Напоминание

Обучение ГРАМОТЕ дошкольников 6-7 лет


Автор: Киселёва Нинель Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 372
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение ГРАМОТЕ дошкольников 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ дошкольников 6-7 лет.

Данный курс по Обучению Грамоте рассчитан на детей 6-7 лет, т.к.именно

в этом возрасте игровая деятельность постепенно сменяется на учебную, а

высшие психические функции уже созрели для учебного процесса….

Понятие «ГРАМОТА»

Грамота – это умение читать и писать. Но чтобы грамотно писать,

необходимо правильно слышать то, что сам ребёнок прочитал. Именно этому

дошкольник учится на курсе «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ», где помимо чтения

и письма у ученика активно развивается фонематический слух.

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой

речи. Он помогает ребёнку(человеку) различать слова и формы слов,

похожие по звучанию и правильно понимать смысл сказанного.

СИСТЕМА обучению ГРАМОТЕ.

Обучение грамоте состоит из последовательно-определённых тем.

На начальном этапе стоит знакомство с понятиями БУКВА-СЛОГ-СЛОВО.

Ребёнку предлагается на первых занятиях познакомиться в БУКВАРЕ с

такими ГЛАСНЫМИ, как А,О,У и СОГЛАСНЫМИ С,М – по букварю

ЖУКОВОЙ в процессе чего уже вводится понятие БУКВА-СЛОГ-СЛОВО

как устно, так и наглядно, где объясняется, что БУКВА гуляет одна, в

СЛОГАХ буквы объединяются, становятся друзьями, а в СЛОВЕ дружат

СЛОГИ.

Если дошкольник 6-7 лет не имеет в речи шипящие, сонорные звуки или

другие логопедические, то для Обучения грамоте используется букварь

КОСИНОВОЙ, где логопедические звуки идут почти в конце книги (к этому

моменту - параллельно с обучением грамоте ведётся работа по коррекции

звукопроизношения-логопедические звуки уже , как правило, поставлены и

автоматизируются активно в речи).

Также на каждом занятии мы проговариваем, что каждая согласная

буква ,кроме Ш,Ж,Ц,Ч,Щ,Й имеет два звука – ТВЁРДЫЙ и

МЯГКИЙ,ГЛУХОЙ и ЗВОНКИЙ. Ребёнку на слух даётся ряд слов с

заданной согласной буквой, где он определяет её звук.

Когда ученик усвоил понятия БУКВА-СЛОГ-СЛОВО, мы вводим понятие

ЗВУК и его отличие от БУКВЫ .

И впоследствии всего курса мы периодически повторяем все изученные

понятия.

После того как дошкольник хорошо усвоил понятия БУКВА-ЗВУК-СЛОГ-

СЛОВО мы его знакомим с понятием ПРЕДЛОЖЕНИЕ. В работе наглядно

используем специальную карточку, объясняя, что ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоит

из слов, связанных по смыслу, подкрепляя это заданием на слух:

Логопед называет несколько предложений и просто набор слов, а ребёнок

должен правильно отличить их, анализируя, где был смысл в сказанном, а где

его не было.

Без внимания не остаётся и понятие РАССКАЗ. Логопед объясняет, что

РАССКАЗ состоит из предложений объединённых общей темой. К этому

моменту ребёнок научается читать и небольшие рассказы, где в конце

прочитанного выполняет задание: посчитать количество предложений по

точкам, восклицательным и вопросительным знакам. Так в процессе и

запоминается понятие РАССКАЗ.

Далее по курсу ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ изучаются такие темы как:

-ПРЕДЛОГ

-УДАРЕНИЕ

-ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Подкрепляясь специально подобранными играми.

В конце курса каждому ученику выдаются листы по ИТОГОВОЙ РАБОТЕ

ДОШКОЛЬНИКА, где подобраны задания на каждую пройденную тему в

течении учебного года. За каждое правильно выполненное задание без

ошибок выдаётся 1 наклейка, что очень мотивирует ученика.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Благодаря данной системе обучения грамоте – дошколята-будущие

первоклассники – показывают хорошую успеваемость в первом классе;

школьный материал усваивают без видимых трудностей, а отзывы родителей

только положительные.



В раздел образования