Автор: Кузбаева Динара Амангильдыевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад 68
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья.
Тема: Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
раннего возраста»
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них
положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие
жизни, помогает понять, что красиво и что не красиво. Обязательными
спутниками раннего детства являются сказки, колыбельные песни, пестушки,
потешки и прочее.
Именно
фольклорные
произведения
передают
богатство,
наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые
формы фольклора являются первыми художественными произведениями,
которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям
колыбельные песни, играем с пальчиками. Через русские народные сказки
знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт
показывает,
что
целенаправленное
и
систематическое
использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами
деятельности
(лепка,
рисование,
конструирование,
физическое
и
музыкальное
развитие),
ребенок
получает
первоначальные
навыки
самостоятельной художественной деятельности. С их помощью можно
развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую
культуру речи, обогащать словарь. А.П.Усова считает, что потешки, сказки,
загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития
культуры речи. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки,
являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности.
Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал,
который можно использовать в непосредственно образовательной и в
совместной деятельности. С помощью малых форм фольклора можно решать
практически все задачи методики развития речи и наряду с основными
методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и
нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества
народа. В приложении представлена серия фольклорных произведений по
развитию речи детей раннего возраста.
Кроме этого, фольклорные произведения эффективны в адаптационный
период, можно использовать такие потешки как, например: «Кто у нас
хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка — пригожий».
Такие потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком.
Особое место в развитии детей занимают музыкальные игры-потешки,
песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние
на
их
сенсорно-моторное
и эмоциональное
развитие.
Выполняя
подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше
осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую
моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух
и память.
Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем
пальчиковых
игр
или
логоритмических
упражнений,
которые
также
способствуют развитию речевого общения. Простые движения рук помогают
убрать напряжение и не только снимают усталость, но и повышают
положительные эмоции. Например, пальчиковая игра «Снеговик»: «Тра-та-та!
Тра-та-та! Рады снегу детвора! Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!
Ком на ком поставили, глазки подведём, Нос - морковку вставим, шапочку
найдем. Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!».
Существуют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с
охотой встают. Поочередно поднимая детей, можно приветствовать их
пробуждение ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку
порастушечку».
Малые
формы
фольклора
также
можно
использовать
и
при
формировании навыков самообслуживания и гигиены, при одевании после
сна. Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать у детей положительные
эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается
такой потешкой как: «Водичка, водичка, Ай, лады, лады, лады, Умой мое
личико...Не боимся мы воды, Чистая водичка, Чисто умываемся, Умоет наше
личико!» и другими.
Таким образом, с помощью малых форм фольклора, возможно, легко
установить
эмоциональный
контакт,
эмоциональное
общение
между
педагогом и детьми раннего возраста, развивать у детей речь, обеспечить
чувство комфортности и доверия.
Приложение.
Серия фольклорных произведений для детей раннего возраста
1.Дождик, дождик поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, пропусти.
Дай капусте, подрасти!
2.Уходи с дороги ,кот,
Наша Танечка идет.
Топ, топ-топ, топ,
Никогда не упадет.
3.Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Варю кашу круту.
Подливай молочка,
Накорми казачка.
4.Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей -воришко,
залез в амбаришко.
Клевать просо, тупым носом.
5.Большие ноги шли по дороги топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке топ, топ, топ, топ, топ, топ.
6.Киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
7.Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай.
8. Ой ты , зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет.
Вдоль по улице метет.
9.Валенки, валенки.
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
10.Как на горке снег, снег,
Как под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише -не шуметь.
11.Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
А шар покачу, гулять хочу.
12.Дубы, дубочки,
Пеку блиночки.
Блиночки горячи ,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
Маслицем, сметаною.
13.Ветер-ветерцо-
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
14.Снежки на поле лежали,
Санки по полю бежали.
В санках горностайки,
Не один, а целых два-
Едут в лес по дрова.
15.Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
А шар покачу, гулять хочу.