Автор: Каргина Анастасия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Каргина Анастасия Евгеньевна, воспитатель;
МБДОУ №18, г. Ленинск-Кузнецкий; Кемеровская область-Кузбасс.
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего
дошкольного возраста»
Проблема изучения здорового образа жизни одна из центральных в
психолого-педагогической науке.
Эффективность воспитания и обучения детей напрямую зависит от их
здоровья.
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития
детского организма.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором
можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность
зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и
личности.
Отношение
ребенка
к
здоровью
напрямую
зависит
от
сформированности в его сознании этого понятия.
Основы
здорового
образа
жизни
у
детей
дошкольного
возраста
определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа
жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности),
и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка
способами
У детей старшего дошкольного возраста происходит перестройка всех
физиологических систем, которая характеризуется:
-
повышенной
чувствительностью
к
неблагоприятным
условиям
окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому
напряжению;
- активным развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной ткани,
причём крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие (легче даются
крупные движения);
- протеканием (в периоде с 5 до 7 лет) ростового скачка – критического
периода;
- индивидуальным темпом развития (ребёнок способен лишь на то, для
чего созрел);
-
потребность
в
положительных
эмоциональных
контактах
с
окружающими, в любви и доброжелательности;
- потребность в активном познании и информационном обмене;
- потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по
интересам;
- потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и
сверстниками;
- потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих
достижений со стороны взрослых и сверстников;
- расширяется круг общения детей, что является важным условием
активного процесса социализации;
- появляется разнообразное и содержательное общение со взрослыми
сверстниками (подражание, копирование интонации, манеры общения);
- дети ориентируются в нормах поведения (хорошо – плохо, осознавая
последствия многих действий, но нередко действует импульсивно, по первому
побуждению).
При формировании представлений об основах здорового образа жизни у
детей старшего дошкольного возраста педагоги используют различные методы,
формы, средства в построении образовательно-воспитательного процесса.
Главными формами работы считаются занятия, досуги, режимные моменты,
спортивные состязания и праздничные дни.
Для
формирования
основ
здорового
образа
жизни
дошкольников
необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система
физического воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится
утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное
настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.
Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале
сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу
старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует
их представления о здоровом образе жизни». Кроме повседневной утренней
зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные
занятия.
При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и
различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой
педагогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом
образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на
такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения»,
«Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь
быть здоров – закаляйся!» и многое другое.
Большое значение для формирования основ здорового образа жизни
дошкольников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на
специальных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между
занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия.
Процесс
развития
взглядов
дошкольников
о
здоровом
образе
жизни
непосредственно сопряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности
и порядку.
Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой
причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели
обширно
применяют
художественную
литературу.
Диалог
уже
после
прочтенной книги углубляет ее воспитательское влияние. Важную роль
занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание
аудио дисков и т.д. При проведении работы используют позитивную оценку,
похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое
слово, наоборот, огорчает. Музыкотерапия – один из методов, который
укрепляет
здоровье
детей,
доставляет
детям
удовольствие.
Музыка
способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное
здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей,
повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры
ребенка.
Одной
из
форм
формирования
ЗОЖ
является
активный
отдых:
спортивный досуг и физкультурные праздники. Спортивный досуг – это набор
полюбившихся
дидактических,
подвижных
спортивных
игр,
эстафет,
хороводов,
музыкально-ритмических
композиций,
конкурсов.
Наличие
сюрпризных
моментов,
отсутствие
строгой
регламентации
деятельности
участников, возможность проявить свою индивидуальность позволяют детям
весело и с пользой для здоровья провести время в кругу друзей (сверстников,
детей из других групп, взрослых).
Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет
важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой,
обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к
основам ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика
не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются
совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети-
родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет
возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Самыми
распространенными
формами
работы
с
семьей
по
формированию основ ЗОЖ являются: родительские собрания на темы
здоровьесбережения и формирование представлений об основах здорового
образа жизни; конференции; консультации; праздники («Веселые старты», «В
гостях у доктора Айболита», «Папа, мама, я – спортивная семья»); клубы
согласно
увлечениям
(«Здоровая
семья»);
совместные
мероприятия
преподавателей, родителей и детей; дни открытых дверей; КВН, викторины;
дни здоровья; туристические походы, спортивные соревнования; выставки
детских работ; «Круглые столы»; «Устные журналы» для родителей; выпуск
журналов «о ЗОЖ», «Здравница» и др.; выпуск газет «Светофор» и «Мудрая
пчела»; семейные фотовыставки «Мы и ЗОЖ»; конкурсы на лучшие семейные
проекты, поделки; мини-турпоходы; открытые занятия для родителей; «День
радости»; консультативные Дни «Сотрудничество»; выпуск семейных газет;
родительская газета «Здоровье»; «Семейный музей».
Использование современных здоровьесберегающих технологий имеет
большое значение в здоровьесбережении, оздоровлении и укреплении здоровья
дошкольников, активно помогает ДОО в решении главных задач: повышает
качество дошкольного образования, имеет огромную роль в воспитании детей,
формировании представлений о здоровом образе жизни. Используемые в
комплексе современные здоровьесберегающие технологии в итоге формируют
у ребенка стойкую мотивацию на ЗОЖ.
Таким образом, эффективность усвоения здорового образа жизни
дошкольниками старшего возраста зависит не только от методов и приемов
обучения, но и от форм организации учебно-воспитательной работы.