Напоминание

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Каргина Анастасия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каргина Анастасия Евгеньевна, воспитатель;

МБДОУ №18, г. Ленинск-Кузнецкий; Кемеровская область-Кузбасс.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего

дошкольного возраста»

Проблема изучения здорового образа жизни одна из центральных в

психолого-педагогической науке.

Эффективность воспитания и обучения детей напрямую зависит от их

здоровья.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития

детского организма.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором

можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность

зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и

личности.

Отношение

ребенка

к

здоровью

напрямую

зависит

от

сформированности в его сознании этого понятия.

Основы

здорового

образа

жизни

у

детей

дошкольного

возраста

определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа

жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности),

и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка

способами

У детей старшего дошкольного возраста происходит перестройка всех

физиологических систем, которая характеризуется:

-

повышенной

чувствительностью

к

неблагоприятным

условиям

окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому

напряжению;

- активным развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной ткани,

причём крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие (легче даются

крупные движения);

- протеканием (в периоде с 5 до 7 лет) ростового скачка – критического

периода;

- индивидуальным темпом развития (ребёнок способен лишь на то, для

чего созрел);

-

потребность

в

положительных

эмоциональных

контактах

с

окружающими, в любви и доброжелательности;

- потребность в активном познании и информационном обмене;

- потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по

интересам;

- потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и

сверстниками;

- потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих

достижений со стороны взрослых и сверстников;

- расширяется круг общения детей, что является важным условием

активного процесса социализации;

- появляется разнообразное и содержательное общение со взрослыми

сверстниками (подражание, копирование интонации, манеры общения);

- дети ориентируются в нормах поведения (хорошо – плохо, осознавая

последствия многих действий, но нередко действует импульсивно, по первому

побуждению).

При формировании представлений об основах здорового образа жизни у

детей старшего дошкольного возраста педагоги используют различные методы,

формы, средства в построении образовательно-воспитательного процесса.

Главными формами работы считаются занятия, досуги, режимные моменты,

спортивные состязания и праздничные дни.

Для

формирования

основ

здорового

образа

жизни

дошкольников

необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система

физического воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится

утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное

настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.

Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале

сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу

старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует

их представления о здоровом образе жизни». Кроме повседневной утренней

зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные

занятия.

При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и

различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой

педагогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом

образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на

такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения»,

«Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь

быть здоров – закаляйся!» и многое другое.

Большое значение для формирования основ здорового образа жизни

дошкольников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на

специальных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между

занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия.

Процесс

развития

взглядов

дошкольников

о

здоровом

образе

жизни

непосредственно сопряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности

и порядку.

Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой

причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели

обширно

применяют

художественную

литературу.

Диалог

уже

после

прочтенной книги углубляет ее воспитательское влияние. Важную роль

занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание

аудио дисков и т.д. При проведении работы используют позитивную оценку,

похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое

слово, наоборот, огорчает. Музыкотерапия – один из методов, который

укрепляет

здоровье

детей,

доставляет

детям

удовольствие.

Музыка

способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное

здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей,

повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры

ребенка.

Одной

из

форм

формирования

ЗОЖ

является

активный

отдых:

спортивный досуг и физкультурные праздники. Спортивный досуг – это набор

полюбившихся

дидактических,

подвижных

спортивных

игр,

эстафет,

хороводов,

музыкально-ритмических

композиций,

конкурсов.

Наличие

сюрпризных

моментов,

отсутствие

строгой

регламентации

деятельности

участников, возможность проявить свою индивидуальность позволяют детям

весело и с пользой для здоровья провести время в кругу друзей (сверстников,

детей из других групп, взрослых).

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет

важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой,

обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к

основам ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика

не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются

совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети-

родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет

возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Самыми

распространенными

формами

работы

с

семьей

по

формированию основ ЗОЖ являются: родительские собрания на темы

здоровьесбережения и формирование представлений об основах здорового

образа жизни; конференции; консультации; праздники («Веселые старты», «В

гостях у доктора Айболита», «Папа, мама, я – спортивная семья»); клубы

согласно

увлечениям

(«Здоровая

семья»);

совместные

мероприятия

преподавателей, родителей и детей; дни открытых дверей; КВН, викторины;

дни здоровья; туристические походы, спортивные соревнования; выставки

детских работ; «Круглые столы»; «Устные журналы» для родителей; выпуск

журналов «о ЗОЖ», «Здравница» и др.; выпуск газет «Светофор» и «Мудрая

пчела»; семейные фотовыставки «Мы и ЗОЖ»; конкурсы на лучшие семейные

проекты, поделки; мини-турпоходы; открытые занятия для родителей; «День

радости»; консультативные Дни «Сотрудничество»; выпуск семейных газет;

родительская газета «Здоровье»; «Семейный музей».

Использование современных здоровьесберегающих технологий имеет

большое значение в здоровьесбережении, оздоровлении и укреплении здоровья

дошкольников, активно помогает ДОО в решении главных задач: повышает

качество дошкольного образования, имеет огромную роль в воспитании детей,

формировании представлений о здоровом образе жизни. Используемые в

комплексе современные здоровьесберегающие технологии в итоге формируют

у ребенка стойкую мотивацию на ЗОЖ.

Таким образом, эффективность усвоения здорового образа жизни

дошкольниками старшего возраста зависит не только от методов и приемов

обучения, но и от форм организации учебно-воспитательной работы.



В раздел образования