Автор: Ковальчук Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Кулаковский детский сад "Ручеёк" Населённый пункт: Тюменская область, село Кулаково Наименование материала: картотека игр Тема: Игры по правилам пожарной безопасности Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра: «Лото- пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных
ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации.
Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство
ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников
(игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации
при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры,
оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно
охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот
, кто у кого окажется больше закрытых полей.
Дидактическая игра «Карточная викторина».
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память,
мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры :
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку
корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно
ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры
окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома
отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и
двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Дидактическая игра: «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь.
Воспитывать ответственность.
Ход игры :
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети
вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и
т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и
аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется
больше фишек к концу игры.
Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара,
правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать
пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство
ответственности.
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой.
Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа,
шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать
используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара.
Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее
количество фишек.
Дидактическая игра: «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение,
логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры :
Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией
при пожаре.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать
логическое мышление, память, внимание.
Ход игры :
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и
хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов,
связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны
расположить карточки на картине – в нужное место.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание,
память.
Ход игры :
Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен
закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой…….(пожар)
Раз, .два, три, четыре.
У кого пожар в …..(квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…..( утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками……(играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над …(газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жог…(траву0
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые …(предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер:….(01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных ….(вызывай)
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения
пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры :
из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает
лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска,
кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Сюжетно ролевые игры:
«Мы - пожарные»
Предварительная работа:
экскурсия в пожарную часть,
беседы о работе пожарных,
рассматривание сюжетных картинок,
чтение рассказов о пожаре ( Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин
дом», С. Михалкова « пожар»),
рисование на данную тему,
обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
дидактические игры,
ООД на данную тему.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать
свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и
взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в
соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы
заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты,
набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).
Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».
Предварительная работа:
Конструирование зданий,
Игры с напольным конструктором,
Рассматривание плана-схемы улиц города,
Экскурсия по близлежащему микрорайону,
Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
Беседы о профессии пожарного,
Отгадывание загадок,
Игры с транспортными игрушек,
Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.
Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители.
Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать
творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.
Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные
пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
Предварительная работа:
беседы на тему безопасности дома,
разучивание пословиц об огне и воде,
беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека»,
отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
Знакомство с пословицами об огне,
Дидактические игры по пожарной безопасности.
Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать
атрибуты, предметызаместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел ,
опираясь на полученные знания ППД.
Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита,
микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и
т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре
«Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.