Автор: Тимшина Екатерина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Кировским государственным колледжем строительства, экономики и права (филиала) ФГБОУ ВО «Московского государственного университета геодезии и картографии»
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Математика в строительных чертежах
Раздел: среднее профессиональное
Математика в строительных чертежах
Часто среди студентов можно слышать рассуждения о том, что
овладевая
специальностью,
приобретая
профессиональные
знания
в
колледже можно забыть школьный курс, что изучение математики на первом
курсе – это пустая трата времени, и в дальнейшей учебе уже не пригодится. В
этой статье я попробую опровергнуть эту теорию на примере применения
математических знаний при выполнении строительных чертежей
Необходимо понять, что не имея математической основы, невозможно
научиться выполнять основные строительные чертежи: планы, разрезы,
фасады и конструктивные узлы. И дело даже не в умении чертить, а в
развитии технического мышления, чему инженерная графика и в частности
раздел строительного черчения, способствует
Цель моей работы – определить связующие компоненты между
математикой
и
строительным
черчением
и
доказать
необходимость
математических знаний при выполнении архитектурно – строительных
чертежей
Математика – в переводе с древнегреческого «матема» — точная наука.
Это то наука, которая изучает числа, количественные отношения и
пространственные формы. В нее входят такие дисциплины, как арифметика,
алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика. Математика имеет
дело не с реальными объектами, а с их с абстрактными, обобщенными
моделями. Благодаря своей универсальности, математика используется во
всех областях человеческой деятельности: от бытовых задач до сложных
расчетов в научно – исследовательской деятельности
Строительное черчение, как раздел, входящий в курс Инженерной
графики – учебной дисциплины, изучающей основы выполнения и чтения
технических чертежей, способствует формированию умений и навыков
изложения технической мысли с помощью чертежа
Полное овладение знаниями инженерной графики и в частности
строительным черчением, достигается в результате усвоения комплекса
технических дисциплин соответствующего профиля, включающего в том
числе и математику
Связь геометрии и строительного черчения
Геометрия изучает форму предметов, определяет их размеры и
взаимное расположение.
Судя по сохранившимся артефактам, геометрия
развилась с глубокой древности. Еще в древнем Египте люди научились
измерять поверхности при земляных и строительных работах
В геометрии изучают такие геометрические фигуры как треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, многоугольники и тд. В пространстве
геометрия изучает объёмные тела (многогранники и тела вращения). К ним
относятся: куб, параллелепипед, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар и др.
Объёмные тела могут составлять различные комбинации, образуя новые.
Современные здания отличаются разнообразием планировки и фасадов.
Прогуливаясь по улицам города, рассматривая различные здания,
можно заметить, что в очертаниях зданий заложены геометрические формы.
Именно в архитектурных сооружениях геометрия проявляет себя наиболее
ярко
Вот несколько примеров
1 Жилой комплекс «Знак», дом по улице Дорофеева, 26 города Кирова
Планировка дома включает прямоугольные, круглые и многогранные
элементы (Рис. 1) На фасаде здания мы видим сочетание геометрических
фигур: цилиндр, параллелепипеды, конус (Рис. 2)
Рисунок 1 Вид сверху здания по адресу город Киров, улица Дорофеева, дом 26
Рисунок 2 Фасад здания по адресу город Киров, улица Дорофеева, дом 26
2 Жилой комплекс «Алые паруса» по адресу Октябрьский проспект,
дом117 города Кирова
Сочетание
круглых
и
прямоугольных
элементов
в
плане,
цилиндрических и призматических поверхностей на фасаде придают зданию
неповторимую выразительность и гармоничность (Рис. 3)
Рисунок 3 Фасад и план жилого дома по адресу город Киров, Октябрьский проспект, дом117
3 Здание цирка на Октябрьском проспекте, дом 147 города Кирова
является
ярким
примером
сочетания
правильных,
математически
рассчитанных геометрических форм: круга, восьмигранника и полусферы
(Рис. 4)
Рисунок 4 План и фасад здания Кировского цирка
Таким образом, чтобы разработать объемно – планировочное решение
здания и вычертить его, необходимо знать основы геометрии: название,
форму геометрических фигур и объемных тел, уметь рассчитать их размеры,
площадь и объем
Связь алгебры и строительного черчения
При выполнении архитектурно – строительных чертежей приходится
часто обращаться к математическим вычислениям: уметь пользоваться
масштабом, выполнять расчеты линейных размеров и площадей помещений
на планах здания, уметь рассчитывать размеры по высоте при выполнении
разреза и фасада здания, пользуясь высотными отметками. Особые расчеты
выполняют при выполнении чертежа лестничной клетки
Вот некоторые математические расчеты, которые необходимо сделать
при выполнении строительного чертежа марки АС
1 Чтобы рассчитать длину и площадь комнаты, расположенной рядом с
лестничной клеткой необходимо выполнить следующие действия
1)
Определение длины комнаты
6000 – 200 – 190 = 5610 мм
2)
Определение площади этой комнаты
5610 х 3490 = 1958мм
2
= 19.58 м
2
Рисунок 5 План этажа жилого дома
При расчете площадей может возникнуть необходимость расчета не
только простых по форме помещений, но и сложных. В этом случае надо
уметь разделить общую площадь на составляющие геометрические фигуры,
рассчитать площадь каждой фигуры, а затем найти алгебраическую сумму
рассчитанных площадей
2 Чтобы определить высоту окна на фасаде здания необходимо
произвести следующие алгебраические вычисления: из верхней высотной
отметки 2.235 вычесть нижнюю отметку 0.800, так как линейный размер
высоты окна будет равен разности высотных отметок (Рис. 6)
2235 – 800 = 1435 мм
Таким образом, высота окна, выходящего на главный фасад здания
будет равна 1435 мм
Рисунок 6 Фасад здания
3 Действия при расчете лестничной клетки на разрезе здания (Рис. 7)
1)
Определение высоты марша
3000 : 2 = 1500 мм, где 3000 – высота этажа (мм)
2)
Определение количества подступенков в марше
1500 : 150 = 10 штук, где 150 – высота подступенка (мм)
3)
Определение количества ступеней в марше
10 – 1 = 9 штук, где 1 – это фризовая ступень – стыковочный
элемент с верхней и нижней лестничными площадками
4)
Определение длины марша
9 х 300 = 2700 мм, где 300 – ширина проступи
Рисунок 7 Чертеж лестничной клетки в разрезе
3
Расчет уклона скатов стропильной крыши
Математический расчет уклона: противолежащий катет необходимо
разделить на прилежащий (Рис. 8)
Рисунок 8 Расчет уклона
Чтобы определить уклон крыши надо высоту крыши поделить на
половины ее пролета (Рис.9)
Рисунок 9 Элементы скатной крыши
А – половина пролета, В – высота крыши
Пример (Рис. 10)
Рисунок 10 Параметры скатной крыши
Расчет уклона
I = а : в = 3 : 3. 75 = 0.8
Таким образом, уклон крыши составляет 0.8 или 80%
Все выше перечисленные вычисления не сложные, но требуют
определенных математических навыков и развития логического мышления, а
математика как наука, использующая исключительно абстрактные понятия,
построена на законах логики и строго им подчиняется
Надеюсь, что эти примеры доказывают значение математики при
выполнении строительных чертежей. Только комплексное применение
всех знаний, полученных в колледже, позволит получить достойное
профессиональное образование