Напоминание

"Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"


Автор: Кустова Ольга Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Тамбовская область, р.п. Мордово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование метода моделирования при формировании у дошкольников с ТНР умения употреблять предлоги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи умения

употреблять предлоги

.

Очень часто дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности в

употреблении такой грамматической категории как предлог. Без умения его

правильного использования ребёнок не может построить предложение, со-

гласовать в нём слова и следовательно речь его становится аграмматичной.

В дальнейшем у таких детей будет нарушена и письменная речь. В связи с

этим такое направление в речевом развитии как обучение умению употреб-

лять предлоги становиться очень важным в работе с воспитанниками, имею-

щими нарушения речи.

Предлоги делятся на группы:

1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объ-

ектов в пространстве.

2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или

объектов.

3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение пред

метов относительно друг друга.

4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.

5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.

6. Сложные предлоги (из-за, из-под).

Как же организовать эту работу? Прежде всего, необходимо научить ребёнка

слышать предлоги, понимать предлоги как отношения между предметами,

проговаривать их, а затем уже переходить к развитию умения использовать

их в собственной речи. Изучаются предлоги по одному. Дети тренируются в

понимании и использовании. Затем берётся другой предлог, а далее диффе-

ренциация этих двух предлогов.

Для того чтобы ребёнок научился слышать и понимать предлоги у него

должны быть сформированы начальные пространственные представления.

Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных

отношений. Если ребенок не различает понятия «вверху», «внизу» «впере-

ди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи он не сможет.

Знакомство с предлогами в дошкольном возрасте начинают с простых,

затем постепенно переходят к сложным предлогам.

Детям до 5 лет нельзя давать изучение предлогов на плоскостном изоб-

ражении.

Это нужно делать посредством игр

в окружающем их про-

странстве.

С детьми старшего дошкольного возраста желательно изучать предлоги

на плоскостном изображении. При этом для лучшего понимания и запомина-

ния необходимо познакомить детей со схемой предлогов. В этом возрасте

детям вместо термина «предлог» даётся понятие «маленькое слово». В стар-

шем дошкольном возрасте изучаются следующие предлоги: на, в, за, под,

над, к , от, по, около, перед.

В подготовительной группе рекомендуется познакомить детей с термином

«предлог». В этом возрасте в речи детей закрепляются такие предлоги как из,

из-за, из-под, между.

Объяснять предлоги с детьми с ОВЗ необходимо с наглядной опорой (схемы

предлогов, сюжетные картинки, символы слов-действий) и, конечно же в иг-

ровой форме. Так воспитанники лучше всего усвоят и закрепят полученные

знания.

Изучать и закреплять предлоги в речи детей на плоскостном изображении

необходимо по этапам:

1. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему

предлога и символов слова – действия.

2. Составление предложений с опорой на предметные картинки, схему

предлога и схему слова – действия.

3. Составление предложений с опорой на предметные картинки и схему

предлога.

4. Составление предложений с предлогом на основе сюжетных картинок.

5. Составление предложений с указанным предлогом.

Если дети усваивают материал, указанные этапы можно объединить пропу-

стить.

Очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае

предлог, закрепилась в речи, необходимо достаточное количество повторе-

ний, т.е. играя или занимаясь с детьми, надо создать ситуации, в которых

один предлог будет многократно повторяться.

Правильность и точность употребления в значительной степени расши-

ряет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает

такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.

.



В раздел образования