Автор: Христюк Ирина Степановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 68 "Теремок" города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 68 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Тема: Преемственность работы дошкольного образовательного
учреждения и семьи по развитию познавательной деятельности детей
дошкольного возраста
Автор: Христюк Ирина Степановна,
заведующий МБДОУ «Детский сад
№ 68 «Теремок»
Детство — это уникальный период в жизни человека. Опыт детства во
многом определяет взрослую жизнь человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся
самые главные люди в его жизни — родители (законные представители).
Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок
растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим
его людям.
При поступлении в детский сад ребенок попадает в иную среду. Теперь его
окружают
другие
люди,
которые
целенаправленно
и
систематически
воспитывают
у
него
нравственные
качества,
учат
ориентироваться
в
окружающем мире, расширяют познавательный кругозор. Все эти изменения
ребёнку будет легче преодолеть, если с ним рядом будут его близкие люди,
родители, поэтому, очень важно, чтобы воспитатели и родители работали в
тесном
сотрудничестве.
Важно,
чтобы
родители
были
в
курсе
всего
воспитательно-образовательного процесса, помогали ребёнку добиться нужных
результатов.
Взаимодействие педагога с родителями - достаточно сложный процесс, и
он требует специальной подготовки воспитателей. Необходима убежденность
педагога в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим
условием эффективной работы с детьми. Чтобы решить эту задачу, с
педагогами
дошкольного
образовательного
учреждения
и
родителями
воспитанников
проводится
целенаправленная
работа:
консультации,
индивидуальные беседы. Для изучения потребностей и затруднений в работе
проводятся психолого-педагогические исследования. Через опросы, тесты,
анкеты, выявляется: какая методическая помощь необходима педагогам или
родителям для осуществления воспитательно-образовательного процесса. С
этой же целью для педагогов составляются методические рекомендации по
взаимодействию с родителями. Разрабатываются анкеты, тесты и памятки для
родителей.
Например, для выявления уровня компетентности родителей в вопросе
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста» было
составлено несколько анкет и опросников:
- опросник: «О любви к живому»;
- опросник:
«Экологизация
предметно-развивающей
среды»
(для
выявления уровня знаний в направлении экологического воспитания и
затруднений в работе с детьми по этому направлению);
- тест: «Какие вы родители?» (о взаимоотношениях родителей с ребенком в
процессе формирования познавательной сферы);
- опросник: «Ваш ребенок скоро идет в школу» (вопросы познавательного
характера, для родителей);
- анкета: «Вместе с семьей» (для выявления затруднений у родителей в
организации совместной деятельности с детьми).
После обработки данных материалов педагоги детского сада четко
представляют себе, как они должны строить свою работу с родителями для
усиления результативности и эффективности воздействия на ребёнка, а так же
распределения познавательной нагрузки на него с учётом индивидуальных
особенностей.
Для этого в детском саду проводятся заседания родительского клуба на
темы: «Семья – эрудит», «Семейные увлечения».
Проводятся и заседания «Школы молодой матери», на которых молодым
родителям опытные педагоги и старший воспитатель детского сада дают
консультации на темы: «Эмоциональный мир ребёнка», «Игра в жизни вашего
малыша», «Растём и развиваемся» и другие. Прослушав эти консультации,
родители смогут больше уделять внимания расширению кругозора детей и
накоплению опыта в познании окружающего мира.
Один раз в месяц проводится заседание клуба выходного дня, на котором
дети вместе с родителями участвуют в различного рода соревнованиях,
конкурсах, развлечениях, праздниках, что также способствует развитию их
познавательной сферы.
Одной из распространённых форм работы с родителями, которая активно
пропагандируется
в
учреждении,
является
выявление,
обобщение
и
распространение
опыта
семейного
воспитания,
что
с
интересом
воспринимается большинством родителей. С опытом семейного воспитания
родители выступают на родительских собраниях, заседаниях родительского
комитета, клубах. Через средства наглядности (альбомы, ширмы, стенды)
родители
знакомятся
с
предложенным
опытом,
обсуждают
его,
а
по
возможности и внедряют в свои семьи.
Воспитатели ежедневно общаются с родителями, доводят до них сведения
о том, чем ребенок занимался в детском саду, что узнал нового. Родители
получают от них рекомендации, советы для работы с ребенком дома.
Такое тесное взаимодействие педагогов детского сада с родителями
воспитанников способствует эффективному всестороннему развитию ребенка.
Родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своими
детьми, так и с педагогами. Понимание родителями процессов развития,
происходящих с их ребёнком позволяет намного эффективнее решать задачи
воспитания и развития, а так же использовать потенциальные возможности
ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год / К.Ю.
Белая. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 3, 2002. – 14-21 с.
2.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - СПб.:
Детство-Пресс, 2004, 40 с.
3.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский Л.С. - М.: Издательство
ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.
4.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника.
Методическое пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Владос, 2005. – 143 с.
5.
Микляева
Н.В.
Управление
образовательным
процессом
в
ДОУ
с
приоритетом интеллектуального развития детей / Н.В. Микляева, Ю.В.
Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.
6.
Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. –
СПб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС», - 128 с.
7.
Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников /
М.А. Панфилова, Н.А. Щербакова, М.К. Ефимов, Л.В. Кузнецова, Е.Б.
Боровкова, Н.И. Водина, Г.Н. Жучкова, М.А. Карпова, О.Д. Котляренко, Е.В.
Лебедева, Н.С. Морозов, Л.А. Навицкая, О.К. Сериков, С.А. Соломахина, В.И.
Суханкова, Л. Татаринова. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 64 с.
8.
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 384 с.
9.
Шипицына Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет / Л.М.
Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - С.Пб.: Детство-
Пресс, 2003. – 384 с.
10. Христюк
И.С.
Активизация
познавательной
деятельности
детей
дошкольного возраста. Методическое пособие./И.С. Христюк, Л.В. Морозова –
Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113с.