертуара в классе вокала ставят перед

концертмейстером задачи хорошего чтения с листа и транспонирования. Эти

важнейшие навыки концертмейстеру необходимо развивать на протяжении

всей

профессиональной

деятельности.

Начиная

работу

с

учащимся-

вокалистом, концертмейстер должен вначале предоставить ему возможность

услышать произведение в целом. Для этого пианист либо интонирует

голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит

вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом. При этом

можно поступиться деталями фактуры. Произведение лучше исполнить

несколько раз, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора,

основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать

певца музыкой и поэтическим текстом, возможностями их вокального

воплощения.

Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования

по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию песни или романса на

фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для облегчения этой

работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по

фразам, предложениям, периодам.

В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от

точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной

партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает

форсирование звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приучает

солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика». В процессе

работы

над

произведением

нельзя

отделять

работу

над

точным

воспроизведением

нотного

текста

от

проникновения

в

сущность

музыкального образа.

Педагог и концертмейстер должны разбудить у

ученика воображение, фантазию, помочь ему проникнуть в образное

содержание произведения, использовать выразительные возможности слова,

не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего

произведения. На концертмейстера возлагается ответственная задача –

ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его

музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное

исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах

разучивания произведения с солистом. Установить творческий, рабочий

контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий,

духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо

полное доверие.

Ребёнку, исключая очень редкие случаи, присущи застенчивость,

неуверенность, стеснительность, он может растеряться в любой момент.

Концертмейстер помогает ему преодолеть эти и другие качества личности,

мешающие исполнению, особенно на сцене, где ребёнок подвержен

наибольшему

волнению.

Ещё

неопытного

артиста

могут

отвлекать

неожиданные внешние раздражители: шум в зале и др. Дети могут забыть

слова,

сфальшивить

интонацию,

неточно

воспроизвести

ритмический

рисунок, не выдержать метроритмические рамки. Концертмейстер должен

моментально «подхватить» ученика, если он перескочил на другой эпизод,

заполнить паузу в момент забывания слов, помочь продолжить и закончить

произведение, вернуть уверенность в себе. Для этого концертмейстеру

необходимо обладать быстрой реакцией - это качество очень важно в

профессиональной деятельности. Опытный концертмейстер может помочь

снять ребёнку напряжение перед концертом, а во время концерта помочь

избавиться от излишнего волнения своей выразительной игрой, которая

увлечёт солиста и поможет проникнуть в содержание произведения.

Заключение

Таким образом, специфика работы концертмейстера с вокалистами

заключается в том, что он должен хорошо знать природу певческого голоса,

основы вокального пения и секреты взаимодействия инструмента и голоса. В

профессии

концертмейстера

личностные

качества

не

отделимы

от

профессиональных. Важнейшими из них являются: виртуозное владение

инструментом, методикой, педагогическим мастерством, образовательными

технологиями,

организационными

навыками,

общей

эрудицией,

уравновешенностью характера, чувством юмора. Работа концертмейстера с

учащимися

заключает

в

себе

и

творческую

(художественную),

и

педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера требует от

пианиста

не

только

артистизма,

но

и

разносторонних

музыкально-

исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ

певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также

отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по

чтению

и

транспонированию

различных

партитур.

Для

педагога

по

специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник,

музыкальный единомышленник. Для солиста

концертмейстер –

и

помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль

может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается

авторитетом

солидных

знаний,

постоянной

творческой

собранностью,

настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных

результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном

совершенствовании.

Список литературы

1.

Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1926

2.

Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-

концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и

современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988

3.

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.,

1961.

4.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002.

5.

Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М., 1987

6.

Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика,

исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. –

2009.

7.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления

педагога. – М.: Музыка, 1996.

8.

Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969.



В раздел образования