Автор: Киселёва Нинель Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 372
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение ГРАМОТЕ дошкольников 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ дошкольников 6-7 лет.
Данный курс по Обучению Грамоте рассчитан на детей 6-7 лет, т.к.именно
в этом возрасте игровая деятельность постепенно сменяется на учебную, а
высшие психические функции уже созрели для учебного процесса….
Понятие «ГРАМОТА»
Грамота – это умение читать и писать. Но чтобы грамотно писать,
необходимо правильно слышать то, что сам ребёнок прочитал. Именно этому
дошкольник учится на курсе «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ», где помимо чтения
и письма у ученика активно развивается фонематический слух.
Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой
речи. Он помогает ребёнку(человеку) различать слова и формы слов,
похожие по звучанию и правильно понимать смысл сказанного.
СИСТЕМА обучению ГРАМОТЕ.
Обучение грамоте состоит из последовательно-определённых тем.
На начальном этапе стоит знакомство с понятиями БУКВА-СЛОГ-СЛОВО.
Ребёнку предлагается на первых занятиях познакомиться в БУКВАРЕ с
такими ГЛАСНЫМИ, как А,О,У и СОГЛАСНЫМИ С,М – по букварю
ЖУКОВОЙ в процессе чего уже вводится понятие БУКВА-СЛОГ-СЛОВО
как устно, так и наглядно, где объясняется, что БУКВА гуляет одна, в
СЛОГАХ буквы объединяются, становятся друзьями, а в СЛОВЕ дружат
СЛОГИ.
Если дошкольник 6-7 лет не имеет в речи шипящие, сонорные звуки или
другие логопедические, то для Обучения грамоте используется букварь
КОСИНОВОЙ, где логопедические звуки идут почти в конце книги (к этому
моменту - параллельно с обучением грамоте ведётся работа по коррекции
звукопроизношения-логопедические звуки уже , как правило, поставлены и
автоматизируются активно в речи).
Также на каждом занятии мы проговариваем, что каждая согласная
буква ,кроме Ш,Ж,Ц,Ч,Щ,Й имеет два звука – ТВЁРДЫЙ и
МЯГКИЙ,ГЛУХОЙ и ЗВОНКИЙ. Ребёнку на слух даётся ряд слов с
заданной согласной буквой, где он определяет её звук.
Когда ученик усвоил понятия БУКВА-СЛОГ-СЛОВО, мы вводим понятие
ЗВУК и его отличие от БУКВЫ .
И впоследствии всего курса мы периодически повторяем все изученные
понятия.
После того как дошкольник хорошо усвоил понятия БУКВА-ЗВУК-СЛОГ-
СЛОВО мы его знакомим с понятием ПРЕДЛОЖЕНИЕ. В работе наглядно
используем специальную карточку, объясняя, что ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоит
из слов, связанных по смыслу, подкрепляя это заданием на слух:
Логопед называет несколько предложений и просто набор слов, а ребёнок
должен правильно отличить их, анализируя, где был смысл в сказанном, а где
его не было.
Без внимания не остаётся и понятие РАССКАЗ. Логопед объясняет, что
РАССКАЗ состоит из предложений объединённых общей темой. К этому
моменту ребёнок научается читать и небольшие рассказы, где в конце
прочитанного выполняет задание: посчитать количество предложений по
точкам, восклицательным и вопросительным знакам. Так в процессе и
запоминается понятие РАССКАЗ.
Далее по курсу ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ изучаются такие темы как:
-ПРЕДЛОГ
-УДАРЕНИЕ
-ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Подкрепляясь специально подобранными играми.
В конце курса каждому ученику выдаются листы по ИТОГОВОЙ РАБОТЕ
ДОШКОЛЬНИКА, где подобраны задания на каждую пройденную тему в
течении учебного года. За каждое правильно выполненное задание без
ошибок выдаётся 1 наклейка, что очень мотивирует ученика.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Благодаря данной системе обучения грамоте – дошколята-будущие
первоклассники – показывают хорошую успеваемость в первом классе;
школьный материал усваивают без видимых трудностей, а отзывы родителей
только положительные.