Напоминание

ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК


Авторы: Прошунина Светлана Сергеевна, Александрова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: г.Игарки
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки

Методическое пособие

Игротека «Весёлый

язычок»

Использование дидактических игр

по формированию у детей звуковой культуры

речи.

Воспитатели:

Александрова О.С.

Прошунина С.С.

г. Игарка 2023г.

2

Аннотация

Описание: Игротека будет интересна педагогам и родителям, тем, кто

занимается с детьми развитием речи.

Дидактическая игра может быть использована в любых групповых

помещениях для занятий, в любое свободное время, для работы с

родителями.

3

Содержание

Введение………………………………………………………………..……4

Основная часть…………………....................................................................5

1.

Теоретическая часть…………………………………………..…….…...5

2.

Практическая часть……………………………………………..…........9

2.1.

Дидактические игры…………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………..…..11

Список используемых источников ………………………………..…..….12

4

Введение

Актуальность

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого и

ребёнка,

игра

является

основным

видом

деятельности

детей.

А

самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,

если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Они помогают ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, и

расширить его кругозор.

5

Основная часть

Цель данного пособия: формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

Обучающие: совершенствовать умение правильно произносить все

звуки родного языка: изолированно, в словах, фразовой речи. Закреплять

умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции

и звучанию согласные звуки. Определять звук в слове.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, что немаловажно для

совершенствования речи и интеллекта, тактильных ощущений, чувство

цвета, эстетического восприятия. Развивать интонационную выразительность

речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к звуковой культуре речи, умение

логически мыслить, бережно относиться к игровому материалу.

1. Теоретическая часть.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике внимание

ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования

отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б.) показали, что

развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но,

прежде всего в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что

дети отражают в ней различные стороны жизни, уточняют свои знания об

окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания

ребенком действительности.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое

явление, которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок

учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает особенности

общения

с

людьми,

развивает

свои

умственные

способности

и

познавательные интересы.

Дидактическая игра способствует:

- Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их

обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно

выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе

дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и

наоборот,

единичные

обобщаются;

следовательно,

осуществляется

аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры

как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят

большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых

условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют

имеющиеся у них представления. При этом игры способствуют развитию

памяти, внимания, наблюдательности.

- Умственному развитию. Содержание дидактических игр направлено

на развитие познавательных возможностей и способностей ребёнка, памяти,

логического мышления, расширяет математический кругозор. Повышает

6

качество математической подготовленности детей к школе и активное

использование математических знаний в повседневной жизни.

- Развитию речи детей – пополняется и активизируется словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь,

умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей

активного использования математических понятий. В процессе игр развитие

мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

- Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой

игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми.

С

помощью

дидактических

игр

воспитатель

приучает

детей

самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных

условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы

ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей

среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета

происходит на основе дидактических игр и упражнений, направленных на

совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в

хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Рассмотрев роль

дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить

своеобразие и особенности руководства ими.

Итак, структуру (по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют

основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые

действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К

дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому

основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта

от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему

психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания

детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой

возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми

должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в

игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений

тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется

игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия,

поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической

задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры

является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач –

показатель эффективности игры.

7

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не

обязательны и могут отсутствовать.

Руководство

дидактическими

играми

осуществляется

в

трех

направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с

задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной

игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение

удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры;

определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического

материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях

окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с

содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован

в игре (показ, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и

представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее

подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в

достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как

подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить

индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При

руководстве

дидактическими

играми

необходимо

учитывать

принципы

формирования

игровой

деятельности

у

дошкольников

(предложены Н. Михайленко, Н. Короткова):

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому

следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного

детства

при

формировании

у

ребенка

игровые

умений

необходимо

ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного

периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок

открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы

построении игры.

Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их

вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в

большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними

придумать более сложные правила.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство

взрослого в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми

дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог

выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

8

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное

(познавательное)

и

игровое

(занимательное).

Воспитатель

одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а

дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об

окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно

дидактических

играх)

детям

предлагаются

задания

в

виде

загадок,

предложений, вопросов.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и

её возможности следует использовать во всех сферах образовательной

деятельности и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет

собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и

игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения

детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

воспитания ребенка.

В данном пособии подобраны дидактические игры направленные на

формирование звуковой культуры речи.

Данная дидактическая игротека будет полезна для педагогов и

родителей, занимающихся с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Основные достоинства дидактической игры:

- Доступность

- Эстетичность

- Многофункциональность (использовать можно фронтально, с

подгруппой детей, индивидуально; применять можно в организованной

образовательной деятельности, в режимных процессах, в самостоятельной

деятельности детей, для оформления развивающей среды).

- Применение в качестве образовательной и игровой мотивации

- Экологичность.

Данную

игротеку

целесообразно

использовать

в

различных

направлениях развития детей:

- познавательное;

- художественно-эстетическое;

- речевое;

- социально-коммуникативное.

А также при организации различных видов детской деятельности:

- соотношение звука и буквы;

- ознакомление с русским алфавитом;

-ориентирование в пространстве: вверх-вниз, вправо-влево;

-совершенствование речевого слуха.

9

2. Практическая часть

Дидактические игры

2.1Дидактическая игра «Живая природа».

