Эффективное средство успешной самореализации дошкольников средствами изобразительной деятельности
Автор: Сазонова Екатерина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Радуга" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Эффективное средство успешной самореализации дошкольников средствами изобразительной деятельности Раздел: дошкольное образование
Эффективное средство успешной самореализации дошкольников
средствами изобразительной деятельности
Сазонова Екатерина Валерьевна,
Воспитатель МАДОУ ДС «Радуга
г. Новый Уренгой
В условиях сегодняшней жизни, ее темпа и информационной
насыщенности предъявляются высокие требования к человеку. Люди нового
тысячелетия более интегрированы в мировом культурном прогрессе, полнее
ощущают себя частью единой цивилизации.
В настоящее время, когда повышение производственной культуры
потребует высокий эститизации любого труда, важно уже с дошкольного
возраста развивать у детей высокий художественный, эстетический вкус.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается
человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со
ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их
создателя.
Творческая деятельность привлекает к себе людей тем, что позволяет
испытать радость высшего человеческого порядка – радость преодоления,
радость
творчества.
Как
правило,
во
всех
определениях
творчества
отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый,
оригинальный
продукт,
имеющий
общественное
значение.
Общественное
значение
имеет
не
только
результат
творческой
деятельности,
но
и
сам
процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели
безынициативный исполнитель. Да и интерес к творчеству в настоящее время
обусловлен общественными потребностями.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой
стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с
интересом и любопытством пытался лепить, делать цветы, кораблики из
бумаги,
некоторые
делали
замечательные
игрушки.
Предметная
среда
окружает
человека
постоянно,
она
влияет
на
подсознание,
позитивно
и
негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения.
Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное
развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую
деятельность.
В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты,
способные
творчески
мыслить,
искать
нестандартные
пути
решения
различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить
творческого человека необходимо начинать с детства. Детское творчество –
сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого
себя,
способ
выражения
своего
отношения
к
познаваемому.
Творчество
имеет
важное значение для личностного развития человека в пору его детства
и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому
необходимо
создание
оптимальных
условий
для
организации
детского
творчества с раннего возраста.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде
и
возрождению
угасающих
видов
народного
декоративно-прикладного
искусства.
И
мы
с
детьми
на
занятиях
постигаем
основы
декоративно
прикладного искусства, становимся творцами удивительных предметов.
Работа
с
детьми
в
детском
саду
осуществляется
по
следующим
направлениям: «Лепка», «Работа с природным материалом», «Аппликация»,
"Конструирование", "Бисероплетение". Такое разнообразие позволяет сделать
процесс
обучения
интересным
и
динамичным. Сколько
неповторимых
и
оригинальных
сувениров
можно
сделать
с
детьми
на
занятиях.
Важно
показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно
изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие. С
целью развития творческих и личностных способностей детей на занятиях,
была
разработана
комплексная
образовательная
программа
«Творчество
души». Программа ориентирована на раскрытие и обогащение духовного
мира
детей,
на
художественно-эстетическое
образование.
Программа
«Творчество души» содержит темы об истории, об основных приемах и
технологиях указанных. Курс построен на последовательности обучения – от
простого
к
сложному,
он
систематизирует
знания,
полученные
на
теоретических занятиях с применением их на практике. Занятия проводятся с
элементами
здоровьесберегающих,
игровых,
личностно-ориентированных,
развивающих
и
других
технологий. В
ходе
реализации
программы
выработаны интересные приемы мотивации к развитию детского творчества,
стимулирования и поддержки интереса детей в процессе работы. Просто
объяснить и показать, конечно, мало. Очень помогает то, что в системе
дополнительного образования мы общаемся с детьми неформально, часто
ведем беседы на самые разные темы, которые волнуют детей.
Важное
практическое
значение
в
развитии
творчества
имеет
разработанный
к
программе
учебно-методический
комплект
(УМК),
в
который входят конспекты занятий, дидактический и наглядный материал,
схемы,
технологические
карты,
альбомы
с
наглядными
материалами,
слайдовые презентации, образцы изделий, фильмы по истории ДПИ и другое.
