Автор: Алевтина Александровна Мисько
Должность: Учитель- логопед
Учебное заведение: МДБОУ "Детксий сад №14"
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Игровые методы и приемы при проведении артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мисько А.А
МБДОУ «Детский сад №14»
г.Урай, ХМАО-Югра.
Методическая разработка
Игровые методы и приемы при проведении артикуляционной гимнастики
для детей дошкольного возраста
В методической разработке «Игровые методы и приемы при проведении
артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста», показан
тот материал, с помощью которого у детей повышается интерес к
правильному выполнению артикуляционной гимнастики.
Ребенок идет по трудному, длинному пути, чтоб научиться правильно
произносить определенный звук.
На каждом занятии отрабатываются артикуляционные упражнения, для
подготовки артикуляционного аппарата к постанову звука.
Ребенок прикладывает много усилий, терпения, чтоб добиться желаемого
результата. Он ставит перед собой цель и постепенно движется к ней через
игровые упражнения.
Игровые методы и приемы при проведении артикуляционной
гимнастики для детей дошкольного возраста
Гимнастика артикуляционного аппарата является подготовительным
этапом при постановке звуков. Упражнения подбираются в соответствии с
дефектом звукопроизношения ребёнка. При подборе упражнений необходимо
соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к
более сложным. На коррекционных занятиях используются общепринятые
методы:
наглядный;
словесный;
практический.
Широко применяются приемы:
Словесный: речевой образец;
повтор проговаривания ;
объяснение;
указания;
оценка детской речи,;
вопрос;
Наглядный.
Игровой.
Когда работаешь, на логопедическом пункте с детьми, имеющими
нарушения речи, очень трудно бывает, удержать их внимание, пробудить у них
интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы
усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в
новых условиях.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с
нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной
деятельности. На первых занятиях можно ограничиться несколькими
упражнениями. Здесь мы используем «паровозик» в нескольких вариантах с
применением художественного слова:
«Поезд подает сигнал -
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поет».
«Паровозик-1»-Сейчас наш паровозик отправится в путь и будет нас учить
делать зарядку для язычка (включается гудок). Но, кто едет в вагоне – мы
не знаем. Нам надо открыть окно (работаем над мелкой моторикой
откручиваем крышку). Открываем первое окно, а там – язык объяснение
упражнение: «Непослушный язык» Показ взрослого потом - ребенка.
(ориентируемся на этап работы) Потом открываем второе, третье окно, И
с первыми тремя упражнения ребёнок ознакомлен.
« Весёлый паровоз везёт пассажиров»
«Паровозик-2» - Состав паровозика поменялся. Этот паровоз перевозит
необыкновенный груз - кубики. Я думаю, что этот состав поезда тоже нас
чему ни будь, научит. Кубики не простые на них изображены картинки,
артикуляционные упражнения для язычка.
« Кубики »- Посмотри, сколько кубиков с картинками. Давай их
рассмотрим.(выполняются артикуляционные
упражнения).
« Кубик» - кубик достается из чудесного мешочка, и выполняются те
упражнение, которое есть на сторонах кубика».
- Меняется демонстрационный материал, но цель о подготовке
артикуляционного аппарата остается.
Больше всего нравится работать с муляжом язычка. С помощью его
можно показать, какой должен быть язычок широкий, поднятый или
опущенный. Ребёнок сам может сделать из него
любое положение языка, поднять кончик языка к
верху. В данный момент работают тактильно-
осязательные анализаторы и зрительные.
«Солнышко» - это наглядность с помощью, которой можно ребёнку
доступно показать расположение языка.
«Солнышко просыпается – зарядкой занимается.
Зарядка для язычка очень трудна и для Саши, и для
Маши, а для Наташи …..?»
Артикуляционная гимнастика одна из
трудных компонентов в работе с детьми по
постановке звуков. « Кукла Алиса» -
помощница, которая, как ребенок тоже
учиться выполнять некоторые упражнения. Дети вместе с Алисой
выполняют с желанием артикуляционную гимнастику.
Игры путешествия «Куда тропинка заведет?» – на которых строится
многие логопедические занятия на разных этапах работы. Меняются
сюжеты, а цель коррекционного занятия остаётся. Есть сюжет и перед
ребенком ставиться задача, преодолеть препятствия и достигнуть цели.
Задания строятся по этапам постановки звука. При выполнении заданий
ребенок работает в игровой форме, тем самым
развивает: дыхание, голос, мелкую моторику,
фонематический слух, артикуляционную
моторику и т. д.
Правильно организованная работа по постановке звуков у детей старшего
дошкольного возраста возможна лишь в том случае, если педагог знает и
учитывает индивидуальные особенности развития ребенка.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро.
Поэтому не стоит ждать быстрого показательного успеха. Однако, как
показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а
постепенно
положительные
результаты
начинают
проявляться.
У
детей
появляется
желание заниматься, потому что, увлекательно становиться
выполнять разные виды упражнений. Тем самым у детей просматривается
положительная динамика в звукопроизношении.
От того, как будет проведена коррекционная работа по подготовке
артикуляционного аппарата к постановке звуков, будет виден результат.