Автор: Кузбаева Динара Амангильдыевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 68
Населённый пункт: Челябинская область г.Магнитогорск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Знакомство детей с профессиями»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Знакомство детей с
профессиями»
Описание материала:
Методическая
разработка (консультация) поможет родителям
в
формировании
у
детей старшего
дошкольного
возраста
первичных
представлений о значении труда в жизни человека.
Представленный
материал
будет
интересен
и
полезен родителям;
воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Информацию можно использовать на родительских собраниях, оформить ее в
папки – передвижки в группе или разместить на сайте ДО, персональных
сайтах педагогов.
Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей старшего
дошкольного возраста с трудом взрослых.
Задачи:
содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива
ДОУ с семьей; совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по
ознакомлению старших
дошкольников
с
трудом
взрослых;
повышать
интерес родителей к расширению своих знаний по трудовому воспитанию
дошкольников.
Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы,
чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в
какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь
на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему
тяготеет их ребенок больше всего. Знакомство детей с профессиями можно
начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в
коллективе
–
это
качества,
которые
необходимо
воспитывать
в
подрастающем поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет
знакомство с
трудом
взрослого
человека.
Рассказы
детям
о профессиях расширяют
их
кругозор,
у
них
проявляется
интерес
к
окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Как рассказать детям о профессиях.
Например, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну.
Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город
был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите
внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром,
потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на
полках и т. д.
1
Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить
суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с
другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди.
Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами.
Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится
приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.
Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать
ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над
другой.
Это
создает
пренебрежительное
отношение
к
людям
данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор
возить.
Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они
могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями,
понять кто и что делает на работе.
Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в
старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение.
Многие специалисты придерживаются мнения, что основные понятия
закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот
период ребенок, как губка впитывает всю информацию. Чем шире его
знания, тем легче ему будет в будущей жизни.
Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать
им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей
подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого
рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их
инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение
ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.
Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и
школе.
В детском саду обычно есть игровые модули: кухни, магазины,
парикмахерские и т. д. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом
взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность,
инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки
по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий,
а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже
в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это
совместные мероприятия, посещение родителями разных мероприятий. Есть
такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем.
Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на
утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.
Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за
другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов,
обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей
правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию
по душе.
2
Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно
именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает успешной
социализации личности, найти свое место в обществе.
В
каждой
семье
по-разному
подходят
к
обучающему
моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш
готов
получать
знания.
Как познакомить ребенка
с
окружающим
растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить
малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее
чрезвычайно
важно
для
самосознания
ребенка,
для
правильного
формирования отношения к собственному труду и работе других людей,
определения их роли в человеческой жизни.
Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок
развивается.
Когда
ребенка знакомить
с
профессиями?
Начинать
рассказывать
некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-
двухлетнего возраста малыша.
Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во
взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие
вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или, о
чем совершенно не имеют представления.
Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых
дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного
транспорта, дворники, врачи, полицейские, пожарные.
Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах,
инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия
других профессий. С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем
работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа,
чем ценна.
С возрастом информация должна дополняться.
Как же познакомить ребенка с профессиями?
Походы на рабочие места и экскурсии. Чтобы рассказать малышу о
таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в
продуктовый
магазин,
в
столовую,
подойти
к
возводящемуся
или
ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы
работы и используемые инструменты.
Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату
отдает
их
покупателю
и
т.
д. Познакомить
ребенка
с
пожарными,
библиотекарем, работниками музеев и т. д. можно, совершив экскурсию на
их рабочее место в рамках сетевого взаимодействия с предприятиями города.
Чтение книг
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных
рабочих профессийв своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут
3
ремесла?», В. Маяковский – «Кем быть?», А. Барто – «Маляр», «Песня
моряков», «Ветеринарный
врач».
С.
Михалков
– «Парикмахер», «Дядя
Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С.
Чертков
–
Детям
о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер
», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожа
рный», «Ученый», «Музыкант» и
др.
Читая
произведение
и
показывая
иллюстрации, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник,
почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать стихи и загадки
о профессиях, рассказы.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является
игра. Забавляясь с ребенком, или, когда он общается с друзьями,можно
предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или
полицейского.Для
этого
необходимо
предоставить
вспомогательную
атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку,
книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.
В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства
(пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из
картона знаки
дорожного
движения,
так
и
купленные
тематические
наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие
развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и
особенностями профессий, развивают фантазию.
Мультфильмы и специальные видеоролики
Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных
и
усидчивых
малышей.
Обучающие
видеоролики
или
мультфильмы
о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной
форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют
особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за
действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить
названия ранее незнакомых предметов и действий.
Дидактический материал: детям о профессиях Производители детской
продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков
разнообразные
карточки
и
плакаты
с
изображением
представителей
разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина –
танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с
ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний
вид работника и нарисованные аксессуары.
4
5