Напоминание

Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста


Автор: Христюк Ирина Степановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 68 "Теремок" города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 68 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Тема: Преемственность работы дошкольного образовательного

учреждения и семьи по развитию познавательной деятельности детей

дошкольного возраста

Автор: Христюк Ирина Степановна,

заведующий МБДОУ «Детский сад

№ 68 «Теремок»

Детство — это уникальный период в жизни человека. Опыт детства во

многом определяет взрослую жизнь человека.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся

самые главные люди в его жизни — родители (законные представители).

Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок

растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим

его людям.

При поступлении в детский сад ребенок попадает в иную среду. Теперь его

окружают

другие

люди,

которые

целенаправленно

и

систематически

воспитывают

у

него

нравственные

качества,

учат

ориентироваться

в

окружающем мире, расширяют познавательный кругозор. Все эти изменения

ребёнку будет легче преодолеть, если с ним рядом будут его близкие люди,

родители, поэтому, очень важно, чтобы воспитатели и родители работали в

тесном

сотрудничестве.

Важно,

чтобы

родители

были

в

курсе

всего

воспитательно-образовательного процесса, помогали ребёнку добиться нужных

результатов.

Взаимодействие педагога с родителями - достаточно сложный процесс, и

он требует специальной подготовки воспитателей. Необходима убежденность

педагога в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим

условием эффективной работы с детьми. Чтобы решить эту задачу, с

педагогами

дошкольного

образовательного

учреждения

и

родителями

воспитанников

проводится

целенаправленная

работа:

консультации,

индивидуальные беседы. Для изучения потребностей и затруднений в работе

проводятся психолого-педагогические исследования. Через опросы, тесты,

анкеты, выявляется: какая методическая помощь необходима педагогам или

родителям для осуществления воспитательно-образовательного процесса. С

этой же целью для педагогов составляются методические рекомендации по

взаимодействию с родителями. Разрабатываются анкеты, тесты и памятки для

родителей.

Например, для выявления уровня компетентности родителей в вопросе

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста» было

составлено несколько анкет и опросников:

- опросник: «О любви к живому»;

- опросник:

«Экологизация

предметно-развивающей

среды»

(для

выявления уровня знаний в направлении экологического воспитания и

затруднений в работе с детьми по этому направлению);

- тест: «Какие вы родители?» (о взаимоотношениях родителей с ребенком в

процессе формирования познавательной сферы);

- опросник: «Ваш ребенок скоро идет в школу» (вопросы познавательного

характера, для родителей);

- анкета: «Вместе с семьей» (для выявления затруднений у родителей в

организации совместной деятельности с детьми).

После обработки данных материалов педагоги детского сада четко

представляют себе, как они должны строить свою работу с родителями для

усиления результативности и эффективности воздействия на ребёнка, а так же

распределения познавательной нагрузки на него с учётом индивидуальных

особенностей.

Для этого в детском саду проводятся заседания родительского клуба на

темы: «Семья – эрудит», «Семейные увлечения».

Проводятся и заседания «Школы молодой матери», на которых молодым

родителям опытные педагоги и старший воспитатель детского сада дают

консультации на темы: «Эмоциональный мир ребёнка», «Игра в жизни вашего

малыша», «Растём и развиваемся» и другие. Прослушав эти консультации,

родители смогут больше уделять внимания расширению кругозора детей и

накоплению опыта в познании окружающего мира.

Один раз в месяц проводится заседание клуба выходного дня, на котором

дети вместе с родителями участвуют в различного рода соревнованиях,

конкурсах, развлечениях, праздниках, что также способствует развитию их

познавательной сферы.

Одной из распространённых форм работы с родителями, которая активно

пропагандируется

в

учреждении,

является

выявление,

обобщение

и

распространение

опыта

семейного

воспитания,

что

с

интересом

воспринимается большинством родителей. С опытом семейного воспитания

родители выступают на родительских собраниях, заседаниях родительского

комитета, клубах. Через средства наглядности (альбомы, ширмы, стенды)

родители

знакомятся

с

предложенным

опытом,

обсуждают

его,

а

по

возможности и внедряют в свои семьи.

Воспитатели ежедневно общаются с родителями, доводят до них сведения

о том, чем ребенок занимался в детском саду, что узнал нового. Родители

получают от них рекомендации, советы для работы с ребенком дома.

Такое тесное взаимодействие педагогов детского сада с родителями

воспитанников способствует эффективному всестороннему развитию ребенка.

Родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своими

детьми, так и с педагогами. Понимание родителями процессов развития,

происходящих с их ребёнком позволяет намного эффективнее решать задачи

воспитания и развития, а так же использовать потенциальные возможности

ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год / К.Ю.

Белая. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. – 14-21 с.

2.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - СПб.:

Детство-Пресс, 2004, 40 с.

3.

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский Л.С. - М.: Издательство

ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

4.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника.

Методическое пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Владос, 2005. – 143 с.

5.

Микляева

Н.В.

Управление

образовательным

процессом

в

ДОУ

с

приоритетом интеллектуального развития детей / Н.В. Микляева, Ю.В.

Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.

6.

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –

СПб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС», - 128 с.

7.

Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников /

М.А. Панфилова, Н.А. Щербакова, М.К. Ефимов, Л.В. Кузнецова, Е.Б.

Боровкова, Н.И. Водина, Г.Н. Жучкова, М.А. Карпова, О.Д. Котляренко, Е.В.

Лебедева, Н.С. Морозов, Л.А. Навицкая, О.К. Сериков, С.А. Соломахина, В.И.

Суханкова, Л. Татаринова. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 64 с.

8.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд.,

стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 384 с.

9.

Шипицына Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков

общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет / Л.М.

Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - С.Пб.: Детство-

Пресс, 2003. – 384 с.

10. Христюк

И.С.

Активизация

познавательной

деятельности

детей

дошкольного возраста. Методическое пособие./И.С. Христюк, Л.В. Морозова –

Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113с.



В раздел образования