Автор: Кустова Ольга Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Тамбовская область, р.п. Мордово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения
употреблять предлоги
.
Очень часто дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности в
употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его
правильного использования ребёнок не может построить предложение, со-
гласовать в нём слова и следовательно речь его становится аграмматичной.
В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с
этим такое направление в речевом развитии как обучение умению употреб-
лять предлоги становиться очень важным в работе с воспитанниками, имею-
щими нарушения речи.
Предлоги делятся на группы:
1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объ-
ектов в пространстве.
2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или
объектов.
3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение пред
метов относительно друг друга.
4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Как же организовать эту работу? Прежде всего, необходимо научить ребёнка
слышать предлоги, понимать предлоги как отношения между предметами,
проговаривать их, а затем уже переходить к развитию умения использовать
их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в
понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее диффе-
ренциация этих двух предлогов.
Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него
должны быть сформированы начальные пространственные представления.
Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных
отношений. Если ребенок не различает понятия «вверху», «внизу» «впере-
ди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.
Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых,
затем постепенно переходят к сложным предлогам.
Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изоб-
ражении.
Это нужно делать посредством игр
в окружающем их про-
странстве.
С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги
на плоскостном изображении. При этом для лучшего понимания и запомина-
ния необходимо познакомить детей со схемой предлогов. В этом возрасте
детям вместо термина «предлог» даётся понятие «маленькое слово». В стар-
шем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги: на, в, за, под,
над, к , от, по, около, перед.
В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с термином
«предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из,
из-за, из-под, между.
Объяснять предлоги с детьми с ОВЗ необходимо с наглядной опорой (схемы
предлогов, сюжетные картинки, символы слов-действий) и, конечно же в иг-
ровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закрепят полученные
знания.
Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображении
необходимо по этапам:
1. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему
предлога и символов слова – действия.
2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему
предлога и схему слова – действия.
3. Составление предложений с опорой на предметные картинки и схему
предлога.
4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.
5. Составление предложений с указанным предлогом.
Если дети усваивают материал, указанные этапы можно объединить пропу-
стить.
Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае
предлог, закрепилась в речи, необходимо достаточное количество повторе-
ний, т.е. играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых
один предлог будет многократно повторяться.
Правильность и точность употребления в значительной степени расши-
ряет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает
такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.
.