Занимаясь
на
занятиях,
дети
учатся
решать
различные,
возникающие в
процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в
свой
труд
душу.
Очень
важно
создать
эмоционально
благоприятную
обстановку на занятиях для каждого ребенка и обеспечить его духовное
развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить
радость
творчества,
испытать
счастье
и
гордость
за
результаты
своего
труда.
Задача
педагога
не
только
выявить
творческие
способности
обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к
каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших
условий
творческого
развития
ребенка.
Через
индивидуальный
подход
поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих.
Успех
ребенка
во
многом
зависит
от
умения
педагога
организовать
занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться.
Педагог
должен
уважать
личность
ребенка,
от
природы
все
дети
психологически
разные,
неповторимые.
Только
индивидуальный
подход
может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению
его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей
физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. К такой
работе надо бережно относиться. Просмотр и анализ детских работ в конце
занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка и здесь
педагогу необходимо тактично подойти к оценке вложенного труда каждого
обучающегося.
Кого-то
нужно
похвалить,
а
кого-то поддержать
за
его
неудачу, тем самым вызвать у него стремление выполнить следующую работу
намного лучше. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда,
ребенок, по настоящему ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья
творческого труда будет больше, и тогда ребенок поймет, что труд, состоящий
из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется
обогатить
свою
жизнь
не
просто
трудом,
а
трудом
творческим
–
так
вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших
успехов в жизни.
Педагог сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки,
уметь работать с различными материалами и инструментами; апробировать
инновационные
технологии
и
методики
в
своей
работе,
использовать
технологии развивающего обучения, вести мониторинг творческого развития
ребенка. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом
зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребенка, вовремя его
поддержать, помочь, отметить его успехи. Для достижения успехов в
творческом коллективе необходима атмосфера взаимопонимания, взаимной
поддержки, где никто не боится высказать личное мнение, каждый имеет
право
на
заблуждения
и
ошибки.
При
этом
участнику
образовательного
процесса необходимо осознать, что любой его поступок затрагивает интересы
окружающих
и,
следовательно,
нет
места
вседозволенности.
Творчество
возникает тогда, когда сняты определенные барьеры (внешние и внутренние),
и то, что «звенит и светится» внутри человека, свободно, как песня, выходит
во внешний мир.
Потребность
детей
проявлять
себя
в
творчестве
очень
велика,
ее
удовлетворение
дает
им
интенсивное
ощущение
радости
жизни.
Надо
оберегать в каждом ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом
научной,
производственной,
культурной,
общественной
жизни,
творцом
своей собственной личности.
Таким
образом, занятия
по
декоративно
–
прикладному
искусству
являются
стартовой
площадкой
для
формирования
творчества
детей,
помогают им реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью
педагога и представить их на городских, окружных, всероссийских выставках
детского
творчества. Постепенно
из
маленького
человека
вырастает
творческая личность, способная созидать.
Список используемой литературы
1 . Б о н д а р ь ,
С . А .
В л и я н и е
о р и г а м и
н а
р а з в и т и е
л и ч н о с т и
ребенка.// Дополнительное образование и воспитание, № 10,2009. – С. 4-
7.
2.Львова,
Г.А.
Развитие
трудолюбия
на
занятиях
по
декоративно-
прикладному творчеству.//Дошкольное воспитание, № 2,2009. – С.6-12.
3.
Майорова,
Н.Г.
Воспитание
творческой
личности.//
Дошкольное
воспитание, № 11,2009. – С.3-8.
4.Педагогика: Большая современная энциклопедия. //Сост.Е.С. Рапацевич. -
Мн.: «Современное слово», 2005.-720с.
5.Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для
слушателей
курсов
повышения
квалификации
работников
образования.
//Авт.-сост. И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 28с.