Цели и задачи: учиться классифицировать объекты живой природы,

собирать целое из частей, развитие внимания, усидчивости, мышления.

Правила игры: воспитатель предлагает детям к одной круглой карточке

подобрать 4 подходящих и присоединить так, чтобы они логически

дополняли центральную карточку.

2.Дидактическая игра «Дары леса».

Цели и задачи:

учить обобщать картинки и распределять их по

группам.

Правила игры:

воспитатель предлагает детям к одной большой

карточке подобрать 4 подходящих и присоединить так, чтобы они логически

дополняли центральную карточку. Далее необходимо рассказать какие общие

характеристики.

3. Дидактическая игра «Собираем цепочку».

Цели и задачи: научить ребёнка составлять цепочки из карточек ,

развитие связной речи.

Правила игры: выбираем оду большую карточку, например «Зима». На

ней нарисованы сюжетные картинки, показывающие состояние растений,

животных и человека зимой. Подбираем маленькие карточки, на которых

изображены животные зимой. Раскладываем их в произвольном порядке.

Глядя на маленькие карточки, задаем ребенку наводящие вопросы, например

«Какого

цвета

заяц

зимой?»

ребёнок

находит

нужную

карточку

и

рассказывает про зайца.

1. Дидактическая игра «Круглый год».

Цели и задачи: развитие речевого творчества, умение придумывать

свой рассказ или сказку на заданную тему.

Правила игры: предлагается детям при помощи опорных карточек

придумать рассказ или сказку по временам года.

5. Дидактическая игра «Давай меняться».

10

Цели и задачи: закреплять навыки классификации, развитие

зрительного внимания, мышления, мелкой моторики.

Правила игры: ребёнок выбирает большую карточку и к ней подбирает

маленькие карточки по заданным условиям. Например, собрать животных

или только домашних животных.

6. Дидактическая игра «Что на картинке»

Цели и задачи: активизировать речь и память ребёнка, увеличить

словарный запас.

Правила игры: игрок наугад выбирает карточку. Он должен рассказать,

что изображено на картинке и к какому времени года относится это явление.

Если ответил правильно, то забирает карточку себе. Победил тот, у кого

больше карточек.

7. Дидактическая игра «Звери потеряли свои буквы»

Цели и задачи: упражнять детей соотносить звук и букву.

Правила игры: детям предлагается помочь зверятам найти свои буквы.

На какой звук начинается слово «Слон»? Правильно на «С», какой буквой он

обозначается? Дети находят букву С. далее так же со всеми зверятами.

8. Дидактическая игра «Лого карты»

Цели и задачи: учить составлять из слогов слова, предложения из

заданных слов. Отработка навыков правильного употребления предлогов в

предложениях.

Правила игры:

1.

Задание на составление слов (используем сторону со слогами)

Ведущий выкладывает перед ребёнком на столе 2-3 карты со слогами,

читает и предлагает объяснить его значение.

2.

Игра по составлению слов.

Ведущий раскладывает на столе все карты вверх стороной со

слогами. Играющие берут одну карту в свой ход, нужную ему для

составления слова. Игра заканчивается, когда заканчиваются все

карты.

3.

«Доскажи словечко» (используем сторону со слогами)

Ведущий выкладывает на стол любую карту той стороной, на которой

написаны слоги и предлагает участникам придумать слова, которые

будут начинаться (заканчиваться) с данного слога. Участники по

11

очереди произносят слова, получая баллы или «фанты». Участник,

который не может составить или придумать слово, пропускает ход.

Игра заканчивается по оговорённому времени, по песочным часам

или по мере истощения словарного запаса участников игры.

9. Подвижная игра «Беги к букве»

Цели и задачи: изучение букв в движении, развитие внимания, памяти.

Правила игры: в группе везде развешаны буквы, дети по сигналу берут

любую букву и по сигналу ищут в группе такую же.

Заключение

12

В ходе использования дидактической игротеки сделаны

следующие выводы:

1. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей

дошкольного

возраста,

формой

обучения,

самостоятельной

игровой

деятельностью и средством воспитания ребёнка. Ее роль заключается в

развитии не только умственных способностей детей, органов чувств,

внимания,

логического

мышления,

самостоятельности

и

активности

мышления, речи детей, но и формированию положительных качеств

личности. Следует учесть, что от разнообразия игры, от ее содержания,

эмоциональной и интеллектуальной насыщенности зависят результаты

жизни и развития индивидуальности и социализации личности.

2. У детей формируется звуковая культура речи: чистое, ясное

произношение звуков в словах, правильное произношение слов, воспитание

выразительности детской речи. Появился стойкий интерес к играм со

звуками и буквами, возросла познавательная активность, повысился уровень

логического мышления.

3. Работа с дидактической игротекой будет продолжена с целью

развития других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной

речи.

4. Повысился интерес родителей к успехам детей.

13

Список используемых источников

1. Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева «Развивающие игры для

дошкольников» 1997г.

2. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева по программе «От

рождения до школы» «Комплексные занятия», Мозаика – Синтез 2018г.

3. Е.О.Ульева «Сценарии игр с дошкольниками» Москва «ВАКОША»,

2019г.

4 В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи» Москва

«ГНОМ и Д» 2001г.

5. А.А.Гуськова «Речевое развитие детей» Москва ТЦ Сфера 2016г.

6. У.М. Сидорова «Формирование речевой и познавательной активности

у детей с ОНР» Москва ТЦ Сфера 2005г.

14



В раздел образования